|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Фонетические процессы, основанные на ассимиляции и диссимиляцииДиэреза Диэреза (греч. diaíresis ‘деление, раздел’) – выкидка звука, чаще всего имеет ассимилятивную основу [6]. Напр., выкидка мгновенных согласных [т], [д] между двумя длительными: - праз д ник, звез д ный, чес т ный, счас т ливый. Часто диэреза наблюдается в быстрой речи: - человек [чилаэк], когда [кΛдá], сколько [скóкъ]. Бывают и выкидки на диссимилятивной основе, напр., произношение [шт], [шн] вместо чт, чн: - что [т’ˆш’тó] → [штó] или [т’ˆш’ó], - конечно [кΛн’эт’ˆш’нα] → [кΛн’эшнα]. В современном русском литературном языке это не синхронный процесс, его результат закреплен только в некоторых словах. Гаплология Гаплолóгия (греч. gaplos ‘простой’, logos ‘знание, слово’) – устранение одного из двух одинаковых или подобных слогов вследствие диссимиляции. Гаплология рассматривается или как результат выкидки, или как результат наложения слогов: - знаменосец (из знаме ноно сец), близорукий (из близоркий < бли зозо ркий), минералогия (из минера лоло гия), трагикомедия (из траги коко медия), розоватый (из розо вова тый < розов + оват) [7]. Эпентеза Эпентеза (греч. epénthesis ‘вставка’) – вставка звука внутрь слова. Эпентеза чаще имеет диссимилятивную основу и возникает при освоении заимствований с несвойственными родному языку сочетаниями звуков. Напр., вставка согласных (чаще всего [в], [γ] или [j] между гласными в случае «зияния», т.е. стечения гласных. Йотовая эпентеза типична в руск. яз. в словах иноязычного происхождения на - ia: - Italia – Италия [и j а], Persia – Персия, India – Индия. В просторечии эта эпентеза постоянна: - шпиён [шп’и j óн] ,скорпиён, фиялка, окиян, павиян, киятер. Примеры других эпентетических звуков: - ради в о, кака в о, Лари в он, Роди в он, Ле в онтий. В области согласных частый случай – вставка мгновенного звука между двумя длительными. Ср. в просторечии: - н д рав, с т рам. Эпентетические гласные появляются там, где необходимо разбить на два слога труднопроизносимую группу согласных: - в русск. старое ветр дало вет е р; рубль в просторечии руб е ль, Нередко это бывает при заимствовании слов: - уйгурск. ķ у луп ‘клуб’; ак ы т ‘акт’. Протеза и эпитеза Протеза (надставка) (греч. próthesis ‘постановка впереди’) – прибавление звука в начале слова. Протетическими согласными бывают те же [в], [γ] и [j]: - осьмь – в осемь; острый – в острый; ягненок – ср. ст.-сл. агньць, лат. agnus; В качестве протетического гласного известно [и] в южно-русских диалектах: - и шла, И львовна. Протетические гласные широко используются при заимствовании в тюркских и финно - угорских языках, где не допускается стечение согласных в начале слова: - тюрк. а стакан, ы стакан, ы штаны, - венг. a sztal ‘стол’, u dvar ‘двор’ (из славянских языков); i skola (из лат. schola), - франц. e sprit < лат. spiritus [ЛЭС, с. 402]. Этот процесс некоторые авторы считают позиционным [Кодухов, с. 140]. Появление дополнительного звука в конце слова называется эпитезой (др.-греч. épithesis ‘прикладывание, наложение’): - др.-рус. пhснь – рус. песн я [Вендина, с. 80]; кран – диалектн., прост. кран т. Появление дополнительных звуков (эпентетез, протез и эпитез), называемых еще паразитическими, связывают со слоговой структурой слова [Маслов, с. 71; Вендина, с. 79]. Метатеза Метатеза (греч. metáthesis ‘перестановка’) – взаимная перестановка звуков или слогов [ЛЭС, с. 296]. Чаще всего встречается при переходе слов из одной системы в другую (ср. эпентезы и протезы): 1) при заимствовании слов: - нем. Teller – польск. ta ll e r z → та р е л ка; - лат. flor, floris ‘цветок’→ Ф р о л; лат. silve st e r ‘лесной’→ Селиве рст; - греч. ne ur on → невроз, неврит, невропатолог, но нейрохирургия ср.: лат. ne rv us → нерв, нервный… 2) при переходе слов из литературного языка в диалекты и просторечие: - м ед в едь → в ед м едь; л а р ек → р а л ек; Та дж икистан → Та жд икистан; 3) при освоении детьми речи взрослых: - лошадка → л а с атка → с а л атка; л о п атка → п а л атка [Реформатский, с. 210]. Сингармонизм Сингармонизм (греч. syn ‘вместе’, harmonίa ‘связь, созвучие’) – это закон, определяющий правила сочетаемости гласных и согласных звуков в словоформе [Селютина, с. 30]. Сингармонизм состоит в уподоблении гласных (и согласных) в аффиксах гласным (и согласным) корня. Сингармонизм наблюдается в агглютинативных языках (лат. agglutinatio ‘приклеивание’). Напр., в тюркских, финно-угорских, тунгусо-маньчжурских языках слово, как правило, начинается с корня, к которому справа последовательно, в определенном порядке присоединяются (приклеиваются) аффиксы: - кирг. ата-лар-ымыз-да ‘у наших отцов’ [ЛЭС, с. 17]. отец-мн.ч.-наши-местн.п. Сингармонизм в области гласных называют гармонией гласных. По тому, какой признак является основой гармонии гласных, различаются: - сингармонизм по ряду, - по лабиализации. Возможно сочетание этих признаков. Самым распространенным является сингармонизм по ряду (= нёбная, или палатальная гармония). Различают два сингармонических ряда: - твердый и - мягкий. Артикуляторных рядов в языках мира пять, и они могут по-разному соотноситься с сингармоническими рядами: - гласные переднего ряда относятся к мягкому сингармоническому ряду, - гласные заднего ряда – к твердому, - а гласные среднего, средне-заднего, смешанного артикуляторных рядов могут быть в разных языках как мягкорядными, так и твердорядными [Селютина, с. 31]. Суть палатального сингармонизма состоит в следующем. Если в корне гласный твердого ряда, то и в аффиксах гласные твердого ряда (ср. приведенный пример). Если же в корне гласный мягкого ряда, то и в аффиксах – гласные мягкого ряда. Напр., тюрк.: - бала ‘ребенок’ – б а л а -л а р (мн.ч.) – б а л а -л а р-д ы н (исх.п.), - кижи ‘человек’ – к и ж и -л е р (мн.ч.) – к и ж и -л е р- дин (исх.п.) [Селютина, с. 30]. Сингармонизм по ряду и лабиализации представлен в венгерском языке: - f a l- o n ‘на стене’ a bl a k-h o z ‘к окну’ - k e p- e n ‘на картине’ c i p é sz-h e z ‘к сапожнику’ - t ü rk- ö n ‘на зеркале’ [ЛЭС, с. 17] k ü sz ö b-h ö z ‘к порогу’ [ЛЭС, с. 445] Сингармонизм в области согласных ярко виден на примере заднеязычных: при передней артикуляции слова они звучат как палатальные [k], [g], при задней артикуляции – как велярные [q], [G]. Напр. в казахском: передняя артикуляция: i - k iz ‘напоить’ ana-myz- γ a ‘нашей матери’ (Д. п.) задняя артикуляция: 3at- q yz ‘уложить’ yj-imiz- g e ‘в наш дом’ [Шайкевич, с. 36]. Сингармонизм иногда трактуется как проявление дистантной ассимиляции гласных (А. А. Реформатский, Ю. С. Маслов, Т. И. Вендина), а иногда – как позиционный фонетический процесс (В. И. Кодухов, А. А. Гируцкий). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |