|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Искусство древнего ЕгиптаЕгипетское искусство - искусство культовое, служащее культу вечности и культу богов; для него характерны незыблемость и непостижимость. Изобразительное искусство Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, рельефами и росписями, теснейшим образом связано с заупокойным культом. В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое. Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм композиционного решения – каноны - становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись.
Для рельефов и росписей в искусстве Египта существуют следующие каноны: 1. Повествовательность; 2. Максимальное заполнение рабочей плоскости изображениями; 3. Построчное размещение сюжетных сцен (разделение плоскости горизонтальные пояса); 4. Композиционная организация сцен (внутри поясов) на основе упорядоченности. С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н. мотивах шествия, где фигуры движутся одна за другой, через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами; 5. Разномасштабность фигур. Так как фараон был главным действующим лицом в каждой композиции, то его, как впрочем, и богов, изображали в больших размерах, чем все остальные фигуры; 6. Изображение человека - принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаз - в фас. Избирались самые четкие, ясно читаемые аспекты, органично соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмерной плоскостью; 7. Изображение предметов с различных точек зрения с помощью их вертикального расположения: то, что находится дальше, изображается на плоскости выше; 8. Единство изображений и иероглифических надписей.
Наряду с плоским, почти не выступающим над поверхностью стены рельефом возник, а позже широко распространился так называемый углублённый рельеф: врезанное изображение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт.
Скульптура Древнего Египта — одна из-за наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие архитектурную нагрузку (находящиеся у храмовых пилонов, в храмовых дворах), отличались от находящихся в храмах. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части.
Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. В скульптуре используется камень (известняк, диорит, базальт, черный или красный гранит), реже дерево и металл. Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. Скульптура в Египте является воплощением Ка, претворенным в материале (камне или дереве), скульптор – «санх» - творящий жизнь. В скульптуре воплощались боги, правители, жрецы и вельможи; при изображении человека требовалось максимально конкретно передавать портретное сходство. В Египте сформированы следующие типы скульптур: 1. Сидящая с положенными на колени руками, или на груди, с плетью и скипетром. Ровное положение ног (ноги вместе) Для сидящих скульптур характерны: ·Фронтальность; ·Прямолинейность; ·Симметричность; ·Статичность; ·Вписанность фигуры в прямоугольную четырехгранную призму или куб; ·Наличие иероглифов на плоскости, олицетворяющей трон; ·Взгляд устремлен в вечность. 2. Стоящая с выдвинутой вперед левой ногой · Статичность; · Левая нога фигуры выдвинута вперед – «шаг в вечность»; · Руки опущены вдоль тела или одна согнута в локте.
3. «Поза писца» - сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы – черного, одежда - белого). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета
Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. По-видимому, этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. В некоторых гробницах находят два типа статуй: одну - передающую индивидуальные черты человека, изображающую его без парика и одетым по моде своего времени; другую - с лицом, трактованным значительно более идеализированно, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике. Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, несомненно лишь, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. Помимо статуй умерших в гробницу помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам - изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |