АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этикетные традиции балов

Читайте также:
  1. Английские традиции
  2. Б)Идеологии, знания и традиции.
  3. Классификация балов
  4. Обычаи и традиции Великобритании
  5. Осмысление даров волхвов в православной святоотеческой письменности и литургической традиции
  6. ПИСЬМЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И УСТНЫЕ ТРАДИЦИИ
  7. Письменные документы и устные традиции
  8. Раздел 4. Традиции гостеприимства в Таиланде
  9. Разрушитель традиции
  10. Тема 7.1. Возможности фундаментализации политеистических систем. Религия и национализм в Индии и странах буддийской традиции
  11. Тест 254. В конце XVIII в. на территории Украины были прерваны собственные традиции школьного просвещения. Как, в связи с этим, развивалось образование на Левобережье в XIX в?
  12. Традиции в корейском просвещении

 

Из истории дворянской культуры XIX века

 

В русском обществе в XIX веке были приняты два типа балов - большой и малый. На больших балах танцевали в специальных залах и почти всегда под военный оркестр. Особенностью большого бала было его позднее начало. В столицах и губернских городах большой бал начинался после театрального представления, т.е. около 12-ти часов ночи. Заканчивался такой бал к 8-ми часам утра. Большой бал типичен для официальных приемов (царского, губернаторского, дипломатического). Если было известно, что на бал приедет высокопоставленное лицо, гости съезжались до его появления и не уезжали с бала до тех пор, пока это лицо было на балу. На таком балу женщины и девушки были в парадных декольтированных светлых туалетах, украшенных лучшими драгоценностями. Военные и чиновники в парадной форме, штатские мужчины во фраках. Если большой бал устраивался в частном доме, то хозяин и хозяйка встречали гостей в комнате перед залом. Хозяин здоровался с гостем рукопожатием или целуясь, целовал руку гостье. Хозяйка, как правило, ограничивалась поклоном, иногда протягивала мужчине руку, с гостьей ликовалась (т.е. прикладывались щечками). При входе в зал мужчина с хорошо знакомыми обменивался рукопожатием, с мало знакомыми и дамами только раскланивался.

 

Подбор танцев на балах был традиционным и это давало возможность молодому человеку заранее письмом пригласить девушку на тот или иной танец. Она письмом отвечала ему согласием или сообщала, какой танец у нее свободен. Таким образом, кавалер мог заранее пригласить на танец интересующую его девушку. Девушки также заранее знали, на какие танцы они уже приглашены. И девушке было неприятно, если хотя бы в одном танце у нее не было партнера

 

Офицеры перед танцами свое оружие оставляли в передней и никогда не танцевали с оружием. Танцевать надо было в мундирах, но без шпор. Но русское офицерство игнорировало это правило, все танцевали в парадной форме и обязательно со шпорами, которыми гордились и лихо звенели при танцевальных движениях.

 

Танцевать без перчаток считалось недопустимым. В помещениях из-за свечного или лампового освещения было очень жарко. Мужские фраки, крахмальное белье и быстрый темп танцев делали руки потными, а влажные руки быстро загрязняли светлые лифы дам. Притрагиваться к влажным рукам также неприятно.

 

Большой бал состоял из пяти отделений, в каждом отделении было по четыре танца. Между танцами были промежутки для отдыха, а затем антракт, во время которого помещение проветривалось, а общество уходило в гостиные, где пили прохладительные напитки и ели мороженое. После третьего отделения полагался ужин.

 

Неявка на бал по болезни или из-за чрезвычайного происшествия освобождала кавалера от его обязательств в приглашении на танец, но требовала последующего письменного или личного извинения. Если же кавалер, заранее пригласивший девушку на танец, не подходил к ней, считалось, что он нанес оскорбление не только ей, но и членам ее семьи. Подобное оскорбление могло быть поводом к дуэли. За девушку и честь семьи вступался ее брат, дядя и даже отец. Общество подвергало оскорбителя общественному осуждению вплоть до отказа ему от дома. Общественному осуждению подвергалась и девушка, если она, обещав тот или иной танец определенному кавалеру, вдруг ему отказывала и принимала приглашение другого. В этом случае оскорбленный считал своим оскорбителем не девушку, а того мужчину, который нарушил этикет. Возникала ссора, а иногда и дуэль.

 

Малый бал состоял из трех отделений. Он начинался в 8 - 9 часов вечера и заканчивался к полуночи. На таком балу танцевали под клавесин, позднее под рояль, для чего приглашался музыкант-тапер. Люди среднего возраста и пожилые вели беседы, играли в карты, мужчины часто уходили играть на бильярде. Малый бал походил на вечеринку; было принято в середине такого вечера устраивать небольшой импровизированный концерт. В перерывах между танцами разносили прохладительные напитки, мороженое и сладости. В столовой устраивался буфет и ставились столики. На балах подобного типа женщины могли быть в полуоткрытых платьях, мужчины во фраках, военные в мундирах. Перчатки и тут считались обязательными.

 

Бал начинался полонезом. В танце принимали участие все присутствующие, независимо от их возраста. Пары выстраивались вслед за дирижером танцев. Это был опытный танцор, отлично знавший бальный этикет и обладавший громким голосом. Он шел в первой паре с хозяйкой дома, а во второй шел хозяин с самой именитой дамой. Но, если на балу присутствовало высокопоставленное лицо, то оно возглавляло полонез и, как правило, шло с хозяйкой дома. Остальные танцы в основном танцевала только молодежь, но среди них были и молодые дамы. Женатые мужчины танцевали редко.

 

Хороший тон требовал, чтобы в перерывах танцующие мужчины не садились, они стоя беседовали с сидящими дамами и девушками. Если в танцевальном зале холостой мужчина сидел, то общество за кавалера его уже не принимало. По команде распорядителя, а команды подавались на французском языке, мужчины направлялись к дамам, которых они заранее пригласили на данный танец. Они кланялись им и, предлагая руку, вводили в танцующий круг.

 

Танцевали чинно, соблюдая очередность, не толкались и выполняли распоряжение руководителя. Во время танцев кавалер всегда старался начать беседу с девушкой. Балы были местом, где молодежь могла познакомиться и относительно свободно общаться. Танец прекращался, если дама изъявляла к тому желание, но все же было принято танцевать, пока играет музыка. По окончании танца кавалер провожал даму (девушку) к ее месту, благодарил и уходил, если не следовало приглашения остаться для беседы. Это приглашение могло исходить от лица, сопровождавшего девушку на бал, или от самой женщины. В случае, если сопровождавшего девушку человека на месте не оказывалось, кавалер оставался с нею пока не объявлялось о начале следующего танца. Тогда он извинялся и направлялся к другой приглашенной им даме.

 

На вечеринках совершались новые знакомства, возникало ухаживание, что часто приводило к желанному сватовству. Если молодой человек в течение бала танцевал с одной и той же девушкой несколько танцев, это давало повод ее родным думать, что кавалер - будущий претендент на ее руку. Главной заботой большинства девушек было стремление к удачному браку, а наиболее подходящим местом для знакомства был бал и посещение церкви. Если молодой человек был близок к сватовству или был уже помолвлен с девушкой, то сопровождал ее и спутницу в переднюю, где помогал им одеться, а иногда помогал сесть в экипаж. Так как девушка садилась последней, это давало возможность передать ей записку, поцеловать руку, словом, оказать нежности и внимание.

 

Бальный этикет XIX века

Этикет XIX века - сложное явление, вытекающее из весьма жестко регламентированной жизни человека того времени. Этикету с детства обучали и девочек, и мальчиков из высшего сословия, поэтому соблюдение всех правил не было проблемой для воспитанного человека. Бальный этикет включал в себя не только одежду, манеры, исполнение танцев, но и должное оформление помещений для бала (бального зала, курительной, игровой комнаты, буфета).   В дореволюционной России было несколько видов балов – великосветские, общественные, семейные, публичные. О этих разновидностях мы напишем чуть позже. Рассмотрим, как следовало себя вести на великосветских балах, которые давали знатнейшие семьи Петербурга и Москвы. Эти мероприятия наиболее полно отражают особенности балов той эпохи.   Приглашениявысылались минимум за неделю до его проведения. На бал дамам было принято появляться в новом и модном платье, поэтому требовалось время, что бы его подготовить. Если бал был тематическим (маскарад, бал цветов), то это обязательно указывалось в приглашении. Получивший приглашение должен был в течение двух дней ответить письмом, будет он на балу или нет. Но для отказа требовалась веская причина, например, траур. Внешний вид был строго регламентирован этикетом. На протяжении всего века вне зависимости от моды бальные платья достаточно сильно открывали декольте и плечи. Для платья с таким вырезом подразумевалось наличие украшений на шее. В начале XIX века бальное платье всегда дополнялось бутонами живых или искусственных цветов. Незамужние девушки надевали платья светлых цветов, простые украшения, делали достаточно простые прически. Замужние дамы могли выбрать более яркие расцветки для платья и более дорогие украшения. Обувь для балов была мягкой, обычно без каблука.     Кавалеры надевали фрачную пару, белый жилет и галстук. В первой половине требовался белый галстук-платок, во второй – черный. Фраки в начале века были разных цветов, в конце 30-х годов утвердилась мода на черный цвет. Военные являлись на бал в парадном мундире, надевая при этом бальную обувь. Исключение было только для уланов – им разрешалось быть в сапогах. Шпоры были нежелательны, но это правило часто нарушалось ради щегольства.   Важнейшей деталью бального наряда были белоснежные перчатки. У дам они часто были выше локтя, у кавалеров – короткие лайковые. Перчатки снимались только за столом во время ужина. Быть с голыми руками на балу считалось верхом неприличия. Даже если перчатки порвались, их следовало заменить на запасные или, если таковых не имелось, остаться в рваных. Прибывшие гости сначала должны были выразить свое почтение хозяевам. Замужняя дама приезжала на бал с мужем. Если муж не мог приехать, допускалось появление с подругой и мужем этой подруги. Однако частое появление в свете в таком сопровождении не рекомендовалось. Незамужние девушки приезжали исключительно с матерью или пожилой родственницей, которая следила за своей подопечной. Девица могла появиться на балу и в сопровождении отца, который представлял ее своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желавшие танцевать с его дочерью. Хозяин или хозяйка бала, а так же приглашенный танцмейстер могли попросить кавалера потанцевать с дамой, которую никто не пригласил. Если кавалер приглашал на танец незнакомую ему даму, то он сначала представлялся, а затем уже приглашал на танец. Если он хотел повторно пригласить ее, то сперва должен был быть представлен родителям (если дама незамужняя). На кадриль, вальс или польку можно было приглашать даму, которой приглашающего только что представили. На мазурку или котильон следовала приглашать только хорошо знакомых девиц. Кавалер, приглашающий даму на танец, подходил к ней и, поклонившись ей, делал приглашение в самой вежливой и деликатной форме, в виде комплимента: «Позвольте узнать, которую кадриль могу я надеяться иметь честь танцевать с вами». Или: «Позвольте мне иметь честь (удовольствие) пригласить вас на первый кадриль (или мазурку, польку и тому подобное)». Или: «Могу ли я надеяться, что вы удостоите меня танцевать с вами мазурку (галоп, вальс и тому подобное)». Если же приглашаемая хорошо знакома, то просто: «Не откажите мне в удовольствии танцевать с вами».   Дама могла отказаться от приглашения на танец могла только, если ее уже пригласили на этот танец. В таком случае кавалер должен был спросить, не желает ли она станцевать с ним следующий. И так до тех пор, пока дама не назначит свободный танец. Можно было отказаться, сославшись на самочувствие, но в этом случае неприлично было принять приглашение другого кавалера. Приглашение Императора, если он присутствовал на балу, принималось в любом случае, независимо от того, пригласил кто-то другой даму или нет. Дамы брали с собой бальные книжки, в которых отмечали имена кавалеров, пригласивших их заранее на танец. Пообещать по забывчивости танцевать один танец с двумя кавалерами было не только нарушением норм этикета, но и могло привести к дуэли. Барышне, имевшей успех у кавалеров, было неприлично хвастаться исписанной бальной книжкой перед менее удачливыми подругами.   Получив отказ от одной барышни, представитель второй половины XIXвека мог обратиться с предложением к ее соседке. В начале века такое, наоборот, считалось обидным для дамы. Не следовало танцевать с одной партнершей больше двух-трех танцев в течение бала – это могло ее скомпрометировать. Такое дозволялось только парам в статусе жениха и невесты. Кавалер во время танца должен был предотвращать столкновения с другими парами и развлекать даму во время танца светским разговором. Лица у танцующих должны быть веселыми и любезными. "Унылое пли злое лицо на балу то же, что пляска на поминках" - говорит один из учебников этикета. Дурным тоном считалось вставать впереди первой пары или вклиниваться в середину колонны, приглашать на танец, не зная движений, забыть отыскать приглашенную даму перед началом танца, наступать на платья дамам. И напротив, хорошие манеры и умение танцевать могли сыграть существенную роль в карьере молодого человека. По окончании быстрого танца, например, вальса, не следовало сразу отпускать руку дамы, что бы она сделала реверанс, держась за руку кавалера. После реверанса и поклона кавалер спрашивал, куда отвести даму. Гости могли покидать бал в удобное для них время, не привлекая излишнего внимания прощаниями. В течение недели следовало нанести хозяевам визит вежливости и поблагодарить за бал.

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)