|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исключительный статус царяГлава I 31. А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.
87. А для сохранения всей этой Вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия. 88. Обучение, изучение [Веды], жертвоприношение для себя и жертвоприношения для других, раздачу и получение [милостыни] он установил для брахманов. 89. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. 90. Пастьбу скота и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и земледелие – для вайшия. 91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.
96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы… 99. Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. 100. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. 101. Брахман ест только свое, носит – свое и дает – свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана.
ГЛАВА X 1. Три варны дваждырождённых, придерживающиеся своих обязанностей, пусть изучают [Веду], но из них только брахман может обучать [Веде], а не [члены] других двух [варн]: таково решение. 4. Брахманы, кшатрии и вайшии — три варны дваждырождённых, четвертая же – шудры – рожденные один раз, пятой же нет.
Брахманы Глава X + Глава II Глава X 75. Обучение [Веде], изучение, жертвоприношение для себя, жертвоприношения для других, приношение даров и получение [их] — шесть занятий брахмана. 76. Но из [этих] шести занятий три занятия доставляют средства существования: жертвоприношение для других, обучение и принятие [даров] от чистых людей.
Глава II 20. У брахмана, рожденного в этой стране, пусть все люди на земле изучают свой образ жизни. 36. На восьмом году от зачатия надо произвести посвящение (упанаяна)[1] для брахмана, на одиннадцатом от зачатия — для кшатрия, на двенадцатом от зачатия – для вайшия. 116. Но кто овладевает знанием Веды без разрешения учителя, тот виновен в краже Веды; он низвергается в ад. Глава IV + Глава VIII + Глава X Глава IV 11. Ради средств к существованию ни в коем случае не следует вести себя, как обычные люди; надо вести жизнь брахмана – прямую, честную, чистую… 17. Надо отвергать всякое богатство, мешающее изучению им Веды, но изучать как полагается; ведь это ему [обеспечивает] достижение цели.
Глава VIII
102. К брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к [брахманам] – ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к шудрам.
Глава X
79. Но если брахман не может существовать своими, только что упомянутыми занятиями, он может жить [исполнением] дхармы кшатрия, ибо тот непосредственно следует за ним. 82. [Если] он не может прожить даже обеими и если возникает [вопрос], как быть, [тогда], занимаясь земледелием и скотоводством, он может жить образом жизни вайшия. 92. [Из-за торговли] мясом, лаком и солью он немедленно становится изгоем, из-за торговли молоком брахман делается в три дня шудрой.
Глава IV + Глава X Глава IV 165. Дважды рожденный, [даже] только пригрозив брахману убить его, сто лет пребывает в аду Тамисра. 167. Человек, пролив по недоразумению кровь несражающегося брахмана, подвергается после смерти величайшему мучению…
Глава VIII 380. Никогда нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без [телесных] повреждений. 381. На земле нет поступка, более несоответствующего дхарме, чем убийство брахмана, поэтому царю не следует даже помышлять о его убийстве.
2.2 Кшатрии Глава VII Исключительный статус царя 1. [Теперь] я изложу дхармы царя, какой образ жизни следует вести царю, каково его происхождение и каков [путь достижения] высшего успеха. 2. Кшатрием, получившим посвящение, как предписано Ведой, должна совершаться, как положено, охрана всего этого [мира]. 3. Ибо, когда люди, не имеющие царя, расселялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны всего этого [мира]. 6. Как солнце, он жжет глаза и сердце, и никто на земле не может даже смотреть на него… 8. Даже [если] царь – ребенок, он не должен быть презираем [думающими, что он только] человек, так как он – великое божество с телом человека. 13. Поэтому пусть [никто] не нарушает дхарму, которую царь установил в пользу желательных для него [людей], и даже дхарму, нежелательную для нежелательных. 15. Из страха перед ним все живые существа – недвижущиеся и движущиеся – служат пользе и не уклоняются от [исполнения] дхармы.
Царь и брахманы 32. В своей стране надо вести себя правильно, строго наказывать врагов, быть прямым по отношению к верным друзьям, преисполненным терпением к брахманам. 37. Царь, встав утром, пусть почтит брахманов, знатоков тройственного знания (траивидья)[2], мудрых в управлении и поступает по их [советам]… 88. Храбрость в битвах, защита народа, почитание брахманов – лучшее средство для царей достичь блаженства… 133. Царь, даже погибая, пусть не взимает налога с знатока Веды; не должен умереть от голода знаток Веды, живущий в его стране.
Царь как кшатрия 47. Охота, игра в кости, спанье днём, злословие, женщины, пьянство, пение, музыка, танцы и бесцельное путешествие – группа из десяти [пороков], порождённых желанием. 48. Доносительство, насилие, вероломство, зависть, гневливость, нарушение [прав] собственности (артхадусана) и оскорбление словом и палкой – группа из восьми [пороков], порождённых гневом. 49. Ту жадность, которую все мудрецы определили как корень их обоих, надо старательно преодолевать; обе эти группы происходят от неё. 87. Царь, охраняющий народ, будучи вызван [на бой врагом] равным, более сильным или более слабым, исполняя дхарму кшатрия, пусть не уклоняется от битвы. 96. Кто [лично] захватывает [в бою] колесницу, лошадь, слона, зонтик, деньги, зерно, скот, женщин, всякое [прочее] добро и недрагоценный металл – это его. 97. Пусть [воины] отдадут лучшую долю царю: так сказано в Веде; не захваченное в отдельности должно быть царём распределено между всеми воинами…
Вайшьи Глава VIII 408. Следует побуждать вайшия заниматься торговлей, ростовщичеством, земледелием, а также скотоводством; шудру – услужением (дасья) дваждырожденным.
418. Надо ревностно побуждать вайшиев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир.
Глава IX 326. Вайшию, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и, особенно, разведением скота. 329. [Вайшию] следует знать соответствующую цену драгоценных камней, жемчуга, кораллов, металлов, тканей, благовоний и соков. 330. Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного [качества] земли; ему следует знать полностью пользование мер и весов, 331. достоинства и недостатки изделий, выгоды и невыгоды [разных] стран, [вероятный] доход (лабха) и убыток (алабха) от товаров и искусство выращивания скота.
Шудры (судры) Глава VIII 408. Следует побуждать вайшия заниматься торговлей, ростовщичеством, земледелием, а также скотоводством; шудру – услужением (дасья) дваждырожденным.
418. Надо ревностно побуждать вайшиев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир.
408. Если брахман содержит из милости кшатрия или вайшия, нуждающихся в средствах для поддержания жизни, то он может заставлять их исполнять работы, свойственные их [положению]. 409. Брахман, …принуждающий из жадности… дваждырожденных вопреки их желанию к [унижающему их] услужению (дасья)[3], должен быть оштрафован царём на шестьсот [ пан ].[4] 410. Но шудру, купленного (= нанятого, Д.М.) или некупленного, он может заставлять исполнять [такого рода] услужение (дасья), ибо тот был создан Самосущим для услужения брахману. 411. Шудра, даже отпущенный хозяином, не освобождается от обязанности услужения; ведь оно врождено для него…
416. Жена, сын и раб (даса) — трое считаются не имеющими собственности (адхана); чьи они, того и имущество (дхана), которое они приобретают. 417. Брахман может уверенно присваивать имущество шудры [раба], ибо у него нет никакой собственности, ведь он тот, имущество которого забирается хозяином.
Глава X 126. Для шудры нет преступления, в результате которого он делается изгоем, он не заслуживает посвящения, у него нет ни прав [исполнять] дхармы [дважды рожденных], ни препятствий к этому. 129. Шудра не должен накапливать богатства (дхана), даже имея возможность [сделать это], так как шудра, приобретая богатство, притесняет (бадхате) брахманов
v 3. Другие категории населения Рабы (сопоставьте статус шудры и раба)
415. Захваченный под знаменем (дхваджахарта)[5], раб за содержание (бхакта-даса), рождённый в доме (грахаджа)[6], купленный (крита), подаренный (датрирна), доставшийся по наследству (паитрика), и раб в силу наказания (данда-даса)[7] – таковы семь разрядов рабов. 416. Жена, сын и раб (даса) — трое считаются не имеющими собственности (адхана); чьи они, того и имущество (дхана), которое они приобретают. 417. Брахман может уверенно присваивать имущество шудры [раба], ибо у него нет никакой собственности, ведь он тот, имущество которого забирается хозяином.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |