|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система римского праваСтруктурно РЧП состояло из 5 основных систем: - Цивильное право; - Преторское право; - Право народов; - Естественное право; - Право справедливости. Данные системы, с одной стороны, отражали структурное построение РЧП, а с другой стороны, эволюцию РЧП как динамичной и исторически развивающейся системы права. Исторически первой возникла система цивильного права. Цивильное право возникло как древнеримское право, система правовых норм, регулирующая отношения только между квиритами. Таким образом, из сферы правового регулирования цивильного права исключались иные социальные категории – перегрины, латины и др. В силу этого, цивильное право носило строго национальный характер, и кроме того, обладало таким недостатком, как формальность, обрядность и строгость правовых предписаний. Так, порождением цивильного права были обряд манципации, стипуляция и иные обряды, представлявшие собой способ совершения гражданско-правовых сделок. Со временем в связи с ведением обширных завоеваний, социальная стратификация общества стала всё более сложной, однако, новые социальные категории, как было указано, не могли быть участниками отношений, регулируемых цивильным правом. Кроме того, рабовладение становилось прочной основой экономической жизни римского общества, крупная земельная собственность была сосредоточена у рабовладельцев. При всех этих объективных условиях обнаруживалась неспособность цивильного права обеспечить регулирование новых экономических и социальных отношений в силу его формальности, строгости и узко национального характера. Поэтому параллельно с цивильным правом стала формироваться вторая система римского права – преторское право. Действие преторского права распространялось уже и на иные социальные категории, которые могли совершать сделки с квиритами, пользуясь нормами преторского права. Преторское право было порождением деятельности преторов (магистратов), которые, не имея возможности изменять предписания цивильного права, в процессе правоприменения путём преторских эдиктов перерабатывали нормы цивильного права, приспосабливая их к новым экономическим и социальным отношениям. При этом особо хотелось бы обратить внимание нато, что нормы цивильного права были неприкосновенны ни для претора, ни для кого-либо ещё, поэтому преторское право представляло собой лишь толкование, своеобразный комментарий цивильного права, не изменяя его предписаний. Дальнейшее усложнение структуры экономических и социальных отношений, развитие торговли, в том числе международной, обнаружило несостоятельность цивильного права, нормы которого были скорее лишь данью традиции, чем живым позитивным правом. Кроме того, постепенно развитие римского государства пришло к необходимости признания частных прав за неримлянами, поскольку обратная ситуация привела к существенному торможению торгового оборота, что отразилось бы на экономике. Эти причины привели к формированию третьей системы римского права – права народов. Право народов регулировало отношения между всеми народами Рима и состояло, прежде всего, из национальных норм народов, входивших в состав Римского государства, и с другой стороны, из переработанных норм цивильного и преторского права. Таким образом, право народов являлось универсальным правом, которое было способно регламентировать отношения между всеми социальными слоями. Право народов искоренило основной недостаток предыдущих систем РЧП – формализм и обрядность и именно праву народов мы обязаны теми юридическими конструкциями, которыми юристы оперируют до сих пор. Объективный процесс постепенного наделения частными и публичными правами не римлян был юридически окончательно оформлен в 212 г. н.э., когда эдиктом Каракаллы все социальные слои (за исключением, разумеется, рабов) были уравнены в правах, поскольку всем лицам было предоставлено римское гражданство. В силу того, что была упразднена строгая социальная стратификация, отпала и необходимость в специальных нормах права, регулирующих отношения между отдельными социальными слоями. Поэтому постепенно произошёл процесс с лияния цивильного права и права народов, что привело к унификации римского права. Нормы цивильного права сохранили свою силу только в сфере наследственных и семейных отношений (кстати, формализм совершения сделок в этой сфере отношений сохранился и в современном праве). Следующая система римского права – право справедливости. Данная система права являлась дополнением к преторскому праву и праву народов, и применялась, главным образом, в деятельности судебных магистратов. В основе права справедливости лежал принцип справедливости, а именно - в случае отсутствия конкретных правовых норм на практике юридические казусы решались, основываясь на принципе справедливости. Порождением права справедливости являлся сохранившийся до нынешних времён принцип (презумпция) доброй совести при совершении сделок – согласно праву справедливости, сторона, совершившая сделку, считается добросовестной, пока не доказано обратное. Последняя система права – естественное право. Эта система права также являлась дополнением цивильного права, преторского права и права народов. Римские юристы полагали, что в основе права лежит добрая природа человека, а само право покоится на нравственном сознании и естественном законе, предопределённом
47. Понятие семьи. Агнаты и когнаты Римскую семью мог основать только римский гражданин как обладатель jus conubi. РП признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство — законное родство. Когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом.Соответственно, члены римской семьи делились на подчиненных и главу семьи (paterfamilias), осуществлявшего власть над ними. Главный признак правового положения paterfamilias - независимость от чьей-либо власти в семейном порядке т. е. его власть над членами семьи (которая могла быть потенциальной) - второстепенный признак, вытекающий из первого. Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи (женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т. д.), включающую право жизни и смерти, отказа от новорожденного, продажи в рабство, телесных наказаний, выдачи по ноксальному иску, расторжения брака женатых сыновей, изгнания из дома. Он полностью обладал также имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias. С его смертью сыновья, освободившись от patna potestas своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки - под власть своих отцов, над вдовой (теперь - persona sui juris) учреждалась опека сыновей. имущества. В когнатическом родстве различаются линии и степени. Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку (внук, сын, отец), и прямой нисходящей, если речь идет о происхождении от предка к потомку (отец, сын, внук). Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник). Степень родства как в прямой, так и в боковой линии определяется числом рождений между двумя родственниками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын находятся в первой степени родства - их родство возникло в результате рождения сына Родные брат и сестра - родственники второй степени, дядя и племянник - третьей
48. Юридические лица в римском праве Понятия юр лицо не сущ, тк только физ лица могут быть носителями прав. С развитием хоз оборота появляться опред образования, кот объединяли людей и их капиталы. Они включены в оборот, и к ним применялись свойства физ лица. Юридическое лицо в римском праве – объединение людей, выступающее в обороте как единое целое. Правоспособность юр лицо признавалось способным иметь права патроната и не считалось (за немногими исключениями) способным получать имущество по наследству. Дееспособности юр лица не имели. Для совершения юр действий необходим был законный представитель</span>, кот имел право выступать от имени юр лица, предъявлять иски, совершать сделки, причем во всех этих случаях его положение и права были наравне и идентичны с правами частного лица. Виды юр лиц: 1. Товарищество (societas) – объединение средств и усилий неск лиц в достижении единой цели. Товарищество считалось созданным с момента соглашения, т. е. товарищество представляло консенсуальный контракт. Главная цель товарищества – итоговая прибыль. Собственность товарищества – совместная собственность членов товарищества (condominium). Товарищество прекращалось: с выходом прежнего или вступлением нового члена (возникало новое); с достижением его цели. 2. Объединение (universitas): – корпорация (corporatio) – объединение не менее трех полноправных римских граждан. Создавались с разрешения закона, сенатусконсульта или императора. Корпорация могла иметь свой устав – статут, но это не обязательно. Признаки: наличие имущества корпорации, кассы (или казны) и доверенного лица, действующего от имени корпорации. Высший орган – общее собрание всех членов, на котором решения принимались простым большинством голосов. Имущество корпорации было отдельным от имущества своих членов, и члены ее не могли иметь никаких претензий на это имущество. Корпорация не отвечала за обязательства или за правонарушения своих сочленов. Корпорации прекращались: запретом государства или суда на ее деятельность; истечением срока либо выполнением поставленных целей, которые предусматривались при образовании корпорации; собственным решением сочленов, принятым или единогласно, или большинством голосов; – коллегия (collegium) могла заключать договоры стипуляции, дарения, принимать наследство и завещательные отказы, отпускать рабов на волю, выступать в суде через представителей. Объем ответственности коллегии определялся общим имуществом и казной. Виды коллегий:– общины (муниципии) и близкие к ним общественные объединения (коллегии жрецов, монашеские объединения, цехи торговцев и ремесленников, сообщества откупщиков или других предпринимателей). Правоспособность их ограничивалась сферой частного права. В качестве самостоятельных корпораций могли быть признаны объединения с общественно полезной целью, пользующиеся покровительством государства;– учреждения (храмы, благотворительные фонды, больницы) признавались субъектом специальных имущественных отношений только в случае их признания или организации посредством специального акта со стороны властей. Способны были принимать дарение, заключать от своего имени сделки. Их существование было производно от более значимого публично-правового субъекта – церкви, представленной окружной церковной властью.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |