|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДИСКРЕТНОСТЬ И КВАНТОВЫЙ ПРОБЕЛ
А сейчас я должен вас познакомить с еще одним квантовым принципом. Он называется Дискретность реальности. Дискретность (от лат. discretus – разделенный, прерывистый) – прерывистость, противопоставление непрерывности. Изменения, происходящие через некоторые промежутки времени, скачками. Атом устроен так: маленькие электроны крутятся вокруг ядра. Если более точно, вокруг ядра находится электронное облако (оболочка, атмосфера). Можно сказать, электрон является вероятностным облаком. Но для упрощения мы будем представлять себе, что электрон вращается вокруг ядра как частица. В сложных атомах, если вы помните курс школьной химии, вокруг ядра может быть несколько орбит («этажей»), а каждая орбита может вмещать в себя несколько электронов. Орбиты могут иметь форму не только шаров, но и разных причудливых предметов. По законам классической физики электрон вообще не должен долго находиться на стационарной орбите, он должен постепенно падать на ядро, отдавая при этом энергию. В реальности же атом очень устойчив, и электрон совсем не желает падать, сохраняя устойчивые орбиты. Уже одно это нарушает законы классической физики, но это только начало. Почему накаленный на огне металл становится красным? А сильно накаленный становится желтым и даже белым? Дело в том, что атомы металла заряжаются энергией, ведь тепло – это энергия. И накопленную энергию атомы начинают излучать обратно, поэтому мы видим, что нагретый металл светится. Когда атом набирает энергию, электрон перескакивает на более высокую орбиту. Когда атом отдает энергию – электрон переходит на нижнюю орбиту. Проблема в том, что электрон меняет орбиту не постепенно, а скачком, переходя из одного стационарного состояния в другое. Физики недоумевали, ведь это подрывало все основы материализма. Любое тело при перемещении из одного места в другое должно иметь путь (траекторию), по которому оно последовательно и непрерывно изменяло бы свое положение в пространстве. Давайте назовем последовательное и непрерывное перемещение линейным движением. Электрон в экспериментах, сначала линейно двигаясь по одной орбите, вдруг исчезал и в то же мгновение оказывался на другой орбите, где продолжал двигаться линейно. Путь, по которому происходил переход с орбиты на орбиту, обнаружить так и не удалось. Самое удивительное в том, что с точки зрения земного наблюдателя между исчезновением электрона на старой орбите и появлением его на новой нет никакого промежутка времени. А так как в материальной вселенной на любое перемещение требуется хотя бы минимальное время, то наблюдаемое явление не могло существовать. Но оно существовало! Следите за моими рассуждениями. Если есть скачок, значит, есть что-то между точками «отталкивания» и «приземления», то есть квантовый пробел. Представьте ленту времени как кинофильм. Допустим, на этой ленте мы видим, как электрон постепенно делая несколько оборотов вокруг ядра, плавно, оборот за оборотом поднимается на новую орбиту, как это делала бы ракета, летая вокруг земли. Затем в этом фильме вырезается кусок, края ленты склеивают. И мы видим фильм, где точка «отталкивания» мгновенно переходит в точку «приземления». Поразительно, но мы живем именно в такой реальности, где лента времени состоит из кусков. Пробел между кусками стремиться к нулю, поэтому лента времени кажется непрерывной, зато весь мир «материализуется» как раз оттуда – из пробела. Скачок – отталкивание и приземление. Посредине – квантовый пробел. И что находится в квантовом пробеле? В квантовом пробеле нет материального мира. Квантовый скачок через «Ничто» виден во всем. Мир есть непрерывная последовательность квантовых мгновений. Это получило подтверждение в недавних опытах нейрофизиологов. Они открыли, что человек через очень краткие промежутки времени на микросекунды выпадает из реальности в бессознательное состояние, тем самым сознание превращается из непрерывного процесса в прерывистый ряд осознаний. Нам, естественно, кажется, что течение реальности непрерывно. В свое время обнаружить точку перехода цифр на числовой прямой пытался великий математик Кантор. Вспомните обычную школьную линейку. В попытке найти точное место, где одно число переходит в следующее, он столкнулся с тем, что это происходит в бесконечности. Точно так же он искал момент, где в математическую бесконечность переходит самое большое математическое число. В итоге он пришел к выводу, что существует некая точка Алеф, находящаяся в каждой точке пространства и в каждом мгновении времени, в которой существуют одновременно прошлое, будущее и все возможные события. Для 17 века, не знакомого с квантовой механикой, это было неплохое достижение. Правда, через некоторое время после этого Кантор сошел с ума. Природа бесконечного загадочна, не зря Кантор называл бесконечное бездной бездн. В квантовом пробеле находится бесконечное Ничто. Вернее, бесконечное Всё, которое нельзя познать. А раз это нельзя познать, то мы никак не сможем это засечь, поэтому для нас оно – Ничто. Существование Несуществующего.
***
Почти две с половиной тысячи лет назад философ Зенон предложил решить несколько интересных парадоксов. Вот один из них. Летит стрела, пущенная из лука. Она движется. Но в каждый отдельный момент времени она стоит на месте. Как если бы мы сделали фото, зафиксировали момент, и увидели, что в этот момент стрела неподвижна. Таких моментов во время полета стрелы бесконечно много, и в каждый из них она неподвижна. Тогда вопрос: если в каждый момент, из которых состоит полет, стрела неподвижна, то почему же она движется? Ведь должен быть переход от одного неподвижного момента к другому. Но переход – это движение. А любое движение этого перехода мы можем разложить на неподвижные моменты. Тогда как же движение происходит? Подумайте хорошенько над этим парадоксом. Он очень захватывающий. Свихнуться можно, если глубоко задуматься. Ответ с точки зрения Квантики. Если взять кинопленку, то каждый ее кадр неподвижен как фото, но если пленку быстро прокручивать, участники фильма движутся. Так и вся наша реальность состоит из отдельных кадров (картин мира), которые меняются. Промежуток между картинами мира – квантовый пробел, отсутствие реальности. Именно в нем происходят изменения. Каждое мгновение старая картина мира исчезает, а новая возникает из ниоткуда, но уже с небольшим изменениями. Если это стрела Зенона, то уже немного в новом месте. Вообще-то, квант – это самое минимальное количество энергии, встречающееся в природе. Делить меньше уже некуда. А квантовый скачок – минимальное изменение, которое может произойти в материальном мире. В обычном мире изменения происходят непрерывно и постепенно, но если попытаться найти самое малое изменение, то оно окажется прерывистым.
***
В квантовом пробеле находится и источник интуиции и творчества. Интуиция – продукт инобытия, знание за пределами логики, проводник бессознательного. В чем проявляется деятельность интуиции? Прежде всего во внезапном озарении. Об этом говорит и эвристика – одно из направлений психологии, пытавшееся в свое время выделиться в отдельную науку. Ее название произошло от древнегреческого слова эврика, что значит «нашел», «понял», «получил озарение». Эвристика изучает область творческого мышления, и она пришла к выводу, что все открытия и творческие находки приходят благодаря внезапному озарению. В попытке проследить источник озарения эвристика пришла к бесконечности бессознательного и к признанию его безграничных возможностей. В бессознательном есть ответы на все вопросы, надо только научиться их получать. Двадцать два столетия назад к великому ученому Архимеду обратился за помощью сиракузский царь. Он попросил Архимеда определить, не обманули ли его ювелиры, изготовившие ему корону. – Царь желает убедиться, что ювелиры не украли часть золота и не заменили недостающую долю серебром, – обратились к Архимеду советники царя. – Наш повелитель слышал, будто ты – великий ученый, поэтому он ждет тебя с убедительными доказательствами, которые опровергнут или подтвердят его подозрения. Архимед взял корону и в сопровождении стражников вернулся домой. «Серебро почти вдвое легче золота. Корона весит ровно столько, сколько весил кусок чистого золота, который получили мастера для работы. Значит, если туда добавлено серебро, то ее объем должен быть больше того, который имеет чистый золотой кусок этого веса. Но как измерить объем короны?» Так рассуждал великий ученый. Корона представляла собой изделие сложной формы с красивыми изгибами и завитками. Три дня и три ночи Архимед ломал голову над заданием царя, но так и не смог придумать, как провести измерения столь замысловатого предмета и точно определить его объем. Осталось совсем немного времени до того момента, как он должен был предстать перед царем. Уставший ученый посчитал задачу невыполнимой, расслабился и решил принять ванну. Наполнив ванну до краев, он залез в нее и обратил внимание на то, как лишняя вода перелилась через край. И тут его внезапно осенило: «Ведь объем воды, которую вытеснило мое тело, можно легко измерить. Так же легко можно измерить и объем воды, вытесненный короной из небольшого сосуда». Архимед почувствовал невероятное облегчение. От переполнявших его чувств он выскочил из ванной и с криками «Эврика» выскочил на улицу. Жители Сиракуз с удивлением наблюдали голого мужчину, радостно вопившего на древнегреческом языке: «Нашел!» Теперь понятно, почему раздел психологии, изучающий творческое мышление, называется эвристикой. «Притче об Архимеде больше тысячи лет, и за столь протяженный период человечество имело все возможности миллионы раз посмеяться над этой историей и миллионы раз ее забыть. Но как видно, находилось что-то, что еще раз обновляло ее в народном воображении, воскрешало вновь. Видимо, не раз еще в безудержном восторге рождался архимедов возглас в душе многих людей, решивших сложные творческие и жизненные задачи на всех континентах земли» (Орлов). Правда, эвристика не получила широкого развития и сейчас ее немного подзабыли. А произошло это по двум причинам. Во-первых, основное внимание эвристика уделяла решению творческих и изобретательских задач. А вот повседневную жизнь она не принимала в сферу своих интересов. А ведь большинство повседневных жизненных задач также являются сложнейшим творческим вызовом. Во-вторых, эвристика вплотную подошла к невыразимому, а именно к бессознательному. А науке, принявшей в расчет бессознательное, трудно убедить других, что она по-прежнему остается на путях материализма. Эвристика опередила свое время. Открытые ею закономерности слишком близко подходили к мистике, и сделать дальнейший шаг означало потерять научную респектабельность. По эвристике центральным моментом при решении любых сложных проблем является явление инсайта, то есть внутреннее озарение, схватывание нового понимания, «ага» -переживание, откровение. Сначала приходит чувство. «Я долго не мог объединить разрозненные факты, но дух пронзил меня, и я увидел глубину вечности». «Для меня не остается сомнений, что наше мышление происходит в основном минуя слова, и к тому же бессознательно» (Эйнштейн). Проанализировав исследования эвристики, можно создать сильные техники самосовершенствования, ведь поиск решений приходится осуществлять не только в науке и творчестве, но и в повседневной жизни каждого человека. Инсайт приходит при следующих условиях: 1. Сначала в попытке получить решение происходит интенсивная умственная деятельность, поиск решения. Это может быть поиск образа для художника, мелодии для композитора, идеи для бизнесмена, решение для математика или изобретателя, выход из сложной ситуации для любого человека. 2. С очевидностью проявляется невозможность получения результата посредством логического вывода или с помощью ранее известных приемов. Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как беспомощность, тупик, взаимоисключающие предпосылки или бесконечное число стратегий. В таких ситуациях рационализм справляется со своими задачами лишь до определенного предела, а затем пасует. 3. Внезапно и неожиданно приходит решение. Мы получаем уже готовый ответ, а процесс решения невозможно проследить, он выпадает из наблюдения. Очень часто решение приходит в измененном состоянии сознания, снижающем умственную деятельность: сон, предсон, послесон, отдохновение и расслабление. Многие великие люди утверждали, что ответы на важные вопросы к ним приходили, когда они гуляли, лежали в ванной, играли в гольф, ехали на машине, смотрели фильм, поднимались по лестнице. То есть в моменты, когда они забывали о проблеме и отвлекались. 4. Решение сопровождает безотчетная уверенность в правильности, истинности и очевидности результата, невероятная простота и даже красота решения, ярко выраженное чувство удовлетворения, неожиданное облегчение. Как видите, и здесь присутствует квантовый цикл. Несмотря на успехи наук, западный мир давно уже начал сомневаться в рационализме. В первую очередь стали сомневаться сами ученые. Парадокс в том, что самым рациональным действием в науке является математическое обоснование каких-либо процессов. Но чтобы это обоснование открыть, требуется в первую очередь интуиция. «Роль бессознательной работы в математических открытиях кажется мне неоспоримой» (Пуанкаре). Действительно, интуиция и творческий инсайт – понятия иррациональные, поскольку это сверхчувственный способ постижения истины. Поэтому «…забраться в тот заповедник осмеливаются только те из ученых, чья любознательность перевешивает беспокойство о поддержании своей репутации» (Бунге). «Логические рассуждения не дают возможности создать новое знание. Интуиция – это когда человек достигает ответа, не осознавая при этом процесса, который привел к этому ответу». «Интуиция – высшая форма деятельности интеллекта» (Шопенгауэр). «В момент творческого акта человек не мыслит. Мысль убьет творчество. Он мыслит только «До» и «После». В творческом состоянии человек покидает самого себя и извлекает из подсознания то, чего не может обнаружить в нормальном состоянии. «Я сейчас думаю о том, как наша рациональность заводит нас в тупик, – продолжал он. – Мы склонны размышлять, задавать вопросы, выяснять. Но нет никакой возможности делать это относительно магии. Магия является местом достижения безмолвного знания. А безмолвное знание невозможно охватить умом, его можно только пережить» (К. Кастанеда). Никакое изречение не сможет в полной мере объяснить, что же такое интуиция. С безмолвным знанием есть проблема, любая попытка объяснить его с помощью слов только запутывает суть дела. «Какое человеческое существо могло бы выразить в словах этот опыт? Но всякий, кто испытал его, узнает это состояние ума».(Аристид). Интуиция представляет бессознательное, поэтому ее нельзя объяснить, так как она за пределами интеллекта. Именно поэтому интуиция – это величайшая загадка человеческого существа. И его величайший дар. Всякое по-настоящему новое знание – это продукт инобытия, принесенный интуицией в сферу разума. Интуиция – это вовсе не тот путь, где мы последовательно делаем шаг за шагом. Это материализация информации из бездны непознанного. «От интуиции всегда можно перейти к анализу. Обратный же ход невозможен». (Бергсон). Ошибочен любой алгоритм творчества, поскольку это попытка организовать то, что дает эффект только тогда, когда не организовано. Логика и интуиция дополняют друг друга. Одно без другого будет бессмысленным.
***
Приблизиться к пониманию дискретности можно при помощи еще одного парадокса Зенона. Ахилл должен догнать черепаху. Между ними сто метров. Он бежит в десять раз быстрее, чем она ползет. Когда Ахилл пробежит сто метров, черепаха проползет десять метров, когда Ахилл пробежит эти десять метров, черепаха проползет один метр. Когда Ахилл преодолеет и этот метр, черепаха уползет от него еще на десять сантиметров. Как бы быстро Ахилл ни преодолевал оставшееся расстояние, черепаха будет уползать от него за это время на одну десятую часть пути. Следуя логике, Ахилл никогда не догонит черепаху. В реальной жизни Ахилл обгонит черепаху, но если попытаться детально проследить ход событий, то мы никогда не найдем точный и определенный момент, когда это происходит. Пока мы линейно отслеживаем реальность, она не меняет своего качества. Изменение происходит посредством квантового скачка в момент, который мы не можем отследить сознанием. К новому состоянию можно прийти только через состояние неопределенности, когда мы переходим к целостному взгляду, отказываемся от контроля в мелких деталях. Математики нашли формулу и рассчитали, что в нашем случае Ахилл догонит черепаху через 111,1111… метров. Ответом является бесконечная дробь – число, которое можно уточнять до бесконечности, но которое никогда не достигнет окончательного и определенного значения! Вот почему линейное понимание всегда верно, но никогда не будет полной истиной, а будет только вечным приближением к ней, как Ахилл при линейном исследовании будет вечно приближаться к черепахе. «Никогда я не достигну его. Но иногда… я чувствую, что до него остался лишь один шаг. И в тот момент, когда я делаю этот шаг, меня пронизывает чувство недосягаемости» (К. Кастанеда Путешествие в Икстлан). Ускользающее бытие – вечная проблема западной линейной философии и науки. Поэтому в последнее время появились и бурно развиваются такие науки, как нелинейная физика, нелинейная логика, нелинейная алгебра. Быстрыми темпами развиваются квантовые компьютеры, построенные на принципах того же нелинейного подхода. Идеи, изложенные в этой статье, можно отнести к нелинейной психологии.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |