АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Условия создания терапевтических отношений

Читайте также:
  1. I. Условия конкурса
  2. II. Внешние условия действительности завещания
  3. II. Программные условия конкурса
  4. II. Условия внутреннего спроса
  5. II. УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ (сортировка по тяжести: тяжелая-лекгая)
  6. II. Экономия на условиях труда за счет рабочего. Пренебрежение самыми необходимыми затратами
  7. III. Диагностика супружеских отношений
  8. III. Условия участия
  9. IV. Условия проведения Конкурса
  10. Ms dos, его основные условия.
  11. VI. Условия участия в турнире.
  12. Абсолютная земельная рента. Причины , условия и источники образования абсолютной земельной ренты

ГОУ ВПО ОрГМА Росздрава

Кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ФППС

 

С.В.Балашова

 

Терапевтические отношения

 

 

Учебное пособие

для студентов факультета клинической психологии, для клинических психологов

 

 

Оренбург – 2008

Содержание

 

 

Введение …………………………………………………………..………….3
1. Условия создания терапевтических отношений ...………….…………………4
1.1. Искренность (конгруентность) ………………………….……..…………… 4.
1.2. Безусловное уважение клиента …………………...……………..…………..5.
1.3. Эмпатия ……………………………………………...…………...……………7
2. Присутствие психотерапевта и уровни общения ……………………………15
4. Перенос и контрперенос в терапевтических отношениях ………………..….24
4.1. Перенос ………………...……………………………………………...…24
4.2. Контрперенос …………………………………………………………………...27
               

Приложение 1

Некоторые советы по повышению качества эмпатии …………………36.

Приложение 2

Как распознать контрперенос и как с ним обходиться ………………………38.

 

Приложение 3

Задания для самостоятельной работы и тесты для контроля знаний   …………..42

Пояснительная записка

Тема терапевтических отношений и роль консультанта в их создании является одной из центральных тем в процессе обучения психологическому консультированию, психокоррекции и психотерапии. Принципы формирования терапевтических отношений являются не сложными для понимания, однако представляют большие трудности у обучающихся в их практическом применении в ходе психологического консультирования. Данное пособие содержит теоретический материал в сочетании с практическими упражнениями и предназначено для подготовки по курсу «Практикум по психологическому консультированию, психокоррекции и психотерапии». Возможность интегрировать знания с необходимыми навыками позволяет обучающимся лучше осознавать профессиональную идентичность психолога-консультанта, понимать свою роль и позицию в работе с пациентом, а также необходимость постоянного душевного труда по развитию собственной личности как основного инструмента специалиста по психологическому консультированию.

 

Введение

В психологическом консультировании роль и значение терапевтических отношений изучались Карлом Роджерсом (1957), представителем гуманистического направления. Он подробно рассмотрел, какими должны быть отношения между пациентом (клиентом) и психотерапевтом (консультантом) для эффективной помощи. Несмотря на очевидное сходство терапевтических отношений с другими отношениями между людьми, в частности с дружескими, с семейными, деловыми (продавец-покупатель, учитель-ученик, руководитель-подчиненный), они обладают собственной спецификой. К Роджерс создал собственный психотерапевтический метод, названный им недирективная клиент-центрированная терапия (наиболее часто употребляемое название - разговорная психотерапия). Сутью метод являются особым образом построенные терапевтические отношения как основа необходимых изменений у клиента. Цель терапии по К. Роджерсу – предложить клиенту соответствующие отношения, которые тот сумеет принять и ответить на них. В результате данного психотерапевтического процесса становятся возможными изменения в психической структуре (в переживаниях) и поведении клиента.

К. Роджерс опирался на воззрения израильского философа Мартина Бубера (1978), который выделил две основных позиции человека по отношению к окружающему миру и другим людям. Первая позиция – это позиция Я-Оно (Он, Она), представляющая собой отношения субъект-объект, а вторая – это Я-Ты позиция, которая предполагает отношения субъет-субъект. «Нет «Я» самого по себе, есть только «Я» основного слова Я-Ты и «Я» основного слова Я-Оно…. «Я» основного слова Я-Ты другое, чем «Я» основного слова Я-Оно (Он,Она). Основное слово Я-Ты можно сказать всем своим существом… Кто произносит Ты… вступает в отношения. Познавая, человек остается непричастен миру. Потому что знание локализуется в нём, а не между ним и миром. Основное слово Я-Ты утверждает мир отношений… Через Ты человек становиться Я.» (Бубер, М. Веление духа. С. 123)

Человек из позиции Я-Оно говорит о другом «Он» или «Она», не обращаясь к нему как к личности, а направляет свои слова и действия на другого человека как на некий объект воздействия, вещь или функцию. Человек из позиции Я-Ты не может оставаться в стороне как наблюдатель, а вовлекается в процесс отношений. Но благодаря тому, что «Я» вступаю в отношения Я-Ты, становиться возможным постижение тех сторон Другого, которые остаются скрытыми в позиции Я-Оно, Акцент на Я-Ты отношения, которые М. Бубер назвал подлинным диалогом, способствует развитию человеческой индивидуальности и лежит в основе терапевтических отношений.

Эта идея (отношения с «Другим») развивалась и российским ученым М. Бахтиным (1979). Для него именно отношение к «другому» создает личность. Диалог – это путь познания личности, ее внутреннего мира её мыслей и идей. «Я» осознает и становиться самим собой, только раскрывая для себя другого, через другого и с помощью другого. «Я» существует лишь потому, что существует «Другой», для которого мое «Я» есть «Ты».

По М. Буберу область между «Я» и «Ты» есть пространство диалога. Именно в этой области «Между» происходят реальные события, диалог и урок. В процессе диалога происходит встреча двух субъективностей. Этот момент встречи «Я» и «Ты» является кульминационной точкой диалогического процесса. «Узы личного как бы спадают с нас, и мы переживаем неразделенное единство» (М.Бубер, 1995). В момент встречи «Я-Ты» мы полностью поглощены другим, который погружает нас в глубину своей человечности, и тогда обнаруживается смысл бытия. Подлинный диалог между индивидуумами необходим для полной реализации потенциала личности.

 

 

Условия создания терапевтических отношений

 

К.Роджерс (1975) сформулировал «необходимые и достаточные условия» построения терапевтических отношений.

1. Два лица находятся в психологическом контакте.

2. Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.

3. Второй персонаж, назовем его "консультантом", активно участвует в общении.

4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.

5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять.

6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности.

Особенно важны 3-е, 4-е и 5-е условия, обеспечивающие атмосферу доверия. Доверительный контакт консультанта и клиента является неотъемлемой, а по мнению многих профессионалов — существенной составляющей психологического консультирования и психотерапии. Создавать обоюдное доверие значит создавать терапевтический климат, способствующий обсуждению значимых проблем. Это — обязанность консультанта.

Для установления обоюдного доверия консультанту особенно необходимы качества, впервые выделенные С. Rogers (1951): искренность, способность к эмпатии и безусловное уважение к людям.

1.1. Искренность (конгруэнтность)

Т. Мери (1990) определяет конгруэнтность следующим образом: «Конгруэнтность - это такое состояние бытия, в котором мы наиболее свободны и аутентичны в качестве самих себя и не испытываем потребности в том, чтобы предъявлять фасад, прятать себя, например, за маской или ролью «эксперта». Конгруэнтность там, где наши внутренние чувства и переживания точно отражаются нашим поведением, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом деле». Конгруэнтность — это процесс безоценочного осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей (или, иначе говоря, при соблюдении человеком условия «как если бы» это озвучивание и выражение были адресованы ему самому).

Искренность — один из важнейших элементов создания терапевтического климата. Искренности нельзя научиться, однако консультант должен уметь вести себя с клиентами так, чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как поддержку, а не как угрозу. По мнению К. Роджерса «Развитие человека ускоряется, когда терапевт являет себя ему таким, каким он есть в действительности, когда его отношения с клиентом искренни, без "маски" или "фасада", когда он выражает чувства и отношения, которые в настоящий момент им переживаются… Психотерапевт сознает и понимает испытываемые им чувства, что он в силах переживать эти чувства и соответствующим образом давать о них знать другому человеку. …Чем более терапевт способен положительно воспринимать все, что происходит у него внутри, и чем более он способен без страха принимать всю сложность своих чувств, тем выше степень его конгруэнтности» (К.Роджерс «Становление личностью», С. 36).

 

1.2. Безусловное уважение клиента

 

Термин "безусловное уважение" или"безусловное позитивное отношение" означает безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности, принятия с эмоциональной теплотой и заботой. В “Словаре русского языка” (1987) принятие определяется как “отнестись дружелюбно, с расположением к кому-либо”. В “Толковом словаре” Вл. Даля смысловое содержание принятия раскрывается следующим образом: “Брать в уважение, во внимание или уважить, согласиться, слушать, верить”.

Хазанова М.А. (1993) выделяет две стороны феномена принятия. С одной стороны существенной, стержневой особенностью отношений принятия являются позитивность, положительная окрашенность, безусловность и безоценочность. В одном из своих выступлений К. Роджерс описал переживания, связанные с принятием клиента, следующим образом: “Ты мне нравишься в любом случае, такой, какой ты есть, с потенциалом изменения”.

Еще одна сторона принятия обусловлена верой в возможности позитивного изменения себя и другого. Позитивность и безусловность принятия проявляются в поддерживающем, заботливом, помогающем отношении, причем важно отметить, что стремление к помощи, поддержке и заботе присуще обеим сторонам принятия и ярче выражается в отношениях с другими.

Н. Роджерс (1990) описывает фасилитативные установки, реализация которых в процессе психологической работы создает атмосферу принятия другого человека:

- готовность быть рядом с ним в процессе его переживаний, не вторгаясь в его внутренний мир;

- вера в силы и возможности другого человека помочь самому себе; оставление другому человеку ответственности за его судьбу и предоставление ему свободы решать самому;

- позволение другому человеку быть таким, каков он есть (“Я не буду отрицать тебя”);

- внимание к чувствам и мыслям другого человека и готовность их услышать;

- готовность уважать решения другого человека, “найденную им правду”;

- готовность к поддержке другого, при этом оставаясь самим собой, понимая, что ценности и системы взглядов могут не совпадать;

- готовность к спокойному, примеривающему отношению к значимости собственных взглядов и реакций для другого человека;

- готовность делиться собственными ценностями и взглядами, способствуя возможности понимания себя другим человеком; готовность к открытости и принятию нового опыта.

При сопоставлении особенностей проявления принятия себя и другого более существенными являются безоценочное и безусловное предоставление права быть самим собой.

Способность специалиста помогающих профессий к безусловному принятию зависит от степени его самопринятия. В человеке с оптимально развитым самопринятием сильно выражены вера в свои силы и возможности, доверие к себе и к миру, независимость, честное отношение к себе, стремление к искренности в проявлении чувств, предоставление себе права быть таким, как есть, искреннее предоставление права другим иметь иную точку зрения (т. е. искреннее предоставление права другим быть самими собой). Слабо выражены тревожность, боязнь неуспеха и негативной оценки, ориентация на внешнюю оценку и внешние нормы. Самопринятие тесно связано с описанной выше искренностью (конгруэнтностью).

По мнению Хасановой М.А. (1993), равноценное отношение к собственной возможности быть и возможности быть другого воплощается в сложной взаимосвязанности обеих сторон принятия: самопринятии и принятии другого. Для возникновения атмосферы принятия в совместном диалоге консультант – клиент необходим такой уровень самопринятия терапевта, который обеспечивает возможность позитивного переживания в отношении себя и реализацию установок, перечисленных выше, в отношении другого человека. Также необходим, пусть минимальный, уровень самопринятия клиента, выражающийся в согласии работать, т. е. в готовности получения помощи. Освобождение клиента от негативных воздействий, с одной стороны, порождает у него переживание свободы, разрешение быть самим собой в момент совместной работы и углубляет его самопринятие, что переживается как чувство самоуважения, согласия с собой, усиление веры в свои силы и возможности. С другой стороны, углубление самопринятия клиента позволяет ему более свободно сотрудничать с консультантом, соглашаться с ним, слышать его, верить ему, чувствовать общее позитивное отношение к себе, достаточно адекватно проявлять свои чувства.

Следует различать субъективный мир клиента и его внешнее поведение. Безусловность направлена на принятие чувств, фантазий, мыслей, желаний клиента. Lietaer (1984) пишет: " Клиент в общении со мной может быть свободен и предаваться любым переживаниям; он должен чувствовать, что я открыт его опыту и не склонен к осуждению ". Однако это не означает приемлемости любого поведения. Как в терапевтических отношениях, так и за их пределами возможна ситуация, когда консультант не одобряет и отвергает поведение клиента. При этом важно понять, что скрыто за поведением, которое не одобряется.

 

1.3. Эмпатия

Эмпатия - это способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание. Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 году немецким психологом Теодором Липпсом (1851—1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания. Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833—1911) и К.Ясперса (1913).

Карл Ясперс (1913) в своей "Общей психопатологии" ввел различие между объясняющей и понимающей психологией, найдя концептуальному инструменту активное практическое применение. Ясперс тонко различил два типа психиатрических сущностей: события, которые доступны нашему пониманию, и процессы, которые могут быть объяснены, хотя и не доступны пониманию. Например, идиотия и фенилкетонурия могут быть объяснены следующим образом: генетическая ошибка приводит к нарушению в передаче информации, необходимой для формирования фермента гидроксилазы, вследствие чего фенилаланин не может превращаться в тирозин. Эти процессы оказывают серьезное влияние на развитие центральной нервной системы. С другой стороны, реактивная депрессия, например, может быть понята, поскольку мы способны поставить себя на место страдающего. В рамках понимающей психологии Ясперс усматривал два типа понимания. Рациональное понимание означает, что мы улавливаем смысл чего-либо в согласии с правилами логики - так мы понимаем произнесенное слово. Эмпатическое (или психологическое) понимание позволяет нам понять самого говорящего человека, вводя нас в область психологических взаимоотношений и психологии как таковой. Концепция Ясперса признает за эмпатией роль основного инструмента понимающей психологии (следовательно, и психотерапии).

В клиент-центрированной терапии Карла Роджерса (1980) и психоаналитической Я-психологии Хайнца Кохута (2000) эмпатии принадлежит ключевая роль. Роджерс считал эмпатию основополагающей установкой терапевта в терапевтических отношениях и ключевым условием изменения личности клиента. Кохут отстаивал позицию, что основным инструментом в психоаналитическом исследовании является именно эмпатия аналитика. Благодаря их влиянию эмпатия была признана большинством терапевтических школ в качестве основополагающего навыка терапевта, необходимого для создания терапевтического климата.

В современной психоаналитической литературе активно обсуждается вопрос о том, что является главным агентом терапевтического изменения - аффективная связь между аналитиком и пациентом или когнитивное понимание через интерпретацию. Для Кохута сущностью психоаналитического исцеления является постепенное обретение эмпатического контакта со зрелыми Я-объектами. Он считал, что терапевтическое изменение включает открытие эмпатической связи и установление эмпатического созвучия между Я и Я-объектом в терапевтических отношениях.

К.Роджерс (1980) так пишет об эмпатии.

«Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации».

Для образного представления акта эмпатии часто привлекаются такие метафорические описания как способность "прогуляться в ботинках", "влезть в шкуру" или "увидеть ситуацию глазами" другого. Эти метафоры действительно содержат важный элемент эмпатического процесса, а именно разделение внутреннего опыта другого человека. Однако, эмпатия - это не просто отождествление с переживанием другого индивида. Вместе с пациентом терапевт переживает некоторую боль и печаль, однако это не значит, что он находится с ним в слиянии. Терапевт лишь временно переживает эти чувства. Вместе с тем он осознаёт, что данные переживания относятся к пациенту, что позволяет ему сохранить некоторую дистанцию от них. Другими словами, терапевт не только находит в себе переживания, которые кажутся ему сходными с тем, что он наблюдает у пациента, но и делает поправку на расхождение опыта. Контекст опыта терапевта, даже весьма сходного с переживанием пациента, всегда должен быть дополнен обстоятельствами жизненной ситуации пациента и особенностями его субъективного восприятия.

Современное представление об эмпатии опирается на понятие непосредственного опыта, или переживания (experiencing), как оно было введено Ю. Гендлиным (1978). Ю. Гендлин считает, что в любой момент времени человек испытывает состояния, к которым он может многократно обращаться в процессе поиска их смысла. Они служат своего рода субъективным ориентиром в этом поиске. Эмпатичный терапевт проницательно улавливает смысл состояния, переживаемого пациентом в данный конкретный момент, и указывает на этот смысл, чтобы помочь пациенту сконцентрироваться на нем и побудить пациента к дальнейшему более полному и беспрепятственному переживанию.

С чем этот человек сверятся, когда устанавливает правильность разных слов, которые предлагает психотерапевт в процессе активного слушания для отражения чувств клиента? Ю. Гендлин считает, что это было некое наличное психофизиологическое состояние. Обычно оно субъективно достаточно определено, и человек может хорошо пользоваться им для сравнения с подбираемыми обозначениями. На основе этих представлений К.Роджерс (1980) отказался от взгляда на эмпатию как на состояние, а предлагает рассматривать её как процесс.

«Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят. Может быть, это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким».

Барретт-Леннардом (Barrett-Lennard, 1981) описал цикл эмпатического реагирования, включающего следующие фазы:

Фаза предварительных условий. Терапевт имеет эмпатическую установку по отношению к клиенту, который тем или иным образом выражает свой опыт. Эта стадия включает в себя активную открытость со стороны терапевта к познанию переживания клиентом собственного Я и внешнего мира.

Фаза эмпатического резонанса. Условия предварительной фазы делают потенциально возможным следующий шаг, в котором слушатель входит в эмоциональный резонанс (настраивается на одну волну) с переживанием и личностными смыслами клиента, которые активизируются в его сознании. Резонирование можно определить как обращение терапевта внутрь себя, то есть к чувствам, образам, воспоминаниям, смыслам, которые возникают в ответ на то, что он видит, слышит, чувствует вместе с клиентом.

Фаза выражения эмпатии. Эта фаза включает в себя выражение терапевтом эмпатического отклика. Эмпатия включает не только способность понять актуальные чувства, но и вербальное умение передать свое понимание ясным для клиента языком. Эмпатическая реакция может быть выражена намеренно и непроизвольно, словесно и через невербальные сигналы.

Фаза получения эмпатии. Передача эмпатии делает возможным заключительный этап процесса эмпатического реагирования. Адекватная эмпатия вызывает у клиента чувство, что его услышали, поняли ту или иную личностно значимую для него область внутреннего опыта, что как правило приводит к эмоциональному облегчению и обретению смысла.

Фаза обратной связи. На этом этапе клиент вербально или невербально демонстрирует результат воздействия эмпатии терапевта. Если эмпатический отклик терапевта адекватен, это приводит к позитивным следствиям, например, терапевтическому молчанию или углублению процесса. Неверная эмпатическая реакция терапевта может привести к стремлению клиента более ясно донести свои переживания, а совершенно неадекватный отклик терапевта может привести даже к негативным последствиям, например чувствам безнадёжности, одиночества или агрессии.

Проявление эмпатии терапевтом далеко не всегда приводит к желаемой цели. Роджерс указывал на важное условие терапевтической коммуникации - способность пациента воспринять эмпатию терапевта, которую он назвал открытостью новому опыту. Поскольку эмпатия - это двусторонние отношения, способность терапевта к проявлению эмпатии в существенной степени зависит от готовности пациента впустить другого в свой внутренний мир. "Некоторым индивидам вследствие их хрупкой связности Я крайне трудно вынести эмпатическую реакцию другого" (MacIsaac, 1999). "Существуют пациенты, которые сознательно или бессознательно хотят остаться непонятыми; они боятся быть понятыми, так как это угрожает им разрушением, поглощением или разоблачением" (Greenson, 1960). Роджерс неизменно подчеркивал, что все эмпатические реакции терапевта являются по сути пробными, подразумевающими обращение к клиенту "Правильно ли это?". Поэтому чрезвычайно важным с клинической точки зрения является вопрос о том, каким образом пациент реагирует на эмпатические сообщения терапевта. Некоторые ориентиры для оценки реакций пациента можно обнаружить в руководстве Ю. Гендлина (1978) по абсолютному слушанию:

"Признаком правильности эмпатических реакций может быть молчание и заметное удовлетворение клиента, которое часто сопровождается расслаблением всем телом и глубоким дыханием. Такие моменты происходят время от времени, за чем как правило следуют дальнейшие шаги в терапевтическом исследовании. Более тонким признаком является всем нам знакомое ощущение, когда мы пытались передать что-то другому и наконец это удалось - ощущение что нам нечего больше добавить. Пока человек разворачивает идею существует напряжение, сдерживание дыхания, а когда суть наконец то выражена и точно понята другим происходит расслабление, похожее на глубокий выдох. Важно принять такие моменты молчания (которые порой кажутся слишком длинными), не разрушать их говорением. В такие моменты человек испытывает внутреннее телесное умиротворение, которое позволяет подняться другим важным вещам.

Как узнать, когда вы сделала неверный шаг и что с этим делать? Если человек вновь и вновь говорит сходные вещи, это значит, что он чувствует, что вы еще не поняли его. Обратите внимание, как слова клиента отличаются от сказанного вами. Если вы не чувствуете разницы, тогда выразите ваше понимание снова и добавьте к этому: "Но это ещё не всё, или не совсем верно, да?" Другим признаком неверного шага может быть невербальная реакция клиента. Так в ответ на ваши слова лицо клиента может стать сконфуженным, напряженным, непроницаемым. Это указывает на попытку понять вас. По видимому вы сделали неверный шаг, что-то не поняли или привнесли... Если клиент сменил тему разговора (особенно на абстрактную или малозначимую тему), это означает, что он оставил надежду донести до вас личностно значимую тему. В этот момент вы можете прервать его и сказать что-то вроде: "Я всё ещё с тем, что вы пытались сказать о.... Мне не удалось правильно понять то, что вы сказали, но я хотел бы понять". Затем скажите только ту часть, в которой вы уверены и попросите человека продолжить с этого места. Через какое-то время вы поймете то, что хотел сказать человек, возможно с третьей или четвертой попытки" (Gendlin, 1978).

Гринберг и Эллиот (Greenberg, & Elliot, 1999) предложили концептуальную разработку видов эмпатического реагирования.

Эмпатическое понимание. Терапевт сообщает свое понимание явно выраженного клиентом переживания, или того, что подразумевалось им, но еще не было высказано. Функция этого вмешательства состоит в усилении и подтверждении Я клиента и содействии в построении доверия к собственным переживаниям.

Эмпатическое пробуждение. Терапевт вызывает к жизни переживание клиента используя метафору, экспрессивный язык, пробуждающее воображение или говоря как клиент. Намерение терапевта состоит в извлечении и выявлении переживания, чтобы оно могло быть повторно пережито в данный момент. Функция этого вмешательства состоит в обеспечении доступа к новой информации и новому опыту. Терапевт не добавляет никакой новой информации, но посредством пробуждения увеличивает возможность ее извлечения из опыта клиента.

Эмпатическая догадка. Терапевт пытается прояснить опыт клиента в порядке рабочей гипотезы высказывая догадку о том, что тот может переживать в данный момент. Обычно эмпатическая догадка выражается в форме предчувствия или предположения. Принимая неавторитарную позицию терапевт поощряет развитие разделенной системы координат, облегчая клиенту возможность, в случае необходимости, выразить свое несогласие. Намерение терапевта при этом - предложить клиенту подходящий символ, позволяющий ухватить тот или иной аспект его опыта. Терапевт создает возможность добавления новой информации сосредотачивая внимание на еще не сформулированном аспекте текущего переживания клиента.

Эмпатическое исследование. Терапевт поощряет клиента к поиску новой внутренней информации за "границами" его непосредственного переживания. Открытие нового аспекта опыта, видение чего-то в новом свете - цель эмпатического исследования. Терапевт сосредотачивается на расширении и дифференциации текущего переживания клиента, использует отражения, чтобы сфокусироваться внимание клиента на неясных границах переживаний, открытые вопросы или даже прямо запрашивая у клиента большей информации о том, что потенциально присутствует, но еще не было выражено им непосредственно.

Эмпатическая интерпретация. Здесь эмпатия способствует пониманию его бессознательной динамики. Данная реакция основана на эмпатии, хотя и осуществляется исходя из системы координат терапевта, а не клиента. Намерение заключается в том, чтобы сказать что-то новое, сознательно не признаваемое клиентом. Функция данного вмешательства состоит в связывании различных аспектов опыта. При этом важна своевременность: терапевт интерпретирует опыт клиента в сенситивной безоценочной манере, когда клиент готов принять и ассимилировать новую информацию о себе.

Общепринято мнение о том, что эмпатия терапевта вносит вклад в построение отношений сотрудничества между психотерапевтом и пациентом. Смягчение критического отношения пациента к собственным переживаниям и психическим процессам, по мнению К.В. Ягнюк (2003), является одной из важнейших функций эмпатии в терапевтическом процессе. Эмпатическое обращение терапевта к переживаниям пациента обеспечивает пациента защитой от собственного внутреннего критика, который может уничтожить процесс обращения внутрь себя, назвав его бессмысленным, нелепым или неуместным. Благодаря эмпатическому обращению терапевта к источнику переживаний пациента он (через самоэмпатию) входит в резонанс с собственным переживанием, и может более ясно выразить то, что было до селе неясным и спутанным. Непосредственный опыт того, как сам терапевт реагирует на ошибки и обнаружение ограничений собственных способностей - еще один шанс смягчения самокритики пациента. Терапевты, которые признают свои ошибки обеспечивают пациента примером того, как можно принимать свои недостатки и обращаться с возникающими в отношениях проблемами непонимания. Конструктивное разрешение переживаний непонимания вносит вклад в принятие пациентом собственного несовершенства и большему доверию в отношениях с людьми.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)