АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПАМЯТНИК НЬЮТОНУ

Читайте также:
  1. Есть еще один круг памятников. Базилики в провинциальной арх.
  2. Изучать текстологическое сопровождение (конвой) памятника в сборниках (кодексах)
  3. ИМЕНА ПАМЯТНИКИ
  4. Определение памятника
  5. Памятник раздражительному человеку
  6. памятника архитектуры (памятника истории)
  7. Памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО
  8. Памятники римского права
  9. По дисциплине «Памятники истории и культуры Республики Беларусь»
  10. Практическая часть к государственному квалификационному экзамену по дисциплине «Памятники истории и культуры Республики Беларусь»
  11. Специфика датировки, атрибуции и установления текста древнерусского памятника.

 

Авторы памятника, возведенного в честь Исаака Ньютона в 1731 году в Вестминстерском аббатстве, — Уильям Кент и Майкл Рисбрейк. Роберту Лэнгдону и Софи Невё предстоит отыскать это место, которое, по их мнению, даст им еще одну подсказку относительно главного предмета их поисков. Тибинг вводит их в заблуждение, и они не сразу находят правильное решение.

Скульптурное изображение Ньютона покоится на саркофаге; ученый упирается локтем о стопку своих научных трудов — «О божественном», «Оптика», «Хронология» и «Математические начала натуральной философии». Два херувима держат в руках свиток с математическими формулами, а на заднем фоне видны пирамида и небесное тело, испещренное знаками зодиака. На стенке саркофага изображены инструменты, которые Ньютон использовал в своих исследованиях, в том числе телескоп и призма. Надпись, сделанная на латыни, гласит:

«Здесь погребен сэр Исаак Ньютон, который отличался почти божественным складом ума и удивительно владел математикой. Он исследовал небесные светила, пути движения комет, морские приливы, природу света, и, что до него не удавалось ни одному ученому мужу, он понял свойства цветов. Прилежный, прозорливый, правоверный и добросовестный в своих исследованиях природы, истории и Священного Писания, он доказал своей философией величие Господа великого и добросердечного и выразил в своих трудах простоту Евангелия. Возрадуйтесь, смертные, что жил на свете такой великий представитель человечества! Он родился 25 декабря 1642 года и почил 20 марта 1727 года».

См. также: Исаак Ньютон.

 

«ОПУС ДЕИ»

 

«Опус Дси» — католическая организация, к которой принадлежат два персонажа «Кода да Винчи» — Мануэль Арингароса и Сайлас. Ее основал в Испании 2 октября 1928 года Хосемария Эскрива де Балагер с целью «распространения в широких слоях общества глубинного понимания необходимости соблюдения священных церковных канонов через профессиональную работу индивидов, выполняемую свободно и с личной ответственностью» (цитата из «Энциклопедии ассоциаций»).

«Опус Деи» за историю своего существования вызвал неоднозначные оценки. Его основатели трудятся в сфере светской, но неизменно под строгим духовным руководством, следуя так называемому распорядку жизни: ежедневная духовная практика, чтения, молитвы, особые ритуалы «Опус Деи», а в некоторых случаях — усмирение плоти.

В переводе с латыни «Опус Деи» означает «Дело Божье». Организация насчитывает примерно восемьдесят тысяч членов в шестидесяти странах мира. Штаб-квартира находится в Риме. В 1982 году папа Иоанн Павел II объявил организацию своей личной прелатурой, придав ей тем самым весьма серьезный статус и обеспечив личную поддержку. По указу того же папы 6 октября 2002 года основатель «Опус Деи» Хосема-рия Эскрива был канонизирован. В написанной Эскривой книге под названием «Путь» говорится: «Благословляйте боль. Возлюбите боль… Восславьте боль во веки веков». Заявления подобного рода подтверждают тот факт, что организация поддерживает суровое усмирение плоти. Известно, что Эскрива наносил себе удары плетью по спине с такой силой, что стены комнаты были забрызганы его кровью.

Католицизм, которому следуют члены «Опус Деи», теоретически не отличается от «стандартного» католицизма, однако они более строго воплощают в жизнь каноны Священного Писания и евангелий. Члены «Опус Деи» подразделяются на следующие группы.

Нумерарии: это те, кто живет в домах организации и соблюдает обет безбрачия. Мужчины и женщины проживают отдельно. Все нумерарии большую часть своих доходов (а иногда и все доходы) передают в пользу «Опус Деи». Считается, что они занимаются усмирением плоти (см. статью «Пояс смирения»). Герой романа «Код да Винчи» Сайлас — именно такой рядовой нумерарий.

Супернумерарии: так называются нумерарии, живущие в миру, за пределами общины. Некоторые из них заводят семьи и имеют детей, но при этом все равно следуют «распорядку жизни» своей организации. Значительную часть доходов они также отдают «Опус Деи».

Нумерарии-священнослужители: это главным образом основатели ордена, которые были тщательно подобраны на эту роль высшими иерархами «Опус Деи». Многие из них занимают высокие должности не только в «Опус Деи», но и в самом Ватикане.

Помощники: многие помощники «Опус Деи» также принимают обет безбрачия, однако не живут в домах, принадлежащих организации.

Помощники нумерариев: в основном женщины, занимающиеся уборкой и поддержанием порядка в домах и учреждениях «Опус Деи».

Сочувствующие: хотя сочувствующие официально не считаются членами «Опус Деи», они оказывают этой организации финансовую и другую помощь. Они единственные могут сами не исповедовать католицизм.

Как сказано в «Коде да Винчи», «Опус Деи» принадлежит новый шикарный семнадцатиэтажный дом, в котором располагается штаб-квартира этой организации. Он находится в Нью-Йорке по адресу: Лексингтон-авеню, 243. Вывески на нем нет. Внутри сооружения находятся две часовни, библиотека, конференц-залы, жилые помещения и столовые. Как явствует из издаваемого в Ватикане альманаха, в США проживают тридцать тысяч членов «Опус Деи», а по всему североамериканскому материку разбросано примерно шестьдесят филиалов этой организации. По причине своего очевидно немалого богатства «Опус Деи» неизменно привлекает к себе внимание. В числе тех, кого можно назвать сочувствующими, немало очень богатых людей, понятно, что они жертвуют «Опус Деи» крупные суммы. Многие из них не являются католиками, однако видят в «Опус Деи» организацию, готовую серьезным образом отстаивать догматы христианской веры и противостоять всем ее противникам.

См. также: Мануэль Арингароса, Пояс смирения, Сайлас.

 

ОСИРИС

 

Софи Невё получает сведения об Осирисе от Роберта Лэнгдона и Ли Тибинга, решивших просветить ее по этому вопросу. От них она узнает, что христианство довольно многое заимствовало из древнего культа Осириса. В романе Брауна читателю предлагается альтернативный взгляд на историю христианства. Осирис — древнеегипетский бог мертвых и подземного мира («дуат»), а также плодородия. Его имя состоит из двух иероглифов, означающих «трон» и «глаз», а переводится как «wsr» — «могущественный». Кроме того, Осирис удостаивался эпитета «первый с Запада», то есть «из царства мертвых», причем акцент делался на погребальную роль Осириса, а также прочие, связанные с его превращением в звездного бога.

Изображался Осирис в виде человека с мумифицированным телом и знаками власти в свободных от погребальных бинтов руках. На голове у него была корона атеф, украшенная плюмажем, а иногда бараньими рогами.

Подобно большинству богов Древнего Египта, происхождение Осириса неясно, однако очевидно то, что он был одним из самых древних божеств и ранее являлся богом плодородия и ассоциировался с зерном и урожаем.

По мере того как культ Осириса укреплялся и проникал в разные земли Египта, самому Осирису стали приписываться атрибуты тех местных богов, которых он постепенно заменял. В результате Осирису были присвоены регалии бога города Анджети, некоторые атрибуты Хентиаменти, древнего бога-шакала города Абидоса, а также Сокара.

Таким образом, Осирис обрел черты бога загробного мира. В «Текстах пирамид» — старейшем корпусе текстов египетской литературы магического характера, датируемом эпохой 4-й и 5-Й династий (2492—2181 гг. до н.э.), — утверждается, что Осирис родился в дельте Нила от бога Геба и богини Нут и был братом Исиды, Сета, Нефтиды и Тота. Еще со времен Древнего царства (2686—2181 гг. до н.э.) Осириса отождествляли с фараоном — после своей смерти царь становился Осирисом, владыкой подземного мира.

Мифы об Осирисе часто повествуют о его злодейском убийстве. Его лишил жизни родной брат Сет. Его супруга и сестра Исида отыскала мертвое тело убиенного бога, в котором еще оставалась мужская сила, и зачала от него Гора. Брат Осириса Тот и сын Гор мумифицировали его тело, и Осирис таким образом позднее стал владыкой царства мертвых.

Позднее появились мифы несколько иного содержания. В них смерть Осириса представлена иначе — тело убитого брата Сет разрубил на часта, которые затем выбросил в Нил. Исида находит останки мужа и придает им форму мумии. Считалось, что ненайденным остался лишь фаллос бога, который был съеден нильским карпом, поэтому Исида при помощи волшебных заклинаний создала искусственный и смогла зачать ребенка от уже мертвого мужа. В каждом месте, где были найдены останки Осириса, возвели храмы в его честь. На месте нахождения нижней части ноги воздвигли храм Себеннитос, бедра, частей головы, двух боков и двух ног — Гераклеополь, сердца — Атрибис, части головы — Абидос, части правой ноги — Эдфу и части левой ноги — Бита.

В Абидосе каждый год устраивались празднества-мистерии в честь Осириса, воспроизводившие эпизоды из легенд о нем. Торжественную процессию с саркофагом возглавлял бог в образе волка — Вепуат, затем саркофаг помещался на лодку. После этого устраивался потешный морской бой, символизировавший уничтожение Осирисом своих врагов. В трудах Геродота упоминалось о том, что подобные бои часто влекли за собой смерть участников мистерии. По окончании церемонии лодка с саркофагом возвращалась в храм Абидоса, где проводилось несколько очистительных ритуалов.

Начиная со времен Среднего и Нового царств (2055— 1069 гг. до н.э.) в Древнем Египте стали верить в то, что умершие цари превращаются в Осириса. Позднее укоренилась вера в то, что то же самое происходит и с любым человеком, погребенным в соответствии со всеми необходимыми ритуалами. Считалось, что не каждый достоин войти в подземное царство Осириса. Это решал по своему усмотрению только сам Осирис, поскольку был судьей загробного мира. В «Текстах пирамид» его имя часто упоминается вместе с именем «владычицы Маат», богини истины и порядка. Для того чтобы определить, достоин ли покойный вечного блаженства в царстве Осириса, на весах взвешивалось его сердце. На вторую чашу весов ставилась фигурка Маат. Если чаши уравновешивались, покойника признавали достойным.

Символом Осириса считался столб «джед». В «Книге мертвых» говорится, что он являл собой хребет бога, символизирующий его прочность. «Джед» имел форму столба с несколькими — не менее трех — перекладинами, которые располагались наверху. Этот символ имеет древнее происхождение и мог представлять собой шест для обмолачивания снопов зерновых культур.

Считалось, что Осирис ежегодно умирает и возрождается к жизни. Это прямая параллель с историей христианства. Подобно поклонникам культа Осириса, христиане верят в то, что вечной жизни в загробном мире достойны лишь те усопшие, которые безгрешно прожили земную жизнь.

См. также: Исида, Роберт Лэнгдон, Софи Неве, Ли Тибинг.

 

ПЕНТАГРАММА

 

В начале романа «Код да Винчи» в одном из залов Лувра находят убитого куратора музея Жака Соньера. Его тело лежит в позе так называемого Витрувианского человека, имеющего форму пентаграммы.

Пентаграмма — правильный звездчатый пятиугольник, известный также под названием пентакль. По мнению многих христиан, пентаграмма считалась символом черной магии, однако первоначально была талисманом или священным геометрическим знаком, который был знаком еще древним грекам. Название пришло из греческого языка и означает пятиконечную звезду. Существует предположение, что в Грецию слово могло попасть примерно в третьем тысячелетии до нашей эры из Междуречья, где оно означало божественное тело или звезду. В Египте пентаграмма, вписанная в круг, стала символом царства мертвых.

В христианской культуре пентаграмма некогда символизировала пять ран, или стигматов, Христовых. По мнению пифагорейцев, членов религиозно-философского братства, основанного греческим философом Пифагором, пять концов являлись символами пяти главных стихий: огня, земли, воздуха, воды и божественной идеи. Пифагорейцы признавали математическое совершенство пентаграммы и считали, что в ее строении таится легендарное число «фи» — 1,618.

В черной магии перевернутая пентаграмма признавалась сатанинским символом — головой Бафомета. Пентаграмма в роли сатанинского символа сохраняет свою актуальность и по сей день безотносительно реальной связи с ее прежним использованием в древние времена. Для иудеев пентаграмма была символом пяти книг Пятикнижия — первых пяти книг Ветхого Завета, предположительно написанных Моисеем.

Пентаграмма из'вестна также под названием Звезды Соломона или Соломоновой печати и используется арабскими оккультистами, а также в ритуалах иудаизма. Первое упоминание пентаграммы в английском языке предположительно относится к 1380 году. В романе «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» у Гавейна на щите изображена пентаграмма.

См. также: Бафомет, Золотое сечение, «Bumpyвианский человек».

 

ПЬЕР ПЛАНТАР

 

Этот человек известен также под именем Пьер Плантар де Сен-Клер, 17 января 1981 года он был избран великим магистром Приората Сиона и стал связующим звеном между орденом и общественностью в начале 1980-х годов, когда Майкл Бей-джент, Ричард Ли и Генри Линкольн работали над своей книгой «Святая кровь, Священный Грааль». В «Коде да Винчи» в ходе развития сюжета связь между Софи Невё и ее семьей с Приоратом Сиона становится все более очевидной. Софи узнает о Плантаре и при встрече с бабушкой в самом конце книги обнаруживает, что связана родственными узами с семействами Плантар и Сен-Клер.

Генеалогические таблицы, содержащиеся в «Тайных досье», свидетельствуют в пользу заявления Плантара о том, что он является прямым наследником короля Дагоберта II из династии Меровингов. Таким образом, когда Плантар заявил, что одной из целей Приората Сиона было восстановление Меровингов на французском троне, он подразумевал, что сам является законным наследником престола. Хотя согласно традиционным историческим источникам Дагоберт II был злодейски убит в 679 году, не оставив после-себя наследника, Плантар утверждал: архивы Приората подтверждают факт, что у Дагоберта II имелся сын, Сигиберт IV. Последнему удалось спастись и продолжить священную династию Меровингов, которая сохранилась и до наших дней в лице самого Плантара.

Большая часть существующей сегодня информации о Приорате Сиона скорее всего была подготовлена под руководством Плантара и просочилась в виде множества самиз-датовских бюллетеней, зашифрованных манускриптов и генеалогических таблиц, хранящихся в Национальной библиотеке в Париже, или через интервью с доверенными лицами.

Литературу о Приорате Сиона часто отличает использование эзотерических двусмысленностей, недосказанности и намеков, которые возбуждали любопытство многих исследователей истории Грааля, пытавшихся в течение десятилетий разгадать загадочные документы Приората.

Вероятно, старания Плантара, приложенные к тому, чтобы вышеназванные сведения просочились в общество, объясняются довольно просто: ему хотелось довести до сведения окружающих, что он является законным наследником династии французских королей. О том, что Приорат Сиона защищал предполагаемую династию потомков Иисуса Христа, он никогда не заявлял.

Хотя о деятельности Приората Сиона во Франции написано множество книг, как Плантар, так и само тайное общество приобрели международную известность лишь после публикации в 1982 году книги «Святая кровь, Священный Грааль», что, похоже, стало причиной немалых раздоров внутри Приората. Небывалая популярность Приората Сиона вызвала к жизни большое количество рыцарских орденов и тайных обществ, которые заявляли о своем превосходстве друг над другом, доказывая это при помощи собственных «секретных» документов, семейных архивов и генеалогических таблиц.

Когда ситуация с Приоратом Сиона неожиданно осложнилась, Пьер Плантар 11 июля 1984 года ушел с поста великого магистра, сославшись на состояние здоровья и несогласие с отдельными членами ордена, проживающими в США, намекнув на некий «американский контингент», остающийся загадкой и по сей день.

Пьер Плантар умер 3 февраля 2000 года и был кремирован, однако местонахождение его праха остается неизвестным.

См. также: «Тайные досье», Меровинги, Софи Неве, Приорат Сиона.

 

АЛЕКСАНДР ПОП

 

Второй криптекс являет собой загадку, которую нужно разгадать Роберту Лэнгдону и Софи Неве, чтобы понять истинный смысл фразы: «Лондон, там рыцарь лежит, похороненный папой…» После поиска в компьютерных базах данных они понимают, что под «папой» (Pope) подразумевался английский поэт Александр Поп (1688—1744 гг.). Вызвавший у них недоумение рыцарь оказался сэром Исааком Ньютоном, о котором А. Поп написал следующие строчки:

Был этот мир

Ужасной тьмой окутан.

Бог света захотел,

И появился Ньютон.

Поп с почтением относился к Исааку Ньютону, открывшему для человечества законы движения и взаимодействия планет и природу света. Ньютон также изобрел телескоп, который представил Лондонскому королевскому обществу.

Разгадка поэтических строк А. Попа привела главных героев «Кода да Винчи» к гробнице Ньютона в Вестминстерском аббатстве.

Александр Поп родился в Лондоне в семье купца. По вероисповеданию он был католиком и потому был лишен возможности обучаться в университете или поступить на государственную службу. Однако юноша отличался живым умом и склонностью к иностранным языкам. Хорошее знание латыни и древнегреческого впоследствии принесло ему внушительную по тем временам сумму в 2000 фунтов за перевод гомеровской «Илиады» и «Одиссеи» на английский язык. Преследуемый с раннего возраста тяжелым недугом — по всей видимости, это был костный туберкулез, который тогда называли Поттовой болезнью, — Александр Поп имел маленький рост — всего 4 фута 6 дюймов и был вынужден постоянно носить жесткий корсет.

Первая известная книга Попа — «Опыт о критике» — была опубликована в 1711 году, когда ему исполнилось всего двадцать три года. В ней содержалась не утратившая и поныне актуальности фраза: «Малое знание таит в себе великую опасность». Другое произведение — «Похищение локона» — поэма, в которой приемами сатиры высмеивалось английское великосветское общество.

Добившись известности у читателей, Поп приобрел и немало недругов в среде литературных критиков. Поэма «Дун-сиада», первая часть которой вышла в 1728 году, а в полном виде опубликованная в 1742 году, являла собой язвительную сатиру на критиков и бездарных литераторов. В «Подражаниях Горацию» поэт избрал предметом насмешек свою быв-шую знакомую, леди Мэри Уортли Монтегю.

Несмотря на репутацию неуживчивого, склочного человека, Александр Поп имел немало друзей, в числе которых были Джонатан Свифт, Роберт Харли (первый граф Оксфорда) и Марта Блаунт, которой он завещал наследство. Умер Поп в 1744 году. Он был истовым поклонником Исаака Ньютона, что видно из его талантливого посвящения великому ученому.

См. также: Исаак Ньютон, Памятник Ньютону.

 

ПРИОРАТ СИОНА

 

Приорат Сиона — это тайное общество, существующее уже много веков. Оно играет важную роль в сюжете романа Дэна Брауна «Код да Винчи». После убийства деда Софи, Жака Соньера, выясняется, что тот был великим магистром Приората. Это знание становится своего рода катализатором, заставляющим Лэнгдона и Софи ускорить поиски местонахождения главной тайны Приората, прежде чем о нем станет известно заклятым врагам Приората — католической организации «Опус Деи».

Согласно «официальной истории» Приората Сиона, изложенной в «Тайных досье», это тайное общество было основано Готфридом Бульонским на Святой земле в 1090 году. После захвата крестоносцами в 1099 году Иерусалима по приказанию Готфрида здесь было начато сооружение аббатства Богоматери Сионской Горы. Его возвели на развалинах древней византийской церкви, находившейся за пределами городских стен Иерусалима, близ Сионских

Врат. В этом монастыре разместился орден монахов-августинцев, выступавших в роли советников Готфрида. Они, как утверждают архивы Приората Сиона, были причаст-ны к созданию в 1118 году ордена тамплиеров, служивших военно-административным инструментом Приората.

В 1152 году небольшая группа послушников монастыря Богоматери Сионской Горы сопровождала французского короля Людовика VII в его возвращении на родину по окончании второго крестового похода. Во Франции они нашли пристанище неподалеку от Орлеана. Тщательно отобранная часть этой группы была размещена в «небольшом приорате Сионской Горы» близ Сен-Жан-ле-Блан, на окраине Орлеана. Как утверждается в «Тайных досье», так было создано ядро будущего Приората Сиона.

Приорат Сиона и орден тамплиеров занимались сходной деятельностью на состязательной основе, что привело к серьезным разногласиям и последующему официальному расколу. Это произошло в 1188 году в Жизоре, в Нормандии, и получило название Распиливание Вяза. В «Тайных досье» утверждается, что, после того как два ордена прервали между собой отношения, тамплиеры продолжали действовать открыто, приобретая все большее влияние в Европе под руководством своих собственных великих магистров, вплоть до роспуска в 1307 году. В этот момент Приорат Сиона якобы ушел в подполье, приняв новое имя — Орден истины розы и креста. Он получил тайное название Ормус, от французского слова «orme» — «вяз». Судя по всему, орден стал основой эзотерического движения, позднее вошедшего в европейскую историю под названием «розенкрейцерского».

Великие магистры тайного Приората Сиона традиционно именовались навигаторами (Nautonniers). Первым навигатором Приората был Жан (Иоанн) де Жизор, присутствовавший на церемонии Распиливания Вяза в Жизо-ре. Он занимал этот пост под именем Иоанна II с 1188 по 1220 год, вплоть до дня своей смерти. Звание навигатора Приората Сиона передавалось прямым наследникам династии, однако впоследствии традиция изменилась, и этот пост стали занимать наиболее известные и влиятельные художники, ученые и мыслители. Это явствует из обнародованного в 1956 году хранившегося в «Тайных досье» списка великих магистров. В данной книге он полностью приводится в статье «Великие магистры Приората Сиона». В списке значатся такие знаменитые личности, как Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Виктор Гюго и Жан Кокто, возглавлявший Приорат с 1918 по 1963 год.

Точных сведений о том, кто сменил Кокто на посту навигатора Приората после того, как он ушел из жизни в 1963 году, нет. Однако это звание в конечном счете перешло к Пьеру Плантару, который выступал в роли официального представителя Приората Сиона, специалиста по связям с обшественностью, до своей отставки в 1984 году.

Во время пребывания в звании навигатора Плантар был главным поставщиком информации для авторов международного бестселлера «Святая кровь, Священный Грааль», постоянно контактируя с ними. Именно эта книга привлекла в 1982 году внимание к Приорату Сиона в странах, где говорят по-английски. При подготовке этой книги Майкл Бейджент, Ричард Ли и Генри Линкольн несколько лет потратили на поиски необходимых сведений, подготовку генеалогических таблиц и схем, разгадывание шифров и уточнение фактов о деятельности тайных обществ, беседы и контакты с нужными людьми. Все это позволило им изучить широкую панораму европейской истории за тысячелетний период, полный загадок и политических интриг.

В результате авторы обнаружили истинную цель существования Приората Сиона. В списке приоритетов Планта-ра на первом месте стояло восстановление Меровингов на троне французских королей, однако не меньшую важность для него представляло создание политико-экономического конгломерата европейских государств, своего рода Соединенных Штатов Европы. Любопытно, что это намерение Приората осуществилось с созданием Евросоюза и вытеснением местных валют единым евро.

Таким образом, в отсутствие какого-либо ясного заявления или цели Бейджент, Ли и Линкольн выдвинули революционную гипотезу о том, что Меровинги представляли династию потомков брака Иисуса Христа и Марии Магдалины (которая якобы нашла пристанище во Франции после распятия Иисуса на кресте), а главной целью Приората Сиона было сохранение этой священной династии. Несмотря на тот факт, что сам Пьер Плантар ни разу не подтвердил эту версию или отказался от нее, за последние два десятка лет было написано множество книг, в которых рассматривалась возможность продолжения династии потомков Иисуса Христа и Марии Магдалины в лице аристократических семейств Европы.

После отставки Плантара с поста навигатора Приората, произошедшей в 1984 году, Приорат Сиона снова порвал все связи с окружающим миром и ушел в подполье, несмотря на настойчивые слухи о том, будто организация продолжает свою деятельность под самыми разными обличьями. Эти слухи, в свою очередь, вызвали к жизни многочисленные фиктивные рыцарские ордена, причем некоторые из них выдавали себя за «настоящий» Приорат Сиона.

27 декабря 2002 года на официальном бланке Приората Сиона было опубликовано коммюнике, подписанное Джи-но Сандри — бывшим личным секретарем Пьера Плантара. В нем был указан статус Сандри — генеральный секретарь, а в качестве навигатора ордена упоминалась некая анонимная женщина. Однако многие люди, причастные к деятельности ордена, считают это ловким рекламным трюком.

Таким образом, существование Приората Сиона и сегодня продолжает оставаться загадкой.

См. также: «Тайные досье», Великие магистры Приората Сиона, Пьер Плантар.

 

«ПЕРЕВЕРНУТАЯ ПИРАМИДА»

 

Выдающееся антисооружение… символическое использование новейшей технологам… произведение зодчества. Оно задумывалось как обычный объект, но превратилось в объект, пропускающий свет». Так написало жюри комиссии по присуждению премии «Бенедиктус», когда финалистом конкурса стала «Перевернутая пирамида» музейного комплекса в парижском Лувре. Спроектированная и сооруженная фирмой «Пей, Кобб, Фрид и партнеры», которой было поручено создание стеклянной пирамиды, игравшей роль входа в Лувр, «Перевернутая пирамида» является внушительным строением из стекла, визитной карточкой сокровищницы французского искусства.

В «Коде да Винчи» маленькая пирамида у подножия «Перевернутой пирамиды» содержит в себе ответ на вопрос, на который должны ответить герои и читатели романа.

«Перевернутая пирамида» — это тридцатитонное сооружение из стекла и стали общей площадью 43,6 квадратного фуга в форме опрокинутой вниз пирамиды, свисающей над небольшой каменной пирамидой и своей вершиной указывающей на подземные помещения. По ночам она великолепно подсвечивается многочисленными прожекторами и зеркалами. См. также: Лувр.

 

ЛИНИЯ РОЗЫ

 

Линия Розы — мистическое название меридиана, имеющего научное определение «нулевой меридиан». Этот термин также используется в отношении предполагаемой династии наследников Иисуса Христа и Марии Магдалины. Суть понятия Роберт Лэнгдон и Ли Тибинг объясняют Софи Невё во время их совместного пребывания в замке Шато Виллет. Места, которые посещают герои романа, находятся на разных Линиях Розы. Одно находится в Великобритании, второе — во Франции. В Париже линия проходит через Лувр, а затем через гномон в церкви Сен-Сюльпис. Когда Роберт Лэнгдон и Софи Невё отправляются в Шотландию, в часовню Рослин, им кажется, что они оказываются на другой линии и что название часовни является сокращением от этого названия (Rosslyn от Rose line), Чтобы понять, что такое Линия Розы, мы должны представить себе Землю как центральную точку в окружении двенадцати зодиакальных знаков, подобно тому как зодиакальные созвездия окружают земную орбиту в космосе.

Постепенно разгадывая тайные ключи и коды Приората Сиона, мы обнаружим, что существует некая фиксированная линия «Север — Юг», именуемая Линией Розы, которая одновременно служит и навигационной картой, и солнечным календарем.

Именно этот принцип лежит в основе знаменитого солнечного гномона в парижской церкви Сен-Сюльпис, куда Сайлас приходит в поисках замкового камня. В этой церкви в полдень в день зимнего солнцестояния солнечный луч, проникнув сквозь линзу в окне южного поперечного нефа, скользит по бронзовой полоске гномона, размеченной делениями, а затем проходит по полу церкви и упирается в мраморный обелиск в северном поперечном нефе. (См. Сен-Сюльпис.)

Символ розы ветров был придуман в навигационных целях для помощи мореплавателям. Длинные концы этой восьмиконечной звезды указывают на север, юг, восток и запад, а маленькие — отмечают срединные направления. Северное направление розы ветров обычно обозначается символом fleur-de-lis. Это геральдический символ королевской династии. В эпоху Средневековья северное направление также носило название септентрион по числу семи звезд Большой Медведицы, которая указывает на Полярную звезду. С тех пор образ медведя присутствует в мифах о короле Артуре и Святом Граале и в шифрах Приората Сиона как символ стража или хранителя. Полярную звезду также называют Стелла марис, или Морская звезда, ее же связывают с образом Богородицы.

Таким образом, вероятно, отнюдь не случайно то, что Линия Розы, пересекающая Францию от Дюнкерка на севере и проходящая через Амьен, Сен-Сюльпис в Париже, Бурж в эпицентре, затем через Каркасон и заканчивающаяся на юге в испанском городе Барселона, отмечена большим количеством соборов и церквей Богородицы, и почти в каждой имеется солнечный меридиан, подобный парижскому, что в церкви Сен-Сюльпис.

Эти же символы встречаются в тексте загадочной поэмы Приората Сиона «Красный змей». В ней можно найти намеки на то, как и почему в парижской церкви Сен-Сюльпис появился этот солнечный меридиан.

В конце XVII века новые научно-технические изобретения позволили астрономам с большей точностью вычислить местонахождение нулевого меридиана, что дало возможность отказаться от устаревших методов. В 1672 году было завершено строительство Парижской обсерватории. Она была возведена на месте нового парижского нулевого меридиана, что поставило под сомнение значимость гномона церкви Сен-Сюльпис.

В 1884 году мировые державы проголосовали за то, чтобы перенести нулевой меридиан в английский Гринвич. Однако, несмотря ни на что, Линия Розы продолжает жить в сердцах истинных любителей эзотерических курьезов.

См. также: Гномон в Сен-Сюльпис, Приорат Сиона, Сен-Сюльпис.

 

ЧАСОВНЯ РОСЛИН

 

Последнее место, в котором Софи Невё обнаруживает сведения о своей семье, было найдено благодаря стихотворной строчке ее деда Жака Соньера: «Грааль под древним Рослином вас ждет». Вместе с Робертом Лэнгдоном Софи отправляется в Шотландию, где совершает удивительное открытие. Вопреки популярному мнению часовня Рослин построена отнюдь не тамплиерами. Бедные рыцари Храма Соломонова не имеют вообще никакого отношения к этому знаменитому сооружению. Часовня Рослин была воздвигнута в XV веке на средства сэра Уильяма Сен-Клера, графа Росли на и Оркни. Орден рыцарей храмовников был уничтожен за столетие до того, как в Шотландии заложили первый камень будущего собора кодов. Единственное, что как-то связывает между собой часовню Рослин и тамплиеров, состоит в том, что штаб-квартира тамплиеров в Шотландии располагалась на расстоянии всего нескольких миль от замка Рослин, а также в том, что клан Сен-Клер свидетельствовал против них, когда в 1309 году группа рыцарей тамплиеров предстала перед судом в эдинбургском замке Холируд.

Часовня Рослин находится в нескольких милях южнее шотландской столицы. Сам Рослин попал в газетные заголовки совсем недавно, когда в институте Рослина была клонирована легендарная овечка Долли. Часовня является всемирно известным историческим памятником архитектуры, вдохновлявшим таким знаменитых поэтов, как Роберт Бернс, сэр Вальтер Скотт и Уильям Вордсворт. Кроме того, это действующая церковь с многочисленной паствой, где еженедельно проводятся службы.

Церковь в ее нынешнем виде весьма мало напоминает величественный собор, который планировалось построить. Более правильное ее название — «Коллегиальная община духовных лиц Святого Матфея». Считается, что клан Сен-Клер, основавший часовню Рослин, предвидел, что со временем она превратится во внушительных размеров духовный центр. В замке Рослин когда-то располагался средневековый скрипторий, где переводились и переписывались от руки книги из стран континентальной Европы. Резные украшения внутри часовни отчасти имитируют изысканные миниатюры средневековых часословов и бестиариев. Сказочные существа вроде драконов, единорогов, леших, львов и обезьян соседствуют здесь со святыми, рыцарями, королевами, средневековыми музыкантами и библейскими персонажами.

Название часовни отнюдь не восходит к словосочетанию Rose Line (Линия Розы), как утверждается в романе «Код да Винчи». На самом деле оно составлено из двух кельтских слов — ross (гора, холм) и lynn (вода). То есть в буквальном смысле Рослин — значит «холм у реки». Название идеально соответствует местности, Здесь река Эск огибает высокую гору, на которой высится замок Рослин.

За последние несколько лет появился ряд книг по так называемой альтернативной истории, в которых о часовне Рослин излагаются гипотезы одна другой интереснее. Высказывалось предположение, что Ковчег Завета Господня, Святой Грааль и тайные утраченные евангелия Христа, сокровища тамплиеров, а также набальзамированная голова Иисуса Христа спрятаны где-то в церкви. Некоторые авторы утверждают, что часовня буквально нашпигована шифрами и символами тайных учений тамплиеров, а также символами братства вольных каменщиков. Местные жители часто шутят, что не удивятся, если в один прекрасный день кто-нибудь заявит, будто лох-несское чудовище и НЛО Розуэлла также спрятаны где-то под часовней. Существует местная легенда о том, что Рослин таит в себе огромное сокровище, однако имеется в виду не часовня, а замок. Этот клад якобы оценивается в несколько миллионов долларов, и его охраняют темный рыцарь и белая дама-призрак.

Действительно, тайное помещение под Рослином все-таки существует. Это склеп семейства Сен-Клеров. Здесь покоится прах многих поколений шотландских рыцарей, погребенных в доспехах и с оружием. Вход в гробницу часто упоминается в старинных летописях и находится под каменными кубическими глыбами в полу северного бокового нефа.

Проводить раскопки родовой гробницы Сен-Клеров запрещено, поскольку Рослин является действующей церковью и представляет собой довольно ветхое сооружение, о котором долгое время никто должным образом не заботился. К тому же нет никаких точных свидетельств того, что под ней спрятано некое «тайное сокровище». Любые же раскопки внутри здания неизбежно приведут к его обрушению.

Действительно ли существует магическая линия между Рослином и Гластонбери, как это утверждает автор «Кода да Винчи»? Эти две точки на карте можно соединить при помощи линейки. Единственное более или менее значимое, что оказывается на этой линии, — это автострады М5 и М6. На полу храма вы не увидите никакой Соломоновой Звезды — это деталь целиком и полностью на совести Дэна Брауна. Любая божественная геометрия в архитектурной структуре часовни Рослин восходит не к Соломонову Храму и не к «тамплиерской кладке», а скорее повторяет восточные хоры собора Глазго, архитектура которого во многом схожа с архитектурой часовни. Вы не найдете здесь никаких колонн Боаз и Яхин, хотя внутри имеются три колонны, включая и знаменитую Колонну Подмастерья. Легенда рассказывает, что она была высечена из камня неким юным подмастерьем, который создал ее по образцу великолепной колонны, увиденной им во сне. Его наставник, мастер-каменщик, который учился своему мастерству в Риме, преисполнился зависти. Он был настолько разгневан, что ударил своего ученика с такой силой, что лишил его жизни.

На любом участке поверхности часовни Рослин имеется огромное количество резных изображений, однако крипто-логи занимаются их изучением лишь несколько последних лет. Дело в том, что далеко не каждый «код» может на самом деле оказаться кодом. Расшифровка кодов вовсе не означает, что будет найден вход в фамильный склеп Сен-Клеров, поскольку его местонахождение хорошо известно. Существует предположение, что резьба на каменных кубах-глыбах неким образом соответствует нотам средневековой песни, поскольку каждую арку венчает каменный ангел, играющий на музыкальном инструменте XV века.

Имя Сен-Клер, упоминаемое в «Тайных досье» Приората Сиона, связано с Сен-Клерами и Рослином только благодаря появлению книги «Святая кровь, Священный Грааль». Мари де Сен-Клер — имя вымышленное, фиктивное, оно ни разу не упоминается в исторических документах. То есть такой женщины на самом деле никогда не существовало.

Часовня Рослин — воистину волшебное место. Это настоящая сокровищница средневековых изображений, дающая нам возможность понять мышление ученых, аристократов и художников Средних веков. Сен-Клеры из Рослина — шотландские дворяне, соратники Уильяма Уоллеса и короля Роберта Брюса. Это была богатая и влиятельная семья, приближенная к шотландскому королевскому двору. Они также были посланниками Шотландии во Франции.

Часовня Рослин была построена в период наивысшего могущества Сен-Клеров. Этот прекрасный храм полон многих чудес и вещей, значение которых нам еще предстоит разгадать.

См. также: «Тайные досье», Тамплиеры, Приорат Сиона.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)