|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этикет и манеры поведенияЧто до правил этикета и манер поведения, то вполне естественно, что придворный этикет в Англии хотя и не был прямой копией этикетов, существовавших при дворах других европейских монархов, но в основе его лежали такие же принципы. Можно сказать, что он носил общеевропейский характер, мало отличаясь по своему содержанию от этикетов, принятых в других странах Европы, кроме отдельных деталей, которыми английское светское
общество иногда удивляло своих соседей: например, в присутствии английского короля никто не обязан был снимать шляпу, но никто, за исключением королевы и вдовствующей супруги прежнего короля, не имел права сидеть. Зато король, являясь в парламент, при входе в зал заседаний снимал шляпу. Но население страны, как известно, не исчерпывается кругом придворных аристократов. За семейным столом в знатных домах во главе сидит носитель титула, владелец семейного состояния. Когда он умирает, до похорон это место занимает вдова, а после официального оглашения завещания - во главе стола садится тот, кто унаследовал титул и имущество. В первой трети XIX века в английском обществе появился своеобразный способ организации танцев на балу. До этого дамы появлялись на балу чаще не с книжечками, а с «программками», где указаны танцы и их порядок. Туда дамы вносили имена кавалеров, с которыми условились на какой-то танец, и новые приглашающие могли рассчитывать только на свободный. В эти годы дамы придумали трюк, который помогал избавиться от нежелательных партнеров: они имели с собой две программки, одну настоящую, а другую - поддельную, где все танцы были уже якобы расписаны. Если подходил нежелательный кавалер, ему демонстрировали поддельную программку, и он уходил ни с чем. Когда этот приемчик стал широко известен, был изобретен выход, который не был обидным ни для кого, а дам избавлял от вранья. Организатор бала собирал приглашенных мужчин и делил их на группы по 10 человек, обозначая группы литерами: А, В, С и т.д. Точно так же делился на группы список приглашенных дам. Затем происходило голосование: дамы выбирали 10 кавалеров в группу А и по 10 человек в остальные группы, таким же образом кавалеры расписывали по группам дам (голосование было тайным). Затем результаты голосования оглашались, и 10 кавалеров группы А танцевали с десятью дамами группы А. При этом каждый член группы имел номер, под которым он прошел в список: кавалер № 1 танцевал с дамой №1 первый танец, в следующем танце действовал новый список, но в рамках той же десятки. Впрочем, допус- кался и обмен партнерами по взаимному согласию (внутри десятки или - реже - между группами). Понятно, что такой распорядок отражал мнение общества о качествах того или иного участника бала - так сказать, его бальный рейтинг. Если случалось, что кто-то опаздывал к голосованию и не попадал в «десятку», то ему могли уступить партнера на один-два танца, проявляя тем самым сочувствие к опоздавшему и уважение к нему. Английская этика основана на практическом подходе к морально-этическим проблемам. То есть, главное - поведение человека, а не его внутренние побуждения. Так подходят к этим вопросам и церковь, и школа, и правосудие: они утверждают определенные этические нормы, оценивая поступки, а не их мотивы. Главное - вести себя по правилам, общепризнанным и безусловным: в этом состоит нравственность. Поскольку занятия спортом вошли в жизнь английского светского общества как его непременный элемент, то спортивная терминология вошла в обиход в качестве характеристики манер поведения. Истинный джентльмен должен всегда вести себя спортивно - играть по правилам. Иначе говоря, следует быть честным всегда и во всем, на службе и в частной жизни, не нарушать законов и общепринятых нравственных норм, строго придерживаться сложившихся в обществе правил поведения. Возникла даже поговорка, в которой использовали название самой английской игры: «Это вовсе не крикет», - так говорили, оценивая чей-то безнравственный поступок, недостойный подлинного джентльмена. Образование. Публичная школа - частная школа закрытого типа для детей знатных и состоятельных англичан. Такие школы возникли в конце средних веков, давали классическое образование, готовили служителей церкви и государственных чиновников. В 1827 году произошла реформа, связанная с именем доктора Томаса Арнольда (школа Регби). Сейчас таких школ около 260, они существуют наряду с государственными общеобразовательными школами, и по-прежнему родители стремятся поместить в них своих мальчиков: считается, что только в такой школе можно выковать характер истинного англичанина, закалить его дух. Но если раньше дух воспитанника закаляла религия, то после реформы на первое место вышел спорт. Считается, что игры на свежем воздухе, воспитывают командный дух и дисциплину. Детей в публичных школах с первого дня приучают соблюдать субординацию: школа делится не на классы, а по вертикали -на «дома». Старшеклассники каждого «дома» приучают новичков к подчинению по вертикали суровыми методами. Существует официальная система телесных наказаний (детей секут розгами и воспитатели, и старшеклассники). Шестой класс - выпускной, в нем учатся два года Эти ученики командуют всеми младшими. Директор назначается советом попечителей и не зависит от министерства образования. Он подбирает преподавателей, составляет программы и своим примером формирует модель «джентльмена». Условия жизни в этих школах спартанские: спальни в готических зданиях не отапливаются, питание скудное. Окна круглый год открыты, а ученики ходят в шортах. Не отапливаются и спортивные раздевалки. Зато окончившие эти школы не только закалены физически; в них заложено убеждение в своей исключительности. Они стараются всегда и везде находить тех, кто учился с ними в одной школе, и готовы оказывать им в случае необходимости поддержку, так же, как рассчитывают на ответное дружелюбие. В течение всей жизни они сохраняют галстук, который они получили в школе. Сложилось даже образное определение «Старый школьный галстук»: он - символ корпоративной связи выпускников. В Итоне, едва ли не самой престижной школе, этот галстук имеет темно-синий цвет в тонкую голубую полоску. Его повязывают, желая привлечь внимание «старых друзей» в любом кругу, в надежде на их поддержку. Итон расположен недалеко от Виндзорского замка, за мостом через Темзу и занимает несколько старинных зданий. Он основан в 1441 году, главу его попечителей назначает лично король, а попечительский совет комплектует Академия наук. Показателем престижности школы в Итоне слу- жит тот факт, что из него вышли 18 премьер-министров. Поэтому родителей не останавливает очень высокая плата за обучение. Наиболее респектабельны, кроме Итона, еще Винчестер, Регби, Харроу. В них строже вступительные экзамены, зато их выпускники чаще становятся студентами Оксфорда и Кембриджа. Винчестер особо славится воспитанием «жесткой верхней губы» - то есть таких качеств, как самообладание и невозмутимость. Публичные школы - средство воспроизводства элиты общества. Кембридж - это университетский город; его название переводится как «мост через Кем». Не только соборы, но и большинство зданий в этом городе построены в эпоху готики, и в них расположены колледжи, трапезные с почетными помостами для преподавателей и портретами выпускников. Как и Оксфорду, Кембриджу уже 700 лет. По организации эти университеты сходны между собой, но по научным направлениям они различаются. Впрочем, были с самого начала и различия в идеологическом отношении. Например, во время революции в Оксфорде господствовали роялисты, а в Кембридже преобладали сторонники парламента и Кромвеля. В наше время различие сохраняется лишь в научной сфере. В Оксфорде больше внимания уделяется философии и литературе, в Кембридже - точным и естественным наукам. Каждый город-университет состоит из 20 с лишним колледжей, существующих относительно самостоятельно, но ориентированных на факультет. Факультет - общеуниверситетское начало, объединяющее различные специальные кафедры. В Кембридже и Оксфорде существует система личных наставников, из числа профессоров и доцентов факультетских кафедр, персонально прикрепляемых к каждому студенту. Студент ходит на факультет слушать лекции, а над собственной темой работает под руководством наставника, после чего представляет результат своей работы в письменном виде на соответствующую кафедру. Характерная особенность университетских городов - студенческие дискуссионные клубы, участие в деятельности которых входит в число обязательных занятий. Клубы собираются регулярно для диспутов на предложенные темы. Считается, что уча- стие в дебатах вырабатывает у студентов навыки публичных выступлений. Кроме того, во время дискуссий формируются группы сторонников какой-то определенной общественной позиции, единомышленников в вопросах политики: с этого начинается подобие партийной дисциплины. Верность своему клубу - как верность школьному дому в Итоне. Во время дебатов в дискуссионных клубах разные колледжи соперничают между собой, учась партийной борьбе. Так же соперничают колледжи в спорте. Каждый колледж имеет свои команды по крикету, по гребле, которые непременно участвуют в ежегодных соревнованиях. Диплом Кембриджа или Оксфорда расценивается как свидетельство о том, что его получатель прошел «фабрику джентльменов». Примечание. Понятие «джентльмен» в средние века означало благородный рыцарь, служащий богу мечом. В XVIII веке понятие «джентльмен» приравнялось к понятию «землевладелец». С 30-х годов XIX века утвердился нынешний смысл слова. Это эталон человека: бесстрастный, немногословный, имеет жесткую верхнюю губу (то есть не выражает эмоций,), верен данному слову, не говорит хорошо о себе и плохо - о других, во всем держится правил честной игры. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |