|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Каста неприкасаемых (чандалы и швапачи)Глава X
51. Место жительства чандалов и швапачей [должно быть] вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться [другими], имуществом их [должны быть только] собаки и ослы. 52. Одеждами – одеяния мертвых, пища [должна им даваться] в разбитой посуде, украшения [их должны быть] из железа, и они должны постоянно кочевать. 53. Человеку, исполняющему дхарму, не следует общаться с ними; их дела [должны решаться] между ними, браки – с подобными им. 54. Их пища должна быть даваема им другими в разбитой посуде; ночью им не полагается бродить по деревням и городам. 55. Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить [туда] для исполнения работ, и пусть уносят трупы [людей], не имеющих родственников, – таков порядок. 56. Им полагается всегда по приказу царя, согласно шастрам, умерщвлять приговоренных к казни; они могут забирать одежды казненных, ложа и украшения.
v 4. Соотношение варн Проанализируйте статьи Дхармашастры Ману и определите, как в Индии смотрели на смешение варн. Глава III 12. При первом браке дважды рожденному рекомендуется [жена] его варны; но у поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку [варн]. 13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия – [шудрянка] и своей [варны], для кшатрия – те [обе] и своей [варны], для брахмана – те [три], а также своей [варны].
Ни в одном сказании не упоминается жена–шудрянка у брахмана или кшатрия, даже у находящихся в крайних обстоятельствах. 15. Дваждырожднные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин[8], быстро низводят семьи и потомков к положению шудры. 17. Брахман, возведя шудрянку на ложе, [после смерти] низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства... 19. Для целующего шудрянку, для оскверненного [её] дыханием, а также для породившего от нее потомство не предписывается искупление.
Глава X 12. При смешении варн от шудр и вайшиек, кшатриек и брахманок рождаются [соответственно] айогава, кшаттар и чандала — самый низкий из людей. 24. Смешение варн возникает вследствие нарушения [порядка] варн, вследствие браков, которые не должны были бы заключаться, и отказа от исполнения дел, присущих [каждой варне]. Как шудра порождает от брахманки отверженное существо, так отверженный порождает от женщин четырех варн еще более отверженного.
Глава VIII 356. Небрахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены [всех] четырех варн всегда должны быть охраняемы. 357. Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания; сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознаграждение, если отец согласен.
v 5. Преступление и наказание Преступление Рассмотрите статьи из различных глав Дхармашастры Ману и определите, в чём в Древней Индии видели сущность преступления. · 16. Рассмотрев основательно место и время [преступления], возможность и степень сознательности, ему надо накладывать [наказание], как полагается, на людей, живущих неправедно… · 255. Кто говорит добродетельным людям о себе противное истине, тот в этом мире самый крайний злодей; он – вор, обкрадывающий самого себя. · 256. Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова; кто же нечестен в речи, тот нечестен во всем.
· Умерщвление червей, насекомых и птиц, употребление пищи, находившейся поблизости от спиртного, кража плодов, топлива, цветов и отсутствие самообладания – [ преступления ],вызывающие нечистоту
Наказание Рассмотрите статьи из различных глав Дхармашастры Ману и определите, в чём в Древней Индии видели сущность наказания и его цели. (А) Понятие наказания Глава VII 16. Рассмотрев основательно место и время [преступления], возможность и степень сознательности, ему надо накладывать [наказание], как полагается, на людей, живущих неправедно… 18. Наказание правит всеми людьми, наказание же охраняет, наказание бодрствует, когда все спят; мудрые объявили наказание [воплощением] дхармы. 19. Наложенное надлежащим образом после [должного] рассмотрения, оно радует весь народ, наложенное без рассмотрения – губит все. 20. Если бы царь не налагал неустанно наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле, ворона стала бы есть поминальное приношение и собака лизать жертвенную пищу, никто не имел бы собственности (свамья), и произошло бы перемешение высших и низших
22. Весь мир подчиняется [только] посредством наказания, ибо трудно найти человека чистого; ведь только из страха наказания весь мир служит пользе… 24. Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всего народа от колебания в [наложении] наказания. 25. Где идет черное, красноглазое наказание, уничтожающее преступников, там подданные не возмущаются, если вождь хорошо наблюдает. 26. Накладывающим его [т.е. наказание] объявили царя – правдивого, поступающего осмотрительно, мудрого, знающего [значение] дхармы, [а также] удовольствия (карна) и богатства (артха). 27. Царь, накладывающий его надлежащим образом, процветает… [но] чувственный, непостоянный и порочный Наказанием же губится…
(Б) Цели наказания Глава IX 262. Обнародовав на основании фактов их преступления и совершенные каждым деяния, царю следует надлежаще наказать их в соответствии с сущностью преступления. 263. Ведь, кроме наказания, ничем невозможно обуздать преступления злонамеренных воров, тайно бродящих по земле.
Глава VIII · 334. Пусть царь для предупреждения [повторения преступления] отнимает у вора именно ту часть тела, которой он действует против людей…
· (какую цель наказания показывает статья 337?) 337. Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания; сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознаграждение, если отец согласен.
· (какую цель наказания показывают статьи 371 и 372?) 371. Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности родственников и [своего] превосходства[9], изменяет своему мужу, пусть царь прикажет затравить ее собаками на многолюдном месте.
372. Мужчину-преступника пусть прикажет сжечь на раскаленном железном ложе; пусть подбрасывает под него дрова, пока не сгорит злодей.
· (рассмотрите нормы о наказании за убийство брахмана)
Убийца брахмана (брахмахан), пьяница, вор, осквернитель ложа гуру – они все вместе и каждый в отдельности должны считаться людьми, совершившими великий грех (маха-патакин). 236. Для этих четырёх, не совершивших искупление, надо определить законное наказание – телесное и денежное. 238. Они – с которыми никто не должен есть, приносить жертвы, читать [священные тексты], вступать в брак – пусть бродят по земле, презренные, лишённые всякой дхармы.
Глава XII Рассмотрите положения главы XII и определите, в чём ещё заключалась идея наказания. 1. «О, безгрешный! Вся эта дхарма четырех варн тобой объявлена; сообщи нам [теперь], согласно истине, конечный результат деяний (карман)». 5. Алчность к чужой собственности, размышление умом о дурном[10], приверженность к ложному [учению][11] – три рода [греховного] умственного действия; 6. оскорбление и ложь, а также клевету при всех условиях и бессвязную болтовню – следует считать четырьмя родами [греховных] словесных действий; 7. присвоение неданных [вещей], нанесение вреда вопреки правилам[12], связь с чужой женой – считаются тремя родами [греховного] телесного действия 40. Одаренные благостью идут к состоянию богов, одаренные страстью – к состоянию людей, одаренные темнотой – всегда к состоянию животных – таков троякий вид перерождений.
(В) Назначение наказания Рассмотрите порядок назначения наказания вору 301. Теперь я сообщу правило при определении наказания вору. 302. Пусть царь проявляет крайнее старание в обуздании воров; от обуздания воров его слава возрастает и страна процветает. 310. Царю надо тщательно обуздывать беззаконных тремя мерами – заточением, заковыванием в цепи и различными видами телесных повреждений. 314. Вор должен бежать к царю с распущенными волосами и объявить о той краже, [говоря]: «Это сделал я, накажи меня!» 316. Будет ли вор наказан или прощен, он освобождается от [вины] воровства, но царь, не наказав его, принимает на себя вину воровства.
[1] Обряд посвящения, который проходили люди трёх высших варн, знаменует допущение человека к изучению священных книг, что знаменует его второе “рождение”. [2] Знание трёх Вед. [3] Комментаторы поясняют: например, мыть ноги хозяину, выносить отбросы и т.п. [4] Если кшатрий или вайший добровольно выполняют работы раба, штраф должен быть небольшим. [5] Т.е. военнопленный. [6] Рождённый рабыней. [7] Не способный уплатить штраф или долг – и за это обращённый в рабство. [8] В данном случае имеется в виду шудрянка. [9] В красоте, богатстве и т.п. [10] Дурное – то, что может быть вредно для других или запрещено. [11] Отрицание будущей жизни, авторитета Вед и т.д. [12] Нанесение вреда животным, кроме случаев жертвоприношения, вреда людям, кроме как во исполнение наказания и т.д. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |