АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. История телефонной психологической помощи за рубежом

Читайте также:
  1. II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ГЛАВА ГОСУДАРСТВА.
  2. II. История духа (Geistesgeschichte), образующая канон
  3. IV. Интеллектуальная история
  4. IV. Порядок оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и родильницам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, требующими хирургической помощи
  5. V Акушерская история
  6. АЛГОРИТМ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ПРИ КИШЕЧНОМ ТОКСИКОЗЕ С ЭКСИКОЗОМ У ДЕТЕЙ
  7. АЛГОРИТМ ПОМОЩИ ПРИ АСФИКСИИ НОВОРОЖДЕННЫХ
  8. АЛГОРИТМЫ ПОМОЩИ ПРИ ОСТРЫХ ПЕРОРАЛЬНЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ У ДЕТЕЙ
  9. Анализ эволюционных процессов семейной системы (семейная история, семейный мир, семейная легенда, семейный сценарий, жизненный цикл семьи).
  10. В отношении жалоб о неоказании медицинской помощи
  11. ВВЕДЕНИЕ В АКУШЕРСТВО. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АКУШЕРСТВА. РАЗВИТИЕ ПЛОДА.
  12. Введение и история НАССР

 

Но от вечного бегства в мыле, Неустройством земным томим, Вижу, что-то неладно в мире, Хорошо бы заняться им.

Александр Галич

Телефонная помощь людям, находящимся в состоя­нии психологического кризиса или решившим расстать­ся с жизнью, возникла более сорока лет тому назад в Лондоне. Зачинателем и впоследствии руководителем одного из международных движений телефонной помо­щи стал англиканский священник Чад Вара.

О себе он пишет так: «У меня не было склонности к самоубийству. Я не бездельничал. Я был занят и ну­жен другим. Работал викарием прихода, капелланом в больнице, сотрудничал с редакциями иллюстрирован­ных журналов. Все время, остававшееся от занятий с молодежью, молитв с пожилыми или поездок к боль­ным, нуждавшимся в причастии, я стучал на пишущей машинке до двух-трех часов ночи. У меня не оставалось времени понять, счастлив я или нет, и мне удалось сохранить это неведение». Еще с молодых лет он счи­тал себя задолжавшим людям, поскольку не смог пре­дотвратить самоубийство своей 14-летней прихожанки, которая покончила с собой, когда у нее начались ме­сячные, решив, что она заболела венерическим заболеванием. В 1953 году он прочел в одной из газет: в Большом Лондоне происходит три самоубийства в день. Это поразило его и обрекло на вопросы: «Что же пред­принять, чтобы помочь людям, не захотевшим обра­титься ни к врачу, ни к социальному работнику в на­шем замечательном процветающем обществе? К кому они могли бы обратиться? Может, некоторые из них выбрали бы меня? Если спасать жизни так просто, по­чему бы мне не делать это все время? Но как же им связаться со мной в минуту кризиса?» (The Samaritans, 1988).

Обстоятельства благоприятствовали решению этих вопросов: как раз в это время Чад Вара получил при­ход в самом центре Лондона и поделился со своей па­ствой идеей — дать объявление в газетах о своем теле­фонном номере в церкви с тем, чтобы любой человек, испытывающий нужду, мог позвонить туда в любое время суток так же, как звонят при пожаре, в поли­цию или скорую помощь: «Перед тем как покончить с собой, позвони мне! Телефон 9000». Идея, подкреплен­ная рекламой, сработала, и 2 ноября 1953 года у Чада Вары раздался первый звонок, а потом и другие. Не­сколько недель он управлялся с ними сам. Главное, что он понял за это время: все звонившие прежде всего нуждались в дружеской помощи. Вскоре он осознал, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. И если вначале его потрясло количество людей, которые испытывали нуж­ду в его помощи, то теперь его поразил наплыв же­лающих помочь оказавшимся в беде. Естественно, он старался беседовать с каждым, предлагавшим свои ус­луги, но вскоре понял, что и с этим одному не спра­виться: у церкви Святого Стефана, где он служил, об­разовалась огромная очередь. Чад Вара оказался в до­вольно сложной ситуации. И тут помогла добрая английская традиция — чаепитие, которое всегда явля­ется благоприятным моментом для знакомства, обмена мнениями и, как оказалось, для разрешения трудных ситуаций. Он предложил тем, кто хотел ему помочь, вначале готовить чай или кофе для тех, кто пришел к нему за помощью. Так за чашкой чая в приемной у ка­бинета Чада Вары завязывались знакомства и устанавли­вались контакты. После этого те, кто пил чай, и те, кто его готовил, уходили вместе, одни — с надеждой на благоприятные перемены, другие — с уверенностью, что должны помочь ближнему. Постепенно очередь к Чаду Варе стала редеть, и это было для него вдохнов­ляющим знаком, что традиция начала прививаться. Так появилось общество «Самаритяне» — служба, стремив­шаяся оказывать дружескую помощь по телефону и при встречах. 2 февраля 1954 г. Чад Вара собрал своих после­дователей — первых телефонных волонтеров, и сказал: «Передаю дело вам, "Самаритяне". Никогда больше я не сниму трубку телефона и не скажу: "Заходите и выпейте чашечку кофе", когда клиент постучит в дверь. Я буду подбирать вас, помогать вам и присматривать за вами, воспитывать вас и увольнять, если будет нужно, работать с клиентами, нуждающимися в большем, чем ваша дружеская помощь, и принимать решения, если вы будете испытывать затруднения. Но именно Вы — спасители человеческой жизни, и в один прекрасный день все поймут, в чем нуждаются склонные к само­убийству люди».

Идея Чада Вары оказалась столь плодотворной, что в ближайшие семь лет службы телефонной помощи воз­никли в большинстве европейских столиц или крупных городов (в 1956 г. — «Telefonseelsorge» в Западном Бер­лине, в 1957 г. — «Die Dargebotene Hand» в Цюрихе, в 1958 г. — «Telefonische Hupdienst» в Роттердаме, «Kirkens Nattjeneste» в Осло, в 1959 г. «Tele-Accueil» в Брюсселе и «La Main Tendue» в Женеве, а в 1960 г. — «SOS Amitie» в Париже). Сеть служб телефонной помощи постоянно росла и развивалась. Для взаимной поддержки в Женеве в 1959 году был создан Международный информацион­ный центр для этих организаций, а в 1960 году — про­веден первый Международный конгресс работников неотложной телефонной помощи и организована штаб-квартира в Женеве. В 1960-х годах отделения движения «Самаритяне» были открыты в таких городах Великоб­ритании как Эдинбург, Ливерпуль и Глазго. В это же время были созданы центры в Бразилии, Индии, Гон­конге и Зимбабве. Именно тогда движение «Самаритя­не» постепенно стало синонимом борьбы за предотвра­щение самоубийств. Эта цель достигалась с помощью благожелательных, добросердечных и отзывчивых доб­ровольцев, которые были готовы обеспечивать работу центра 24 часа в сутки 365 дней в году. Сам же процесс, когда доброволец активно выслушивал кого-то абсолют­но отчаявшегося, стал называться «дружеской помощью» («установлением доверительных отношений»). Движение, зародившееся в Англии, становилось международным опытом вне зависимости от национальной принадлеж­ности, цвета кожи, вероисповедания, культурных тра­диций или расы и превратилось в 1974 году в интерна­циональную организацию «Befrienders International» (Международная дружеская помощь). В это же время в странах Азии и Австралии телефонные службы, назы­вавшиеся «Линии жизни», объединились в «Life Line International» (Международные Линии Жизни).

Сейчас более чем в 41 странах мира работают свы­ше 357 центров «Befrienders International», где предан­ные добровольцы помогают близким к самоубийству или отчаявшимся людям. По оценкам этой организации, каждый год в мире 30 миллионов людей предприни­мают суицидальные попытки.

Иногда самоубийство представляется единственным выходом для человека, столкнувшегося с непреодоли­мыми обстоятельствами (болезнью, нежелательной бе­ременностью, потерей близких и др.) В тех странах мира, где невозможно обеспечить приемлемую ежеднев­ную жизнь людей (из-за засухи, перенаселения, голо­да), каждая из этих проблем вызывает состояние кри­зиса и может стать последней каплей в решении покон­чить с собой. Страшная нищета, распространенная в развивающихся странах, вызывает серьезные трудности в открытии и работе центров «Befrienders International». Тем не менее там, где телефоны недоступны и помощь может быть оказана только при личном общении, дей­ствуют около 274 центров. Бывает, что нуждающимся приходится преодолевать пешком несколько километ­ров, чтобы получить дружескую помощь.

Подобная помощь благотворно влияет на стресс, психологический кризис и уменьшает стремление к самоубийству. Она доступна для обращения в любой час дня и ночи и именно это часто спасает жизни людей. Основная организационная задача «Befrienders Interna­tional» заключается в отборе и подготовке доброволь­цев, умеющих выслушать, понять, оказать сочувствие и духовную поддержку тем, кто в ней нуждается. Цен­тры «Befrienders International» стремятся раскрыть, взра­стить и использовать в добровольцах эти качества, а также укреплять и улучшать контакты между людьми, осуществляя программы повышения общественного сознания, знакомя людей с причинами самоубийств и психологических кризисов, путями их предотвращения и преодоления.

Основным элементом работы в «Befrienders Interna­tional» является добровольность независимо от занима­емой должности. Волонтеры полностью посвящают свое свободное время этой работе, веруя в ценность дружес­кой помощи и доверительных отношений, сохраняю­щих человеческие жизни. Добровольцы представляют все слои общества и все возраста; их тщательно отбирают для работы, причем особое внимание уделяется способ­ности сочувствовать, отзываться на переживания дру­гих и хранить в тайне полученную информацию. Запре­щается оказание какого бы то ни было давления в вопросах политики, философии или религии, беседа не должна содержать никакого элемента назидательности или морализаторства. В необходимых случаях доброволь­цы «Befrienders International» получают помощь и кон­сультации профессионалов (юристов, врачей, соци­альных работников). Это является важнейшей составной частью работы. Консультанты оказывают поддержку более чем 30 тысячам добровольцев во многих странах мира, повышая эффективность их деятельности.

Наибольшее число центров «Befrienders International» функционирует в Англии, Бразилии, США, Новой Зеландии, Индии, Шри Ланке, Малайзии и Зимбабве. Особое внимание уделяется тем странам, где еще не существует аналогичных служб, в которых, выслушав и проявив заботу и участие, дадут пусть небольшую, но часто спасающую людские жизни надежду.

«Befrienders International» руководствуется в своей работе следующим Уставом:

«Цель Международной Дружеской Помощи состоит в развитии волонтерского движения, направленного на снижение частоты самоубийств. Она достигается в том числе путем повышения осознания значимости само­убийства как социальной проблемы и поощрения про­ведения соответствующих научных изысканий. В то же время основной подход к достижению этой цели сос­тоит в организации волонтерских центров для обеспе­чения благополучия тех, кто переживает кризис, или тех, кому, возможно, грозит опасность покончить с собой. Восемь положений устава разъясняют, что эти центры предлагают и как они функционируют. Их зада­ча также состоит в максимально возможном инфор­мировании общественности о главных особенностях по­мощи, предлагаемой центрами. Ясное определение харак­тера деятельности центров является необходимым для сотрудничества с другими службами — волонтерскими и профессиональными (и создания предпосылок приня­тия решения о возможности их вступления в Междуна­родную Дружескую Помощь). Устав также призван ин­формировать потенциальных спонсоров о характере под­держки, в которой нуждаются центры. Но его основная задача состоит в доведении до сведения нуждающихся того, на какую поддержку они могут рассчитывать.

1. Основной целью деятельности центров является ока­зание эмоциональной поддержки людям, находящимся на грани самоубийства.

2. Волонтеры, работающие в центрах, также стремят­ся облегчать человеческие страдания, одиночество, отча­яние и депрессию посредством выслушивания людей, кото­рым не к кому больше обратиться со своими невзгодами за сочувствием и пониманием.

3. Обращение за помощью в центр не ограничивает лич­ной свободы человека, защищенной правом сохранять ано­нимность.

4. Факт обращения в центр (по телефону, письмом, очно или другим способом) является конфиденциальным; то же самое касается любых сведений, полученных от человека или о нем.

5. Центры не являются политическими или религиоз­ными организациями, и волонтеры никому своих убежде­ний не навязывают.

6. Добровольцы тщательно отбираются, проходят под­готовку, направляются и поддерживаются в своей рабо­те другими опытными волонтерами.

7. В определенных случаях центры могут обратиться за советом к профессиональным консультантам.

8. В соответствующих случаях обратившихся за помо­щью людей приглашают прийти лично, чтобы решить воп­рос о целесообразности оказания профессиональной помо­щи в дополнение к поддержке, предложенной центром.

В соответствии с Уставом правила оказания эффек­тивной помощи включают следующее:

• уважение прав абонента;

• дружеская помощь является качественной, обще­доступной в любое время суток и соответствующим образом рекламируемой;

• процесс отбора волонтеров состоит в направлен­ном поиске лиц, обладающих личными качествами, необходимыми для оказания дружеской помощи;

• волонтерам обеспечено обучение для получения основных знаний и навыков, необходимых для оказа­ния дружеской помощи, и они постоянно совершен­ствуются;

• волонтерам обеспечивается безопасность работы;

• служба обеспечивает уважение прав волонтера;

• руководством центра разрабатывается соответству­ющая политика и правила, направленные на поддерж­ку работы волонтера и соблюдение прав абонента;

• административная структура центра является эф­фективной и подотчетной, что позволяет достичь ста­бильно высокого качества помощи;

• центр является юридическим лицом и соблюдает законы страны, в которой работает;

• по мере развития центра может быть принято ре­шение о создании руководящего совета, члены кото­рого не оказывают дружескую помощь;

• центр подбирает соответствующих консультантов и пользуется их услугами по мере необходимости;

• между центрами и другими волонтерскими и про­фессиональными организациями создаются рабочие отношения, что способствует созданию инфраструкту­ры соответствующих служб в данной местности.

Международная федерация служб неотложной телефонной помощи (IFOTES)

IFOTES существует более 30 лет, координирует и поддерживает работу 340 служб неотложной телефон­ной помощи более чем в 30 странах мира. Сегодня пол­ноправными членами IFOTES являются 19 нацио­нальных ассоциаций (Австрия, Бельгия, Франция, Финляндия, Германия, Израиль, Испания, Италия, Голландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Польша, Венгрия, Словения, Доминиканская Республика и Эстония), входят в качестве ассоциированных членов 12 национальных ассоциаций и служб (Болгария, Хор­ватия, Эквадор, Франция, Гана, Италия, Литва, Люк­сембург, Румыния, Россия, Словения, Украина). Суще­ствуют и независимые центры в Аргентине, Порту­галии, Сингапуре. Во всех этих организациях работа­ют более 20 тысяч волонтеров, ежегодно отвечающих более чем на 4 миллиона жизненно важных звонков; 600 профессиональных работников поддерживают их работу. IFOTES является членом Международной ассо­циации профилактики самоубийств, Всемирной феде­рации психического здоровья, поддерживает рабочие контакты с другими международными объединениями служб неотложной телефонной помощи, а также Все­мирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В каче­стве международной координирующей организации IFOTES способствует обмену информацией между ее членами и создает возможности для контактов, орга­низуя международные конгрессы и семинары. С 1960 года проведено 10 международных конгрессов. Наибо­лее важной задачей является координация и поддержка деятельности членов федерации. В частности, IFOTES поддерживает усилия по созданию служб неотложной телефонной помощи и национальных ассоциаций в тех странах, где они еще отсутствуют.

Организационные принципы IFOTES. После создания IFOTES страны, ставшие ее членами, приняли между­народные нормы. Они определяют цели, принципы и методы работы федерации и национальных ассоциаций и являются обязательными для всех ее членов.

А. Цели:

1. Службы неотложной телефонной помощи прила­гают усилия, чтобы страдающий, отчаявшийся или ду­мающий о самоубийстве человек имел возможность установить немедленный контакт с человеком, готовым выслушать его как друга и имеющим навыки оказания помощи в ходе беседы при уважении полной свободы абонента.

2. Эта помощь распространяется не только на пер­вый телефонный контакт, но продолжается в течение всего психологического кризиса, все то время, в тече­ние которого человеку требуется совет и поддержка.

3. По желанию абонента служба может связать его с другим человеком, компетентным в решении именно его проблемы.

4. Любая помощь, оказанная службами неотложной телефонной помощи, имеет целью поддержать в абоненте мужество для дальнейшей жизни и возможности преодоления психологического кризиса, с которым он столкнулся.

Б. Принципы:

1. Абонент должен быть уверен в полной конфиден­циальности. Никакая информация, полученная от него, не может быть вынесена за пределы службы без его специального разрешения.

2. Ни абоненты, ни работники служб неотложной телефонной помощи не должны подвергаться конфес­сиональному, религиозному, политическому или иде­ологическому давлению.

3. Работники принимаются в службы только после тщательного отбора и обучения; они отбираются преж­де всего на основании способности понимать другого человека, эмпатии и чувства солидарности с ним.

4. На абонента не налагается никаких финансовых или каких-либо иных обязательств.

5. Никто из работников службы не может давать по­казания представителям власти и правопорядка, не по­лучив предварительного разрешения абонента, а также руководителей данной службы.

В. Методы:

1. Штат службы неотложной телефонной помощи может состоять как из оплачиваемых работников, так и из волонтеров, причем последние играют основную роль в деятельности службы. Они работают как единая команда.

2. Сотрудники служб проходят начальный курс обу­чения, после которого они работают под продолжи­тельной супервизией одного или нескольких человек, выделенных для этой цели в службе. Квалификация ра­ботников повышается путем постоянно продолжающе­гося обучения.

3. Каждой службе должны быть доступны професси­ональные консультанты разного профиля. Они могут быть как штатными сотрудниками службы, так и не состоять в ней.

4. Первый контакт с абонентами обычно устанавли­вается по телефону. Он может также происходить по почте или при личном посещении клиента. В принци­пе, именно клиент инициирует, поддерживает, прекра­щает или восстанавливает контакт. Как клиент, так и работник службы имеют право на анонимность. Со сво­ей стороны служба может оказаться вынужденной зая­вить клиенту, что она более не находит возможным помогать ему. Тем не менее, служба обычно стремится к созданию всех возможных условий для установления контактов с клиентом.

5. Одной из основных особенностей служб неотлож­ной телефонной помощи является их круглосуточная доступность.

6. Если в интересах абонента необходимо сотрудни­чество с другими специализированными службами, то перед установлением контактов с ними необходимо получить его согласие.

Этический устав IFOTES приведен в Приложении 2. Планы IFOTES состоят в:

— создании базы для научных исследований (разви­тие международной стандартизированной программы для получения достоверных данных и результатов ра­боты служб неотложной телефонной помощи в каче­стве научной базы исследований);

— профилактике самоубийств и кризисных состоя­ний (развитие и поддержка междисциплинарных иссле­довательских программ в области профилактики суи­цидов и кризисных состояний);

— просвещении общества (проведение и поддержка международных образовательных программ и движений по просвещению общества в отношении одиночества, самоубийств, депрессии и др.);

— обучении (постоянное развитие международных образовательных программ для подготовки волонтеров в области социальной работы в здравоохранении);

— передаче опыта и рекомендаций странам Восточ­ной Европы, где организуются службы неотложной телефонной помощи.

Международные линии жизни («Life Line International») являются еще одним важным международным объеди­нением служб неотложной телефонной помощи. Они были основаны в 1966 году австралийским протестант­ским священником Аланом Уокером. Эта организация в настоящее время объединяет национальные федера­ции телефонной помощи Австралии, Новой Зеландии, Канады, Южной Кореи, Тайваня, ЮАР и США. Кро­ме того в ряде других стран существуют центры, являю­щиеся членами «Life Line International» (Ливан, Папуа — Новая Гвинея, Намибия, Индия, Фиджи). Тесные ав­тономные отношения с этой организацией поддержи­вает национальная ассоциация аналогичных служб в Японии. «Life Line International» отличается от IFOTES или «Befrienders International» тем, что различные хрис­тианские конфессии, прежде всего протестантские, оказывают ей большую финансовую помощь и мораль­ную поддержку. В ее уставе декларируется, что она со­здана для «осознания того, что Церковь имеет особый долг перед всеми, кто испытывает горе, страдание или эмоциональные проблемы; для служения в этой облас­ти представителей различных вероисповеданий и улуч­шения развития консультативной и психотерапевтичес­кой работы как жизненно важной части пастырского служения Церкви». Деятельность большинства центров «Life Line International» носит экуменический характер, и они считают, что именно христианские ценности являются важным постоянным творческим стимулом в их повседневной работе с клиентами в состоянии пси­хологического кризиса.

Центры «Life Line International» не являются только службами неотложной телефонной помощи. В своей ра­боте они сочетают: (а) телефонное консультирование, (б) очную психологическую и психотерапевтическую помощь, (в) создание групп само- и взаимопомощи для людей в состоянии психологического кризиса, (г) про­ведение образовательных программ по развитию гуман­ных свойств человеческой личности, (д) консультативную работу в социальной сфере, например в области поиска работы или страхования.

Консультанты «Life Line International» также являются волонтерами и в своей работе по телефону исходят из следующих фундаментальных убеждений:

а) каждый индивид бесценен;

б) люди могут изменяться;

в) сосредоточение на положительном само по себе оказывает целительное воздействие, а Любовь обладает поистине волшебной энергией;

г) момент психологического кризиса в человеке по­тенциально существует всегда;

д) христианские духовные ценности должны быть конечными целями консультирования и психотерапии;

е) каждая личность уникальна;

ж) стать — это лучше, чем быть.

 

Рекомендуемая литература

«Бифрендерз Интернэшнл». Расширение деятельности доб­ровольцев по предотвращению случаев самоубийств. Учебное пособие. Лондон: Издание «Бифрендерз Интер­нэшнл», 1994.

Ваннессе А. Слушая других: как велика необходимость выс­казаться. Записки волонтера-консультанта / Пер. с англ. Нижний Новгород: Психолого-педагогический молодеж­ный центр—РАТЭПП, 1994.

Вебер В. Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте / Пер. с англ. СПб.: РАТЭПП, 1998.

Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности функционирования «Телефонов Доверия». Учебно-мето­дическое пособие. Владимир, 2000.

Хэмбли Г. Телефонная помощь. Руководство для тех, кто же­лает помогать другим по телефону. Одесса: Версия, 1992.

Berman A. New Technology and Telephone Hotlines // Suicide and Life-Threatening Behavior. 1991. V. 21. P. 407—413.

История возникновения, принципы работы, обучение

Befriending Skills. A Manual for Trainers. Befrienders Interna­tional, 1996.

Mac Kimon Ch. Empowered Consumers and Telephone Hotli­nes // Crisis, № 1. 1998. V.19. P. 21-23.

Managing a Centre. A Guide for Centre Directors and Administrators. Befrienders International, 1996.

See ley M.F. Hotline Organizations as Discrete Services in the Mental Health and Social Services Area. Ann Arbor: UMI, 1995.

Telephone Helplines: Guidelines for Good Practice. 2nd edition. London: Telephone Helplines Group, 1993.

The Samaritans: Befriending the Suicidal // Edited and with an Introduction by Chad Varah. Rev. Edition. London: Constable London, 1988.

Training Manual: Listening Helps... Distress Centres Make the Difference. Ontario Association of Distress Centres, 1991.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)