АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Храмы и храмовое хозяйство как основной источник и организатор денежного хозяйства

Читайте также:
  1. A) доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства сберегают
  2. CПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  3. II. Роль денежного капитала
  4. IV. Рекомендуемые источники
  5. IV. Рекомендуемые источники
  6. IV. Рекомендуемые источники
  7. IV. Рекомендуемые источники
  8. IV. Рекомендуемые источники
  9. IV. Рекомендуемые источники
  10. IV. Рекомендуемые источники
  11. IV. Список использованнЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  12. Quasidelicta как источники обязательств

Для периода зарождения первых государств на Древнем Востоке, (третье тысячелетие до н.э.) характерно использование в качестве денег, наиболее важных общественно значимых пред­метов потребления (скот, зерно, меха, кожи и пр.).

Товарные деньги обладали высокой транспортабельностью, отно­сительной сохранностью в течение длительного времени, сравнитель­но низкими издержками на содержание. Постепенно они начинают иг­рать роль повседневного средства обращения. Использование товарных денег требовало их накопления в качестве всеобщего эквивалента.

Местом сохранения товарных денег становились культовые соору­жения, храмы. Особо важное значение храмы имели потому, что явля­лись страховым фондом общин и государств. В них концентрировались создаваемые продукты, которые предназначались на обмен с другими общинами и странами.

Устойчивость храмового хозяйства основывалась на сложившемся веками доверии как со стороны государства, так и общины. Относи­тельно высокая стабильность храмового хозяйства служила важным условием поддержания денежного обращения. Она способствовала уп­рочению и постоянному проведению храмами денежной операции - сохранение товарных денег. Естественная порча, снижение качества, вынужденное обновление товарных денег обусловили закрепление за храмовым хозяйством функции регулирования денежного обращения (кассовые операции).

Выполнение данной функции храмами потребовало дополнитель­ных денежных операций - учетной и расчетной. Они велись в весовых единицах. Сложности, связанные с несовершенством видов всеобщего эквивалента (большие объемы хранения, складирования, учета), вынуж­дали периодически заменять одни эквиваленты другими, для которых свойственны более четкие весовые характеристики: делимость, соединяемость, однородность и главное - сохранность, не требующая значи­тельных затрат по времени и по усилиям.

В качестве всеобщего эквивалента несомненными преимуществами обладали металлы (медь, олово, бронза, серебро, золото). Постепенно выделились СЕРЕБРО и ЗОЛОТО, которые имели дополнительные качества: портативность, т.е. большую стоимость при малом объеме, редкость и устойчивость к внешней среде.

Вытеснение товарных денег металлическими осуществлялось дли­тельное время, при этом зачастую металлические деньги сохраняли свою товарную форму. Храмы были заинтересованы в затягивании процесса замены товарных денег металлическими, так как за ними закреплялась и упрочивалась новая денежная операция - обменная. В то же время для упрощения и облегчения денежного обращения, его регулирования не­обходимо было способствовать быстрой замене одних видов денег на другие.

Развитие денежных операций храмового хозяйства государств Древ­него Востока находилось под влиянием зарождающихся товарных от­ношений и создаваемых институтов государственной власти. Денежные операции учитывались в натуральном измерении, через прямой обмен. Например, в Древнем Египте до XV в. до н.э. не было даже слова, обо­значавшего понятие «ТОРГОВЕЦ». Деньги, поступавшие в качестве государственных налогов, в течение многих веков откладывались в цар­ских сокровищницах, изымались из обращения. Для торговли не хвата­ло драгоценных металлов в слитках, что принуждало к сохранению натурального хозяйства, заставляло вновь прибегать к прямому обме­ну товарами, к использованию товарных денег.

Храмы, выполняя основные денежные операции (сохранные, кассо­вые, учетные, расчетные, обменные), в условиях постоянной нехватки денежных средств (при господстве натурального хозяйства) были един­ственными, кто мог удовлетворять общественные и частные потребно­сти в получении металлических денег (в виде слитков серебра и золота), при высоком качестве их предложения. Государства были крайне заинтересованы в безопасности и умелом использовании денежных средств. Постоянный приток в храмы денежных средств от государств часто имел форму дарений.

В рамках храмового хозяйства, наряду с бесплатным хранением имущества и денежных средств, начинает осуществляться операции го­сударственных и храмовых складов по платному хранению. Храмы од­новременно и непосредственно занимаются предоставлением ссуд, от­срочивая уплату всеобщего эквивалента. Расширение ссудных операций позволило им покупать и продавать земельные участки, взыскивать налоги, управлять государственным имуществом.

В силу того, что со всякой ссудой и взиманием процентов в древних цивилизациях связывалось ростовщичество (выдача кредита под высо­кий процент), ссудные операции храмов оформлялись с особым соблю­дением юридических норм. Условия предоставления ссуд были жестки­ми, а.ответственность по долговым обязательствам очень высокая. Подобная регламентация прослеживается, начиная с XVIII в. до н.э., по своду законов вавилонского царя Хаммурапи.

Таким образом, храмы производили основные денежные операции, способствовали зарождению кредитных операций, осуществляли рас­четно-кассовые операции, совершенствовали платежный оборот.

Сложившиеся традиции доверять денежные средства храмам рас­пространяются не только на Древнем Востоке, но активно перенима­ются в Древней Греции и Древнем Риме, а затем - в средневековой Европе. Знаменитые греческие храмы (Дельфийский, Делосский, Самосский, Эфесский) передоверяли выполнение денежных операций отдель­ным лицам, функционально закрепляли за ними отдельные денежные операции. По мере усложнения операций укреплялось положение лиц, которые становились финансовыми посредниками.

Храмы имели широкие возможности, обусловленные общественным и государственным доверием, накоплением материальных богатств раз­личного происхождения. В средневековой Европе место за алтарем каж­дой церкви постоянно являлось хранилищем денег, которые временно оставлял меняла, обычный горожанин или крестьянин. Сложившиеся обычаи строго соблюдались в течение многих веков. Могуществом сво­их монастырей славился орден тамплиеров. Благодаря честности в де­нежных операциях, рациональной организации бухгалтерии облегча­лось движение денежных средств. В XIV в. н.э. орден насчитывал около 20 тыс. рыцарей, значительная часть которых занималась денежными операциями.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)