|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЯПОНСКАЯ БУДДИСТСКАЯ СКУЛЬПТУРА— одно из самых замечательных проявлений японской культуры, мало известное широкой публике. Будучи каноническим религиозным искусством, она на протяжении столетий воспроизводила однажды найденные прекрасные формы, поэтому оценить ее богатство и разнообразие можно лишь при ближнем осмотре, подробном сравнении, изучении. К тому же, если гравюры и керамика уже давно являются предметом восхищения и распространились по музеям всего мира, то скульптура создавалась для храмов и в них же и продолжает пребывать. И в этом — ее магическая сила: мы можем наслаждаться ей среди деревянных колонн храмов, красочных одежд и предметов богослужения, звуков молитв и ароматов благовоний. Самым древним из видов искусств Японии является скульптура[3]. Начиная с эпохи Дзёмон изготавливались разнообразные керамические изделия(посуда), также известны глиняные фигурки-идолы догу. В эпоху Кофун на могилах устанавливались ханива — скульптуры из обожжёной глины, поначалу простых цилиндрических форм, а затем более сложные — в виде людей, животных или птиц. История скульптуры в Японии связана с появлением в стране буддизма. Традиционная японская скульптура — это чаще всего статуи буддистских религиозных понятий (татхагата, бодхисаттва и др.) Одна из самых древних скульптур в Японии — деревянная статуя будды Амитабхи в храме Дзенко-дзи. В период Нара буддистские статуи создавались государственными специалистами-скульпторами.[3] В период Камакура расцвела школа Кей, ярким представителем которой был Ункей. В качестве основного материала для скульптур (как и в японской архитектуре) использовалось дерево. Статуи часто покрывали лаком, позолачивали или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась бронза или другие металлы.
Мало где в мире сохранилось такое впечатляющее количество средневековых скульптур, как в Японии. Это тем более удивительно, что почти вся скульптура делалась из дерева. Из дорогой бронзы выполнялись лишь самые почитаемые изображения — например, гигантские Будды в Наре (храм Тодайдзи) и Камакуре. Каменная и глиняная скульптура не прижились, хотя сохранилась уникальная Паранирвана Будды в пагоде монастыря Хорюдзи. Храмовая скульптура начала создаваться в Японии вместе с распространением буддизма. Самые ранние скульптуры — напоминающие произведения греческой архаики — относятся к VII в. (Триада в кондо Хорюдзи). Они выполнены под влиянием Кореи, связанной тогда с Великим шёлковым путем. В период Нара (710–794) складывается классический тип скульптуры, сочетающий величественность с реализмом в передаче анатомических деталей и выражений человеческого лица. Основное место занимают образы Будды (Нёрай) — исторического Шакьямуни (Сяка), будды Вайрочаны (Дайнити), будды-целителя Бхайшаджиягуру (Якуси). Также очень широко почитался бодхисаттва (босатцу) Авалокитешвара в его китайском женском варианте Гуанинь (Каннон). По легенде, Будда даровал ему 10 голов, чтобы слышать крики всех страждущих и утешать их проповедью, а также 1000 рук, чтобы помогать им (обычно изображаются 40 рук с символическими предметами). Главные моленные образы окружаются различными божествами. Почти всегда их группы располагаются фронтально, но в некоторых древних храмах вокруг них есть круговой обход, в исключительных случаях (скульптуры храма Син-Якусидзи в Наре) они ставятся по кругу. В храме Кофукудзи в Наре сохранились замечательные скульптурные группы 8 низших божеств и 10 великих учеников Будды. Часты изображения 12 небесных стражей, 4 Небесных царей, 8 стражей царства Тенбу и др. В главных южных воротах монастырей помещаются огромные фигуры двух нё — стражей. Справа ставится Нараэн-конго с открытым ртом (произносит санскритское «А»), слева — Миссяку-конго с закрытым (произносит «Ун»); они символизируют явную и скрытую силу, а также начало и конец, ибо произносимые ими буквы — аналоги альфы и омеги. Набор божеств может различаться, например, он особый в храмах эзотерической школы Сингон (например, в монастыре Тодзи в Киото). В период Хэйан (794–1185) в связи с широким распространением учения школы Чистой земли особое почитание придается образу будды Амитабхи (Амида Нёрай). Образы этого времени следуют в русле традиции, но предпочтение отдается величественным, отвлеченным образам, часто с более обобщенными чертами. Изумительный образец искусства этого времени — зал Феникса (1053) монастыря Бёдоин в Удзи близ Киото. Элегантный павильон (изображен на монете в 10 иен) расположен на искусственном острове, и лик огромного Амиды, окруженного ангельскими созданиями, виден снаружи, с противоположного берега пруда. В период Камакура (1185–1333), когда после смут XII в. происходит восстановление древних храмов Нары, мастера вновь обращаются к древним экспрессивным и динамичным образам. От этого времени дошло много ансамблей скульптур, в том числе самый большой в Японии — из храма Сандзюсангендо в Киото. Изображение 1000-рукой Каннон окружено здесь еще 1000 статуй Каннон (каждая в человеческий рост), а также уникальным набором из 28 небесных стражей. Пристальный интерес к человеку проявляется в удивительных по реализму и проникновенных изображениях почитаемых монахов, бродячих проповедников (Куя в монастыре Рокухарамисудзи в Киото), обожествленных правителей (Уэсуги Сигэфуса, музей в Камакуре). Период Камакура оказывается последним расцветом японской буддийской скульптуры, которая в дальнейшим по разным причинам приходит в упадок. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |