АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КАК И КОГДА ОТКРЫВАЛИ ХЕТТОВ

Читайте также:
  1. A) условие равновесия на денежном рынке, когда с ростом дохода повышается процентная ставка
  2. S: Ситуация, когда на рынке имеется только один покупатель, называется ###.
  3. S: Ситуация, когда на рынке имеется только один покупатель, называется ###.
  4. When in doubt - choose Pastlndf. Когда сомневаетесь - выбирайте Pastlndf.
  5. В Германии во время застолья никогда не убирайте руку со стола — оба запястья должны касаться стола.
  6. В задачу медсестры входит оказание психологического воздействия на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного.
  7. В отличие от левых партий, ЛДП никогда не имела четкой политической идеологии и философии
  8. В тот момент, когда управление передается на Except, в программе считается, что ошибка обработана.
  9. Виды перкуссии: громкая и тихая перкуссия; когда следует использовать громкую, когда – тихую перкуссию.
  10. Возразила Китти. - Хотя, когда мне впервые позвонил Хуберт, умоляя с ним
  11. Вопрос 123. Какие указания существуют на то, что рай и ад будут существовать вечно и никогда не исчезнут?
  12. Вопрос 125. Что является указанием на (обязательность) веры в заступничество (шафа'а), кто станет заступником, кто получит право на заступничество и когда это будет?

 

Впервые о своем открытии восьми языков, использовавшихся хеттами,

заявил в 1919 году Эмиль Форрер. А об индоевропейском происхождении

самих хеттов сообщил в 1914-м, а в 1915 году опубликовал работу

выдающийся чешский хеттолог Б. Грозный.

 

Они сделали свои открытия не на пустом месте: в 1905-1906 годах доктор Гуго Винклер добился концессии На раскопки и, начав их в Богазкёе от имени Немецкого восточного общества, уже в 1906 году нашел десять тысяч клинописных табличек, представлявших собой царс. кий архив.

 

Еще не до конца осознавая значение находки, ученый мир принялся

изучать таблички, и чех Грозный с 1914 года стал фактически

основателем хеттологии.

 

Находки были и раньше. обнаружил "камень сомножеством фигурок и знаков, напоминающих иероглифы, хотя и не похожих на египетские". Между прочим, Хама - это библейский Хамат, и сообщение Бургхардта должно было заинтересовать если не ученых, то хотя бы любознательных людей. Нет, и книга, и упоминание в ней о любопытном

камне - прошли не замеченными публикой. Однако о "хаматском" камне

вспомнили незамедлительно, едва двое американских путешественников

заявили, что именно в Хаме они нашли пять подобных камней в стенах

домов! Это были Джонсон и Джессап, а год - 1870-й. Учитывая то, что в

конце века уже возрастал интерес к археологии, а может быть, по

внутренней интеллигентности (или из желания заработать денег)

американцы стали копировать изображение на одном из камней - том

самом, на базарной площади. И столкнулись с непредвиденной реакцией

местного населения: их едва не растерзали на месте. Зная крутой нрав

мусульманских фанатиков, путешественники не стали задерживаться ни в

Хаме, ни в стране. Они едва унесли ноги и были счастливы, что с ними

самими все в порядке. Только в 1872 году миссионер в Дамаске Уильям

Райт, не только заручившись поддержкой, но и участием турецкого правителя Сирии, посетил Хаму в его сопровождении и обратил внимание паши на необыкновенную ценность камней. Недолго думая, паша (правитель все-таки!) приказал выломать из стен домов все пять камней и отправить их в Константинопольский музей. Благодарный Райт сделал два слепка-копии с уникальных камней. Одна партия слепков была направлена в Британский музей, второй набор - в фонд палестинских изысканий.

 

Европейцы, узнавшие о камнях из Хамы, обратили внимание и на другой

город - Алеппо, где подобный камень был встроен в стену мечети! Мало

того: то ли потоиу, что камень являлся неотъемлемой частью

мусульманского храма, то ли по другой причине на протяжении многих

десятков лет среди местных жителей существовало (и существует) вера в

его чудодейственную силу - он якобы исцеляет от слепоты. Десятки и

сотни тысяч людей - с простым конъюнктивитом и действительно слепых -

сотнями лет терлись о камень, дабы исцелиться, и почти стерли все, что

на нем было выбито камнерезами. К тому "е прослышав о том, что

подобные камни в Хаме стали изымать "из употребления", фанатики выколупали камень из стены мечети и унесли в неизвестном направлении. Лищь спустя много лет, обнаружив, что священные реликвии вроде бы ни у кого нет намерения уничтожать, жители вернули камень на место - обратно в стену.

И.Д. Дэвис в свое время находил надписи, подобные изображенным на

камнях в Хаме и Алеппо, вовсе далеко от первых - в горах Тавра, на

скале. Огромное наскальное изображение он обнаружил над рекой Ивриз.

Там было изображено не только письмо, но и некий рельефный рисунок. А

археолог А. Г. Сейс обнаружил подобные надписи и в других местах

региона. В течение многих лет из разных областей Малой Азии уже

поступали об этом свидетельства. Сохранились остатки строений

Богазкёя, а также рельефы неподалеку от деревни Аладжа-Гюкж на реке

Кызыл-Ирмак. Еще в 1839 году об этом сообщал Шарль Тексье, а в 1842

году - Уильям Гамильтон. Развалины Богазкёя представляли собой

величественные руины крепости, игравшей в прошлом несомненно важную

роль.

 

В двух милях от города находится так называемая "исписанная скала" -

Язылыкая. В отвесной скале Язылыкая имеется природный уступ с такими

же отвесными стенами, образующими нечто вроде ниши, а на этих стенах

высечен рельеф из человеческих фигур: две процессии идут навстречу

друг другу и сходятся в центре ниши. Трудно определить, связаны ли эти

две процессии только композиционно (для красоты) или в их движении

навстречу ДРУГ другу кроется какой-либо смысл, и вообще - движутся ли

они? Фигуры, застывшие в шаге, не обязательно должны быть

реалистическим изображением ходьбы или бега. Может быть, загадка ниши

Язылыкая настолько трудна что потребуется не одна сотня лет для ее

прочтения, а возможно, перед учеными рядовой рельеф. По сторонам

фигуры в Язылыкая обрамлены иероглифами. Среди развалин Богазкёя тоже

стоял камень (Нишан-Таш), на ром была иероглифическая надпись. Правда, он очень выветрился. В

Аладжа-Гююке были ворота, по сторонам которых стояли сфинксы. В

изобразительном плане они, конечно, уступали египетским. Хеттские

объемные фигуры иногда выглядят смешно (сфинксы были объемными).

 

Западнее деревни Аладжа-Гюкж встречаются скальные рельефные

изображения Гявур-Калеси. А над Смирной и вовсе стоят скульптурные

портреты, которые еще Геродот принял за изображения египетского

фараона Сесостриса и нимфы Ниобеи.

 

Обе эти фигуры А. Г. Сейс внимательно осмотрел в

1879 и 1880 годах. Новый его доклад в Обществе библейской археологии

категорически отверг причастность Египта или кого-то иного к найденным

заново памятникам. Ясно одно, сказал археолог: мы имеем дело только с

хеттскойкультурой, и Библия права в том, что этот народ действительно

существовал, а теперь можно уверенно сказать, - он занимал территорию,

по крайней мере, к северу от Месопотамии, а скорее всего, хеттскими

племенами была заселена вся Малая Азия.

 

В последующие двадцать лет оказалось, что изображения, подобные

обнаруженным, скорее трудно не заметить, чем найти: ими изобиловали

Тавр и Антитавр. Хуманиа и Пухштейн (1882-1883), Рамсей и Хогарт

(1890), Шантре (1893), Хогарт и Хэдлем (1894), Андерсон и Кроуфут

(1900), Да и более ранние раскопки - 1879 года - в Каркемише,

предпринятые Британским музеем, выявили в общей сложности более сотни

памятников, так или иначе относившихся к эпохе хеттов. В невероятных

местностях: в Вавилоне в 1899-м была обнаружена при раскопках стела с

хеттскими надписями. В 1888 и в 1892 годы подобные памятники

обнаружила немецкая экспедиция в Северной Сирии,

 

В 1900 году Л. Мессершмидт опубликовал свод хетте - надписей, и

оказалось, что одних только текстов к этому времени обнаружено девяносто шесть! Кроме того было множество

других находок, в том числе печатей хеттского типа.

 

А ведь в 1887 году были обнаружены (вернее, осознаны) находки в

Эль-Амарне. Клинопись из Ахетатона содержала административную и

дипломатическую переписку Аменхотепа III и его сына Аменхотепа IV

(Эхнатона) примерно с 1370 по 1348 годы до н. э. В этих письмах часто

упоминался царь страны Хатти, рассказывалось о продвижении его войск.

Было среди них и письмо самого Суппилулиумы, поздравлявшего Эхнатона с

восшествием на престол Египта! Было там и два письма для царя

неведомого государства Арцава, написанные на неизвестном языке Первым,

кстати, обратил внимание на принадлежность этого языка к

индоевропейской группе норвежский ученый Й.А. Кнудтсон, когда изучал

письма в 1902 году. Правда, тогда, как часто бывало в археологии,

никто не обратил на его высказывание ровно никакого внимания. Кусочки

текстов именно на этом языке неподалеку от Богазкёя обнаружил Э.

Шантре. Было это в 1893 году.

 

И вот Г. Винклер нашел целую библиотеку - 10 000 табличек! И

большинство из них написано на языке табличек "из Арцавы"! Среди них,

по счастливой случайности, которая всегда сопутствует удаче, найден

тот же самый текст договора между Рамзесом II и царем Хатти.

Египетский вариант текста имеет дату - 21-й год правления Рамзеса.

Хеттского царя удалось тут же "привязать к местности" - определить во

времени

 

Из обстоятельств находки вытекало и еще одно: видимо, была найдена

столица страны Хатти. По крайней мере, этот город был столицей в

течение двухсот лет. Исследуя хеттский текст, Винклер составил список

царей Хатти - примерно с 1400 по конец 1300-х годов до Н- эот

Суппилулиумы до Арнуванды. В ассирийских хрониках говорилось, что

царство хеттов было разграблено примерно в 1200 году до н. э.

завоевателями - народом (мосхи), однако, как выяснилось, не все царство, а та часть его, в

которой находилась столица, то есть фактически только Капподокия. В

VIII веке до н. э., как явствует из тех же ассирийских временников,

Хатти продолжал существовать, хотя мосхи все еще оккупировали

капподокийское царство.

 

Оказывается, не все так просто: долгие десятилетия хеттские

государства, одно за другим, постепенно восстанавливали свою

независимость, а затем объединялись под началом Каркемиша.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)