|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Феномен российской интеллигенции, ее роль в оппозиции российской властиКак указано выше, особо ярко интеллигенция проявила себя как политическую силу и оппозицию в XIXв. Восстание декабристов произошло вопреки сословным интересам участников, но интеллектуальная свобода помешала им объединиться. Само слово «интеллигенция» ввёл в употребление писатель П.Д. Боборыкин, который в 1866 году определил таким образом «высшим образованным слоем общества». Интеллигенция (лат. intelligentia - понимание, познавательная сила, знание) - общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Во многом она начала зарождаться еще во время Петра I. В XIXв. Интеллигенция пыталась воздействии на власть всеми доступными средствами, будь то критическая публицистика, художественное и научное слово или многочисленные акции общественного неповиновения. Основной целью она считала полностью уничтожить, либо модернизировать монархию. В итоге такая деятельность и террористические акты народников в конце века привели к тому, что и государство и народ дистанцировались от интеллигенции. В преддверии революций начала XXв. определяющий критерий занятия умственным трудом заменился критерием озабоченностью судьбой отечества, интеллигентами стали те, кто борется с преградами, мешающими национальному развитию, нравственные сопереживающие «униженным и оскорбленным». После выпуска издания «Вехи.Сборник статей о русской интеллигенции» в 1909году это явление стало в основном определяться через противопоставление официальной государственной власти. По мнению Булгакова, русской интеллигенции всегда было свойственно чувство виновности перед народом, своего рода «социальное покаяние», конечно, не перед Богом, но перед «народом» или «пролетариатом». Такого интеллигента может считать приверженцем максимализма, в порывах борьбы за лучшее будущее он не заботится о чистоте средств. Интеллигенция призывала к свержению существующего строя, изменениям, но главный упор был на отрицание прошлого или существующего, а не на построение будущего -> что делать после революции? После событий 1917г. в интеллигентной среде нередко звучал тезис о ее виновности в социальной катастрофе, сгубившей прежнюю Россию. С марксистской точки зрения интеллигенция непосредственно относится к классу буржуазии, а следовательно это ограничивает ее сознание. В советские годы были предприняты репрессии против интеллигенции, мыслителей заставляли эмигрировать, проводили регулярные чистки. Сотрудничество советской власти и интеллигенции сохранялось только на первых этапах после революции. После долгих лет диктатуры интеллигенция была надломлена, лишена единства и неспособна к сопротивлению. Их позиция относительно перестройки не была однородной, творческие союзы раскололись, произошла новая волна эмиграции. Российская интеллигенция всегда выступал как носитель гражданского и национального самосознания, а также имела определенные символы веры. Она представляет собой независимое неформальное движение, нацеленное служить народу, жертвовать личным благом ради общего, отстаивать нравственные позиции, а также чувство гражданской и социальной ответственности. В современных условиях она пока еще слабо проявлена, хотя уровень образованности в нашей стране достаточный, практически отсутствуют группы, способствующие возвышению культурных ценностей и озабоченные путем развития общества, четко выраженная оппозиция не сформирована.
Использованная литература: 1. Демин Г. Особенности становления и развития гражданского общества в России http://www.milrf.ru/conference/cm_0105/01ru_demin.htm 2. Информационный сайт История России http://kurs-istorii.ru/ 3. Кацв Л. «История России с древнейших времен до середины XIXв.», М.: АСТ, 1999 г. 4. Конституции Н.Муравьева и П.Пестеля http://www.rosimperija.info/post/574 5. Кручинин В. Гражданское общество в современной России, проблемы образования и функционирования http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2013/04/01/ 6. Манифест С.П. Трубецкого http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5401/ 7. Нечаев С. Катехизис революционера, 1869 http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/nechaev.htm 8. Чернышевский Н.Г. «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/chern.htm 9. Чулюкова С. Общественный организации и их роль в становлении гражданского общества, Академия Естествознания, 2012 10. Узлов Ю. Российская интеллигенция как носитель гражданского и национального самосознания, журнал Общество:философия,история и культура, №3 2012 11. Указы и Манифест Е. Пугачева, 1773 г. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1760-1780/Pugachev/pugachev.htm
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |