|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура Казахстана в XVIII векеПрисоединение Казахстана к России способствовало распространению в Казахстане русского образования. Первые русские школы были созданы в Омске и Оренбурге. Они готовили чиновников для колониального аппарата царизма. В 70-х годах в Омске, Петропавловске и станице Ямышевской учреждаются «гарнизонные школы», готовившие работников военного ведомства. В конце 80-х годов в Омске была открыта «Азиатская школа», которая выпускала переводчиков, писарей, землемеров и топографов. Вместе с русскими детьми в этих школах учились и казахские дети. Однако в школы принимались только дети богатых родителей. Беднякам же туда поступить было почти невозможно. Задача всех перечисленных выше школ заключалась в том, чтобы подготовить послушных царизму чиновников. Однако эти школы в известной мере способствовали распространению в Казахстане русской культуры и грамотности. Были в Казахстане и мусульманские школы (мектебы), т. е. средние религиозные учебные заведения, существовавшие при мечетях и медресе. В них готовили служителей культа. В эти школы также принимали только детей феодально-родовой знати. Детей учил мулла, заставлявший их заучивать наизусть арабские буквы и слова, затем учащиеся переходили к чтению и зазубриванию текстов корана. Наиболее богатые феодалы посылали своих детей учиться в Бухару или Самарканд. Там, в медресе, они изучали арабский язык, арабскую философию, мусульманское законоведение (шариат). В сравнении с прошлыми веками, устное народное творчество в XVIII в. становится богаче и разнообразнее по содержанию, в нем все более явственно выражается протест трудящихся против угнетателей. XVII—XVIII века — это период нашествия джунгарских орд в казахские степи. Казахи, разобщенные своими феодальными распрями, не смогли оказать должного сопротивления и были разбиты. 1723 год —год великого бедствия. Об этом событии народ сложил эпические сказания и исторические песни. В них народ жаловался на жестокую судьбу, проклинал захватчиков и звал к борьбе: Жен, детей, родных наших враг угнал. Некоторые поэты были дружинными певцами, участвовали в военных походах. В своих произведениях они славили патриотизм, воспевали подвиги батыров, призывали к объединению для борьбы с общим врагом — джунгарами. В поэмах, посвященных борьбе с джунгарами, рассказывается о сборах ополчений, о походах, битвах, победах. Эти произведения имели огромное общественное значение. В них было выражено стремление народа к единству, союзу, миру. В конце XVIII в. появились народные песни и предания о восстании крестьян в Младшем жузе под предводительством Сырыма Датова. Из уст в уста передавались в народе рассказы о героической борьбе восставших с ханом Нуралы, о подвигах Сырыма Датова. До нас дошли отдельные произведения казахских певцов XVIII в. Их по праву можно уже считать поэтами и рассматривать их произведения как индивидуальное и самобытное творчество. Бурная эпоха нашла отражение в их песнях. Акыны бичевали в своих песнях казахскую знать. Перед нами проходит вереница кровожадных ханов, лицемерных и хитрых мулл, глупых баев. Поэты призывали в своих стихах к справедливости, учили разумному и доброму в жизни. Они были первыми участниками айтысов (состязаний в песнях). Поэты – свидетели трагических событий первой трети XVIII в. в своих произведениях отразили последствия ойратской агрессии. Яркий представитель устного народно-поэтического творчества XVIII в. - Актамберды жырау (1675-1768 гг.) прославлял знаменитых батыров Кабанбая, Богенбая, призывая к защите отечества. Похоронен в Восточно-Казахстанской области. На вторую половину XVIII в. приходится расцвет Татикары (XVIII в.). Татикара воспевал подвиги легендарных борцов за свободу родины. Плач-причитание о гибели батыра Богенбая содержит достоверные сведения, может служить серьезным источником в изучении эпохи Абылая. Жанибек из рода шакшак, Бокей и Сагыр из рода дулат, Дербисала, Баян из рода уак, Богенбай и другие яркие личности занимают центральное место в произведенях Татикары. Известный в XVIII в. жырау Умбетей (1706-1778 гг.) снискал известность философскими рассуждениями. Постоянный участник поэтических состязаний, безжалостно бичевал неприглядные стороны своих современников. Известно его посвящение прославленному батыру из рода абак-керей - Жаугашару (Шакантаю). Один из самых выдающихся представителей казахской литературы XVIII в. - Бухар-жырау (1684- 1781 гг.), сын батыра Калкамана. В последние годы жизни был дружен с ханом Абылаем, который прислушивался к советам старого мудреца. Поэтическое наследие Бухара воссоздает события политической истории казахской государственности и пронизано историко-философским содержанием. Поэтические строки освещают многие факты последних лет жизни Абылая. Знаменитый Жанак (1775-1846 гг.) - непревзойденный акын-импровизатор. Ему принадлежит один из лучших вариантов «Козы Корпеш - Баян Сулу». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |