АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление и развитие финансовой науки

Читайте также:
  1. A) облегчает развитие конкуренции и поддерживает дух новаторства
  2. C (circulationhisblood) – восстановление кровообращения (прекордиальныйудар, массаж сердца
  3. I. Литературное чтение и развитие речи
  4. I. Характер и его развитие
  5. II раздел. Расчет эффективности производственно-финансовой деятельности
  6. III. Становление представительной демократии в Японии
  7. V. Становление текстологии как научной дисциплины
  8. X. Исторические науки о культуре
  9. Анализ показателей финансовой отчетности
  10. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
  11. Аналитические возможности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  12. Аналогия и развитие хорологической концепции

В своем развитии финансовая наука прошла ряд этапов. Начиная с XV и до середины XVII вв. в процессе ее зарождения развивались учения о государственных доходах, исследовались бюджеты феодальных государств. Со второй половины XVII и до конца XVIII вв. предпринимаются первые попытки анализа государственных расходов, идет интенсивная разработка принципов налогообложения и идей налоговой справедливости, появляются первые учебные пособия по финансам.

Генезис науки связан с такими именами, как Д. Карафа (Италия, XV в.), И. Пересветов и Ермолай-Еразм (Россия, первая половина XVI в.), Жан Боден и Григорий Тулузский (Франция, вторая половина XVI в.). На первых этапах в развитии науки о финансах важную роль играли крупные государственные и хозяйственные деятели.

Произведением, пользующимся европейской известностью, стала работа Ж. Бодена «О государстве», вышедшая в свет в 1577 г. на французском языке, а в 1586 г. переведенная на латынь. Финансовые сведения содержит вторая глава шестой книги указанного сочинения. В ней дана классификация государственных доходов (названы семь главных источников).

Ж. Боден высказывался за осторожное отношение к налогам. К ним следует прибегать только в крайних случаях — бедствий и войн.

Внимание к государственным доходам было характерно и для русской литературы XVI в. Но акцент в произведениях И. Пересветова и Ермолая-Еразма делался на необходимости централизации финансов страны (в конкретно-историческом случае России — отмене кормлений). Как и у многих исследователей XVI в., у Ермолая-Еразма в произведении «Благохотящим царем правительница и землемерие» есть и архаичные финансовые проекты: перейти от денежных налогов к натуральным.

Первые теоретические разработки финансовых проблем представлены в трудах У. Петти. Пятнадцать глав «Трактата о налогах и сборах»— это система финансовых знаний по таким разделам, как учение о государственных расходах и доходах.

У. Петти дает прогрессивную трактовку государственных расходов, указывая, что сокращению подлежат расходы на содержание армии, государственного аппарата, двора, суда и церкви, а увеличению — социальные расходы (на богадельни, госпитали и сиротские дома). У. Петти был сторонником усиления экономических функций государства. В «Трактате» указываются направления этой деятельности: общественные работы и государственные предприятия в добывающей промышленности. Представляет интерес и обоснование необходимости увеличения расходов по этой статье: они могут решить проблемы нищенства, воровства и эмиграции. В «Трактате» содержатся элементы теории переложения налогов. Отличие носителя налога от субъекта рассмотрено на примере обложения землевладельцев, перелагающих налог на ренту на арендную плату (т.е. фермеров) и на цены сельскохозяйственной продукции. Петти пишет: «...поземельный налог становится неравномерно взимаемым акцизом на потребление, который в большей мере несут те, кто меньше жалуется». Исторически верно им охарактеризованы два вида подушной подати (поголовная и классно-разрядная), причем обоснована обратная пропорциональность поголовных налогов.

Огромное влияние на развитие финансовой теории оказало учение физиократов. На основе концепции переложения налогов они первыми подразделили все налоги на прямые и косвенные, причем понятие «прямые» означало «неперелагаемые», а «косвенные» — «перелагаемые» налоги. Физиократы считали неперелагаемым во всей системе французских налогов поземельный, поэтому предлагали его в качестве единственного. Учреждение единого поземельного налога означало бы включение дворянства и духовенства в податные сословия. Физиократы отрицательно относились к косвенным налогам.

Классический анализ 29 доходных статей бюджета Франции дан одним из последних генеральных контролеров финансов — Ж. Неккером в работе «Об управлении государственных доходов Французского королевства». Он показал архаизм налоговой системы, ее нерациональность, тяжесть для налогоплательщиков и недостаточность в качестве базы государственного бюджета. Человек, возглавлявший финансовую систему страны, осудил структуру управления финансами и отдельные звенья, заставляющие тратить огромные средства на содержание налогового аппарата.

В XVIII в. в России основные финансовые сочинения посвящались анализу существующих налогов и проектов реформ. В произведении И. Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве» (1724) рассматривались недостатки подворной и подушной систем обложения. Им был предложен вариант налоговой реформы, в котором поземельный налог становился основным (причем его должны были платить и дворяне). Предусматривалась замена различных сборов с торговли единым 10 %-ным сбором с цены.

Петровская эпоха дала значительный импульс развитию финансовой науки. Многие современники И. Т. Посошкова (Ф. Салтыков, А. Курбатов, А. Нестеров и др.) писали сочинения, посвященные финансовым вопросам. Но отличие их трудов от сочинения И. Т. Посошкова состояло в том, что целью реформ ставилось увеличение доходов казны.

 

Новый этап развития науки наступил в последней четверти XVIII в. В это время сложилась структура науки, основными разделами которой стали учения о государственных доходах и государственных расходах.

В учении о государственных доходах основное внимание уделялось теории налогов. Это было связано с падением роли доходов от государственного имущества (домена) и прогрессирующей тенденцией сокращения количества и удельного веса в государственном бюджете доходов от государственных регалий. В конце XVIII — первой половине XIX вв. в науке господствовали взгляды на налог как на плату за государственные услуги (в первую очередь за защиту личности и охрану собственности). Трактовки государственных расходов как услуг специфического рода, а налогов как их оплаты придерживалось в этот период большинство представителей финансовой науки.

С последней четверти XVIII в. принципы всеобщности и пропорциональности налогов и соответствующая им система реальных налогов постепенно входили в государственную практику. Поступательное развитие налоговой теории было связано с расцветом классической (иногда ее называют абсолютной) финансовой школы, базирующейся на классической политической экономии. Наиболее значительными финансовыми сочинениями этого периода были: пятая книга «Исследования о природе и причинах богатства народов» А. Смита (1776) и «Опыт теории налогов» Н. И. Тургенева (1818).

Учение А. Смита о налогах, включавшее разработку общих правил налогообложения, обоснование системы прямых личных налогов, отрицательную оценку подушных податей и косвенных налогов на предметы первой необходимости, вошло в золотой фонд финансовой литературы. Четыре правила (общих положения) в построении налоговых систем, приведенные А. Смитом, были наиболее цитируемым местом финансовых сочинений на протяжении всего XIX в. В них устанавливались происхождение, цель налогов, объект обложения (первое правило); сроки уплаты, способ, сумма платежа (второе); время уплаты (третье); организация налогового аппарата и пресечение злоупотреблений в процессе сбора налогов (четвертое).

Объектом обложения, по А. Смиту, должен быть доход, основанный на трех источниках: ренте, прибыли и заработной плате. Его принципы налогообложения оказали существенное влияние на развитие финансовой практики сначала в Англии, затем в других развитых странах. В учении Смита в эмбриональном состоянии содержалась плодотворная идея перехода от пропорционального обложения к прогрессивному.

Смитианская концепция переложения налогов содержала определенные противоречия. Так, Смит считал, что налоги на заработную плату перелагаются на капиталистов.

В налоговой теории Д. Рикардо основное содержание сводилось к тому, что существует автоматический механизм, приходящий в действие при увеличении налогов на заработную плату или предметы первой необходимости. Он заявлял, что благодаря переложению налогов на имущие классы капиталисты вынуждены поднимать заработную плату рабочих, так как она всегда жестко привязана к минимуму средств существования. Теоретическая ошибка Д. Рикардо была связана с его политико-экономической трактовкой заработной платы и недостаточным знанием финансовой истории континентальной Европы.

Важные теоретические положения были развиты в работе декабриста Н. И. Тургенева «Опыт теории налогов». Это одно из первых в мире систематизированных изложений теории налогов. В принципах налогообложения Н. И. Тургенев уточняет и развивает идею налоговой справедливости. Он считал необходимым отклонять, насколько возможно, тяжесть налогов от простого народа, включая полное освобождение от них. Теория Н. И. Тургенева была хорошо известна в России в первой половине XIX в. Во второй половине XIX в. ее обзоры содержатся в историографических очерках мировой финансовой литературы (например, у итальянского ученого Л. Косса).

С конца XVIII в. правительства ряда стран стали широко прибегать к государственным займам, используя полученные средства в основном на ведение войн. В указанный период позиции защитников и противников государственного кредита становились все более полярными по сравнению с серединой XVIII в. В ряду знаменитых противников государственного кредита следует назвать А. Смита, Д. Рикардо и Ж. Сисмонди; в числе защитников — Б. Франклина и А. Гамильтона (США), М. Ф. Орлова (Россия).

Классики политической экономии в целом отрицательно относились к государственному кредиту по ряду причин. Главная среди них — общее негативное отношение к экономическим функциям государства, стремление свести государственные расходы к необходимому минимуму. Отсюда постоянное недоверие к займовым операциям государства и его мероприятиям по управлению государственным долгом. Особенно беспощаден был Д. Рикардо, вскрывший классовую сущность фондов погашения государственного долга, которые возникли в конце XVIII в. В работах «Предложения в пользу экономного и устойчивого денежного обращения, а также замечания о прибыли Английского банка, поскольку она связана с интересами государства и собственников капитала банка» (1816) и «Опыт о системе фондированных государственных займов» (1820) Рикардо вскрыл махинации при управлении государственным долгом и показал прямую связь займовой политики с ростом милитаризма.

Всех защитников государственного кредита отличает отношение к нему как творцу национального богатства. Наиболее четко эта позиция обоснована в работах секретаря казначейства США А. Гамильтона. Русский читатель первой половины XIX в. с позицией активных защитников государственного кредита мог ознакомиться по книге декабриста М. Ф. Орлова «О государственном кредите» (1833).

Учебники финансов первой половины XIX в. дают определенное представление об устоявшихся знаниях, преподаваемых в высшей школе. Наиболее известным в Европе был учебник профессора Гейдельбергского университета К. Рау «Основные начала финансовой науки» (1832), который принес автору славу полнотой представленных в нем финансовых знаний (государственные расходы, доходы, их соотношение, государственный долг). Примером прогрессивного направления университетской науки явились издания «Теории финансов» Ивана Горлова (1841, 1845) — доктора философии, профессора политэкономии и статистики Казанского университета. Его методологию исследования отличает глубокое обоснование финансовой теории политэкономическими положениями. Прогрессивные (для первой половины XIX в.) трактовки учения о государственных доходах, теории налогов, включая их переложение, теории государственного кредита позволяют назвать учебник И. Горлова квалифицированным изложением основ финансовой науки.

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

10.1.

10.2.

10.3.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)