|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В-19 Типология государства: цивилизационный подход?Типология государств, т.е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности гос-ва. Она позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений. Типология государств –не абстрактная умозрительная конструкция. Она базируется на обобщении большого фактического исторического, социологического, правового и иного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем. Цивилизационный подход: суть данного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно –культурные факторы. К ним можно отнести религии, мировоззрения, историческое развитие, географическое расположение, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В своей совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Совокупность родственных культур образует цивилизацию. Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу. В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизованному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например: а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская и др.) б) особенные цивилизации (китайская, западно- европейская, восточно –европейская, исламская и др.) в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. В научной литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для гос-ва в первичных цивилизациях характерно то, что гос-во играет ключевую роль в развитии социально –экономической сферы. Также оно связано с религией в единый политико –религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древне-египетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. гос-во вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др. Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические гос-ва. В светском гос-ве все виды религиозных организаций отделены от гос-ва, не вправе выполнять ни политических, ни юридических ф-ий, не могут вмешиваться в дела гос-ва (РФ, Германия, Франция, все гос-ва СНГ и др.). Клерикальным считается гос-во где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с др. конфессиями. Для статуса гос. религии характерны следующие особенности: 1) признание за церковью права собственности на землю, здания, сооружения, предметы культа. 2) получение различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот. 3) наделение церкви рядом юридических полномочий (правом регистрировать брак, рождение, смерть). 4) право церкви участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представительство в гос. органах. 5) осуществление церковью контроля в области образования, воспитания, введение религиозной цензуры печатной продукции, кино, телевидения. Для теократических государств характерны следующие черты: 1. гос. власть принадлежит церкви, которая определяет статус гос. религии 2. религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и бубличной жизни. 3. глава гос-ва одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем. (Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко). В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается в следующем: а) церковь лишается экономической основы- своей собственности б) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем гос-ва. в) репрессируются священнослужители и верующие и т.д. --------------------------------------------------------------------------------------------------------- Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |