АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ОБРАЗОВАНИЕ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Читайте также:
  1. Static_cast – безопасное преобразование, не содержит за собой инструкций процессора.
  2. Билет 7. Формирование японской государственности. Социальное и политическое устройство Ямато III – VI вв
  3. Биологическое и социальное в человеке
  4. Бхакти-йога. Чистое преданное служение
  5. Владимир Иванович Буртовой Щит земли русской
  6. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Польше
  7. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Румынии
  8. Воспитание, обучение и коррекция нарушений развития детей дошкольного возраста с ООП в трудовой деятельности.
  9. Воспитание, обучение и коррекция нарушений развития детей раннего возраста с ООП.
  10. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОЙ ФОНЕТИКИ
  11. Глава 3. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И КУЛЬТУРА
  12. Задача № 1 по нормам Русской Правды

 

Благоевич М. Религия и нравственность в студенческой среде Сербии  
Липич Т.И. Идеи Сергия Радонежского и проблемы современного  
образования  
Кулабухова В.А., Кулабухова М.А. «Нити душевного и духовного  
подобия…» (О ключевой роли киноискусства в судьбе человека и  
культуры)  
Рубежанский С.И. Социальное служение и цивилизационные ценности  
православной церкви»  

 

 


Ширманова М.Ю. Духовные основы общественной жизни и г-культура  
Гудов Д.С. Социальная работа русской православной церкви в борьбе с  
наркоманией  
Ткач Н.Н. Священномученик Никодим(Кононов)как пример вершины  
социального служения  

 

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Быстрянцев С.Б., Салов А.Н. «Миграционный перевес»в Российской332

 

экономике

Жиров М.С. Социокультурная адаптация мигрантов Юго-Востока346

Украины: региональный опыт

 

Никулина Т.В. Социокультурная адапация студентов Белгородского351

 

государственного национального исследовательского университета, вынужденно покинувших территорию Украины

Волкова О.А., Оставная А.Н. Потенциал социальной политики в сфере355

трудовой миграции (на примере Приднестровья)

Лазуренко Н.В., Подпоринова Н.Н. Социокультурная интеграция360

 

мигрантов в условиях Белгородского региона: результаты эмпирического исследования

Гребеникова Ю.А., Подпоринова Н.Н. Модель социокультурной363

интеграции мигрантов в условиях Белгородского региона

Мозговая Е.И. Социокультурная идентификация мигрантов в368

 

современной России

Мозговая Е.И., Кулабухов Д.А. Проблемы социальной адаптации370

 

мигрантов в условиях приграничного региона

Рядинская О.Н., Гут Ю.Н. Кадровый резерв:понятие и способы374

 

формирования

 

Сведения об авторах  

 


ДОКЛАДЫ НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ

 

ГУМАНИТАРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Жиров М.С.

ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), г. Белгород

 

В сложных условиях политического, социально-экономического и социокультурного развития современного российского общества и государства стратегическое значение приобретают проблемы, сопряженные со сферой высшего профессионального образования, выступающего важным компонентом и базовой основой этого процесса: это подготовка востребованных и конкурентоспособных на региональном, федеральном и мировом рынках труда специалистов высшей школы; формирование гармонично развитой, высококультурной личности с широкими гуманистическими воззрениями, осознавшей смысл глобальной этики, общечеловеческих и национальных ценностей, способных взять на себя ответственность за судьбы страны и мира.

 

На встрече с ректорами российских вузов (октябрь 2014 г.) Президент РФ В.В. Путин акцентировал внимание на этой проблеме, подчеркнув, что без хорошего специалиста у страны нет будущего, а без воспитания человека

 

с широкими, глубокими, всеобъемлющими, объективными знаниями в гуманитарной сфере, человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой великой многонациональной и многоконфессиональной общности страны вообще не будет.

О возвращении к базовому для российской педагогической традиции подходу – сначала обучать человека и гражданина, а потом специалиста, – нас призывает статья Н.И. Пирогова, опубликованная 158 лет назад педагогическая статья «Вопросы жизни» в «Морском сборнике»: «Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку. Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане!».

Следовательно, проблема синтеза интенсивного взаимодействия и взаимопроникновения естественнонаучной и гуманитарной компоненты образования в системе высшей школы рассматривается как важнейший геополитический ресурс российского общества и государства перед лицом глобальных мировых проблем.

В ХХI веке речь идёт о культурологической ориентации образования, координальном изменении роли и сущности гуманитарной подготовки, которая должна стать базовой по отношению к профессиональной, поскольку направлена на удовлетворение образовательных, научно-творческих интересов и потребностей студентов, развитие их духовно-нравственного,

 


гуманистического и профессионального потенциала. Данный подход закреплён в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), в котором приоритетным направлением выступает воспитание, а человеко-ориентированная цель – обусловлена гуманизацией и гуманитаризацией образовательной системы. В этих базовых концептах для нас важны смыслы, которые заложены в используемых понятиях.

 

Гуманитаризация образования является исходной степенью гуманизации – поворотом к конкретному человеку в процессе индивидуально-творческого, личностно-ориентированного обучения, отправной точкой которого выступает личность студента, его предшествующий опыт, жизненно-значимые образовательные потребности, интеллектуальные свойства, внутренние установки, ценностные ориентиры, а знания служат средством, которое позволяет развить человека, расширить его личностный опыт.

 

Таким образом, суть «гуманитарного ядра» образования – это систематизированная совокупность знаний о «феномене человека», о его мышлении, социальных взаимодействиях, отношении к миру и творческих возможностях, в том числе, направленных на познание и изменение мира, что, безусловно, предполагает наличие особой образовательной среды.

 

В понятие «образовательная среда» мы вкладываем совокупность социальных и духовных условий, стиля и образа жизни вуза, включающих разнообразный и разноуровневый мир научно-учебных материалов, чёткую организацию воспитательно-образовательного процесса, особое культуротворческое содержание досуга, отдыха, быта студенческой молодёжи, сложившиеся традиции, нормы и формы общения, ценностные установки, значимые события и символы, здоровый социально-психологический климат, педагогику сотрудничества, демократии и гуманизма. Следовательно, гуманитарная среда вуза – это профессионально-образовательное и культурное пространство, создаваемое определённой педагогической системой, ориентированной на приоритетное развитие общекультурных компетенций в содержании образования, а, следовательно, и на формирование личностной зрелости обучаемых.

 

Полагаем, что социально-теологический факультет НИУ «БелГУ», созданный 13 лет назад востребованностью именно социокультурной, гуманитарной компоненты образования в вузе, составляющей образ модели современного университета, имеет определённые наработки в аспекте разрабатываемой проблемы.

 

В социальном образовании в самом широком смысле этого слова, участвуют абсолютно все социально-структурные элементы: государство, общество, власть всех уровней, предприятия, СМИ, учреждения культуры, семья, религия, другие социальные структуры. Социальное образование опирается на предельно широкую институционально-ценностную основу: на социум в целом, на собственный народ, на его историю, культуру, ценности, традиции, идеалы. Онтология социального образования по своему разнообразию и объёму совпадает с разнообразием и объёмом самого


 


социума – народа. Социальное образование принципиально отличается от отраслевого образования, под которым мы понимаем деятельность и её результаты как особого, отдельного социального института образования как некой отраслевой системы учебных заведений разного уровня и назначения.

 

В настоящее время отраслевое образование позиционирует себя с образованием в его целом. И, тем не менее, оно всего лишь малая часть образования социального, без которого принципиально неспособно решать фундаментальные задачи по передаче опыта и ценностей человеческой деятельности от поколения к поколению. Полагаем, что данное положение можно утвердить более определенно: в отсутствии социального образования формальное (отраслевое) образование не эффективно.

 

Это обосновано тем, что образование по своей природе двухслойно: главное – социальное образование – всегда призвано выполнять роль мощного фундамента, на основании которого может реализовать свою конечную цель и задачи другое образование – формальное (отраслевое). Разрыв этого социального единства – прямой путь такого образования, которое не нужно ни стране, ни её народу. Ограничить конструкцию образования только одной её формальной (отраслевой) частью означает осуществление его отрыва от национальных и культуроцентричных индентичностей. Ведь формальное (отраслевое) образование, в отличие от социального образования, может быть полностью или частично оторванным от своей истинной, народной, культурно-национальной институционально-ценностной основы, от своей истинной онтологии.

Сегодня России необходимо возвратить настоящее отечественное социальное образование, важными элементами которого из века в век были духовные ценности русской общины, крестьянской семьи, русской культуры, искусства, духовной жизни, достижения науки, образования. Генератором, производящим то или иное общество, наделенное институционально-ценностными свойствами и определенностями должна выступить активная часть социума, народа, вовлеченная в разные формы созидательной общественной деятельности, в процессе социальной работы в самом широком смысле этого понятия. Следовательно, социум – это результат согласованных, динамических, деятельностных усилий его членов по достижению общих для всех общественных целей в полном соответствии с ценностями и идеалами, национальными идентичностями (менталитетом) и культурой народа.

 

Решение всех этих институциональных и аксиологических задач формирования современного российского общества, в том числе с помощью системы социального образования нам и предстоит осуществить. Иными словами, перед российским обществом стоит задача построить качественно иное, научно обоснованное, национально-культуроцентричное, истинное социальное образование, решив принципиальные проблемы его организации, содержания, управления, кадрового и научно-методического обеспечения, причём на единой целостной, институционально-ценностной, национально-культурной основе как на фундаменте подобного рода конструкций, в


 


полном соответствии с целями и задачами развития современной России в стремительно меняющемся мире.

 

Получить образование – это, по существу, спроектировать своё будущее, как и будущее всего общества. Процесс образования направлен на превращение человека из «частичного» во всесторонне развитого индивида. Именно эта задача закладывает фундаментальные проблемы личности и её ценности. В реальной жизни образование выступает в виде освоения суммы созданных человечеством духовных ценностей, как одна из действенных форм осмысления целостного мира. В тоже время оно является процессом интеллектуального развития людей, изменения свойств и качеств личности, в ходе которого наследие человеческого разума становится достоянием всего общества и каждого его члена, отражая результат творческих, физических и духовных возможностей человека.

 

Значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, появилось в конце ХVIII века, означая общий духовный процесс формирования человека. Именно так его понимали Гёте, Песталлоци, неогуманисты. С этого времени данное понятие приобрело более широкое значение и трактуется как процесс и результат освоения определенных систематизированных знаний, умений и навыков. Основная задача образования – помочь человеку получить знания о мире, общ естве, мышлении. Образование призвано развить человека интеллектуально и духовно. Поэтому под содержанием образования понимается система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических способностей личности, формирование у неё основ мировоззрения и морали, подготовку к жизни и труду.

 

Однако реальностью и основной ценностью образования становятся не сами по себе знания, а жизненный мир человека, взаимосвязь и взаимозависимость его жизненных сил и жизненного пространства. В этой связи возрастает мировоззренческая функция образования. Образование предстаёт как адекватная форма развития человеческой универсальности, как выражение специфически человеческого познания бытия. Его содержание и социальное назначение ориентированы на человека, на преодоление им отчуждения и самоотчуждения.

 

Являясь всеобъемлющим средством человеческой самореализации, образование создаёт фундаментальные условия развития личности. Интеллектуальный потенциал человека характеризуется уровнем его культуры и образованности. И, тем не менее, образование приобретает ценность лишь тогда, когда человек не только адекватно воспринимает знания, но на их основе строит своё поведение, изменяется и совершенствуется.

 

Образование полифункционально, его можно рассматривать как целый спектр различных функций – познавательной, воспитательной, этической, идейно-культурологической, социально-психологической. Каждая из этих функций необходима и выступает как обязательная ипостась образования, определяя его статус. Ценность его состоит в том синтетическом духовном


 


потенциале, который возникает при восприятии человеком знаний, причём восприятии не только рациональном, но и определяемом, как говорится, «слухом и зрением души». Оно участвует в закладке интеллектуального фундамента личности, её социальном конструировании; рождает существо мыслящее, воздействует на внутренний духовный мир, на образ жизни и поведение.

 

В ХХI столетии основной социальной доминантой современного общества становится человек – его сущность и предназначение, его социальное здоровье. И именно образование даёт возможность людям стать лучше, овладеть способностью глубже разбираться в жизненных коллизиях, более реалистично и осмысленно всматриваться в окружающую жизнь, трезво оценивать свои возможности, адаптироваться к существующей системе ценностей. Вот почему, несмотря на наши сегодняшние трудности, есть основание предположить, что России удастся занять достойное место в образовании ХХI века, что поможет её возрождению. Несмотря на все трудности, потери и кризисы, Россия в своей постсоветской фазе всё ещё обладает серьёзным интеллектуальным потенциалом. Основываясь на нём, педагогика должна ставить и решать современные задачи. Так, в дальнейшей теоретической разработке нуждается концепция профессионального образования, которое связано с решением задач социальной направленности.

 

Именно в ней должна быть аналитически раскрыта модель гармонического единства социального и биологического, психологического и социального, национального, интернационального и общечеловеческого в духовной жизни человека. Крайне важно также осмыслить соотношение традиции и новаторства в системе профессионального образования и воспитания, механизм воспроизводства и трансляции исторического опыта. Становится гораздо важнее научиться приобретать знания на рынке труда, поскольку востребованы не знания сами по себе, а способность специалиста применять их на практике, выполняя определённые профессиональные функции. Наиболее вероятный путь совершенствования системы подготовки специалистов социальной сферы, видится в повышении уровня адекватности её запросам отрасли, а, следовательно, наполнение значительной части образовательных программ практико-ориентированным содержанием. Это позволит сориентировать студентов главным на овладение практическими навыками, умениями, инновационными технологиями, ноу-хау, необходимыми непосредственно для трудовой деятельности в социально-культурной сфере.

 

Более того, практико-ориентированная направленность социального образования способствует формированию у студентов значимых для будущей профессии качеств личности (человеколюбия, милосердия, сострадания, терпения, уважения, такта и т.д.), а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. Решение данной проблемы, на наш взгляд, возможно при соблюдении разумного баланса практической части образования и его фундаментальности, то есть оптимальное сочетание


 

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)