|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Игровой подход к культуре: концепция Й. ХейзингиЙ. Хейзинга называет игрой врожденную неотъемлемую склонность человеческого духа создавать для себя вымышленный мир. Сущность игры, согласно Хейзинге, в целом сводится к двум главным аспектам. Во-первых, игра —это борьба за что-то; во-вторых, она представляет собой показ чего-то. В некоторых случаях эти функции могут и объединятся, поскольку игра «показывает» борьбу за что-то (а через нее — силу, власть, обладание) или же превращается в состязание в том, кто именно сможет показать что-то лучше других. По мнению Й. Хейзинги, игра принадлежит к области иррационального, поскольку они характеризует не только человеческий мир, но и мир животных. Следовательно, она не может быть обоснована никакими рационалистическими связями, поскольку укорененность в рассудке означала бы, что игра принадлежит исключительно человеческому миру. Наиболее явные проявления общественной деятельности человека на самых первых этапах пронизаны игрой. Присутствует игра и в мифе, культе, который вообще представляет собой ничто иное как игру. Согласно Хейзинге, поскольку в мифе и культуре зарождаются великие движущие силы культурной жизни, к игре можно свести и такие явления человеческой культуры, как право и порядок, общение и предпринимательство, ремесло и искусство, поэзия. Хейзинга выделяет несколько важных признаков игры. 1. Отличительный признак игры состоит в ее замкнутости, ограниченности. Она «разыгрывается* в определенных границах места и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой. 2. Хейзинга отмечает, что игра представляет собой свободное действие. Это он мотивирует тем, что игра по принуждению не может оставаться игрой. 3. Игра, кроме того, устанавливает порядок. И даже более того, игра сама есть порядок, причем порядок непреложный. Игра создает особый мир, который существует временно, на протяжении того времени, когда игра длится. Однако этот мир обычно возобновляется, возникает вновь, когда игроки снова начинают играть. 4. Игра характеризуется напряжением. Именно напряжение придает игре эстетическое содержание, так как напряжение, предполагаемое игрой, подвергает силы игрока испытанию. 5. Каждая игра имеет свои собственные правила. Ими определятся, что должно иметь силу в выделенном игрою временном мире. Правила игры бесспорны и обязательны, и не подлежат никакому сомнению, ведь стоит какому-либо игрокуотойти от правил, и мир игры тот час же разрушится; 6. Играющие создают новое сообщество — группу, которая сохраняет свой состав и после того, как игра закончилась. 7. Еще одна особенность игры состоит в таинственности. Хейзинга указывает на игры первобытных народов, например, обряд инициации, окруженный таинственностью, недопущением женщин к участию в них и т. д. В своей книге «Человек играющий» Хейзинга попытался свести к игре важные сферы человеческой жизни: искусство, поэзию, философию, суд, войну. 1. Искусство. Все, что относится к музыке, так или иначе связано с игрой. То же касается и искусства танца. Хейзинга указывает, что танец представляет собой игру в полном смысле слова. При этом он отмечает, что связь между танцем и игрой настолько понятна и очевидна, что не требует особо тщательного рассмотрения. 2. Поэзия. Поэзия представляет собой особую игру в силу того, что она подчиняется правилам, отличным от тех правил, по которым живет мир, она создает новые связи, которые недоступны для логики. Поэзия существует в особом собственном мире. Он отмечает, что поэзия никогда не была серьезной, она находится по ту сторону серьезного. В поэзии очень много от мышления детей, она существует в царстве грез, восторга, опьянения, смеха. Чтобы понять поэзию, нужно обладать душою ребенка. 3. Философствование. Философствование представляет со-, Особенно ярко эта функция сакрального противоборства в загадывании загадок видна в ведической традиции. В мудрости упражняются, как в священных искусных ремеслах. Философия возникает здесь в форме игры. 4. Война. И. Хейзинга видит взаимосвязь игры и культуры 5. Суд. Хейзинга показывает, что правовая практика, судо-.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |