АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские учения Ф.Бекона, Дж.Локка и Т.Гоббса

Читайте также:
  1. I Курс I I семестр (полная форма обучения)
  2. III. Профиль обучения и отрасли экономики
  3. III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА (заочная дистанционная форма обучения)
  4. III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА (очная форма обучения)
  5. XV. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  6. А не интенсивность, которая выясняется только спустя некоторое время, после получения информации о последствиях.
  7. Аграрные отношения. Процесс читлучения
  8. АЗОТИСТАЯ КИСЛОТА, СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ, СТРОЕНИЕ.
  9. АЗОТНЫЙ АНГИДРИД, СВОЙСТВА, СТРОЕНИЕ, СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ.
  10. Актуальность изучения данного курса
  11. АММИАК, ЕГО СТРОЕНИЕ, СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ И СВОЙСТВА.
  12. Анализ воспитательного потенциала семьи. Методы изучения семьи.

Ф. БЭКОН. (1561 – 1627).

Он является:

• основателем философского направления, получившего впоследствии название «философия науки»;

• родоначальником нового литературного жанра ‒ научной фантастики.

Произведения

«Новый Органон», «О достоинстве и приумножении наук», «Новая Атлантида»

Идеи

• предметом философии является природа, поскольку в ней люди черпают всё необходимое для жизни. (Бог ‒ предмет теологии и поэтому из фило-софии исключается, а человек ‒ часть природы и тем самым уже включён в предмет философии);

• цель изучения природы ‒ достижение господства над ней. (Став «царём» природы, человек может извлекать из неё больше пользы, чем без этого «царского» титула);

• метод получения знаний о природе – индуктивный: от фактов (опыта) к обобщениям. («Путь пчелы» по терминологии Бэкона). «Путь паука», который используют схоласты, по его мнению, является неверным, ибо здесь постулируются (т.е. бездоказательно провозглашаются) общие по-ложения и игнорируются факты. «Путь муравья», используемый преж-ними эмпириками, как считал Бэкон, ‒ тоже неправильный: в этом случае лишь неупорядоченно собираются факты, а обобщения не делаются;

• разграничение двух видов опыта:

• «плодоносных» ‒ приносящих непосредственную практическую поль-зу;

• «светоносных» ‒ дающих знание законов природы.

 

(В этом разграничении в «эмбриональном» виде содержится идея разде-ления наук на прикладные и фундаментальные):

• необходимость процедуры «очищения ума». Её цель ‒ освобождение человеческого разума от тех помех, которые мешают ему достичь истины. По Бэкону эти помехи бывают двух видов:

• во-первых, «призраки» (препятствия), которые встают на пути исследователей природы и которые последними не замечаются, а потому негативно сказываются на полученных ими результатах. Такими «призраками» являются:

• «призраки рода». Человечеству как роду свойственно видеть природу более совершенной, чем она есть на самом деле.

• «призраки пещеры». Субъективизм при познании мира природы: каждый исследователь видит этот мир из своей «пещеры» (т.е. ограниченно). Нейтрализовать негативное влияние этого рода «при-зраков» можно с помощью коллективного опыта, корректирующего опыт индивидуальный;

• «призраки рынка». Употребление исследователями природы неясных (или неоднозначных) терминов. В результате чего «природа в реальности» и «природа в словах» не совпадают.

• «призраки театра». Слепое доверие исследователей природы к идеям авторитетов. Но авторитеты тоже могут ошибаться. Преодо-леть данные призраки можно путём критического восприятия любых идей, от кого бы они не исходили;

• во-вторых, использование исследователями природы «поспешной индукции». (На основе небольшого числа фактов делаются глобаль-ные обобщения). Вместо неё должна быть использована «правильная индукция». Её суть: сначала составляются три «таблицы»:

• «таблица присутствия» (В ней перечисляются все те случаи, где наблюдается исследуемое природное явление);

• «таблица отсутствия». (Здесь фиксируются все те ситуации, где исследуемое природное явление отсутствует);

 

• «таблица степеней». (Она представляет собой перечень случаев, где изучаемое природное явление проявляется с различной степе-нью интенсивности),

 

Потом на основе этих таблиц делаются соответствующие обобще-ния. (Впоследствии соотечественник Ф. Бэкона Дж.С. Миль усовершен-ствовал эту «правильную индукцию» и сейчас её усовершенствованный вариант называется так: «Метод научной индукции Бэкона ‒ Миля»);

• классификация человеческого знания по основанию духовных способно-стей человека:

• память ‒ историческое знание;

• рассудок ‒ философское (теоретическое) знание;

• воображение ‒ искусство (во всём его многообразии);

• тождество знания и могущество человека («…мы можем столько, сколь-ко знаем»);

• тезис о том, что наука занимает не рядовое, а особое место даже среди самых важных дел людей, поскольку она приносит пользу всем и всегда.

Д. ЛОКК. (1632 ‒ 1704).

Он сводил опыт к показаниям чувств, поэтому его гносеологическая кон-цепция носит сенсуалистический характер. (Сенсуализм (от лат. «сенсус» ‒ чувство) ‒ гносеологическое учение, согласно которому чувства являются единственным источником нового знания).

Произведения

«Опыты о законах природы», «Опыт о человеческом разумении», «О пользовании разумением» и др.

Идеи

гносеологические:

• отрицание декартовского тезиса о наличии у человека «врождённых идей» (У Декарта свидетельство их наличия – их всеобщность: они при-сутствуют в умах всех людей. По мнению же Локка, «нет принципов, ко-торые бы пользовались признанием всего человечества». Даже идея Бога не всеобща: есть народы, «у которых нет даже имени для обозначения Бога, как нет ни религии, ни культа»). Разум, по Локку, - это tabula rasa («чистая доска»);

• разум не только не содержит «врождённых идей», но даже не может их из самого себя сотворить, поскольку получает материал для своей деятель-ности от чувств. («Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чув-ствах»);

 

• мы чувствуем внешние материальные объекты, и внутреннюю деятель-ность нашей души и ход наших мыслей. Поэтому наш опыт делится на внешний и внутренний. В связи с этим существуют два источника наших идей: ощущения и рефлексия;

• с помощью ощущений мы воспринимаем качества вещей. Эти качества делятся на первичные (реальные) и вторичные (номинальные). Пер-вые содержатся в самих вещах (структурность, плотность и др.). Вто-рыми являются такие качества, которые, по убеждению людей, при-надлежат самим вещам, но в действительности в них не находятся (звук, тепло и т.д.).

• идеи, полученные из обоих источников (ощущений и рефлексии), яв-ляются лишь материалом познания, но не самим познанием и его ре-зультатом («… познание ‒ это именно восприятие и понимание связи и согласованности либо несогласованности и контраста между нашими идеями. Лишь в этом заключается познание»);

• согласованность (несогласованность) идей постигается двумя способами:

• с помощью интуиции (она усматривается непосредственно);

• при помощи доказательства (она становится очевидной в результате логических процедур);

• знание об ограниченности человеческих познавательных способностей не должно ввергать людей в гносеологический пессимизм, а должно только способствовать трезвости их суждений («Знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездея-тельности. Когда мы будем знать свои силы, мы будем лучше знать, что можем предпринять с надеждой на успех»);

аксиологические:

• если нет врождённых моральных принципов, а чувства являются источ-ником всего, что есть в разуме, то, следовательно, источником наших действий тоже является чувство. Какое же? На этот вопрос Локк даёт следующий ответ: «Что определяет волю, когда речь идёт о наших дей-ствиях? При зрелом размышлении я пришёл к выводу, что не достиже-ние большего блага побуждает человека действовать, как обычно пред-полагается, а некоторое чувство неудобства…»;

• свобода человека является ценностью. Она понимается Локком не как возможность выбора того или иного варианта действий, а как «возмож-ность и способность действовать или же воздержаться от действий».

Гоббс!!

Идеи. 1.Свободы воли нет. Весь мир – взаимодействие тел. Все, что мы делаем – совокупность факторов. 2.Все в мире относительно, как благо так и зло. Жизнь – наименее относительное блго. Смерть – наименее относительное зло. Бог – благо относительное. «Бог добр лишь для тех, кто взывает к его имени, но не для тех, кто поносит его богохульствуя». человек – атом эгоизма. Эгоизм – естественно. 3.Государство возникло из инстинкта самосохранения. Начало жили в естеств состоянии – война всех против всех – инстинкт самосохранения – давайте договариваться – государство


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)