|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Источники. Из всего разнообразия сочинений Мильтона нам предстоит исследовать достаточно неоднородные по целям и содержанию памфлетыИз всего разнообразия сочинений Мильтона нам предстоит исследовать достаточно неоднородные по целям и содержанию памфлеты. Хотелось бы дать общие сведения о трудах Мильтона как основном источнике нашей работы. В общей сложности Джон Мильтон создал 5 антиклерикальных трактатов, 7 политических и три так называемых «бракоразводных сочинения» (рождению которых способствовали достаточно сложные отношения с женой). Создание группы политических памфлетов датируется 1644-1660 годами. Первым в этом ряду стала прославленная «Ареопагитика» (1644), замкнуло эту цепочку сочинение «Готовый и легкий путь к установлению Английской республики» (A Ready and Easy Way…, 1660). К сожалению, ни это произведение, ни памфлет «Defensio pro Populo Anglicano” так и не были изданы на русском языке. Стоит, однако же, заметить, что первая проба пера Мильтона-публициста (с восхищением принятая обществом) – антиклерикальные трактаты (по содержанию близкие к более поздним политическим памфлетам), с которых, по словам И.Шайтанова, «началась Английская революция»[2]. Первый из них (1641) назывался «О Реформации». За ним последовали «О епископии прелатов», «О превращении душ» и др. Если попытаться обобщенно охарактеризовать их содержание, можно отметить антиепископальную направленность и идею нравственных свобод. В этом плане в более поздних группах памфлетов наблюдается определенная преемственность к религиозным трактатам. Большинство сочинений продиктованы желанием Мильтона поддержать СМЕКТИМНУУСа – коллектив авторов-публицистов, к числу которых принадлежал и духовник поэта, индепендент Томас Янг. Интересно, что все священники, входившие в объединение, были пресвитерианами. Это – основное доказательство того, что Мильтон в рассматриваемый период еще придерживался того направления, в котором его воспитывали с детства (отметим, что вскоре произойдет его отход от пресвитериан). Из всех пяти работ самым интересным для нас является «Обоснование церковного правления, выдвигаемого против прелатства» (1642), состоящее из двух книг. Здесь Мильтон полностью раскрывает свои антиепископальные взгляды, еще раз свидетельствующие о его несомненной приверженности пуританским взглядам. Еще один, весьма необычный цикл из трех памфлетов, посвящен бракоразводному процессу в Англии и семейным устоям вообще. Отношения Мильтона с женой не всегда были идеальными, и в самом начале их супружеской жизни юная Мэри Пауэлл покинула мужа; тем не менее, жена вернулась к Мильтону, когда поэт защитил ее опальных родственников перед парламентом. Уязвленный разрывом, он стал ярым поборником развода. Тем не менее, столь открытое провозглашение свободы в браке вызвало бурю негодования в обществе. И даже Томас Янг, духовный наставник Мильтона, мягко выразил свое неодобрение. Что касается политических трактатов, большинство из них (кроме «Готового и легкого пути…» и «Иконоборца») имели блестящий успех. Дело в том, что его идеи отвечали чаяниям достаточно многочисленного слоя мелких джентри, к которым был близок его отец, нотариус Мильтон – старший. Кроме того, все без исключения исследователи утверждают, что события 1639 – 1660 гг. имели в первую очередь религиозную подоплеку; разумеется, что не могло не отразиться на творчестве поэта и оказалось чрезвычайно актуальным. Из всех циклов памфлетов именно политические принесли Мильтону славу златоуста индепендентов. Остановимся подробнее на каждом из политических сочинений, которые мы рассматривали в работе. Вероятно, самым знаменитым памфлетом стала «Ареопагитика, или Речь к парламенту» (1644), вышедшая в ответ на закон о цензуре 14 июня 1643 г., вводивший ужесточенный контроль над печатью. В связи с этим законом Милтон, выпустивший трактат «О разводе», был присужден к штрафу, что побудило его написать памфлет в защиту свободы печати. Название «Ареопагитика» выбрано поэтом не случайно: парламент он величает ареопагом на древнегреческий манер. Тема чрезвычайно злободневна: автор ратует за отмену цензуры (недаром другое название трактата звучит так: «Речь перед парламентом в защиту свободы неограниченной печати»). В памфлете затронуты сразу несколько злободневных проблем: цензуры в печати, монархии и республики, пресвитерианства и индепендентства. В первой части сочинения Мильтон защищает свободу слова, основываясь по большей части на примерах Древней Греции, где «я нахожу только два рода сочинений, за которыми власти считали нужным иметь наблюдение: это – во-первых, сочинения богохульные и безбожные, а во-вторых, клеветнические»[3]. Вторая часть обращена к самому духовенству и очевидно продолжает идеи более ранней, антиклерикальной группы. Отстаивая церковь без епископов, Мильтон проводит широкую метафору: для него народ – ученики, а церковь выступает учителем. При этом мысль автора выражена откровенно: «мы должны были бы скорее восхвалять благочестивое стремление людей взять в свои руки заботу о собственной религии». Таким образом, даже в самом раннем памфлете проводится идея религиозной свободы народа, уже в следующем труде логически перешедшая в мысль о политическом праве. Одним из самых популярных произведений поэта стал памфлет «О владении королей и магистратов» (февраль 1649 года). В своей работе Мильтон откровенно поддерживает постановление парламента о казни Карла I, при этом его взгляды можно назвать конституционными. Кроме оправдания действий парламента, в памфлете содержится выпад против пресвитериан, активно ратовавших за казнь короля, а позже строго осудивших ее. Примечательно, что работа насыщена яркими примерами и цитатами из Священного Писания. По свидетельству самого автора, «памфлет был написан скорее для успокоения народа, чем для определения судьбы Карла»[4]. Достаточно оригинальна идея о том, что разделение властей искусственно и приведет к анархии (в этом Мильтон коренным образом расходится со знаменитой теорией Томаса Гоббса). В целом идеи, защищаемые в памфлете, принесли поэту такую славу, что Кромвель пожаловал ему должность латинского секретаря в Республике. В 1649 году создан «Иконоборец», ставший ответом на Eikon Basilike (“Царский портрет»), написанный в оправдание Карла I непосредственно после его казни. Основной темой работы считается обоснование совершенного цареубийства с довольно едким развенчанием созданного в «Царском портрете» образа короля-мученика. Любопытно, что в этом памфлете впервые Мильтон упоминает Кромвеля, сравнивая его с персонажем другого выдающегося поэта Спенсера, Талом, человекоподобным гигантом из греческой мифологии: «Существует железный человек Тал, …слуга правосудия, …коих Господь посылает одного на тысячу…»[5]. Иными словами, поэт несколько противоречит собственным принципам, отождествляя исконно народную форму правления (республику) с отдельной личностью. В сочетании с более поздним сонетом, посвященным Кромвелю, памфлет дает нам представление об отношении Мильтона к лидеру индепендентов. Классическим образцом более зрелых убеждений Мильтона стал памфлет «В защиту английской нации» (Defensio pro populo anglicano, 1649), последовавший как реакция на сочинение французского публициста Клавдия Сальмазия (псевдоним Клода Сомэза, 1483 – 1569) Defensio Regia (Защита королей), направленное против цареубийства. Памфлет делится на две части: в первой автор дает резкую отповедь «глупому неучу»[6] Сальмазию, во второй – обоснование установившейся Республики. Здесь особенно ярко выражена идея естественных прав: «Природа и законы пострадают, если рабство найдет что сказать за себя, а свобода будет хранить молчание»[7]. Таким образом, естественные права у Мильтона тесно связываются с политическими, в целом же подобная мысль высказывается впервые – до этого автор подспудно подразумевает их взаимосвязь; теперь же мысль о правовой взаимосвязи озвучена непосредственно. За первой «Защитой» последовала т. н. «Вторая защита» (Defensio secunda, 1654), в которой дается ответ на трактат французского католического священника Пьера Демулена Regii sanguinis clamor («Жажда королевской крови»). Вскользь Мильтон упоминает о полемической победе над Сальмазием («несмотря на беспримерную самоуверенность, он покинул поле боя со сломленным мужеством…»[8]). И вновь автор обращается к примеру античности. Утверждая, что у древних греков и римлян «на тиранов не взирали со сверхъестественным почтением», поэт опять затрагивает проблему тирании (под которой подразумевается монархия[9]). Одновременно Мильтон обращается с упреком к «среднему классу», обвиняя его в отходе от революционных идей и несвоевременном успокоении. Так в политическом творчестве Мильтона впервые начинает звучать некоторое разочарование. Следующим по счету, уже после смерти Кромвеля, в 1658 г. поэт пишет «Трактат о гражданской власти» (Treatise of Civil Power, 1659). Часть исследователей (например, Т. Павлова) считают, что работа, очевидно принадлежащая к группе поздних сочинений, по выразительности и содержанию значительно уступает остальным.[10] Важной для автора проблемой на этот раз стало право вмешательства светской власти в церковное управление. Уже в полном названии заложено все, что хотел сказать автор: «Трактат о гражданской власти в церковных делах, показывающий, что никакая власть на Земле не имеет права прибегать к принуждению в сфере религии». Весьма трагичную судьбу имел последний памфлет Мильтона «Готовый и легкий путь к установлению свободной Республики» (в редакциях февраля и марта 1660 г.). Считалось, что генерал Монк все еще склонялся к поддержке республики, поэтому поэт «испытал немалую радость, когда было объявлено об общем решении тех, кто стоит у власти, установить Республику»[11]. Естественно, в работе прославляется уже отжившая свое Республика, а монархия представляется в достаточно пессимистичном виде. Так, автор утверждает, что «если мы вернемся к монархии и вскоре раскаемся…, нам, вероятно, придется бороться за все то, что мы уже отвоевали…»[12]. Справедливости ради стоит отметить, что подобный взгляд в условиях, когда стране требовалось отдохновение, а следовательно, стабильная власть, был достаточно консервативным. На примере последнего политического памфлета Мильтона мы видим его удивительную нравственную стойкость и верность уже давно отжившим свое идеалам. Одной из причин неудачи было успокоение части недовольных сил в стране, когда получившая требуемые права буржуазия уже не заботилась ни о чем другом. К сожалению, призывы этого сочинения «остались тщетными»[13]. Итак, по прочтении памфлетов сразу привлекает внимание то, что в целом все они (включая бракоразводные трактаты и политическую группу) объединены религиозными идеями. Мы видим, что Мильтон очевидно придерживается индепендентства, а не пресвитерианства, в котором он разочаровался уже в 1640-е гг. (хотя известно, что позднее он вообще разочаровался в пуританстве и примкнул к квакерам). Кроме того, для автора принципы республики и индепендентства очевидно взаимосвязаны (как уже отмечалось, сочетание религиозных и политических убеждений – основная особенность того времени). При этом все сочинения проиллюстрированы примерами как из Библии, так и из истории античности (особенно Мильтона привлекает Афинская демократия). И, наконец, невозможно не согласиться с историком Т. Павловой, которая заметила, что во всех трех группах памфлетов поэт отстаивает свободы, будь то совести, брака или политические права[14]. Теперь перейдем к обзору историографии.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |