АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ИЗ ИСТОРИИ ЕГИПТА В ИСТОРИЮ ХЕТТИИ

Читайте также:
  1. X. ИЗ «КРИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ»
  2. XIV. Объективность культурной истории
  3. Археологические данные в изучении первобытной истории.
  4. Билет 6. Период Кофун в японской истории.
  5. Борьба Саиса за объединение Египта. Египет эпохи позднего царства.
  6. В истории этой кодификации необходимо различать три эпохи.
  7. В контексте методологии истории идей
  8. Важнейшие направления и проблемы изучения античной истории. Наследие Древней Греции и Древнего Рима в современном мире.
  9. Введение. СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕИ РАВЕНСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ
  10. Введение. Современные идеи равенства и психологические основы истории
  11. Вечная Восьмерка: Фрагмент истории Баали
  12. Влияние стероидов на сердечно-сосудистую систему (использованы реальные истории болезней культуристов)

 

Когда был убит молодой царь Египта Тутанхамон, безутешная вдова,

девочка Анхесенпаамон знала, чьих рук это убийство. И не хотела

становиться женой нового фараона. Сложный реестр египетских богов

"сыграл" обратный ход, и верховный жрец Атона - Солнечного диска

неожиданно стал верховным жрецом Амона - одного из ликов Солнца-Ра. И

не потому, что было ему шестьдесят лет и выходить замуж в восемнадцать

за старика довольно тягостно. И не потому, что была она не царевной, а

царицей. И не потому, что унаследовала острый ум родной матери

Нефертити. А потому, что Эйе был чужой.

 

Вероятно, не одну бессонную ночь провела царица Египта, размышляя, что

же делать. Египет без фараона остаться не мог, но не было претендента

из царского дома. Тутанхамон - последний из династии - был убит. Еш?

жива была матушка, царица-мать. Не к ней ли направила первое послание

третья по счету дочь?..

 

У Эйе в государстве кругом были свои глаза и уши. Если царица подумала

или только подумала о чем-нибудь подумать, верховному жрецу уже

доложили. И не просто доложили, а доложили о том, что сделано, чтобы

того, о чем подумает царица Анхесенпаамон, никогда не было. Жестокий

закон наследования трона: мужчина, чтобы сделаться фараоном, должен

жениться на принцессе или на самой царице, ныне вдовой. Двух

мертворожденных младенцев похоронили Анхесенпаамон и Тутанхамон. Даже

опекунство взять не над кем. Нет сына.

 

В любом случае, вероятно, ответила ей Нефертити, лучше хетт молодой,

чем хетт старый. Зови в цари молодого чужеземца.

 

А может, не было времени спрашивать у матери? Послание к опальной

царице не успело бы дойти.

 

Верный человек поскакал в страну Хатти. По пути он, конечно, заехал в

Мемфис, к Нефертити, передал все те слова, что дочь просила передать.

И получил от Нефертити добро на путешествие в Хеттию.

 

Суппилулиума, умудренный длительным правлением, через Эйе державший

руку на пульсе истории великой державы, коей формально был монархом,

знал бы, что делать, если бы имел достоверную информацию о том, что

произошло в Фивах. Но так же, как они вдвоем обманывали Эхнатона - он

и Эйе, - точно так же, зная свой последний шанс, Эйе нынче обманул и

его: ничего не знал о скоропостижной смерти Тутанхамона Суппилулиума.

И вот - письмо Анхесенпаамон:

 

"Мой муж умер, а сына у меня нет. О тебе говорят, что у тебя много

сыновей. Если бы ты послал мне одного из своих сыновей, он мог бы

стать моим мужем. Я ни за что не возьму в мужья ни одного из своих

подданных. Это меня очень страшит ".

 

Гениальное послание. Ничего лишнего. "О тебе говорят" - прекрасный

дипломатический ход: о тебе во вселенной ходят слухи. "Стать моим

мужем" Суппилулиуме не надо объяснять, что это значит - стать мужем

египетской царицы! "Я ни за что не возьму в мужья ни одного из своих

подданных". Его, Суппилулиуму, вассала Египта, считают равным! Его,

хитростью и "тихой сапой" прибирающего власть над Египтом! Он - не

подданный.

 

"Это очень меня страшит". Неужели не ясно, кто станет царем?..

 

Нет. Умнейший из царей, Суппилулиума не может взять в толк, что именно

означает последняя фраза. И письмо начинает казаться ему оч-ч-чень

подозрительным.

 

Что с Египтом? Что с царицей Египта? Она прослышала о том, что он

здесь, в Хеттии, забрал себе всю власть?.. Хочет заманить и

расправиться.

 

"Мой муж умер" - ищи дурака, твоему мужу всего восемнадцать лет! Или я

не знаю, как резво летает его колесница? Египетский народ не успевает

разглядеть своего царя в лицо.

 

Постой, а может, несчастный случай? Вдруг не справился с лошадьми?..

Он ведь еще молодой, ветер в голове, гоняет на своей золоченой царской

телеге. Да нет, не может быть! Эйе доложил бы ему, хеттскому царю.

Ведь почти тридцать лег он служит ему, самый верный агент.

 

Потому и обманул, что самый верный. Предают только лучшие друзья, от

них не ждешь. Эйе первый и единственный раз в жизни решил склонить

судьбу в свою пользу.

 

Суппилулиума не поверил. Ни единому слову. Конечно, он догадался, на

что намекала Анхесенпаамон: она боится стать женой Эйе. Но этого не

может быть!

 

Суппилулиума принял письмо за тонкую провокацию. Единственный выход

отреагировать на послание - прислать к Египетскому Фиванскому двору

своего челове -;а.

 

Якобы для выражения соболезнований. Он все разведает и в краткий миг

донесет.

 

Нет! Не надо юлить: я получил вполне откровенное письмо, и мой

посланник привезет (на словах) мой откровенный же ответ: "Меня

обманывают. Я не верю!"

 

Посол добирался чуть быстрее, чем шло письмо царицы. Он был не опасен

Эйе: пока вернется назад, да пока при дворе Хатти сообразят что к

чему. Посол прибыл в Фивы.

 

Несчастная Анхесенпаамон! Кто приехал вместо мужа?!.

 

Посланнику стало все ясно без слов. При дворе фараонов траур по

фараону! Но слова своего царя египетской царице он не мог не передать.

 

К сожалению, Суппилулиума не догадался сделать простой вещи:

представить посла полномочным представителем своего сына, чтобы тот

мог вступить в брак с царицей Египта вместо него (формально). Если,

конечно, такое в те времена вообще было возможно. Однако цари на то и

цари, чтобы менять законы: в Хатти каждый новый царь издавал свой свод

законов - и ничего.

 

В результате по прошествии десятков дней хеттский царь получил второе

послание:

 

"Почему ты говоришь: "Они-де обманывают?" Если бы у меня был сын,

разве бы я обратилась к чужеземцу и тем предала свое горе и горе моей

страны огласке? Ты оскорбил меня, так говоря. Тот, кто был моим мужем,

умер, и у меня нет сына. Я никогда не возьму кого-нибудь из моих

подданных в мужья. Я писала только тебе. Все говорят, что у тебя много

сыновей: дай мне одного из твоих сыновей, чтобы он мог стать моим

мужем ".

 

Теперь Суппилулиуме не нужно было послание цы: верный человек все поведал сам. Но письмо из Египта привез, -

Анхесенпаамон надеялась, что оно окончательно убедит хеттского царя..

 

Царевич был готов. Самый быстрый и выносливый конь понес его к власти

над всем миром, самые верные слуги сопровождали. А еще (это в истории

не записано) с ним ехал палач - для расправы с предателем Эйе.

 

Он почти загнал лучшего в Хеттии коня. Он успевал!

 

Похороны фараона назначены на семидесятый день после смерти, в запасе

есть еше время.

 

Царевич с вооруженной охраной - все отменные бойцы - пренебрег советом

отца. Он успевал - и должен был добираться до Фив окольными путями.

Хотя они тоже контролировались будущим фараоном Эйе, у которого уже не

было иного выхода. На границах и дорогах не осталось даже щели, через

которую мог бы проползти скарабей.

 

Хеттского царевича убили за миг до славы. Это было сделано не в

открытом бою, когда хеттам нет равных. Их встретила "делегация

царицы", огромный почетный эскорт для будущего фараона, честь и хвала

ему, нынешнему, гимн ему, олицетворению Солнца, завтра!

 

Будущее солнце Египта потухло в одну ночь. Его убили подло, втихаря.

Вырезали всю охрану, предварительно усыпив.

 

История великой страны Египет, а также история великой конфедерации

Хатти - пошли каждая своим путем. И мы его сегодня почти знаем.

 

Ученые извлекают хеттов из тьмы веков

В 1834 г. один французский археолог, путешествуя по Турции, натолкнулся близ деревушки Богазкёй на развалины древнего города с прямыми улицами и большими домами, окруженного крепостной стеной, перед воротами которой стояли большие каменные львы.

Обитатели деревушки показали археологу высеченные в скалах скульптурные группы, изображавшие процессии воинов в странных одеяниях, с островерхими шапками на головах. На скалах были высечены странные иероглифические письмена, не похожие ни на египетские, ни на китайские.

В последующие годы в разных районах Турции ученые обнаружили и другие подобные рельефы и надписи. В 1884 г. на юге Турции немецкие археологи раскопали древнюю хеттскую крепость. Десятилетие спустя важные памятники хеттской культуры обнаружил в Турции русский академик Ю. И. Смирнов. Тогда же для изучения хеттских и иных древностей в Турции был основан Русский археологический институт.

Хеттский рельеф с изображением царских слуг и музыкантов. VIII в. до н. э.

Но самое поразительное открытие было сделано в 1906—1907 гг. также в Богазкёе, когда немецкий профессор Гуго Винклер раскопал архивы хеттских царей — тысячи глиняных табличек с клинописными текстами. Древний город у Богазкёя, оказывается, был столицей хеттов и назывался Хаттусас.

Вначале ученые смогли прочитать только таблички богазкёйского архива, написанные по-аккадски, т. е. на языке древних народов Востока — вавилонян и ассирийцев.

Понять хеттские клинописные тексты удалось лишь в 1915—1916 гг. чешскому филологу Бедржи-ху Грозному, который составил и первую грамматику хеттского языка. Грозный обратил внимание на совпадение множества хеттских слов и грамматических форм со словами и формами индоевропейских языков: латинского, немецкого, английского, славянских и др. (Все эти языки восходят к одному языку — предку, названному учеными индоевропейским.) Открытие Грозного помогло ученым проникнуть в историю древних хеттов.

Много позже ученые прочли и иероглифические надписи на языке, очень близком хеттскому,— лу-вийском. На нем говорили обитатели юга Малой Азии — Лувии, очевидно входившей в состав хеттской державы в XVI в. до н. э.

В египетских надписях часто говорится о хеттских племенах, с которыми вели упорную войну египетские фараоны XIX династии, в частности Рамзес II. В Библии упоминаются хетты, жившие в Сирии и в Палестине. Но до XIX в. история хеттов была совершенно неизвестна. И хотя европейские путешественники еще в XVIII в. обращали внимание в Малой Азии и в Северной Сирии на древние памятники, покрытые неизвестными иероглифическими надписями, описаны эти памятники были только в 1839 г. французским путешественником Тексье; он издал архитектурные и скульптурные памятники, найденные им в Богазкеойе, в восточной части Малой Азии.

Первые археологические раскопки были произведены здесь лишь во второй половине XIX в. Гийом и Перро в 1861 г. совершили экспедицию в северо-восточную часть Малой Азии, обследовали развалины Богазкеойя и издали обнаруженные ими хеттские памятники в 1872 г. Затем хеттские древности были обнаружены за пределами Малой Азии — в прилегающих областях Северной Сирии. В 1870 г. Джонсон и Джессуп, а в 1872 г. Гуман и Пухштейн обследовали Каппадокию и Северную Сирию, в частности районы Хамата, Амана и Тавра, сняли план с развалин Богазкеойя и сделали слепки с религиозных сцен, высеченных на скалах Язылы-Кая.

Эти сцены, изображающие бракосочетание богини земли с богом плодородия, дают яркое представление о религиозных верованиях, искусстве и материальной культуре (главным образом одежде, украшениях и оружии) хеттов. С 1882 по 1902 г. Лушан вел археологические работы в Северной Сирии, в Зендширли; он обнаружил четыре археологических слоя, по которым можно проследить постепенное превращение древнего поселения в большой город, защищенный стенами.

В древнейшем из этих слоев открыто поселение, восходящее ко II тысячелетию до н. э. Во втором слое (XIII-XII вв. до н. э.) обнаружены внешняя городская стена, а также внутренняя, окружавшая дворец. К более позднему времени относится третий слой с развалинами двух дворцов времени расцвета Хеттского государства, когда в Сирии жили не только хетты, но и арамейцы.

Четвертый археологический слой относится ко времени Ассирийской державы (VII в. до н. э.). Раскопки в Зендширли дали богатейший материал для изучения хеттской культуры и ее влияния на народы Северной Сирии. Такое же значение имеют и находки в Сакче-Гези. Здесь были обнаружены остатки города и дворца.

Итак, археологи дали историкам материал, по которому можно проследить развитие материальной культуры и искусства от древнейшего протохеттского периода до расцвета хеттской цивилизации и до упадка хеттского влияния в эпоху ассирийского господства в VIII в. до н. э.

Особенно крупные результаты дали раскопки Г. Винклера и Макридибея в Богазкеойе в 1906-1921 гг., которые обнаружили развалины столицы Хеттского государства. Здесь нашли остатки стен, ворот с башнями, руины пяти дворцов, керамику и государственный архив, а в нем более 10 000 клинописных документов. В 1931-1934 гг. раскопки продолжали Биттель и Гютербок, вскрывшие четыре археологических слоя и обследовавшие архитектурные памятники.

Севернее Богазкеойя были обнаружены и обследованы в 1907 г. развалины большого города около Эюка, возможно, крупного местного центра Хеттского государства. Среди многих памятников интересны стена полигональной кладки, своеобразные рельефы и скульптуры, например, сфинксы, украшавшие косяки ворот.

В 1927-1931 гг. Остен произвел раскопки на холме Али-шар, где он обнаружил крепость Ново-Хеттского Царства и много памятников, давших возможность установить изменение форм керамики. В 1936—1946 гг. при раскопках в Юмюк-Тепе, около гавани Мерсин, в южной части Турции, на краю Киликийской равнины было обнаружено древнее поселение, восходившее ко времени неолита. В самых глубоких его слоях нашли стены мегалитической кладки, обсидиановые орудия и одноцветную керамику. В трех следующих слоях оказались предметы, близкие к найденным в древнейших поселениях Палестины и Месопотамии.

Еще выше расположены четыре слоя среднебронзового периода с обильной керамикой сирийского типа, причем образцы бронзового хеттского оружия указывают на хеттское влияние в XX-XIV вв. до н. э. Наконец, следующие два слоя можно считать целиком хеттскими, так как в них найдены следы типичной хеттской архитектуры. В это время на вершине холма высились крепостные стены с бастионами. Внутри стен находились комнаты, как в развалинах хеттской столицы Хаттушаш.

Возможно, эта крепость была сооружена при хеттском царе Шупилулиуме и есть не что иное, как крепость Питура, упомянутая в договоре хеттского царя с правителем Кисвадны. Судя по типично хеттским мелким изделиям, керамике и архитектуре, хетты завоевали этот район и построили здесь свой опорный пункт.

В 1946-1947 гг. в районе Кара-Тепе, в предгорьях Тавра, был найден ряд скульптур и каменных плит, покрытых хеттскими иероглифическими и финикийскими надписями, среди которых встречаются двуязычные надписи одного содержания. Эти документы относятся к истории хеттско-сирийских княжеств, существовавших в IX в. на территории Киликии и в соседних областях.

Судя по этим надписям, здесь находилось царство, которым правил «Азитавадд, благословенный богом Ваалом, раб бога Ваала, муж могучий, царь дануниитов», построивший «мощные укрепления на всех границах» своего царства и основавший город, развалины которого были обнаружены на Кара-Тепе.

В XIX и в XX вв. на территории Малой Азии, к западу от Евфрата и в Северной Сирии, при раскопках были обнаружены многочисленные памятники быта, искусства и религиозного культа, а также клинописные и особые иероглифические надписи, которые очень долго не удавалось дешифровать. Только в годы первой мировой войны чешский ученый Б. Грозный нашел ключ к чтению хеттских клинообразных надписей, несколько позднее он дешифровал хеттские иероглифические надписи.

Русские исследователи также принимали участие в изучении районов, заселенных хеттами. Люндеквист открыл древние памятники в Мараше, в области Тавра, между Малой Азией и Сирией. Известный русский востоковед Я. И. Смирнов в 1893-1894 гг. нашел на территории Малой Азии хеттские памятники. В изучении древностей Малой Азии принимал участие и Русский археологический институт, основанный в Константинополе. Акад. Б. А. Тураев уже в самом начале XX в. обратил серьезное внимание на «хеттский вопрос».

Крупный знаток древних языков народов Передней Азии, проф. В. К. Шилейко, перевел ряд хеттских надписей. Акад. В. В. Струве посвятил несколько работ изучению хеттских законов и общественного строя в стране хеттов.

Дешифровка хеттских надписей дала возможность использовать документальные источники для изучения истории хеттов. Среди них особенно важен свод хеттских законов, относящийся к XVII в. до н. э. и дающий яркое представление о хозяйственном и социальном строе Хеттского государства. Жалованные грамоты на владение землей и кадастровые записи дают возможность изучать экономику и формы землевладения.

Царские надписи, в частности надписи Анитты, Табарны, Телепина и анналы Муршиля II, характеризуют политическую историю. Договоры хеттских царей с царями соседних государств и правителями княжеств важны для установления международных отношений того времени. Для изучения религии и литературы хеттов большое значение имеют религиозно-магические тексты, описания праздников и жертвоприношений при царском дворе, молитвы, гимны, заклинания, вопросы к оракулу, мифы и эпические поэмы. Ветеринарный и астрономический трактаты и вавилоно-хеттские словари дают представление о накоплении научных знаний.

Для изучения древнейшей хеттской истории особенно важны вавилоно-аккадские деловые документы, найденные в ассирийских колониях в Каппадокии. Яркий свет на взаимоотношения хеттов с соседними странами в середине II тысячелетия проливают дипломатические документы из Амарнского архива. Войны хеттов с Египтом отражены главным образом в египетских надписях, а также в хеттских. Большое значение для позднейшей истории имеют ассирийские надписи.

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД ХЕТТОВ

 

В 1911 г. д-р Винклер нашел во впадине скалы близ дороги, ведущей в Язылыкая, ряд больших горшков (пифосов), уложенных парами, горловина к горловине; внутри их находилось по нескольку меньших сосудов, содержащих кремационную золу. Это, однако, единственные когда-либо найденные в местах хеттских поселений II тыс. остатки кремации (В 1952 г. д-р Биттель обнаружил, что хетты в течение ряда веков использовали в качестве места захоронения еще один скальный выступ по дороге в Язылыкая. В этом месте найдено семьдесят два захоронения, из них — пятьдесят кремаций; зола находилась в глиняных сосудах различных размеров и формы. Таким образом, кремация, оказывается, практиковалась хеттами с ранних дней их истории, и ничто не указывает, что кремированные покойники принадлежали к высшему классу общества. Не приходится более говорить, что кремация била признаком, позволяющим отделить властителей от подвластных. Кроме того, если и существует какая-то связь между хеттским ритуалом и гомеровскими поэмами, то она должна быть обязана скорее общности традиции, чем заимствованию (Примеч. автора во 2-м издании книги.)). С другой стороны, как в Алишаре, так и в Богазкёе были многочисленные захоронения, в которых тела уложены либо в паре пифосов, обращенных горловинами друг к другу, как при кремации, либо просто в земляной могиле. В Богазкёе земляные могилы обычно располагались в самих домах. Все эти погребения, да и сами кремации тоже, видимо, были погребениями простых людей, тогда как ритуалы, описанные в текстах, относились к похоронам царя или царицы. Здесь на первый взгляд мы сталкиваемся с различием культур правящей и подвластной частей народа, различием, установленным для последней фазы хеттской империи (ибо так датируется ритуальный текст). Однако это различие культур, по-видимому, не связано с социальным расслоением, которое, как мы видели, было очень сильно выражено в Древнем царстве. Действительно, цари Древнего царства не подвергались кремации, как это следует из заключительных фраз речи Хаттусили I (см. ниже): «Омой мое тело, как подобает; прижми меня к своей груди и у своей груди похорони меня в земле».

Все это становится еще более интересным, если сравнить вышеизлбженные церемонии с описанием похорон Патрокла и Гектора в «Илиаде» Гомера (XXIII. 233—262 и XXIV. 783 и до конца) (В английском оригинале этой книги цитируется подстрочный перевод с греческого на английский А.Т. Муррея (издание классических текстов Лэба). Мы цитируем стихотворный перевод Гнедича.- Примеч. пер.).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.)