|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Идеология рыцарстваФеодализм - сословно-корпоративное общество, жившее неоднократно возрождаемой идеей вселенского государства. Но при слабых экономических связях в феодальном мире вселенскую власть имела только церковь. Поэтому идеология рыцарства быстро пропиталась религиозными мотивами; при этом даже народные легенды и языческие обряды перерабатывались в духе христианских постулатов. Таково, например, происхождение эмблемы мировой христианской империи - Святого Грааля. Языческий миф о волшебном вареве, дарующем вечную молодость и здоровье, слился с библейским рассказом о чаше, в которую Иосиф Арамейский собрал кровь распятого Христа. В христианской церкви аналогом этой чаши является потир для причастия на первой литургии. (Предание гласит, что св. Иосиф поехал в Британию, имея с собой Грааль - отсюда многократные походы в поисках чудодейственного сосуда). В окончательном значении образ «Святого Грааля» - олицетворение мистического рыцарского начала, символ высшего совершенства. Церковь для рыцаря была не только идейной вдохновительницей; довольно быстро она стала фактом повседневной жизни рыцаря и даже - инициатором многих правил рыцарского поведения. Посвящение в рыцари было невозможно без участия священника; постепенно церковь стала занимать очень большое место в самом обряде посвящения. Покровителем рыцарей считался Георгий Победоносец - ему приносились обеты, его именем клялись. Рыцарство приняло к исполнению выдвинутую святым Августином теорию «справедливых войн»: не является грехом месть за причиненную несправедливость, за оскорбленную честь, допускается вооруженная борьба за возврат несправедливо отнятого. В дальнейшем эта теория послужила оправданием религиозных войн. В XI веке церковь предложила установить сроки божьего перемирия: в субботу и воскресенье, в пост и в большие религиозные праздники требовалось сложить оружие, прекращая любые столкновения, и рыцарская корпорация согласилась принять это за правило. При этом во время обедни в церкви, перед началом чтения Евангелия, рыцарь доставал меч из ножен и держал его обнаженным до конца чтения: это как бы означало, что он готов защищать Евангелие, если это понадобится. Наконец, влияние церкви на идеологию рыцарства - основной толчок к началу крестовых походов. Окончательную формулировку идеология рыцарства приобрела в форме девиза: «Душу - Богу, жизнь - королю, сердце - даме, честь - себе». Крестовые походы. Вооружение. Крестовые походы длились почти 200 лет, всего было 8 больших походов. Первая армия крестоносцев почти полностью состояла из простого народа, и поход кончился неудачей. В 1099 году армия рыцарей завоевала Иерусалим; последним был поход Людовика Святого в 1270 году. Армия рыцарей состояла из тяжеловооруженных конных воинов. Самое слово «рыцарь» связано с представлением о конной армии: немецкое Ritter происходит от reiten - ездить верхом, французское Chevalier от cheval - лошадь. Строй рыцарского войска - так называемый клин: в первом ряду едут 5 воинов, во втором и третьем - по 7, дальше ряды состоят последовательно из 9, 11, 13 человек. За клином следует остальная конница, выстроенная правильным четырехугольником. Европейский рыцарь начала X века был одет в доспех -кожаную рубашку с наклепанными на нее железными полосами. На голове был металлический шлем с широкой носовой стрелкой. В XII веке вошла в употребление кольчуга - длинная рубаха из мелких металлических колец, более легкая, чем доспех и дававшая большую свободу движениям: в этом сказался опыт крестовых походов, когда рыцари столкнулись с легкой кавалерией арабов. Кольчуга постепенно усиливалась за счет металлических пластин, прикрывающих наиболее уязвимые места, а в начале XIV века стала превращаться в металлический доспех, закрывавший грудь, спину, руки и ноги пластинчатыми щитками. В XV веке был создан максимилиановский доспех - своего рода металлический футляр для тела, куда человекпомещался целиком, с сапогами и шляпой. Забрало шлема можнобыло опустить и пристегнуть к подбородку особым замком,отпереть который без ключа было невозможно. Кисти рук были защищены металлическими перчатками. Весил максимилиановский доспех более 30 килограммов. В этом доспехе рыцарь почти не мог передвигаться пешком; сесть на лошадь или слезть с нее ему помогали слуги. Рыцарь, упавший с лошади в бою или на турнире в таком доспехе, был совершенно беспомощен. Лошадь тоже была защищена доспехом. В пешем бою применяли полудоспех - кирасу с рукавами из металлических трубок и шлем. Вооружение рыцаря составляли меч, щит и копье. Одноручный меч (меч для правой руки) имел длину до одного метра, ширину - до восьми сантиметров. Вдетый в поясную портупею, он висел вертикально у левого бока. Мечу часто давали имя: например, меч Роланда назывался Дюрандаль, меч короля Артура - Эскалибур (в другом написании - «Калибурн»). Копье выделывалось из ясеня, имело железный наконечник и тоже часто носило «собственное имя». Точно так же давали названия и щиту, который всегда был украшен гербом и довольно часто - девизом (вроде «Берегись, это я!» или «Бойся черного быка!»). Кроме меча, рыцарь умело пользовался луком и стрелами: это оружие было незаменимо на охоте. Общий вес оружия достигал 15 килограммов. Турниры. Изобретателем турниров прослыл французский рыцарь Готфрид де Прельи, который в XI веке ввел некоторые правила, ограничивавшие боевой энтузиазм участников воинских игр. Правила запрещали биться вне очереди, ранить лошадь, выступать против одного вдвоем или целой группой. Противника, забрало которого опущено, разрешалось бить в лицо и в грудь, но как только забрало откроет лицо - следовало немедленно прекращать бой. За соблюдением правил следили герольды, которые в случае нарушений вмешивались и наводили порядок. В более поздние времена, когда вошел в моду культ дамы сердца, с просьбой остановить бой герольды обращались к дамам, и слово дамы бьшо законом. Поэтому случалось, что и судьей турнира избиралась дама, хотя обычно бой судили коронованные особы и старейшие рыцари. Турниры были нескольких видов: - конные ристания, в которых целью каждого рыцаря было выбить противника из седла; - битва на мечах между конными или пешими противниками; - метание копий и стрельба в цель из лука или арбалета; - особый вид боевой игры - «осада замка», для которойспециально строили деревянную крепость, а участники делилисьна две группы - штурмующих и обороняющих эту крепость. Обычно инициатором проведения турнира выступал крупный феодал, который рассылал гонцов к владельцам соседних, относительно близко расположенных замков. Во второй половине Средних веков уже существовали турнирные книги - списки, подтверждающие право того или иного рыцаря участвовать в турнирах: к участию допускались люди только благородного происхождения, при этом с безупречной репутацией, ничем не запятнавшие свою честь. Получив приглашение, рыцарь отправлялся в дорогу в сопровождении оруженосцев и домашней челяди. Прибыв на место, рыцарь устраивался на ночлег. Наиболее знатных принимал у себя владелец замка, остальные стремились поселиться в городе или селении, расположенном у стен замка. Заняв дом под постой, тут же вывешивали свое знамя и щит над входом, для всеобщего сведения. Те, кому не досталось места в городе, разбивали в его окрестностях палатки, так же обозначая место своего пребывания флагом и щитом. У щита стоял на страже оруженосец. Утром из башни замка раздавался звук рога, созывавший в церковь прослушать обедню; после обедни ехали к месту турнира. Арену боя огораживали, оставляя с двух сторон ворота, которые охранялись вооруженными отрядами во главе с герольдами и трубачами. Вокруг арены возводились галереи для зрителей познатнее, с судейской ложей в центре. Если предполагалось избрать королеву турнира, для нее готовилась особая ложа, в которую с утра набивались пажи и девушки из знатных семей, исполнявшие роли придворных дам королевы. Большой турнир длился не один день. Первую его часть составляли единоборства. Для начала герольды поименно называли первую пятерку рыцарей, сопровождая имя каждого перечислением боевых заслуг его самого и доблестей его предков. Затем всем желающим предлагалось вызвать на бой любого из пятерки: надо было подъехать и коснуться копьем его щита. Если касались тупым концом, предстоял бой на затупленном оружии, если острием -объявлялась битва без пощады, насмерть. После этого первые пять пар начинали бой. Победителя первого дня объявляли после того, как будет сломано пять копий. Устроитель турнира надевает победителю на конец копья корону из зеленой тафты, с золотым обручем, украшенную золотыми сердцами и стрелами. Объехав круг, победитель останавливается против избранной им дамы и кладет корону к ее ногам. Королева занимает место в приготовленной для нее ложе. Второй день турнира - массовый бой, когда бьются отряд против отряда. Победителя в массовом бою Королева турнира увенчивает лавровым венком. Но кроме этого лестного знака боевой славы, турнир мог принести и материальную выгоду: принудив противника к «сдаче в плен» и захватив его лошадь, можно было получить выкуп. Заключительное событие турнира - само собой, пир в замке устроителя, где собираются все - и победители, и побежденные. Турниры наносили существенный урон рыцарским рядам. Например, в 1240 году на турнире, состоявшемся вблизи Кельна, погибло 60 рыцарей. Началась борьба против турниров: ее начала церковь, еще в XII веке установив дни Божьего перемирия, когда запрещалось поднимать оружие против кого-либо. В 1312 году французский король Филипп Красивый издал указ о запрете турниров и дуэлей. С указом не слишком считались; разве что старались применять затупленное оружие. Нарушали указ и сами короли, желавшие показать себя доблестными воинами: в 1559 году на турнире погиб от руки графа Монтгомери французский король Генрих Второй, в 1571 тоже на турнире был ранен, но остался жив Карл IX. Выздоровев, он категорически запретил эти рыцарские развлечения, что свидетельствует, прежде всего, о возросшем влиянии королевской власти. Это положило конец публичным играм с оружием, но нелегально боевые поединки продолжались, невзирая на угрозу наказаний. Дело в том, что другого способа защитить свою честь тогда не видели; эта традиция оказалась живучей - она просуществовала до начала XX века. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |