|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предмет авторского договора и его формаВ пункте 1 статьи 1270 ГК РФ говорится, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора, далее указано, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем[6]. Тем самым, эти положения свидетельствуют о том, что законодатель считает предметом авторского договора права на использование произведения, а само произведение отодвинуто на задний план. Предметом в зависимости от авторского договора является: 1. в авторском договоре о передаче исключительных или неисключительных имущественных прав на произведение - имущественные исключительные или неисключительные права, которые автор передает пользователя; 2. в авторском договоре заказа - произведение науки, литературы или искусства, по поводу создания которого стороны вступают в договорные отношения. Профессор А.П. Сергеев замечает, что конкретные авторские права, подлежащие передаче по договору, не могут существовать отдельно от произведения, на которое они распространяются и при заключении авторского договора необходимо обязательно указать это произведение[22, c. 139]. В авторском договоре произведение выступает в качестве объекта, а в авторском договоре заказа, как мы видим предметом и объектом одновременно. Так, в одном судебном деле автор представил произведение, не соответствующее ранее переданному им в издательство плану-проспекту. Тем не менее, автор настаивал на одобрении издательством этого произведения, утверждая, что оно соответствует договору. Но поскольку план-проспект был приложен к договору и составлял его неотъемлемую часть, суд правильно отклонил претензии автора, указав, что произведение не отвечает заключенному сторонами издательскому договору[31, c. 114]. Между тем, предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Так, например, судом не было удовлетворено требование издателя энциклопедий о признании за ним исключительных прав на использование книг, предполагаемых к изданию в будущем. Издательство обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о признании исключительных прав на использование в целом издания серии «Энциклопедия для детей». Издательство «под использованием в целом» имело в виду признание исключительных прав на использование книг этой серии, как изданных, так и подлежащих изданию в будущем. Свои требования издательство мотивировало тем, что в названной серии им выпущено уже пять книг. Во время подготовки издательством очередного тома акционерное общество начало выпускать свою серию «Энциклопедия для детей и юношества», чем нарушило исключительные права издательства. Акционерное общество не оспаривало прав издательства на вышедшие пять книг серии «Энциклопедия для детей», но возражало против признания за издательством исключительных прав на произведения, которые могут быть созданы в будущем[31, c. 115]. В соответствии с пунктом 1 статьи 1270 ГК РФ издателю энциклопедий принадлежат исключительные права на использование произведений, которые уже созданы на момент заключения договора. Доказательств того, что новые книги существовали в объективной форме и могли быть воспроизведены на момент заключения договора, суду представлено не было. Поэтому требование о признании исключительных прав на использование предполагаемых к изданию в будущем книг серии «Энциклопедия для детей» было обоснованно отклонено[28, c. 60]. Положение о том, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем, не предусматривает исключений, однако на практике они имеют место. Так, стороны могут заключить авторский договор заказа, на основании которого автор обязан создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Таким образом, в договоре может быть предусмотрена передача прав на произведение, которого еще нет. Другое исключение касается служебных произведений, когда в соответствии со ст. 1295 ГК РФ работодатель вправе заключить с работником договор, определив в нем режим будущих служебных произведений[6]. Закон лишь подчеркивает, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора. Смысл данного ограничения состоит в том, что нельзя переуступать права на использование произведения теми способами или в тех формах, которые пока еще неизвестны, но могут появиться в будущем[26, c. 95]. Так как предмет авторского договора может составлять одно, несколько или весь комплекс имущественных прав автора, вполне допустима ситуация, когда одни авторские права передаются на исключительной основе, а другие - на неисключительной, хотя и те, и другие действуют в отношении одного и того же произведения. Согласно ст. 1234 договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1232. Несоблюдения письменной формы или требования о государственной регистрации влечет недействительность договора. Исключение составляют договоры об использовании произведения в периодической печати, для которых предусмотрена устная форма[6]. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п.3 ст. 438 ГК[2]. На практике бывают случаи, когда организация (издательство, театр, киностудия и т.д.) не заключает с автором письменного договора или не оформляет его надлежащим образом. Вместе с тем они принимает рукопись, пьесу, сценарий, ведет с автором переписку и дает ему советы по доработке произведения. Подобные отношения свидетельствуют о совместной работе над произведением и подготовке его к выпуску в свет. Исход этих отношений может быть разным. В тех случаях, когда произведение использовано организацией, отсутствие письменного договора между автором и организацией не отражается на имущественных автора и других его требованиях, вытекающих из авторского права. Это обстоятельство должно учитываться при рассмотрении споров, возникших их авторских отношений[31,c.120]. Несоблюдение письменной формы авторского договора само по себе не делает данный договор недействительным, но влечет за собой последствия, предусмотренные в статье 162 ГК. Иными словами, если одна из сторон будет оспаривать факт заключения договора, другая сторона не может ссылаться в подтверждение договора на свидетельские показания[2]. Однако при рассмотрении дела в суде это не лишает сторон права приводить письменные и другие доказательства (переписку между автором и организацией, расписку в получении аванса, рецензии и т.д.). Наряду с письменной формой авторского договора ГК предусматривает устную форму договора об использовании произведения в периодической печати. Как правило, необязательность письменной формы договора связывают с оперативностью публикации. Однако помещаемые статьи в газетах и журналах имеют значительные размеры и не могут быть подготовлены в одночасье, а требуют определенного времени. Это наводит на мысль о необходимости оформления отношений автора и редакции. Прав В.Л. Чертков, утверждающий, что отсутствие обязательной письменной формы авторского договора в периодической печати означает отсутствие гарантий, что неизбежно вызывает сомнение как у автора, так и у редакции[14, c. 9]. В юридической литературе высказывались предположения об оформлении договорных отношений авторов и периодических изданий. А.И. Ваксберг говорил о сокращенном формуляре авторского договора, а В.Л. Чертков - о нескольких вариантах сокращенной формы авторского договора - на репортаж, корреспонденцию, очерк, интервью, статью, рецензию, перевод, консультацию, рекламный материал, рисунок, фото и т.д.[14, c. 10]. Форма договора требует, чтобы он был подписан уполномоченными лицами. Нередко авторский договор представляет собой по форме не единый документ, а их совокупность (например: приложенный к договору план-проспект произведения, соглашения о распределении вознаграждения между соавторами, дополнительные соглашения о переносе срока представления произведения или изменении вида произведения и т.д.). В этом случае должны быть подписаны все его части. В противном случае обязательства не считаются возникшими.
Содержание авторского договора Авторский договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Авторский договор предусматривает ряд существенных условий: - способы использования произведения; -срок и территорию, на которой передается право; -размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения[12, c. 146]. Под способами использования подразумеваются конкретные права, которые должны быть зафиксированы в авторском договоре: право на воспроизведение, право на перевод, право на распространение, право на экспорт, право на прокат, право на импорт, право на переделку и т.д. При заключении авторского договора всегда необходимо помнить, что все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными. Недействительным считается договор, ограничивающий автора в создании им в будущем произведений на эту тему. Так же недействительным будет договор, в котором пользователь предлагает автору передать личные неимущественные права[27, c. 95]. Судебная практика (иск Виктории Платоновой к издательству «ЭКСМО») подтвердила, что подобные соглашения не имеют юридической силы, т.к., в соответствии с законодательством, условия авторского договора, противоречащие положениям закона, являются недействительными[31, c. 134]. Срок действия договора, срок, на который передаются права и срок, в течении которого должно быть использовано произведение, устанавливаются соглашением сторон[13, c. 123]. Срок, на который заключается авторский договор, не может превышать срок действия исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. В случае прекращения исключительного права лицензионный договор прекращается. Срок действия авторского договора имеет большое практическое значение. Если по договору пользователю переданы исключительные права на произведение, только он может использовать произведение в течение всего срока действия договора. По истечении срока договора или при досрочном прекращении его действия автор может разрешать использование произведения любому другому лицу. В случае, если в использовании произведения за пределами срока действия договора заинтересован первоначальный контрагент автора, он должен заключить с последним новый авторский договор[22, c.140]. Находит она подтверждение и в судебной практике. Так, в литературе в этой связи нередко приводится дело по иску Р. к издательству «Юрайт» о взыскании авторского вознаграждения за издание «Англо-русского словаря». Дело было рассмотрено в арбитражном суде г. Москвы. По делу было установлено, что словарь многократно издавался в 2001, 2006, 2009 гг. Повторное издание словаря, согласие на которое истец дал в 2006 г., осуществлялось в нарушение закона - без оформления издательского договора. Срок, в течение которого издательство было вправе использовать произведение, давно истек. В этих условиях суд удовлетворил требования истцов, признав последующее использование произведения бездоговорным и обязав ответчика выплатить авторам причитающееся вознаграждение[31]. В соответствии со статьей 1281 ГФ РФ исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключениями из общего 70-летнего срока действия авторского права, являются: 1) произведение, созданное в соавторстве; 2) произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом; 3) произведение, впервые обнародованное после смерти автора; 4) репрессированный автор и посмертно реабилитированный; 5) автор, работающий во время Великой Отечественной войны, или участвовал в ней. Договором может быть также предусмотрен срок начала использования произведения. Статья 1287 указывает, что в случае отсутствия в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования[6]. Если срок действия авторского договора на произведение истёк, то оно переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом. С развитием широкого культурного обмена между нашей страной и другими странами увеличиваются и масштабы использования произведений российских авторов за рубежом[12, c. 150]. Поэтому важным условием авторского договора является территория, на которой распространяются полномочия по использованию произведения. В качестве территории действия авторского договора может быть указана территория отдельной страны, нескольких стран или всего мира. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации. Право на авторское вознаграждение - одно из правомочий автора наряду с правом на имя, на обнародование, на неприкосновенность и т.д.[6, ст. 1255]. Согласно ГК авторское вознаграждение определяется соглашением сторон. Оно может быть выражено в фиксированной сумме (и тогда указывается максимальный тираж или в виде процента от полученной пользователем прибыли (или отпускной цены, или оптовой цены и т.д.). Стороны могут прийти к соглашению о получении автором вознаграждения за каждый способ использования произведения. Большое практическое значение имеет предусмотренное ст. 1295 ГК право на вознаграждение авторов служебных произведений[6]. Исключительное право на использование служебного произведения принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Особый случай выплаты авторского вознаграждения предусматривает ст. 1245, согласной которой авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях[6]. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателю за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Авторское вознаграждение в ряде случаев может рассчитываться исходя из минимальных ставок. Такие минимальные ставки могут быть введены для любых видов использования произведений по усмотрению Правительства РФ. В настоящее время действуют два постановления Правительства РФ по вопросам ставок авторского вознаграждения: 1) постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О Минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»[9]; 2) постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.»[8]. Кроме того, принято постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)»[8]. На практике для регулирования авторского договора могут применять и международно-правовые нормы, такие как - Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений[2]; - Всемирная конвенция об авторском праве[1]; - Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности[3]. Ожидается, что в ближайшее время Правительством РФ будут разработаны и приняты новые нормативные акты по вопросам минимальных ставок авторского вознаграждения. Исходя из принципа добровольности, цена договора может быть и ниже этих норм. Одним из возможных и применяемых на практике вариантов установления цены договора является соглашение о получении вознаграждения в виде части тиража издания[32, c. 13]. Но более простой схемой определения авторского вознаграждения является оплата в зависимости от объема (определенного, как правило, в авторских листах), исходя из тех или иных тарифных ставок. Этот способ часто используется при создании служебного произведения. Часто авторский договор включает выплату аванса, например, он распространен в авторском договоре заказа. Кодекс же не устанавливает такого способа выплаты авторского вознаграждения. Но на практике аванс очень удобен для обеих сторон. В этом случаев авторское вознаграждение может быть выплачено в три приема: 30% - при заключении договора, 30% - по завершению и 40% - спустя известное время после выхода книги в свет. Срок выплаты авторского вознаграждения также является важным условием авторского договора, он назначается по соглашению сторон. Так несоблюдение этого срока может привести к выплате неустойки[22, c. 140]. Содержание любого гражданско-правового договора вообще и авторского в частности составляют права и обязанности сторон[19, c. 93]. Авторский договор является взаимным, так как обе стороны наделяются правами и несут корреспондирующие им обязанности. Содержание отдельных видов авторских договоров различно. К примеру, объем прав и обязанностей в договоре заказа отличается от объема прав и обязанностей в договоре по поводу использования готового произведения. Но это не исключает возможности рассмотрения содержания авторского договора в обобщенном виде. При этом сразу следует отметить, что действующее законодательство фактически не регулирует содержание авторских договоров, оставляя данный вопрос полностью на усмотрение сторон[32, c. 14]. В связи с этим, рассматривая права и обязанности сторон, приходится опираться на сложившуюся практику заключения авторских договоров, которая с успехом может применяться сегодня. Анализ содержания авторского договора начнем с характеристики обязанностей автора. Основной обязанностью автора является создание и передача организации - заказчику своего произведения. Чтобы выполнить данную обязанность надлежащим образом, автор должен, прежде всего, создать такое произведение, которое соответствует условиям заключенного договора. Так, литературное произведение должно отвечать установленному в договоре заказа виду литературы, жанру, назначению, иметь согласованный с издательством объем[16, c. 36]. Сценарий художественного кинофильма должен соответствовать творческой заявке, излагающей основную идею, сюжетный замысел и характеристику главных действующих лиц будущего сценария. Кроме того, независимо от жанра, формы и стилистических особенностей, он должен отвечать производственно-экономическим требованиям кинематографа. Автор обязан лично выполнить заказанную работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов могут производиться только с согласия организации-заказчика, что обычно оформляется составлением нового или изменением прежнего договора. Для выполнения работ технического характера, например, сбора материала, подстрочного перевода и т.п., автор может за свой счет привлекать любых лиц, не спрашивая согласия заказчика. Автор должен представить заказанное ему произведение в определенный договором срок. По смыслу закона и в соответствии со сложившейся практикой автор может представить произведение досрочно, если только в договоре не будет особо оговорено иное. Произведение должно быть передано организации- заказчику в готовом для использования виде, в частности в комплекте всех оговоренных договором элементов. Соглашением сторон может предусматриваться передача произведения по частям. Наконец, передаваемое произведение должно быть надлежащим образом оформлено, представлено в предусмотренном договором числе экземпляров и сдано компетентному представителю организации - заказчика. Для предотвращения возможных споров сдачу-приемку произведения следует оформлять соответствующим письменным документом, например, особой распиской[11, c. 34]. Следующей обязанностью автора по договору является доработка произведения по требованию организации-заказчика. Решение о необходимости доработки произведения принимается организацией по результатам рассмотрения произведения, когда оно в целом отвечает условиям договора, но требуется внесение в него определенных изменений, исправление и уточнений. Например, организация может настаивать на сокращении объема произведения до установленного в договоре размера, устранении повторов или явно ошибочных положений и т.д. Однако следует подчеркнуть, что требование о внесении в произведение изменений, дополнений и поправок может выдвигаться только в пределах условий договора. Например, заказчик не может потребовать от автора составления алфавитно-предметного указателя, если это не было заранее обусловлено договором. Заказчик не может настаивать на том, чтобы автор изменил свою позицию по тому или иному спорному вопросу, хотя бы, по мнению заказчика, данная позиция была неверной, и.т.п. Предлагаемые изменения и дополнения произведения должны быть точно указаны заказчиком. Кроме того, заказчик и автор должны согласовать между собой новый срок представления измененного или дополненного произведения. Отсутствие договоренности о сроке доработки приводит на практике к конфликтам[31, c.116]. Выплата автору дополнительного вознаграждения за доработку произведения осуществляется лишь тогда, когда это прямо предусмотрено в договоре. Обязанностью автора является его участие в подготовке произведения к использованию. Содержание данной обязанности, которое зависит от вида произведения и способа его использования, которое зависит от вида произведения и способа его использования, обычно раскрывается в конкретных авторских договорах. Так, согласно издательскому договору автор обязан по требованию издательства без особого вознаграждения читать (просматривать) корректуру произведения в согласованные сторонами сроки, с учетом графиков движения книжных изданий в производстве[26, c.96]. Наконец, в течение всего срока действия авторского договора о передаче исключительных прав автор не вправе без согласия другой стороны передавать третьим лицам указанное в договоре произведение или часть его для использования тем же способом и в установленных договором пределах. Данная обязанность возникает для автора в момент заключения договора и действует в течение всего срока договора. Запрет касается лишь передачи произведения для использования тем же способом, который установлен первоначальным договором[16, c. 10]. Организация, по заказу которой создается творческое произведение, принимает на себя по договору ряд обязанностей, связанных с использованием произведения. Прежде всего, она должна принять и рассмотреть представленное автором произведение. Принятие произведения означает проверку качества его оформления и комплектности, которая осуществляется в порядке, установленном конкретным договором. Принятое произведение должно быть рассмотрено организацией по существу в установленный договором срок. Организация в течение этого срока должна письменно известить автора либо об одобрении произведения, либо о его отклонении по основаниям, предусмотренным договорам, либо о необходимости внести в произведение поправки с точным указанием существа требуемых исправлений в пределах условий договора. Для оценки произведения организация может направить его на рецензирование или оценить его самостоятельно. Одобрение произведения может быть оформлено актом, утверждаемым полномочным представителем организации-заказчика. Автору должно быть направлено специальное письменное извещение об одобрении его работы. На практике, однако, это часто не делается[18, c. 89]. Приобретая по договору права на использование произведения, организация - пользователь обязана обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора. В принципе, указанная обязанность лежит не только на договорном контрагенте автора, но и на всех третьих лицах. Однако в авторских договорах обычно подчеркивается, что организация - пользователь обязана соблюдать все авторские права. Особо следует сказать о соблюдении пользователем права автора на защиту произведения от всякого искажения, поскольку именно на этой почве чаще всего возникают конфликтные ситуации Правовые проблемы совершенствования законодательства об интеллектуальной собственности и необходимости ее защиты. Любые изменения в оригинале должны быть согласованы с автором, который должен подписать исправленный экземпляр до сдачи его в производство. Если в процессе подготовки произведения к использованию в него были внесены не согласованные с автором изменения, ему, как правило, предоставляется право потребовать восстановления произведения в прежнем виде, расторгнуть договор или добиться возмещения причиненных ему убытков. В частности, судебная практика придерживается той позиции, что в случае сокращения объема произведения без согласования с автором ему выплачивается вознаграждение исходя из объема произведения[22, c. 154]. В качестве особой обязанности организации - заказчика следует выделить обязанность привлечь автора к работе по подготовке произведения к использованию. Выше отмечалось, что автор должен по требованию организации содействовать выпуску произведения в свет. Поэтому, если организация не привлекает автора к данной работе, он может настаивать на этом сам. Так, в издательском договоре на литературное произведение обычно не только указывается, что автор обязуется по требованию издательства читать корректуру, но и подчеркивается, что издательство обязуется по требованию автора предоставить ему возможность читать корректуру. Осуществляя данное право, автор, в частности, контролирует соблюдение контрагентом его права на защиту репутации[24, c. 23]. Следует подчеркнуть, что организация обязана использовать работу автора именно тем способом, который предусмотрен договором. Так, по издательскому договору организация обязана издать произведение, по постановочному договору - осуществить постановку спектакля и т.п. Поскольку авторский договор носит, по общему правилу, возмездный характер, на пользователе произведения лежит обязанность по выплате автору вознаграждения за использование произведения. Размер, форма, сроки и порядок выплаты авторского вознаграждения определяются самими сторонами. Помимо выплаты согласованного договором гонорара пользователь может принимать на себя обязанность по компенсации автору дополнительных расходов, связанных, например, с его командированием в другую местность для сбора материала, участие в работе съемочной группы т.п.[27, c. 95]. Наряду с рассмотренными обязанностями в отдельных видах авторских договоров могут предусматриваться некоторые другие обязанности пользователей. Так, очень часто в авторские договоры включается условие о предоставлении в собственность автора определенного числа бесплатных экземпляров произведения. Издательские договоры нередко обязывают издательства письменно сообщить автору о намерении переиздать произведение. Наконец, в конкретных авторских договорах на пользователя могут возлагаться любые иные обязанности, не противоречащие действующему законодательству[17, c. 87].
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |