|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Происхождение и понятие праздника в Японии; элементы и атрибуты праздников; зависимость от календаряПраздники Японии Литература 1. Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В., Праздники в Японии; 2. Арутюнов С.А., Современный быт японцев; 3. Джарылгасинова, Р.Ш., Крюков, М.В., Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год; 4. Джарылгасинова, Р.Ш., Крюков, М.В., Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл; 5. http://www.jinjapan.org Введение Если пролистать страницы японского календаря, можно увидеть, что на каждый его день приходится какое-нибудь торжество: или общенациональный фестиваль, или местный городской праздник, или земледельческий ритуал, или праздник какого-то храма, или просто ярмарка. Этот аспект жизни японского народа освещался в нашей стране русскими и советскими учеными в трудах, посвященных истории и культуре Японии: Д. Позднеевым, Н.И. Конрадом, А.Е. Глускиной, С.А. Арутюновым, Г.Е. Светловым, М.В. Крюковым, Р.Ш. Джарылгасиновой, Г.Б. Навлицкой, С.Б. Маркарьян, Э.В. Молодяковой и др. Праздники сочетают в себе все, что накоплено в культуре народа, отражают историческую жизнь определенной общественно-экономической формации и в известной мере формируют дух нации. Важную роль в праздниках играют социально-психологические факторы, религиозные обычаи и обряды, нормы взаимоотношений между людьми, фольклор. Отражая важнейшие социальные связи поколений, их представления о мире, праздник сохраняется как этнокультурная традиция. Весь обрядово-праздничный комплекс составляет значительную часть современной этнической культуры народа. Для большинства людей праздник является возможностью уйти от забот повседневной жизни, своеобразной коллективной психологической разрядкой. В то же время праздник несет и большую идеологическую нагрузку, и многообразные социальные функции, которые тесно связаны друг с другом. Именно во время праздника особенно активно проявляется культурная инициация и социализация личности, поскольку с детского возраста открывается возможность участвовать в коллективных действиях. В празднике отражается и ценностная ориентация человека в мире, в котором он живет. Эта ценностно-ориентационная функция праздника очень важна для социализации общества. Она отражает изменения социокультурных ценностей общества. Поэтому праздник является одним из орудий воспитания молодежи в духе национальных традиций. Праздники, обычаи и обряды, с ними связанные, выполняют также и большую познавательно-созидательную функцию. Праздник содействует познанию истории и культуры страны, развивает художественный вкус, любовь к природе, способствует воспитанию подрастающего поколения в духе уважения истории страны и ее традиций, ведет к сплочению каждой семьи, отдельных коллективов и всей нации. Праздник выполняет и еще одну важную функцию, стимулирую развитие производства (обновление жилища, приготовление праздничной пищи, декорирование порождают спрос). С проведением праздников связаны большие перемещения населения по стране, например поездки на родину во время таких событий как Новый год или День поминовения усопших (Бон, или Обон). Такие перемещения служат стимулом к развитию торговли, транспорта, туризма и т.д. В празднике, как правило, традиция превалирует над инновацией, поскольку в нем отражаются не только мифологическое сознание народа, древний культ и ритуал, но и характер общественного уклада, семейно-бытовых отношений, мораль, психология. Для Японии характерно сосуществование, взаимопроникновение традиционных устоев и новых обычаев и обрядов, т.е. устоев, опирающихся на многолетний опыт, и новых направлений, вызванных к жизни изменившимися условиями существования. Быстро воспринимая новые веяния культуры, в Японии в то же время не отказываются от прежних традиций, а усваивают новое, опираясь на эти традиции. Например, когда синтоистские верования подвергались буддийскому влиянию, возник синкретизм буддизма и синтоизма, что привело к изменению обрядовой стороны праздников. Синтез этих двух религий породил культурно-религиозную традицию страны, в соответствии с которой живет каждый японец. Праздник является живым механизмом передачи культурных традиций из поколения в поколение. Он обеспечивает необходимую адаптацию духовных ценностей, культурных традиций к современности. Изучая праздник, можно понять, что в данный момент преобладает в культуре – сохранение старых традиций или стремление к обновлению и как общество относится к своим основным ценностям. Сейчас в Японии 15 государственных праздников (выходных дней) и множество традиционных, религиозных и местных праздников и фестивалей. Некоторые из них возникли совсем недавно, некоторые отмечаются уже тысячу лет. Происхождение и понятие праздника в Японии; элементы и атрибуты праздников; зависимость от календаря Самыми древними праздниками этнографы считают обряды, связанные с культом животных, а также обряды, связанные с земледельческим трудом, призванные обеспечить хороший урожай. Таким образом, появились древнейшие весенние и осенние праздники - тосигои-но мацури и ниинамэ-но мацури в честь бога покровителя деревни (тиндзю). На основе раннеземледельческих культов возникла религия синто (путь богов), ставшая национальной религией японцев. Согласно синто, природный объект персонифицировался как святой или обожествленный, а природные явления приписывались деятельности богов. В 6 веке в Японию проник буддизм, который дополнил местные культы (закрепил культ предков), на основе чего возник синто-буддийский синкретизм. Определенное влияние на празднично-обрядовую традицию оказало конфуцианство. Таким образом, в основе календарных обычаев и обрядов японцев лежат три главных момента – земледельческие работы, поклонение обожествленным силам природы и культ предков. Помимо основной массы календарных периодических праздников есть праздники, в основе которых лежат определенные события, например победа в войне, рождение наследника престола или его бракосочетание, начало какого-нибудь крупного мероприятия и т.п. К праздникам относятся также такие традиционные ритуалы, как ловля рыбы с помощью бакланов или созерцание массового цветения вишни весной, ирисов летом и хризантем осенью. Традиционные праздники в Японии имеют многовековую традицию. Они возникали в разных слоях японского общества (при дворе, среди воинского сословия, земледельцев и т.д.), но по мере развития праздник выходил за пределы своего социального слоя – так создавалась общенациональная традиция праздников. По-японски календарный праздник называется мацури (пер. «почитание», «поклонение», «служба», «культ»). Первоначально мацури был связан только с синтоистским культом ипосвящался удзигами – богам-покровителям какой-либо семейно-родовой или племенной общности, - и отмечались в синтоистских храмах. Сейчас слово «мацури» утратило свою религиозную первооснову иупотребляется по отношению к любым праздникам. Традиционный мацури состоял из трех основных компонентов: приветствие божества, общение с ним и его проводы, такая форма проведения остается и по сей день. В многочисленных праздничных обычаях и обрядах, ритуалах и церемониях представлены практически все элементы человеческой культуры: песни, танцы, стихи, молитвы, гадания, шествия, игры, соревнования и т.п. Одним из древнейших способов празднования в Японии являются процессии и праздничные шествия. Во время шествий по улицам проносят священные паланкины – микоси, по форме напоминающие храм. Считается, что на время шествий сюда переселяется дух божества храма. Микоси украшается моделями ворот синтоистских святилищ – тории, колокольчиками и шелковыми шнурами. Наверху помещается изображение птицы-феникс. Паланкины устанавливаются на брусьях, их несут мужчины в ритуальной одежде – белых штанах и куртках (хаппи), иногда просто в набедренных повязках, лбы их повязаны свернутым куском материи – хатимаки. Шествие сопровождается ударами барабанов – тайко. Шествие, как правило, проходит по определенному маршруту, после его окончания микоси водворяют в главное святилище. Другим частым атрибутом многих празднеств являются платформы-колесницы, называемые даси. В зависимости от содержания мацури даси бывают в виде коробок или колесниц, наверху которых установлены большие барабаны. На этих платформах-колесницах расставлены фигуры героев истории или мифологии, иногда животных. На них же размещаются музыканты. Иногда главным украшением даси служат макеты гор, которые ведут свое происхождение от симэси-но-яма (макеты гор, устанавливающиеся в императорском дворце во время обряда, посвященного уборке урожая). Обязательной частью традиционных праздников являются театрализованные представления, музыка, танцы, соревнования, гадания и пр. Одним из наиболее древних представлений являются синтоистские мистерии кагура (древнее название – «камиасоби», «игры богов», танцующие исполняли роли божеств, главным содержанием служил миф об Аматерасу). В настоящее время в понятие кагура входит множество танцев и пантомим. Персонажи кагура практически всегда выступают в масках, окрашенных в разные цвета и имеющих символическое значение, и держат в руках священные вещи: судзу — священную погремушку, гохэй — храмовое приношение. Разновидностью кагура являются танцы дэнгаку (пляски на полях). Все преставления, как правило, сопровождаются игрой на инструментах как японского так и иностранного происхождения. Прежде всего это разнообразные барабаны и бронзовые гонги, а также духовые типа флейты, флажолета, гобоя, сделанных из бамбука. Наиболее распространенная флейта – фуэ, почитаемая как священный инструмент. Важным атрибутом праздников являются ритуальные подношения. В стародавние времена они носили форму пожертвований богам, священнослужителям и участникам праздников. Немаловажную роль во время праздника играла и обрядовая пища, выполнявшая магическую функцию и строго приуроченная к определенным датам и обрядам семейного цикла. В настоящее время религиозная символика такой пищи утратилась или ослабела. Большое влияние на обряды и праздники Японии оказала китайская культура. До сих пор такие пришедшие из Китая праздники, как Новый год, День мальчиков, Праздник звезд, пользуются огромной популярностью и воспринимаются уже как японские. Японцы также заимствовали элементы индийской культуры и европейской (в частности получило распространение празднование Рождества). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |