АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пояснительная записка. Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность

Читайте также:
  1. Допоміжна записка
  2. І. Пояснювальна записка
  3. І. Пояснювальна записка
  4. Методическая записка
  5. Объяснительная записка
  6. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  7. Пояснительная записка
  8. Пояснительная записка
  9. Пояснительная записка
  10. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  11. Пояснительная записка
  12. Пояснительная записка

Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать. Правильная, ясная речь характеризует правильное мышление. «Речь – это человек. Нет речи – нет человека», – писал известный деятель русского театра кн. Сергей Волконский.

Отношение к слову есть показатель цивилизованности государства и культуры каждого человека. Это проблема особенно остро встала сейчас в нашей стране, когда хлынувший поток иностранных слов, широко распространившаяся в информационном пространстве небрежная, неоправданно быстрая, неблагозвучная речь убивает всё накопленное богатство неповторимо прекрасного русского звучащего слова. Нельзя не учитывать негативного влияния таких языковых деформаций на детей.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что обучение детей сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитания через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны.

Единство речи, игры и движения – универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека. Данная программа не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов (артистов, чтецов, дикторов), а решает проблемы гармонического всестороннего развития личности и прививает устойчивую любовь к родной речи.

Программа основана на последних достижениях в изучении психологии ребёнка и особенностей голосообразования в детском возрасте. Она отличается от существующих программ «Сценическая речь» для театральных отделений детских школ искусств и театральных институтов. Её новизна и оригинальность заключается в том, что она основана на особенностях развития детского голоса и различиях детской и подростковой психологии.

Сценическая речь не только может служить своего рода эталоном правильной речи, но она одновременно упражняет и развивает слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи – её содержание. Всё это может негативно отражаться на его профессиональной деятельности, особенно когда она связана с постоянным контактом с другими людьми.

Голос у человека появляется с момента рождения (врождённый, безусловный защитный рефлекс). На базе этого рефлекса путем образования цепных, условно-рефлекторных реакций, возникает разговорный и певческий голос. В этом ребёнку помогают и слух, и зрение, и артикуляционный аппарат, очень богатый кинестетическими рецепторами (мышечное чувство).

Главную роль в речи выполняет гортань, конечно, совместно с дыханием. Слух является главным регулятором и корректором звукообразующего поведения гортани и всего голосового аппарата, поэтому, прежде всего, ему должно быть уделено внимание при воспитании голоса. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосом, а его развитие и воспитание должно идти всегда впереди. Звуковые образы накапливаются в кладовых слуховой памяти ещё до их использования в речи или пении: в этом отношении окружающая среда имеет огромное значение. Чем раньше это накопление происходит, тем лучше.

Однажды начав работу над речью, её не прекращают всю жизнь, если хотят овладеть ею в совершенстве, добиться такого результата, чтобы передавать голосом малейшие движения внутренней жизни, просто и красиво выражать свои мысли и чувства.

И здесь многое зависит от педагога, от его искусства увлечь обучающихся. Ведь высокая степень увлечённости – основное условие творческого, глубокого овладения материалом.

Цель программы: развить и усовершенствовать природные речевые и голосовые возможности обучающихся, сформировать у ребёнка любовь к родному языку, культуре речи и произношения и тем самым воспитать творческого, свободного человека, способного жить в гармонии с самим собой, природой и окружающими людьми.

Ключевым для развития голоса является его мутация. Это позволяет разделить эволюцию детского голоса на протяжении школьного возраста на четыре периода:

– домутационный (7-10 лет);

– предмутационный (11-13 лет);

– мутационный (13-15 лет);

– послемутационный (16-18 лет).

Для каждого из этих периодов характерны особые черты, которые непосредственно влияют на содержание данной программы и методику её реализации.

1. Домутационный период. Голоса мальчиков и девочек в этом возрасте, в общем, однородны и почти все - дисканты. Диапазон голоса значительно меньше, чем у взрослых: 320-512 Гц. Деление на первые и вторые голоса условно. Речь детей в этом возрасте отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном. Если учитель сумеет настроить голос ребёнка на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь. Ограниченность диапазона детского голоса необходимо учитывать при подборе репертуара и во время выступлений.

2. Предмутационный период. К одиннадцати годам в голосах детей, особенно мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углублённым дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. С возрастом диапазон детского голоса увеличивается (почти одинаково у мальчиков и девочек), охватывая примерно следующие границы: 290-580 Гц.

В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу.

3. Мутационный (переходный) период связан с быстрым ростом гортани и совпадает с периодом полового созревания детей. Продолжительность мутационного периода может быть различна: от нескольких месяцев до нескольких лет. У девочек мутация наступает примерно на год раньше, чем у мальчиков.

Изменение голоса сказывается в первую очередь на разговорной речи. У мальчика, говорящего фальцетным голосом, начинают появляться низкие грудные звуки. За время перелома голос у мальчиков понижается на целую октаву и даже больше, превращаясь из детского дисканта или альта в голос мужчины - тенор, баритон или бас. В этом периоде голос непостоянен, часто срывается, обнаруживая неожиданные переходы от низких звуков к высоким. Часто голос становится хриплым, приобретает неприятный резкий тембр. При осмотре гортани истинные голосовые связки представляются в это время покрасневшими, утолщенными. К концу периода мутации все эти изменения исчезают и устанавливается нормальный мужской голос.

У девочек так же, как и у мальчиков, в период смены голоса обнаруживается покраснение голосовых связок, но тембр голоса не претерпевает таких резких изменений. Переход от детского дисканта или альта к женскому сопрано или контральто сопровождается понижением голоса в среднем всего лишь на два тона. Период мутации протекает у девочек более гладко, чем у мальчиков, и обычно не вызывает заметных расстройств голосовой функции.

Очень важен вопрос о воспитании мутирующего голоса. Практически он решался уже давно. Например, авторы знаменитого труда «Метод пения Парижской консерватории», который был издан в 1803 году – профессора Гара, Бернандо Менгоцци, Мегюль, Госсек и Керубини – пришли к выводу, что заниматься пением в переходный возраст целесообразно. В этом труде дается ряд конкретных методических рекомендаций. Так, на своем опыте профессора Парижской консерватории еще в XVIII веке доказали, что под умелым руководством мутация протекает быстрее и окончание ее может наступить скорее. Об этом же свидетельствуют и современные данные педагогических и лабораторных исследований.

Задача руководителя – своевременно услышать мутацию и при первых её признаках принять меры предосторожности: в этот период исключаются упражнения с форсированием звука, твердой атакой и расширением диапазона. Правильно организованная нагрузка на занятиях техникой речи способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Очень важно, чтобы педагог чаще прослушивал голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя мог реагировать на все изменения в голосе.

4. Послемутационный период (юношеский возраст). Особенность этого периода – нежные, неокрепшие связки. Важно соблюдать правильный речевой режим, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. Процесс воспитания голоса должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики.

В соответствие с указанными периодами развития детского голоса обучение учащихся ведётся в четырех возрастных группах (7-10 лет; 11-13 лет; 13-15 лет; 16-18 лет) и обеспечивает насыщенность занятий в течение четырех лет обучения.

Программа общедоступна и универсальна. Начинать можно в возрасте 7 лет и далее. Количество занимающихся детей в группе 10-12 человек, мальчиков и девочек.

Занятия по технике речи проводятся по группам и индивидуально. Обучающимся необходимо научиться самостоятельно отрабатывать отдельные навыки сценической речи по индивидуальному заданию педагога.

Учебно-тематический план.

5 класс

№ записи Наименование разделов и тем Количество часов
1. Фонационное дыхание  
2. Подготовка речевого аппарата  
3. Постановка голоса  
4. Правильная дикция  
5. Словесное действие  
6. Выразительные средства сценической речи: речевой период.  
7. Выразительные средства сценической речи: темп  
8. Выразительные средства сценической речи: ритм  
9. Выразительные средства сценической речи: выразительность гласных  
10. Выразительные средства сценической речи: динамические нюансы  
11. Выразительные средства сценической речи: модуляции по высоте  
12. Выразительные средства сценической речи: пауза  
13. Словесное действие  
14. Опрос и повторение.  

 

6 класс

№ записи Наименование разделов и тем Количество часов
1. Орфоэпия.  
2. Выразительность (действенность) голоса.  
3. Постановка голоса.  
4. Характер речи  
5. Артикуляция и дикция  
6. Словесное действие  
7. Мелодический рисунок коммуникативных типов речевой интонации: вопрос, утверждение, побуждение, восклицание, однородность, неоднородность (противопоставление, сопоставление, подчинение, уточнение)  
8. Анализ художественной прозы  
9. Повторение и опрос  
     

 

7 класс

№ записи Наименование разделов и тем Количество часов
1. Артикуляция и дикция  
2. Словесное действие  
3. Постановка голоса  
4. Анализ художественной прозы  
5. Выразительные средства автора  
6. Работа над произведениями  
7. Артикуляция и дикция  
8. Анализ художественной прозы  
9. Характерность речи  
10. Выразительные средства автора  
11. Работа над произведениями  
12. Опрос и повторение материала  

 

8 класс

№ записи Наименование разделов и тем Количество часов
1. Постановка голоса  
2. Артикуляция и дикция  
3. Анализ стихотворного текста  
4. Характерность речи  
5. Словесное действие, мелодический рисунок речевой интонации  
6. Выразительные средства автора  
7. Характерность речи  
8. Словесное действие, мелодический рисунок речевой интонации  
9. Работа над произведениями  
10. Опрос и повторение  

 

9 класс

№ записи Наименование разделов и тем Количество часов
1. Характерность речи  
2. Словесное действие  
3. Постановка голоса  
4. Выразительные средства сценической речи  
5. Работа над произведениями (поэзия)  
6. Опрос и повторение  

 

Содержание изучаемого курса.

Основной задачей данной программы является выработка умения воспроизводить образную структуру текста. Имеется в виду любой текст, как полученный извне, так и собственный, произносимый в любых обстоятельствах, и аудитории, и домашнем кругу, и в общении с друзьями, и в общении с партнёрами, а может, врагами и прочее.

Данная программа предполагает не специальную подготовку учащихся, направленную на освоение навыков владения сценической речью как таковой, напротив, имеется в виду общая подготовка, которая позволит всем ученикам:

Þ освоить основные методы управления голосом и дыханием,

Þ научиться правилам гигиены рече-голосового аппарата,

Þ развить психо-моторные навыки звучащей речи (то, что называется – культура речи),

Þ и, наконец, открыть для себя основные понятия о художественном образе, что позволит впоследствии грамотно, доходчиво и эффективно, как озвучивать литературные тексты, так и излагать свои мысли.

То есть речь идёт об освоении поведенческих норм, связанных с языком как универсальным средством межличностных коммуникаций. Из этого следует, что на данных уроках основной формой обучения становится не усвоение некоторого объёма информации, но изучение и овладение как нормами социального поведения, связанными с общением, так и овладение собственными физиологическими и душевными способностями, позволяющими максимально выразительно доносить собственное эмоциональное и мыслительное состояние.

Предлагаемые упражнения и методики заимствованы как из опыта занятий по сценической речи в театральных вузах, так и из опыта работы театральных педагогов школ России и разработок Института художественного воспитания Российской Академии Образования. Основой же программы стал опыт уроков по курсу «Сценическая речь» в специальных театральных, фольклорных и хоровых классах школы №1089 Северо-Западного учебного округа Москвы с углублённым изучением предметов эстетического цикла.

Разумеется, вузовские упражнения адаптированы к возрасту учеников начальной школы. Некоторые из них просто-напросто не нужны, поскольку студентов во многом приходится переучивать. Часть упражнений не используется, так как в данной программе речь идёт не о специальной актёрской подготовке, но об общем развитии детей.

Структурно программа строится следующим образом:

первый этап – воспитание произвольного внимания;

второй этап – освоение поставленного дыхания, как основы управления голосом;

третий этап – артикуляция и дикция (развитие мышц, связанных с речевым аппаратом);

четвёртый этап – воспитание основ образного восприятия;

пятый этап – освоение основ грамотного и одушевлённого чтения вслух литературных произведений, а также навыков максимально свободной устной речи.

Следует отметить, что этапы не совсем совпадают с периодами обучения по классам. Точнее, материал ранних этапов требует постоянного повторения, а некоторые понятия вводятся раньше основного объёма материала.

Дидактической особенностью данных уроков является то, что понятие «новый материал» связано не с получением информации извне, но с максимальным вниманием к собственному организму и собственной душе и освоением обнаруженных возможностей. В связи с этим основной частью урока является разминка, которая включает в себя тренинг и психологический настрой с помощью игр и упражнений. После разминки освоение «нового материала» происходит наиболее эффективно.

Освоенный навык впоследствии становится частью разминки. Учитель же по ходу освоения материала от урока к уроку может варьировать состав разминочных упражнений.

Содержанием курса является работа над техникой речи и литературно-художественным текстом.

В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией, правильной орфоэпией и выстраиванием логико-интонационной структуры речи.

В работу над литературно-художественным текстом входит освоение общих основ работы над словом, поиск путей освоения предлагаемых текстом обстоятельств, выработка умения осваивать стилистику авторского текста и обучения применению навыков, полученных в работе над техникой речи к работе с литературным текстом.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)