№
п/п
| Аспект
| Возможные ситуации
| Кол-во баллов
|
1.
| Соответствие содержания речи теме
| Соответствует полностью
|
|
Не полностью
|
|
Не соответствует
|
|
2.
| Использование фактов
| В достаточном количестве
|
|
В недостаточном количестве
|
|
В излишнем количестве
|
|
Не использованы
|
|
3.
| Характер использованных фактов
| Интересные факты
|
|
Свежие факты
|
|
Всем известные факты
|
|
4.
| Интерпретация фактов
| Удачная
|
|
Не вполне удачная (не все факты освещены полно, объективно)
|
|
Неудачная (большинство фактов объясняется неверно, неумело или заметно предвзято)
|
|
5.
| Количество аргументов
| Достаточное количество
|
|
Недостаточное количество
|
|
Излишнее количество
|
|
Аргументы, по существу, отсутствуют
|
|
6.
| Характер аргументов
| Впечатляющие (убедительные, оригинальные, броские и т.д.)
|
|
Аргументы среднего качества (недостаточно логичны, недоказательны, растянуто изложены и др.)
|
|
Слабые (совсем неубедительные, недейственные)
|
|
7.
| Использование типов аргументов (аргументы к делу, аргументы к человеку, к пользе)
| Использование аргументов разных типов
|
|
Типовое однообразие аргументов
|
|
8.
| Ориентация содержания речи на аудиторию
| Заметная ориентация на всю аудиторию
|
|
Ориентация на часть аудитории
|
|
Отсутствие ориентации
|
|
9.
| Композиционная (структурная) сторона речи
| Композиция четкая (хорошо различаются вступление, основная часть, заключение); вступление и заключение не затянуты; части и подчасти последовательны и логически связаны
|
|
Композиция неполная (отсутствует одна из названных частей), недостаточно чёткая (не всегда логичны переходы от одной части или подчасти к другой)
|
|
Композиция и структура речи нечёткие (речь сумбурна, есть неоправданные и длительные отступления; какие-то моменты информационно незакончены; имеются неоправданные возвращения к уже сказанному, повторы; за речью трудно следить)
|
|
10.
| Выразительность речи
| Используется большой запас слов, богатый словарь; представлены разнообразные грамматические конструкции; множество фигур речи; удачно и в нужной мере используются периоды
|
|
Лексикон оратора средний; грамматические конструкции однообразны; используется небольшое число фигур речи немногих типов; периоды не используются
|
|
Лексикон скудный, грамматика бедна, фигуры речи отсутствуют
|
|
11.
| Ортологическая сторона речи
| Отсутствуют ошибки произношения слов, грамматические неточности, употребление слов в неправильном значении, тавтологии и т.д.
|
|
Перечисленное имеется в небольшом количестве и носит случайный характер
|
|
Перечисленное наблюдается в большом количестве (четыре и более случаев)
|
|
12.
| Подготовленность речи
| Речь хорошо подготовлена (выступающий лишь изредка пользуется конспектом, не создает впечатление, что он что-то забыл и припоминает; не делает поправок; речь уверенна и естественна)
|
|
Речь недостаточно подготовлена (выступающий часто смотрит в текст, делает заметные неоправданные паузы, оговаривается и т.д.)
|
|
Речь плохо подготовлена (оратор фактически читает её либо долго вспоминает, что нужно сказать, часто сбивается и поправляется и т.д.)
|
|
13.
| Соблюдение правил произнесения речи
| Речь произносится мастерски (темп средний, варьирующий при изменении содержания; голос не тихий и не слишком громкий; речь лишена монотонности; умело используются жесты и мимика; выступающий обозревает всю аудиторию, а не смотрит в одну точку; отсутствуют отвлекающие моменты)
|
|
Речь произносится на среднем уровне: произносится скороговоркой или замедленно; тихо или очень громко; взойдя на трибуну, выступающий сразу начинает речь; жесты и выражение лица не соответствуют содержанию речи; выступающий проявляет внешнюю робость и неуверенность в себе; речь монотонна
|
|
Речь произносится плохо: присутствуют все перечисленные недостатки или большинство из них
|
|
14.
| Реакция выступающего на поведение аудитории
| Выступающий внимательно следит за аудиторией и чутко реагирует на восприятие его речи; заметен его интерес к аудитории как к своего рода собеседникам
|
|
Выступающий не следит за реакцией аудитории и не склонен обращать на неё внимание, сосредоточившись лишь на своих рассуждениях и размышлениях, на том, как лучше выразить мысль
|
|