|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Материя как самоорганизующаяся системаПоявление науки синергетики показало, что конечное состояние, к которому стремятся все существующие системы — это не хаос, а порядок, т.е. материи свойственна способность и тенденция к самоорганизации. Мир и всё в мире — это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена существованием её единой структурной организации. В этом смысле можно сказать, что каждый элемент материи как бы несет на себе печать мирового целого. В частности, как показывает наука, как электрон, так и человек имеют прямое отношение к космосу, и понимание космоса невозможно без их рассмотрения. Так, согласно антропному принципу в физике, физические законы развития вселенной и её константы (постоянные) таковы, что в ней необходимо на каком-то этапе развития должен был появиться наблюдатель – человек. Многие учёные приходят к выводу о том, что в самой структуре мироздания заложена возможность и необходимость появления человека как наиболее универсального существа, способного познавать мир и путём его преобразования разрешать заложенные в нём противоречия, т.е. продолжать дальнейшую его эволюцию. Современная физика открыла всеобщую превращаемость элементарных частиц, взаимопереход вещества в поле и наоборот. В непрерывном процессе всех взаимных превращений материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изменений. Превращение механического движения вследствие трения приводит к накоплению внутренней энергии тела, к усилению теплового движения его молекул. Тепловое движение в свою очередь может превратиться в излучение или создать магнитное поле. Закон сохранения и превращения энергии гласит: какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее количество массы и энергии остается неизменным. Движение Весь мир находится в постоянном движении и развитии: абсолютного покоя не существует, он всегда лишь относителен. Покой – всегда является моментом какого-либо движения (это впервые доказал Толанд). Движение — это способ существования действительности. Быть — значит быть в движении, изменении. Если частица абсолютно перестаёт двигаться, то, значит, она потеряла всю свою энергию и перестаёт взаимодействовать, а потому она перестаёт существовать. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. В мире ничто не бывает чем-то законченным, самодостаточным. По марксизму, который ищет причины движения не в потусторонних силах и высшем разуме, движение – это неотъемлемое свойство действительности в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: все причины движения она содержит внутри самой себя. И даже современные представления о высшем разуме и «потусторонних» силах исходят из того, что эти силы являются внутренне присущими для самой действительности источниками движения, они встроены в саму ткань бытия, в её природные механизмы. Поскольку движение в целом для всего мира несотворимо и неуничтожимо (оно рождается и уничтожается вместе со всем бытием и пока бытие есть, движение вечно ему присуще), то оно признаётся абсолютным и всеобщим. «Движение вообще» проявляется в виде конкретных форм движения. Если абсолютность движения связана с его всеобщностью, то относительность — с конкретной формой его проявления. Движение любой вещи происходит только в отношении к некоторой другой вещи. Понятие движения отдельного тела самого по себе, безотносительно к другим вещам — чистая бессмыслица. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти систему отсчета — другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение. Одно и то же движение тела по отношению к разным вещам будет происходить с разными скоростями, а по отношению к некоторым вещам и вовсе может оказаться покоем. Например, человек может бежать в поезде по вагонам и его скорость относительно самого поезда будет одной, относительно проезжаемого мимо объекта другой, а относительно вращения Земли или галактики ей можно и вовсе пренебречь и ваш бег можно рассматривать как относительный покой. То же самое с объектами летящими параллельно с одной скоростью. По отношению к друг другу они покоятся. Формы и виды движения соответствуют уровням структурной организации бытия. Каждой форме движения присущ определенный носитель— субстрат. Так, элементарные частицы являются носителями разнообразных процессов взаимопревращений, элементы атомного ядра — носителями ядерной формы движения, элементы атома — носителями внутриатомной формы движения, элементы молекул и молекулярных соединений — носителями химической формы движения, а бактерии, растения, животные, вирусы и грибы – биологической и т.д. вплоть до человека – и его социальной формы движения, которая в ряду известных форм движения является высшей. Многообразие социального движения проявляется в экономическом, политическом, культурном и т.д. движении. Любая активность человека уже есть форма его движения. В бесконечном потоке движения действительности всегда присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся прежде всего в сохранении какого-либо состояния движения, а также в форме равновесия явлений и относительного покоя. Как бы ни изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определенность. Река не перестает быть рекой из-за того, что она постоянно течет и её содержание постоянно меняется: бытие реки и заключается в ее течении. Однако обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Всё, что нам кажется покоящимся, на самом деле причастно к какой-либо форме движения. Например, нам кажется, что парта покоится. Однако внутри неё происходит движение частиц, которое для нас незаметно, происходят незаметные колебания её формы из-за того, что одни частицы к ней присоединяются, а другие отпадают (например, это приводит к постепенному изменению цвета краски), в ней кипит жизнь бактерий, происходит гниение её материала, которое становится заметно только если значительно ускорить течение времени. Точно также парта движется как единое целое вместе с вращением Земли вокруг Солнца и своей оси и вращением нашей галактики – Млечного пути. Даже микрочастицы и все космические тела в своём относительно покоящемся состоянии медленно вращаются или вибрируют. Всё относительно покоящееся неизбежно причастно к какому-либо движению, и в конечном счете имеет отношение к глобальным формам его проявления и тенденциям в рамках всего мироздания. Покой всегда имеет только видимый и относительный характер. Таким образом, движение – это абстрактная (отвлечённая, отделённая) сторона развития. Весь мир находится в состоянии развития ко всё более сложным и многообразным его проявлениям. При этом любое движение оказывается необходимым звеном в системе всего движения мира, которое в целом направлено в сторону развития. И потому любое движение оказывается моментом развития, частью всеобщего процесса эволюции вселенной. Например, каждое животное просто движется, удовлетворяет свои потребности, но результатом взаимодействия таких простых движений всех живых существ становится их эволюция. Точно также происходит и в неживой природе. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |