|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности политических убеждений Мильтона1) Религия Характеристику мы начнем с религии, которая всегда была животрепещущим вопросом для Джона Мильтона. Почему именно с вопросов веры, вполне понятно. Как верно заметил И. Шайтанов, «вопросы церковного устройства и стали поводом к началу революционного противостояния»[37]. Кроме того, в идеологии людей XVII века религия, без сомнения, господствовала над всеми сферами жизни: от воспитания и семейной жизни до государственных структур. Если исходить из анализа источников, религиозные вопросы занимают львиную долю всех памфлетов. Приверженность Мильтона конфессиональным взглядам связана в первую очередь с воспитанием и семейными традициями. Известно, что Джон вырос в семье, где пуританство безусловно считалось «истинной верой»; по меткому замечанию Т. Павловой, оно «…вошло в плоть и кровь лучших людей того времени»[38]. Кроме того, пуританство (в частности, индепендентство) было близко джентри, к которым по уровню дохода можно отнести и семью Джона Мильтона. Стоит, вероятно, напомнить, что основными принципами пуританизма являются отрицание епископата, наличие выборных старейшин (у пресвитериан), введение проповедей вместо месс. Тем не менее, его ответвления - пресвитерианство и более радикальное индепендентство - имеют значительные отличия. Так, второе отрицает не только национальную церковь, но и всякую иерархию, а также пресвитерианские синоды (собрания священнослужителей), считая, что церковь не должна быть централизованной. Особенность религиозных воззрений Мильтона состоит в том, что с детства его воспитывали в духе пресвитерианства. Тем не менее, с приходом к власти в парламенте пресвитериане начали ограничивать свободу совести, что резко толкнуло поэта к индепендентам. Основной причиной этого стало проповедование радикальным крылом столь близких поэту свобод (совести, слова и др.), а вовсе не первоначальные (фундаментальные) отличия двух ветвей пуританства. Здесь мы видим уже не семейные традиции, а самостоятельно и сознательно сделанный выбор. В любом случае, подобные духовные искания не были рядовым явлением для того времени. По словам Р. М. Самарина, «Мильтон становится публицистом индепендентов»[39], в своих памфлетах действительно описывая и оправдывая действия Республики и ее религиозного лидера, Оливера Кромвеля. Как мы увидели, защита идей Республики велась по религиозной и политической линиям, причем, подчеркнем еще раз, основные идеи вытекали из религиозных убеждений поэта. Мильтон тяготел к религиозным течениям, провозглашавшим свободу совести (т.е. на тот момент таковым оказался пуританский блок). Тем не менее, он так и не сумел найти общего языка с левеллерами – другим течением, известным своей демократичностью. Почему же? По единодушному мнению исследователей, он принципиально поддерживал близких ему по сословному положению индепендентов, упорно не принимая во внимание программы других направлений (как мы увидим, до поры до времени). Идеи левеллеров (в основном религиозные) были чужды Мильтону; известно, что он поддерживал индепендентов в немалой степени из сочувствия программе Кромвеля (хотя левеллеры также защищали идею республики в Англии). Однако на тот момент Мильтон сделал правильный выбор, ведь именно поддерживаемая им партия пришла к власти. Поэт верно служил Республике в должности латинского секретаря и не отступился от своих идеалов даже с началом Реставрации и ожесточенных преследований кромвелевских приверженцев. Конечно, у подобной принципиальности существовала оборотная сторона – чрезмерная консервативность политических убеждений и некоторая негибкость, хотя в некоторой степени все это компенсировалось острым умом и умением проводить хотя и абстрактную, но все же вполне убедительную параллель с историческими событиями. В связи с необычными духовными исканиями Мильтона возникает второй вопрос: насколько свободна, по мнению автора, любая личность в выборе религии? Впервые этот вопрос был поднят в антиклерикальных трактатах, где автор выдвигает идею т. н. «свободы». Состоит она в том, что, привлеченный каким-либо религиозным направлением, человек не будет окрещен еретиком за свои убеждения. Наиболее полно эта мысль прозвучала в «Защите английского народа…»: «Что может скорее привести к процветанию и славе страны, как не свобода религии?»[40]. Столь открытое провозглашение свободы совести в эпоху, когда индепендентство побороло и старательно изгоняло не только англикан, но и пресвитериан, звучит довольно несвоевременно и даже несколько утопично. Стоит к тому же учесть, что эту свободу Мильтон, будучи ярым протестантом, ни в коем случае не распространяет на католицизм или иудаизм. Здесь, очевидно, проявилась некая односторонность его взглядов, которая особенно раздражала современников в его поздних работах. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |