АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политические свободы

Читайте также:
  1. I. Личные права и свободы.
  2. Бердяев Н.А.Философия свободы. Смысл творчества
  3. В каком обществе плодотворный творческий труд - дитя свободы - становится основой успеха и процветания человека и общества?
  4. В обеих формах реализации права граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип правового регулирования рынка труда - принцип свободы трудового договора.
  5. В.В. Зеньковский о субъекте свободы
  6. Ведущие политические организации Болгарии
  7. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ БЛОКИ
  8. Вопрос 17. Принцип свободы предпринимательской деятельности
  9. Глава 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
  10. Государство как гарантия свободы
  11. Даже в выборе пищи Виссарион не оставляет своим последователям никакой свободы
  12. Де Кюстин так описывал время Николая: его отличает отсутствие свободы, всевластие чиновников, рабская психология и страх, сковавший общество.

В политическом творчестве Мильтона есть еще один значительный пункт, заслуживающий внимания. Обращаясь к памфлетам, мы постоянно видим утверждение их автора о незыблемости некоторых свобод. За сто с лишним лет до Руссо Мильтон в своем «Владении королей и судей» утверждает, что «все люди рождаются равными»[51]. Таким образом, за всеми без исключения поэт признает ряд определенных прав, которые позже назовут естественными. Под естественными понимаются «не только неотъемлемые права личности, признанные гарантировать ее независимость от государства, но и социально-экономические права, право объединяться в политические общности и союзы,… право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию государства…»[52]. Насколько полными представляются Мильтону политические права и свободы, нам и нужно разобраться.

Как мы увидели на примере всех трех категорий памфлетов, он различает несколько видов свободы: совести (об этом речь шла в первую очередь в трактатах о разводе, а также религиозных и педагогических трудах), печати и слова (образцом служит «Ареопагитика»), а также право выбора власти (эту идею находим во всех политических памфлетах). Какие из них поэт считает самыми важными для Английской республики?

Как сам автор указывает в своем первом политическом памфлете, высшая степень свободы представляется ему так: «Жалобы с готовностью выслушиваются, тщательно разбираются и быстро удовлетворяются, тогда достигнут высший предел гражданской свободы…»[53]. Иными словами, в «Ареопагитике» Мильтон провозглашал свободу слова незыблемой основой общества. При этом в его системе одна свобода не существует без остальных, органично переплетаясь с ними. Так, естественно и наглядно, поэт неразрывно связывал различные виды свобод воедино, лишь отдавая некоторое предпочтение каким-либо из них, остальные же ставя на второе место.

Помимо этого, для Мильтона свобода печати неразрывно связана с со свободой слова. Вновь обратимся к «Ареопагитике»: цензуру он называет «величайшим угнетением и оскорблением для науки и ученых», «тормозом истины»[54]. Очевидно, во времена революции свобода печати была особенно актуальна, ведь за беспрепятственное выражение мыслей приходилось бороться (стоит хотя бы вспомнить цензурный закон 1643 г.). Очевидно, Мильтон чутко уловил основные чаяния своего времени, настаивая в первую очередь на свободе слова.

Тем не менее, это не означает, что Мильтон отрицает всякую цензуру (к примеру, он признает за церковью право контролировать литературу). Но здесь речь идет именно о моральном, а не политическом содержании, ведь запретными для поэта представляются исключительно богохульные книги.

В целом весь ряд политических свобод, признаваемых Мильтоном, можно охарактеризовать его же словами из «Ареопагитики»: «Дайте мне свободу знать, свободу выражать свои мысли, а главное – свободу поступать по своей совести»[55]. Первое неопровержимо указывает на его рационализм, значительно предвосхитивший аналогичные идеи Просвещения. Второе, т.е. свобода слова, во времена Революции приобрело небывалую актуальность; тем не менее, для Мильтона эта проблема была злободневной всегда (касается это не только политических работ, но и поэзии, в особенности трех крупнейших поэм, где эта тема затрагивается постоянно). Последняя (т.е. свобода совести) также представляется автору (как истинному пуританину) необходимой. Недаром для него «люди от природы рождаются свободными, неся в себе образ и подобие самого Бога»[56]. По степени важности Мильтон относил свободу совести к естественным, врожденных прав.

В целом можно отметить удивительную стабильность набора тем, которые волновали поэта. Имея поначалу чрезвычайную актуальность, они со временем естественным образом устарели, при этом от памфлета к памфлету содержание не претерпевает практически никаких изменений. Это и обусловило неудачу двух последних памфлетов и потерю Мильтоном своего политического авторитета.

 

Заключение

Итак, основной проблемой исследования являлись религиозные начала в политических взглядах Мильтона. Ссылаясь на его творчество, можно сказать, что поэт создал все три группы памфлетов (не говоря уже о художественных произведениях) под влиянием в первую очередь вопросов веры. Иными словами, религия доминирует над политикой во взглядах поэта и является несомненным источником его литературного творчества.

Кроме того, проанализировав самые известные памфлеты Мильтона, мы видим, что:

Во-первых, политическое творчество поэта, несомненно, насыщено идеями как пуританства, так и инденпендентства. Мы постарались рассмотреть это не только на примере религиозных трактатов, но и в политических памфлетах. Однако не подлежит сомнению, что при ориентации на ту или иную ветвь пуританства Мильтон в первую очередь руководствовался политическими соображениями – его привлекала та или иная программа, и лишь на втором плане оставались религиозные принципы.

Во-вторых, автор – убежденный республиканец. По его мнению, республика гарантирует одновременно и свободу личности, и политические права.

Кроме того, взгляды поэта, особенно на начальном этапе, отличаются немалой радикальностью. Так, уже в первом своем трактате он прямо заявляет о возможности убийства короля, если того потребует дело республики. Основными для него являются интересы народа, имеющего право создавать собственную власть и свергать ее.

И, наконец, самое важное: на первое место автор ставит, во-первых, свободу совести (что отражено во всех его памфлетах), во-вторых, право народа устанавливать и контролировать власть и, наконец, свободу печати. Таким образом, мы видим некую иерархию прав гражданина, предвосхитившую идеи Просвещения (в первую очередь Руссо).

Интересная черта политических сочинений Мильтона – достаточно редкое упоминание о собственном участии в революции. Лишь во в «Защите английского народа» и «Второй защите…» он с очевидной гордостью упоминает о том, что своим красноречием покорил иностранных оппонентов. Это свидетельствует не только о личной скромности, но и о стремлении автора быть объективным.

Как нельзя точнее творчество поэта охарактеризовал И. Шайтанов: «Характерным не только для личности Мильтона, но для его времени было желание публично обсуждать волнующие вопросы и предлагать их для немедленного решения.»[57]. это, а также другие описанные черты (углубление идеи естественных прав, концепция свобод, рационализм в науке) позволяют называть поэта ни много ни мало предтечей Просветителей.

В целом убеждения великого английского поэта XVII в. оказались радикальными для своего времени, что препятствовало их активному распространению. По меткому замечанию А. Аникста, «республика, о которой мечтал Мильтон, с ее пожизненным верховным советом, избираемым многостепенным голосованием, вероятнее всего, привела бы не к земному раю, а лишь к новому виду деспотизма»[58]. Вполне обоснованное предположение, ведь, как мы видели, поэт тесно увязывал существование республики с деятельностью Оливера Кромвеля.

Последующий политический опыт Англии показал, что нежизнеспособная Республика навсегда уступила место существующей и по сей день конституционной монархии. Тем не менее, философский аспект теории Мильтона дал толчок развитию европейской политической культуры.

 

Список литературы


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)