|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности речевого этикета в религиозной сфере (русская православная традиция)Специфика церковного этикета связана прежде всего с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни верующего человека, — с почитанием Бога, с благочестием. В религиозном понимании благочестие представляется как вертикаль, устремленная от земли к небу, к Богу, а церковный этикет — как горизонталь (отношения между людьми): нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога. Таким образом, правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу, определяются духовными основаниями. Вежливость, как составляющая этикета, у человека духовного может стать средством привлекающим благодать Божию. Обычно под вежливостью понимают не только проявление внешними знаками того внутреннего уважения, которое мы имеем к человеку, но и искусство быть приветливым с людьми, к которым мы не имеем расположения. Для человека духовного, знающего сокровенную диалектику внешнего и внутреннего, это не лицемерие, а средство развития смирения. Известно выражение одного подвижника: «Делай внешнее, а за внешнее Господь даст и внутреннее, ибо внешнее принадлежит человеку, а внутреннее — Богу». По мнению людей религиозных, при проявлении внешних признаков добродетели сама добродетель постепенно возрастает в человеке. Таким образом, в отличие от светского этикета, церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу. Необходимо заметить, что в православии слово человеческое, если только это не слово молитвы, считается одним из источников греха — празднословия, пустословия и др. Гораздо важнее дело, деяние, совершаемое человеком во Имя Божие. Поэтому, находясь в Церкви, верующий человек старается говорить как можно меньше. Зато огромное значение имеют различные символические действия: крестное знамение, целование креста, икон, поклоны. Даже благословение священника можно испросить молча: для этого нужно сложить руки в виде чаши (правую руку поверх левой, ладонями вверх) и склонить голову в поклоне. Во время службы прихожане молятся молча; только молитвы Символ веры и Отче наш поются хором всеми присутствующими в Церкви. Говорить же в Церкви верующему человеку следует только на исповеди. При этом нужно чётко и лаконично, не вдаваясь в подробности, перечислить свои грехи (перечень их зачитывается священником перед началом исповеди). Традиции православной церкви очень устойчивы. Совершение таинств крещения, исповеди, соборования, венчания, совершение треб (отпевание, освящение дома) и другие обряды имеют чёткий порядок исполнения, в том числе и в отношении того, когда и какие молитвы и речевые формулы нужно произносить. Верующий человек должен знать, как вести себя в каждой из этих ситуаций. В данном пособии мы коснёмся лишь общих правил церковного речевого этикета в наиболее типичных для данной сферы ситуациях.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |