|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современное значение/место биотехнологий в жизни общества; биотехнологии, биогенное общество, биогенно-постчеловеческое обществоБольшая роль или значительное место БТ в жизни общества закономерна, учитывая то обстоятельство, что БТ составляют основу сельского хозяйства, пищевой и фармацевтической промышленности, медицинской деятельности. Со становлением современной, опытной науки, с появлением БТ в широком смысле эта роль еще больше усилилась. При постоянном сокращении занятых в сельском хозяйстве и, одновременном, значительном увеличении населения современных (модернистских, буржуазных, демократических) обществ сельское хозяйство или БТ в сельском хозяйстве, в целом, обеспечивали потребности людей в продовольствии. Биотехнологии в широком смысле обеспечили постоянный рост в области пищевой промышленности и фармакологической промышленности, качественное улучшение или расширения возможностей в области медицины. С 70-х годов ХХ в., с появлением БТ в узком смысле значение их в жизни общества еще более возрастает. Клеточная и генная инженерия позволяет решать много новых проблем. Развитие науки и техники позволяет считать, что это и дальше будет продолжаться. Одним из оснований для этого может служить недавно завершившийся проект по описанию генома человека, позволяющий, в частности, надеяться на выявление конкретных генов, отвечающих за те или иные конкретные болезни. Примерно с 70-80 годов ХХ в., подчеркивая фундаментальное значение БТ для жизни общества (в литературе встречаются предположения, что в XXI в. четверть всей мировой экономики будет, так или иначе, связана с биотехнологиями) появляются представления о появлении «биогенного общества». В принципе, что-то подобное должно быть ожидаемо, учитывая простое, поступательное качественное развитие в области техники. Например, Кантилем (G. Canguilhem), рассматривает биологию как модель техники, считая, что «исходный характер биологической организации является одним из обязательных условий существования и смысла механических конструкций», в обоих случаях есть релевантные теологические принципы, где целое детерминирует части»[5]. Представление о биогенном обществе соотносится с культурологическими исследованиями М. Фуко, который в таких своих работах посвященных сексуальности, медицинским представлениям о норме и патологии, безумию, тюрьмам, формулирует представление о био-власти, соотносимой со всеми следствиями, вытекающими из принятых властными структурами и господствующей культурой нормами человеческого тела и поведения. Развивая идеи М. Фуко о био-власти на современном материале или в условиях современного развития БТ, и понимая био-власть как все антропогенные следствия БТ, П.Д. Тищенко считает правомерным говорить о современном обществе, как об эпохе БТ[6]. В биогенном обществе основополагающими науками и технологиями являются биологические науки и БТ. Биогенное общество – это общество, в котором биология, а не механика, физика, или химия является основополагающей наукой для производства (что, конечно, не отменяет важность математики, информатики, психологии, социологии). Биогенное общество – это общество где основополагающие потребности людей (по крайней мере, реализуемые сферой материального производства) удовлетворяются, главным образом, с помощью БТ, большинство технических решений берет за основу природные «решения» (что началось со становления бионики), а общество в целом ориентировано на целостность и взаимодополнительность биогеоценоза, что, в частности, должно решить проблему свалок и неутилизированных (никому из живых существ не нужных) отходов.[7] В общее представление о биогенном обществе очень хорошо вписываются многие разрабатываемые новые БТ. К примеру, БТ в области биоэнергетики. «Метановое брожение» – давно известный процесс, превращения биомассы в энергию. В отходах пищевой промышленности и сельскохозяйственного производства содержится много углерода, подходящего для организации экономически выгодного метанового брожения. Вполне возможно предположить, что в случае высокой эффективности биоэнергетики, она может претендовать на все большее и большее значение в жизни общества, что, соответственно, должно вести к уменьшению значения других, небиологических источников энергии и других технологий. Также предполагается, что многие проблемы загрязнения окружающей среды можно будет решить с помощью специально созданных микроорганизмов. Объективно и понятно, биогенное общество определяет себя через противопоставление физическим, химическим, механическим наукам и технологиям. Но отметим также то, что, при изложении предполагаемой специфики биогенного общества, акцент делается на БТ в узком смысле, которые явно или неявно начинают противопоставляться всем прошлым БТ. К примеру, предполагается, что с помощью микробного синтеза, который обеспечат БТ в узком смысле, можно получать такое количество качественных ценных питательных веществ для человека, что это приведет к постепенному сокращению значения для обеспечения продовольствием людей традиционного растениеводства и животноводства. (Это может произойти, не смотря на всю возможную помощь со стороны новых БТ, по созданию новейших сверхэффективных сортов и видов культурных растений и животных.) Современным примером биогенного общества, которое уже забыло «клацающих механических роботов», является «общество биотех», описанное известным американским фантастом и футурологом, Б. Стерлингом. Согласно последнему, «общество биотех не клацает, и не бибикает, оно течет, бурлит, пускает пузыри». В этом обществе существует стандартная система ухода за телом человека, который каждое утро получает полную информацию обо всех процессах в организме («только дураков тошнит от этого»). На полочках ванной комнаты человека общества биотеха находятся пилюли с одомашненными микроорганизмами, решающими определенные задачи внутри человека. Часть пилюль включают в себя микрокамеры с микро ЭВМ, которые, передвигаясь по кровеносным потокам человека, позволяют получать информацию о всех его внутренних состояниях, характеристиках и проблемах. Кожа людей немного сальная, а слово «стерильность» означает смерть (бинты в этом обществе не стерильны, а пропитаны специальными микроорганизмами для заживления ран). Микробы в этом мире – важнейшие элементы. (Оказывается, что в нас, в каждом взрослом человеке присутствует/находится около килограмма микробов или около 100 трлн клеток.) Для жителей биотеха «рука и внутренности» одинаковы важны. О микробах болтают за завтраком, их «знают по именам», поскольку микроорганизмы должны и готовы выполнить любое человеческое желание. В целом, идеалом медицины не является создание имплантатов, копий, улучшенных окончательных вариантов. Идеал медицины – постоянное совершенствование. Окружающее человека искусственное также биологично/биотехнологично. К примеру, автомобиль работает на водороде, а когда, отработав свое, машина попадает в утиль, то она сгнивает, как обычный компост.[8] Современные представления о биогенном обществе прямо выводят на проблематику постчеловечества. Приведенные представления об обществе биотех Б. Стерлинга, в целом, это представления постчеловеческие. Общество биотех Б. Стерлинга – это постчеловеческое общество. В контексте становления постчеловеческого биогенного общества затрагивается место БТ среди других известнейших высоких технологий, имеющих самое прямое отношение к тематике постчеловечества. Как правило, подчеркивается, что БТ в наибольшей степени приблизились к решению постчеловеческих задач. К примеру, утверждается, что биомедицинские технологии (для нас современные БТ) – есть «поле самым радикальных преобразований в человеке»[9]. Считая, что сейчас все самое кардинально новое для человечества будет связано либо с БТ, либо с информационными технологиями, Ф. Фукуяма подчеркивает, что сегодня, былая опасность информационных технологий видится несколько преувеличенной, а потенциальные опасности БТ – только увеличиваются[10]. Б.Г. Юдин считает, что Ф. Фукуяма слишком резко противопоставил БТ всем другим технологиям. В частности, Б.Г. Юдин отмечает, что не менее сильным потенциалом, чем БТ, обладают социальные технологии. Но потом Б.Г. Юдин также замечает, что сегодня БТ – «самые радикальные» технологии[11]. В целом, встает следующая общая двуединая задача. Сначала нужно системно и с достаточной полнотой отразить современный уровень постчеловеческих достижений БТ; поставить вопрос о дальнейших перспективах развития БТ в этом направлении. Потом рассмотреть проблему насколько все это тревожно, опасно для человека и человечества. Решая обе эти проблемы или решение обоих этих проблем, ведет или заставляет нас обратиться к теме биоэтики.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |