|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности выпуска документальных изданий
1. Текстология древнерусской литературы ее влияние. Произведения делятся на автографы и списки(написанные не автором с копии). В ткстлг древних и средневековых текстах принято более сложное различие рукописей, списков и автографов. Рукопись – это написанный от руки текст произведения или нескольких. Список – переписанное не автором произведение. Одна рукопись может содержать списки разных произведений. История лит Нов времени изучается главным образом на материале черновиков. Черновик – это рукопись, создаваемая в процессе работы и отражающая иногда несколько этапов движения текста. Древнерусское литературное произведение представлено почти только беловиками, те рукописными и законченными текстами. В лит-ре Нов времени история текста произведения – это история его создания автором. После смерти автора история текста сводится в основном к истории его печатных произведений. В древнерус ли-ре история текста не ограничивается авторской стадией. Произведение продолжают творить и после выхода из-под пера автора, так как древнерус творчество было преимущественно коллективным, и оно часто длилось десятки лет. Причины коллективного тв-ва: своеобразие средневекового мировоззрения, специфический компонент, существование так называемого литературного этикета в канонизации жанровых и стиистических приемов, «книжный произвол» по отношению к неканоническим текстам. Текст создается целыми поколениями автором, редакторов и писцов. В лит-ре Нов времени история текста произведения – это история его создания автором. После смерти автора история текста сводится в основном к истории его печатных произведений. В древней лит история текста не ограничивается авторской стадией, произведение продолжает твориться, как вышло из-под пера автора. 2. Русский классицизм и его влияние. 18 век – начало новой литературы. В основе этики классицизма лежат принципы рационализма, утверждающие взгляд на худ.произведение как на создание сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное. Классический образ тяготеет к образу: он особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в мир. Строгая иерархия жанров: высокие (ода, трагедия) и низкие (комедии, сатиры). Во второй четверти 18 века в творчестве Новой русской лит-ры – Ломоносов, Антиох Кантемир, Тредиаковский. Важен был не отдельный автор, а идея в целом. Произведение не проецировалось ни на какую из индивидуальностей, за него брали ответственность несколько людей. Частичная принципиальная анонимность этого времени. Пр-ие существовало независимо от автора. Обилие анонимных од. Авторы считали факт своего авторства менее важным, чем общая задача искусства, растворяли свою индивидуальность в общем потоке осуществления стоящей пред ним цели. Авторы часто редактировали произведения друг друга. Текстология не сильно развивалась, так как с текстом, не прикрепленным к автору обращение вольное. 3. 18в. теория 3 штилей. Богу-Царю-Отечеству-людям. 18 век – идея о теории трех штилей Ломоносова (низкий средний высокий) была не новой, ее сформулировал Аристотель, однако о построении композиций изданий по принципу отражения в ее структуре иерархии штилей речь шла впервые. Стили различались по степени материи (низкий – низкая материя и др.) Основной принцип – деление произведений на Богу, Царю (высокий), Отечеству (средний), Людям (низкий). 4. Методика работы С. Ф. Наковальнина. Издание произведений Феофана Прокоповича 1760-74 годов осуществлено преопдавтелем словесности Наковальниным и стало первым русским собранием сочинений, подготовленное и выпущенное после смерти автора. В предисловии к изданию впервые в русской издательской практике четко сформулированы задачи и цели данного выпуска, указаны принципы подготовки текстов произведений, вошедших в него. Наковальнин готовил обычное для того времени издание просветительского типа, не стремился к исчерпывающей полноте. Выбор Нак пал на политическое и публицистическое наследие ближайшего соратника Петра первого, но издатель не говорит ничего о полит или просвет задачах «Собрания». В издании нет ни одного худ.произведения и ни одной полностью религиозной работы Прокоповича, лишь те работы, в которых догмы христианства служат средством, обоснованием реформаторских идей, военных, экономических и соц. Четырехтомник отразил принципы эдиционной подготовки просветительских изданий того времени. 5. Методика работы И.С. Баркова. 1762 г. Императорская академия наук выпускает «Сатиры и другие стихотворческие сочинения князя Антиоха Кантемира». Барков «улучшил» стихи поэта и дал коменты к ним. Стремился дать текст «исправный во всех отношениях», а значит, и отвечающий новым требованиям к литературной стилистике художественных произведений. Осовременивание, устранение архаизмов, достижение большей доступности и ясности изложения – основные методы. Редактор не стремился переписывать или переделывать произведения Кантемира, он лишь «подновлял» их язык, подгоняя его под новую литературную норму, исправлял фактологические неточности, перерабатывал авторские примечания. В издании научные задачи имеют не меньшее значение, чем просветительские. 6. Методика работы Д. Е. Дамаскина. Он издал собрание сочинений Ломоносова в 3х томах в 1778 г. Он представлет собой почти идеальный образец просветительских изданий конца XVIII в. В нем задачи образования, просвещения, науки о литературе определяют все. В нем относительно полно реализовано единство дифференцированного читательского адреса и целевого назначения как критерия современных типов изданий. Если издания просветительского типа предполагали первоочередное включение лучших, образцовых произведений автора, то Дамаскин стремился уже «выдать на свет все покойного Михаилы Васильевича Ломоносова сочинения». Такое понимание идеи состава издания принципиально отличалось от всех иных точек зрения существовавших тогда. Другая важная особенность трехтомника: впервые встречаются варианты и другие редакции. 7. Текстологические принципы Н.И. Новикова. Выпустил полное собрание сочинений А.П. Сумарокова в 10-ти томах 1781-1782 годов. Построено в соответствии с просветительскими идеями. К последней четверти XVIII столетия демократизация русского читателя была настолько очевидной, что издатели не могли не учитывать ее. Издатель, например, отказался от публикации вариантов и разночтений. Нельзя, впрочем, категорично утверждать, что в этом случае не сказалось влияние науки о литературе того времени, которая все еще изучала только само произведение, не касаясь истории его создания. Так, все торжественные оды даны в нем в первых редакциях, хотя многие из них и были впоследствии серьезно переработаны автором. Изменена здесь и методика составления комментария. Он дан только в первом томе, но весьма подробный и продуманный. По существу перед нами реальный комментарий, отвечающий современным требованиям. В нем раскрыты лишь исторические события, имена, факты, малоизвестные широкому читателю. Двойственност читательской аудитории: спеиалистам и, впервые, обычному читателю. Отсутствие текстологических задач, специального исследования истории текста, обоснования принципов выбора источников его, жанровая структура, а также влияние эдиционной практики XVIII века, традиционных просветительских подходов к решению основных задач построения рассматриваемого многотомника: из-за всего этого его принято рассматривать в качестве типичного просветительского издания. Именно просветительские идеи определили такую отличительную черту композиции многотомника, как соответствие ее канонам «теории трех штилей». 8. Методика работы Бекетова. В этом шеститомнике (19век) Бекетова (сочин и переводы Богдановича) соблюдался эстетический принцип, определявший все его типологические особенности: методы выбора и подготовки текста, композицию, состав. П.П. Бекетов включил в него лишь лучшие, по его мнению, произведения поэта, категорически отвергнув остальные. Дело все же не в эстетическом принципе, а в том, что наука о литературе тех лет в своем развитии не достигла еще уровня понимания необходимости полного специального исследования истории формирования и развития творчества автора. Сущность эстетического принципа отбора тогда уже принципиально изменилась. Прежде он ограничивал состав издания произведениями, наиболее значительными с общественно-политической или эстетической точек зрения, из числа изданных или опубликованных самим писателем. Теперь даже просветительские издания допускали включение в них произведений, оставшихся в рукописях, отрывках или впервые публиковавшихся после смерти писателя. Шеститомник был обычным просветительским или, как их тогда уже называли, изящным изданием. Лучшее произведение поэта занимало почти весь первый том, остальное - разночтения текста поэмы и комментарии к ним. Пять следующих томов построены в строгом соответствии с традициями эдиционной практики ранних русских просветителей. Здесь уже нет никаких вариантов и разночтений, отсутствует комментарий. Не соблюдается хронология, а произведения расположены по принципу: «Богу, царю, отечеству, людям». 9. Принципы работы Перевлесского. В основу композиции выпусков серии П.М. Перевлесский положил принцип, осуществленный П.П. Бекетовым в фонвизинском четырехтомнике 1830 года, дополнив его задач науки, методов исследования творчества автора. Например, избранные сочинения Антиоха Кантемира (разделы «Сатиры», «Стихотворения», «Проза», т.е. авторские тексты занимают в выпуске лишь 93 страницы, остальные 236 страниц - материалы, посвященные оценке, характеристике творчества сатирика, история, анализ). Это привело к бессистемности выбора критических статей. Примечания в серии были одним из первых последовательно осуществленных опытов создания литературоведческого и текстологического видов комментария. Выпуски были избранными, но в них нередко входили произведения, известные до той поры только по спискам или прижизненным публикациям. У Перевлесского нашла свое полное отражение основная тенденция внутреннего развития видо-типологических характеристик изданий произведений писателей-классиков, суть которой состоит в том, что развитие научно-популярных изданий тех лет привело к усвоению ими качеств и характеристик научных изданий, переосмыслению соответствующих текстологических приемов, характеристик, методов подготовки их основных составляющих. Отсюда и единство текстологических принципов и методов эдиционной подготовки изданий различных типов. 10. Первое научное издание классиков Анненковым. В 1855 - П.В. Анненков - «Сочинения Пушкина с приложением материалов для его биографии, портрета, снимков с его почерка и с его рисунков и прочего». Основную цель его выпуска редактор ошибочно видел в «исправлении издания предшествующего», а не в полной отмене его как непригодного и испорченного. Анненков исправил лишь «ошибки наиболее яркие», повторив многие другие, избежать которых было достаточно просто. Каждое из произведений поэта, без исключения, снабжено указанием, где впервые оно появилось, какие варианты получило в других редакциях при жизни поэта и в каких отношениях с текстом этих редакций находится текст посмертного издания... указаны чистовые пометки автора, его первые мысли и намерения. Таким образом, именно П.В. Анненков впервые не ограничился изучением автографов и беловых рукописей, использовав черновики и воссоздав относительно полную картину истории текста, а в целом ряде случаев добившись снятия цензурного запрета. Принципиальное отличие метода Анненкова от всех предшествующих заключалось в таком обобщении исторически перспективных, наиболее прогрессивных из них, когда опыт лучших издателей дополнялся теорией и методами, разработанными к тому времени наукой о литературе. 12. XIX-XX в середине XIX столетия некоторые издатели считали возможным «исправлять» слог классиков, так сказать, «доводить» их произведения до новой литературной нормы, собственных литературных вкусов, «осовременивать» стиль. В.Г. Белинский, издавая в 1846 году «Стихотворения» A.В. Кольцова, по схожим причинам редактировал «неудачные» строки поэта. А В. Брюсов уже в начале XX в. пытался теоретически обосновать необходимость «подновления» произведений А.С. Пушкина, чтобы они стали доступными рабоче-крестьянскому читателю. Речь, таким образом, идет о возникновении и первом практическом проявлении идеи о праве редактора на активное вмешательство в текст произведения писателя-классика. Одним из побочных результатов развития этой идеи в какой-то степени стало общепринятое теперь право составителя при выпуске изданий массового типа применять относительно свободную от авторской воли жанрово-хронологическую, жанрово-эстетическую или чисто эстетическую композиции. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |