|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философские представления Дж. Бруно и Н. Коперника окружающем миреФилософия эпохи возрождения. Ее черты и направления. Своё название данная эпоха получила в силу доминирования в ΧV- ΧVІ вв. стремления возродить (с учётом новых социальных реалий) античное культур-ное наследие. Гносеологические предпосылки возрожденческой философской мысли § секуляризация разума в эпоху схоластики: (Появление концепции «двух истин»); § возникновение в тот же период номинализма как гносеологического направления, что способствовало пробуждению интереса к единичным вещам (т.е. к конкретным материальным объектам).
Её черты Поскольку античная культура становится духовным авторитетом, то из ан-тичного философского наследия возрождается: § антропоцентризм как мировоззренческая установка; § убеждённость в могуществе человеческого разума; § интерес к земной жизни, признание её ценности и красоты; § начатое Платоном создание моделей «идеального» общества; § пантеистическое понимание Бога; § поиск внерелигиозных оснований морали.
Вместе с тем в данную эпоху появляются и философские новации: § решающим в человеке стало признаваться его творческое начало; § новое понимание творчества по сравнению с античностью (Если в антич-ности под творчеством имелось в виду или копирование идей (Платон) или подражание природе (Демокрит) и т.д., то в эпоху Возрождения под творчеством стало пониматься самовыражение личности; § возникают новые ценности: § гуманизм (Одно из проявлений гуманизма в архитектуре Возрожде-ния – это сомаштабность архитектурных объектов человеку»); § время (Был выдвинут даже девиз: «Используй время как можно лучше!»); § новым содержанием наполняется понятие «познание» (Оно становится не познанием «вечных идей», «всемогущего Бога» и т.д., а познанием пространственно-временного мира). Идеи возрожденческой философской мысли. Возрождение: · Античного антропоцентризма (возврат, но не отрицание христианства) · Уверенность в могуществе чел разума (изобретения открытия) · Интерес к природе и телесной красоте · Традиции создания совершенного общества. Утопия · Взгляд на человека как на активную творческую личность · Отсутствие связи между религией и нравственностью · Античный пантеизм. Бог – природа · Интерес к природе Новая ценность – гуманизм (человеколюбие)
Положения философского учения Н.Кузанского. (1401 ‒ 1464). Произведения «Наука незнания», «Конъектуры», «Простец об уме» и др. Идеи
Философские представления Дж. Бруно и Н. Коперника окружающем мире. Н. КОПЕРНИК. (1473 ‒ 1543). Произведения «Малый комментарий», «Десять книг Николая Коперника из Торуни об обращении небесных сфер» и др. (Последний труд, по требованию Ватика-на, с 1616г. по 1882г. находился в «Индексе запрещённых изданий»). Идеи онтологические: разработка идеи гелиоцентризма. (Сама эта идея была выдвинута раньше: античным мыслителем Аристархом Самосским, восточным средневеко-вым учёным Аль Бируни и др.). Указанная разработка заключалась в сле-дующем: в формулировке тезиса об относительности восприятия движения. Оно наблюдается в двух случаях: предмет движется относительно наблюдателя; наблюдатель движется относительно предмета; в применении данного тезиса по отношению к небесным телам, в частности, к Земле и Солнцу: Земля неподвижна и мы видим движущееся вокруг неё Солнце; Солнце неподвижно, а мы с движущейся Земли наблюдаем его в различных ракурсах.
В основе космологической системы Аристотеля ‒ Птолемея (которая бы-ла принята и католической церковью) лежал первый вариант, Коперник же настаивал на втором. (Опасаясь гнева Ватикана, он назвал свою точку зрения всего лишь гипотезой); Солнце является центром пусть и громадной, но и всё же ограниченной Вселенной. Таким образом, у Коперника прежняя геоцентрическая кар-тина мира сменяется новой, гелиоцентрической. (Согласно Библии, Бог изгнал человека из Эдема (Рая), а Коперник изгнал его вторично – на этот раз из центра Вселенной); планеты движутся вокруг Солнца по круговым орбитам; источник этого движения – самодвижение (Шарообразность планет, по-лагал Коперник, и есть причина их движения);
гносеологические: предложен новый метод исследования – построение и проверка гипотез. Д. БРУНО. (1548 ‒ 1600). Произведения «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и ми-рах», «О героическом энтузиазме» и др. Идеи онтологические: пантеистическое понимание Бога; в формуле: «Бог = природа» Бруно, в отличие от Кузанского, делает ак-цент не на Боге, а на природе: её он наделяет сакральными свойствами; субстанцией является материя, которая служит «великолепной родитель-ницей и матерью природы»; материи внутренне присуще динамическое начало («душа мира»), благо-даря которому образуются все природные объекты (включая и космиче-ские тела, составляющие Вселенную); Вселенная изотропна (однородна в любом направлении); она бесконечна, поэтому Солнце – не абсолютный, а лишь относительный её центр; число миров во Вселенной (в том числе и обитаемых) тоже бесконечно;
гносеологические: процесс познания должен начинаться с сомнения во всём: ни о чём нель-зя судить на основе общепринятого. («Кто желает философствовать, тот должен вначале во всём сомневаться»); существуют три ступени познания: низшая ‒ чувство (sensus) средняя ‒ разум (ratio) высшая ‒ ум (intellectus).
Полная истина постигается с помощью ума, который может познавать внутренние связи вещей и явлений, а не только их внешние проявления («Ис-тина происходит от чувств, но не заключается в них»); аксиологические: основой нравственности является труд («Прочь от меня … всякое безде-лье, неряшливость, ленивая праздность!»); выдвижение героического энтузиазма как морального принципа. (Под ним Бруно понимает самоотверженность ради высокой цели ‒ познания тайн природы. «Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим»). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |