АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие просвещения. И. Алтынсарин

Читайте также:
  1. S: Установите соответствие между типом общества и экономическим развитием данного общества.
  2. VII. Человеческое развитие и массаж
  3. Адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, автора Н.В.Нищевой.
  4. Анализ реализации республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на 2011-2016 годы»
  5. Ангионевротическая - первоначально развивается ангионевроз сосудов с ишемическим повреждением тканей отростка, а затем инфицирование и развитие воспаления.
  6. Артерии. Морфо-функциональная характеристика. Классификация, развитие, строение, функция артерий. Взаимосвязь структуры артерий и гемодинамических условий. Возрастные изменения.
  7. Белорусизация и развитие литературы и искусства.
  8. В-3. Циклическое развитие экономики. Причины, фазы.
  9. ВВЕДЕНИЕ В АКУШЕРСТВО. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АКУШЕРСТВА. РАЗВИТИЕ ПЛОДА.
  10. Взгляд на развитие психики В. С. Мухиной
  11. Вклад А.Файоля в развитие управленческой мысли
  12. Вклад П.Друкера в развитие мировой управленческой мысли.

Ыбрай Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель.
Ыбрай Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в Аркарагайской волости (ныне Затобольский район) Костанайской области в зажиточной семье. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда — Бий Балгожа Джан-бурчин состоял на службе в Оренбургской пограничной комиссии и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки, и особенно среди казахов оренбургских степей. В то же время Балгожа являлся знатоком казахского устного литературного творчества, иногда сам сочинял стихи, был красноречивым оратором.
В 1850 году, когда в Оренбурге, административном центре Тургайской области, открылась одна из первых школ для казахских детей, целью которой была подготовка грамотных людей для царской администрации, дед определил Ыбрая в ученики.

В 1857 году Ыбрай Алтынсарин успешно окончил школу и был оставлен при Оренбургской пограничной комиссии, где около трех лет работал писарем. Здесь он продолжал повышать уровень своих знаний, внимательно читал и изучал родную историю, литературу, научные труды и художественные произведения восточной, русской и западно-европейской культуры.
Ы. Алтынсарин, охваченный высоким стремлением принести как можно больше пользы родному народу, мечтал заниматься педагогической работой, в которой видел свое призвание. После долгих хлопот и трудностей ему удалось в 1860 году покинуть Оренбург и перевестись в г. Тургай, но и здесь местные царские власти долго не давали возможности

Ыбраю Алтынсарину посвятить себя любимому учительскому делу, определяя его то помощником судьи, то судьей, помощником начальника, и. о. начальника уезда.

На посту инспектора по народному образованию в Тургайском уезде он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем-просветителем и крупным общественным деятелем. «Школы — это главные пружины образования киргизов, казахов,— писал Ыбрай Алтынсарин,—... на них, и в особенности на них надежда, в них же и будущность киргизского (казахского) народа». Поборник просветительства, Ы. Алтынсарин считал святым долгом образованного человека нести знания детям.

Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, Ы. Алтынсарин часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу светского образования, организует сбор средств для строительства школ. При нем открылись русско-казахские школы в Тургае, Илецкой защите, Иргизе, Актюбинске. Он добивается открытия первой женской школы.
«На нашу долю,— писал он,— теперь выпало самое тяжелое, ответственное время, когда все надо еще создавать, вводить эти нововведения в темную среду и освещать все, насколько хватит у нас сил и уменья... Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей». По его инициативе было открыто 7 начальных школ, 4 двухклассных училища для детей-казахов, в том числе первые школы для казашек с преподаванием в них предметов на родном и русском языках.

Ибрай Алтынсарин в свое время приложил много усилий для просвещения своего народа. Он отправлял неоднократные письма к правительству с просьбами о разрешении открыть учебное заведение для казахских детей. И в 1860 году, удовлетворив многочисленные просьбы Алтынсарина, областное правление все-таки дало согласие на открытие начальной школы в Оренбургском управлении. Открыть школу в глухом городке было нелегким делом (не было средств, школьного помещения и учебных пособий). К этому важному делу холодно отнеслось областное правление и местные власти. Да и сама царская власть не ставила цели просвещать народ, ей нужны были только делопроизводители, знающие языки. Трудности, однако, не остановили Алтынсарина.

К тому же Ибрай Алтынсарин был первым казахом, который в 1861 году получил назначение на должность учителя Тургайской школы.Воодушевленный этим событием и своими просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя значение светского образования. Важно и то, что он находил в народе поддержку. Собрав у местного населения средства, вложив некоторые свои сбережения, Алтынсарин приступил к строительству здания школы.

Торжественное же открытие школы состоялось 8 января 1864 года.В казахской степи её называли «Қара шаңырақ», «первой ласточкой». Ибрай Алтынсарин по этому поводу написал знаменитые свои стихи «Кел, балалар, оқылық!», который был записан и сохранен в архивном письме к другу Ильминскому Н.И.

В 1879 году с образованием областного центра – города Костанай, был решен вопрос о постройке каменного здания под школу. Строительство школы было начато в 1882 году, а в 1884 году Троицкая русско-казахская школа переведена в новое каменное здание и стала называться «Кустанайское двухклассное русско-казахское училище». Перевод школы, находившейся на грани закрытия - прямая заслуга Ибрая Алтынсарина

. Ибрай Алтынсарин в своей педагогической деятельности большое внимание уделял не только вопросам воспитания учащегося, но и вопросам трудового обучения, поэтому он и открыл и ремесленное училище в Тургае, впоследствии названной – Яковлевской.

Изначально решив открыть по одному центральному училищу во всех уездных городах области, он ездил по аулам Торгайской области, собирал с населения средства, а затем открыл по одному двухклассному русско-казахскому училищу в Илецком, Николаевском, Тургайском и Иргизском уездах. Укомплектовал их учениками и учителем.

Диорама " Учащиеся Тургайского ремесленного училища"

Прежде чем открывать школы Алтынсарин предварительно исследовал территориальные расположения населенных пунктов, плотность населения, а затем только приступал к открытию школы.

С именем Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. И в этом, исключительно важном начинании, он также встречал препятствия со стороны царских властей. А когда в Иргизе открылась специальная школа для казахских девочек с интернатом, Алтынсарин от души был рад успеху этого выдающегося начинания.

Наряду с открытием уездных, волостных, аульных школ, одна из главных заслуг Алтынсарина, это - открытие первой казахской Учительской школы в 1883 году в городе Орске, где готовили учителей для казахских школ.

Алтынсарин был любимцем молодежи, всего трудового казахского народа. «Для нас, кочевников, очень дороги произведения И.Алтынсарина, как и он сам, это могут понять те, кому известно значение первой светской литературы в России. Мы готовы видеть в лице г.Алтынсарина героя, который становится отражением всего народа, духа его, ума, нрава, характера и вообще всей жизни».Судьба Ибрая Алтынсарина – нравственный пример для всех, кто жил и живет после нег

Прежде чем открывать школы Алтынсарин предварительно исследовал территориальные расположения населенных пунктов, плотность населения, а затем только приступал к открытию школы.

С именем Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. И в этом, исключительно важном начинании, он также встречал препятствия со стороны царских властей. А когда в Иргизе открылась специальная школа для казахских девочек с интернатом, Алтынсарин от души был рад успеху этого выдающегося начинания.

Наряду с открытием уездных, волостных, аульных школ, одна из главных заслуг Алтынсарина, это - открытие первой казахской Учительской школы в 1883 году в городе Орске, где готовили учителей для казахских школ.

10 декабря 1887 года выдающийся педагог лично открыл и дал первые показательные уроки в Убаганской одноклассной волостной школе в Кустанайском уезде.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)