АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Глава одиннадцатая
- Т.е. воздух. Разъясняя излагаемое здесь сомнение, Ибн-Баджжа пишет, что, по общим положениям аристотелевского трактата "О восприятии и воспринимаемом", каждое чувство возбуждается движением, начало которого может быть отдаленным и ближним. Отдаленным двигателем бывает чувственно воспринимаемый предмет, ближним – среда, каковой для зрения, слуха и обоняния служит воздух, а для вкуса – влага. Подобной средой для осязания Фемистий считал воздух, поскольку если рыба не может ничего осязать иначе как через воду (ибо вода не может быть отделена от находящегося в ней тела), то это тем более должно относиться к воздуху и находящемуся в нем телу.
Глава двенадцатая
- Растение не имеет ощущения, допустим холода и тепла; оно лишь охлаждается, нагревается, замерзает, вянет и т.п., т.е. изменяется не через восприятие формы теплого, например, а само становясь теплым.
Книга третья
Глава вторая
- Речь идет, по-видимому, о Демокрите и его учениках.
- Точку, служащую границей между двумя частями линии, можно рассматривать одновременно и как начало одной части, и как конец другой.
Глава третья
- Демокрит, Эмпедокл, Парменид, Анаксагор и Гомер (ср. "Метафизика" 1009b 17-31).
- По-видимому, стих из недошедшей до нас части поэмы "О природе".
- Эмпедокл. О природе, фр. 106.
- "Одиссея" XVIII, 136.
- Воображение отождествлял с ощущением Демокрит.
- Т.е. когда ощущение бездействует.
- Точка зрения Эмпедокла.
- Точка зрения Платона (см. "Софист" 264b; "Филеб" 39b).
- Т.е. ошибочно не само ощущение, а приписывание ощущаемого качества не надлежащему предмету.
- Когда предмет воспринимается актуально, воображение соответствует действительности так же, как ощущение; когда же ощущение прекращается, ослабление движения, возникшего от него, может исказить образ.
Глава четвертая
- Речь идет о неподверженности ума такому воздействию воспринимаемых объектов, какое имеет место при чувственном восприятии.
- Иными словами, если бы ум был с чем-то смешан, т.е. соединен с телом, то, как поясняется ниже, он обладал бы определенным качеством, которое всегда примешивалось бы к предмету мысли, препятствуя ого умопостижению.
- А именно Платон.
- Курносое (противопоставляемое "вогнутому") служит здесь для обозначения чего-то конкретно вещественного (ср. "Метафизика" VII 5, 1030b 16-20).
- Т.е. данная плоть в данной материи.
- Прямая здесь служит аналогом материального вообще, а ломаная линия как нечто последующее по отношению к прямой – аналогом предметов, состоящих из сочетания в определенной пропорции тех или иных элементов (например, плоти, состоящей из определенных частей земли и огня).
- Т.е. связана с телом.
- Двоица в учении Платона выступает в качестве идеи материи и относится к материи, как прямизна – к прямой.
- Т.е. ум и постигаемое умом.
- Т.е. мыслим через себя.
Глава шестая
- Эмпедокл. О природе, фр. 57.
Глава седьмая
- См. "Метафизика" 1048b 29-30; "Физика" IV 2, 201b 31-32.
- В издании Bekker'a – homogene ("однородное").
- По Фукидиду, приводя в движение горящий хворост, сигнализировали о приближении неприятеля (горящий хворост в спокойном состоянии означал, что подходят союзники).
- Ср. 429b 13-20.
Глава восьмая
- Ср. "О частях животных" IV 10, 687а 16-23.
- Видимо, на низшей ступени абстрагирующей деятельности ума.
Глава девятая
- Платон.
- По-видимому, некоторые последователи Платона.
- См. прим. 7 к гл. 5 кн. I.
- По аналогии с неудачными произведениями, создаваемыми "творческим искусством", Аристотель называет такие уродства "ошибкой" природы.
- А именно желание (стремление).
Глава десятая 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Поиск по сайту:
|