АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование политических взглядов

Читайте также:
  1. E) формирование правительства из членов партии, располагающих большинством мест в Парламенте
  2. Активизация политических партий и первая русская революция 1905-1907 гг.
  3. Б) Формирование отечественной социологии права в советский период
  4. Басня изучается в жанровой специфике, образовательный процесс направлен на формирование системы читательских умений
  5. ВЗГЛЯДОВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА
  6. Виды психологической помощи в семье: информирование, психологическое консультирование, консультирование супружеских пар, групповое семейное консультирование.
  7. ВНИМАНИЕ: ввод возвратов пособий на погребение производится один раз в месяц, после получения отчета от РУФПС и перед формированием акта сверки.
  8. ВНИМАНИЕ: формирование разовых выплат запрещается производить заранее (т.е. в текущем месяце или квартале производить формирование на следующие месяцы или кварталы).
  9. Вопрос №31 Понятие рынка. История становления и эволюция взглядов на рынок.
  10. Вопрос №56. Формирование и строение проростков у однодольных и двудольных растений.
  11. Вхождение Казахстана в состав России – как результат множества политических, военных, социально-экономических и других факторов.
  12. Государство, власть и общество в первой трети XVI в.: формирование сословной системы.

Для того, чтобы разобраться во взглядах поэта на политику, нам необходимо проанализировать творчество Джона Мильтона, в котором исследователи единодушно выделяют три этапа: период молодости поэта, затем - пик его публицистической активности и, наконец, эпоха великих поэм («Потерянный рай», «Рай возвращенный», «Самсон-борец») и одновременно – политического падения Мильтона.

Естественно, все началось и закончилось художественным творчеством. Еще с детства будущий поэт пристрастился к стихосложению, причем первые стихи написаны были на латыни; позднее он также творил на английском, латинском и итальянском языках, а его поэтический талант получил признание именно в Италии, куда юноша, наряду с другими европейскими странами, по традиции отправился путешествовать для завершения образования (1638-1639). Первый этап своего творчества (от юношеских проб пера до поездки по Средиземноморью) сам поэт называл «периодом странствий и скитаний»[28].

Начался этот этап в Хортоне, где, как известно, Мильтон два года жил после окончания Кембриджа; здесь увидели свет две его первые крупные поэмы, «Веселый» и «Задумчивый», а самым знаменитым произведением этого периода стал «Комус» (1637) - комедия-маска, воспевавшая пуританский ригоризм. В Италии Мильтон блистал поэзией на итальянском и латыни, вызывая восхищение академиков Флоренции.

Однако вершины славы поэт достиг уже в Англии в 1640-е гг., когда в качестве живейшей реакции на политические события увидели свет его памфлеты. Этот этап стал также кульминационным и для политической популярности Мильтона. Кратко памфлеты уже были описаны в качестве источников. На мой взгляд, будет логично разделить их на ранние и поздние; справедливости ради стоит заметить, что основные темы и идеи со временем не менялись, однако трансформировалось отношение к ним общества, что привело к охлаждению интереса к творчеству Мильтона.

И уже лебединой песнью ослепшего поэта стали «Потерянный рай», «Рай возвращенный», «История Британии», а также «Самсон – борец», созданные на позднем этапе творчества. Исследователь Самарин характеризует этот период как время «историко-эпических трудов»[29] в жизни поэта. И действительно, данный период буквально-таки пестрит крупными поэмами, принесшими Мильтону наибольшую славу.

Разумеется, рассматривать то, как складывались политические взгляды и формировался творческий почерк Мильтона, невозможно вне контекста личной жизни поэта.

А она была достаточно интересной. Юность Джона Мильтона, сына лондонского нотариуса Джона Мильтона - старшего, как видно по датам жизни, прошла при Карле I, причем в эти годы он еще не прославился как поэт, да и вообще не проявлял никакой социальной активности. Молодой человек получил степень бакалавра искусств в Кембридже, а затем 6 лет (1629-1635) провел в родовом поместье отца в Хортоне. Стоит отметить, что уже в доме родителей начали складываться основные черты будущего ярого республиканца – пуританина Мильтона. Особую роль в этом сыграли Томас Янг – пуританский священник, друг отца Джона и домашний учитель юноши, а также еще один друг отца, страстный проповедник – пуританин Ричард Сток.

А вот для Мильтона – поэта именно хортонский период его жизни стал решающим, ведь в это время увидели свет первые блестящие труды, такие как «Веселый”, “Задумчивый” «Люсидас» и пр. Естественно, молодой человек не очень интересовался крупными событиями, происходившими в Лондоне, и литературное творчество было для него гораздо важнее в то время.

Первое серьезное соприкосновение Мильтона с политикой произошло уже в Европе. В 1637 году молодой человек предпринимает поездку по Франции, Германии, Италии и Швейцарии для завершения своего блестящего образования. Во Франции он познакомился с Гуго Гроцием, в Швейцарии тесно общался с отцом Карло Диодати, знаменитым профессором Женевского университета; вполне естественно, что республиканские убеждения Диодати–старшего серьезно повлияли на молодого англичанина. Более того, отец умершего друга Мильтона сумел увлечь юношу политикой, до этого столь чуждой его утонченной натуре. Часто Диодати в долгих беседах приводил яркие исторические примеры; этот прием мы не раз встречаем в памфлетах поэта.

Однако особое влияние на формирование его воззрений оказали именно флорентийские академики. Дело в том, что итальянский язык Мильтон изучал еще в отрочестве под руководством отца. Кроме того, юноша всегда считал итальянскую литературу образцом для подражания (образы «Божественной комедии», несомненно, легли в основу «Потерянного рая»). Немалую роль сыграло и то, что другом детства Мильтона был рано умерший Карло Диодати, а первой любовью – некая итальянка Эмилия; оба поощряли поэтические упражнения Джона, видя его особый талант. Именно от них юноша узнал многое об Италии, которая на долгие годы стала его «музой».

Вот поэтому путешествие по Апеннинам заняло большую часть поездки Мильтона. Здесь юноша тесно сдружился с флорентийскими академиками, которые восхищались его поэзией на латыни и итальянском. Здесь же рождается еще смутный пока план написания «Потерянного рая». Значительное влияние на воззрения Джона оказывает католическая церковь, чьи очевидные злоупотребления укрепляют юношу в его пуританских убеждениях. Более того, здесь пробуждается не только чувство национальной гордости молодого англичанина. Немалое удивление Мильтона вызывает бурное восхищение образованных итальянцев Англией – «страной свобод»[30]; вполне естественно, что это заставляет его задуматься о политическом положении в родной стране. Примечательно и то, что в Италии он познакомился с находившимся в ссылке Галилео Галилеем. Именно здесь окончательно определилось неприятие Мильтоном господствующей в Англии церкви – англиканской, ведь ему представился шанс сравнить довольно схожие по структуре и природе папство и религиозную систему родной страны. Естественно, обнаруженное сходство не приводило поэта в восторг.

Посетив всю Италию (его достаточно тепло принимали даже в папском Риме), Мильтон, тем не менее, поспешно вернулся домой в 1639 году в связи с начавшейся революцией. Объяснял он это так: «Было бы низко с моей стороны беспечно путешествовать за границей,…когда дома мои соотечественники сражались за свободу»[31]. Иными словами, юноша решил не оставаться в стороне от революции и принять участие в политической борьбе. Забегая вперед, скажем, что через девять лет он жаловался в одном из писем итальянскому другу, что поспешил вернуться в Англию[32]. Это было связано не только с разочарованием несбывшихся надежд, но и ностальгией по Италии.

Однако в рассматриваемое время политические вопросы живо заинтересовали Мильтона. Основной причиной обращения поэта, казалось бы, полностью посвятившего себя творчеству, к политике стали, во-первых, его приверженность догматам пуританизма, активно боровшегося с англиканством, а во-вторых, увлечение республиканскими принципами, провозглашавшимися радикальным течением пресвитериан - индепендентами. О влиянии увиденного молодым человеком в Европе уже было сказано многое, остается лишь добавить, что путешествие можно назвать решающим толчком в его обращении к политике в Англии.

В политику Мильтон включается в 1644 году, когда выходит его «Ареопагитика»; тем не менее, некоторые исследователи (в их числе Т. Павлова и И. Гарин) относят начало политической деятельности молодого поэта к 1641 году (т.е. началу выступления Мильтона против прелатов). В то же время он отходит от пресвитерианства, приближаясь к индепендентам. При этом столь резкое изменение направления связано не с ростом популярности пуритан-радикалов, а с тем, что их взгляды гораздо больше соответствовали воззрениям поэта.

Одновременно он занимается воспитанием осиротевших детей старшей сестры, с чем связано появление его педагогических трудов; довольно знаменитым произведением педагогики считается трактат «О воспитании» (1644). Несмотря на необычные идеи в духе Платона (создание Академии для мальчиков, сочетание теории и практики в воспитании и т.д.), в основном трактат посвящен религии, без которой Мильтон-педагог не видит своей системы образования. Таким образом, и в образовательной сфере поэт не уходит далеко от религии.

Также Мильтон пробует себя в роли историка, создавая в течение 1649 – 1670 гг. «Историю Британии» (повествование доведено до 1066 года). Косвенно этот фундаментальный труд раскрывает взгляды автора на религию, ведь Мильтон доказывает, что наука должна быть рациональной и свободной от вопросов веры. Это не противоречит его истовой религиозности, ведь поэт никогда не отделял нравственную сферу от веры, а лишь отстаивал право науки на свободное развитие, без религиозных предрассудков. Тем не менее, Э. Рикворд вполне справедливо отмечает, что автору не слишком удалось продвинуться дальше своих пуританских воззрений[33].

Вершиной политической карьеры Мильтона, пользовавшегося благосклонностью лидера республики, индепендента Оливера Кромвеля, стало служение в должности латинского секретаря с 1649 года (учитывая, что латынь все еще оставалась языком официальных международных отношений, мы приходим к выводу, что он контролировал все внешние контакты Англии). При этом Мильтон улавливает резко отрицательное отношение европейских стран к казни короля и установлению республики. По утверждению Э. Рикворда, именно под влиянием «резких нападок из-за границы»[34] поэт создал памфлеты «В защиту английского народа» и «В защиту самого себя» (1655). В них отстаиваемая Мильтоном республика отражает скорее его представления о власти, чем официальную идеологию.

Тем не менее, уже к середине 1650–х гг. стремительно теряющий зрение поэт отошел от политики. В чем причина? Его начало беспокоить очевидное стремление Кромвеля к единовластию, что не соответствовало идеалам республики, воспеваемым во всех памфлетах. Во «Второй защите» Мильтон даже обращается к лидеру индепендентов со смелым предупреждением: «Не соверши насилия над свободой и не допусти ущерба ей со стороны кого-либо другого»[35]. Это свидетельствует не столько о близости поэта к окружению Кромвеля, сколько о его смелости и принципиальности – собственные республиканские убеждения для него оказались важнее положения при дворе. Кроме того, Мильтон прекрасно видел, что лидер Республики откровенно злоупотребляет властью.Конечно, послание осталось без ответа, но и никаких санкций за этим не последовало. Немудрено – ведь Мильтон не только занимал высокую государственную должность, но и был одним из идеологов республиканства.

Подвергшийся тяжелым ударам судьбы (смерть уже второй жены и сына, прогрессирующая потеря зрения, уход из жизни Кромвеля и роспуск Английской республики (Содружества Англии, Шотландии и Ирландии, существовавшего с перерывами с 1649 по 1660 годы)), поэт отчаянно призывал отказаться от реставрации монархии. Это требовало большого мужества в момент, когда «идеалы республики оказались настолько непопулярными, что восставшие даже не решились выдвинуть требование республики в качестве своего лозунга»[36] (подразумевается деятельность заговорщиков в 1660 г.).

К сожалению, это вызвало лишь раздражение и насмешки общества. С момента начала Реставрации поэт подвергся публичному осуждению и был предан забвению. Более того, «Иконоборец» и «В защиту английского народа» были публично сожжены, а ослепшего Мильтона бросили в тюрьму в связи с ужесточением гонений на республиканцев и индепендентов при Карле II. Так поэт пострадал и из-за религиозных, и из-за политических воззрений (эти понятия в те времена максимально приближались друг к другу, учитывая смешанное религиозно-партийное деление парламента).

И все же Мильтон продолжал творить - «Потерянный рай» был опубликован в 1667 г., «Рай возвращенный» и «Самсон – борец» - в 1670 г, однако это были уже не прославившие его памфлеты, а грандиозные поэмы на библейские сюжеты. Во многом его освобождению из тюрьмы и относительно спокойной жизни в последние годы способствовало, по-видимому, заступничество состоятельных друзей (среди них в первую очередь выделяется леди Кэтрин Ренела). Тем не менее, Мильтону не удалось избежать творческого забвения. Умер поэт в 1674 г, забытый всеми, в окружении третьей жены и дочерей от первого брака.

Итак, можно сделать вывод о том, что лишь в самой ранней молодости Мильтон не интересовался политикой; начиная с 1641 г. и до конца жизни он не только внимательно следил за ситуацией в стране, но и сам писал историю. При прямолинейности и некоторой политической негибкости поэта его деятельность привела к опале и осмеянию. Таков был результат его удивительной верности своим принципам. Каковы же эти принципы, мы и постараемся проанализировать.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)