АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

По дисциплине «Памятники истории и культуры Республики Беларусь»

Читайте также:
  1. SWOT анализ Чувашской республики
  2. X. ИЗ «КРИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ»
  3. XIV. Объективность культурной истории
  4. Административно-территориальное деление Республики Беларусь.
  5. Акты Президента Республики Беларусь.
  6. Анализ культуры
  7. Английская буржуазная революция. Установление республики в Англии.
  8. Артефакты как базовые элементы материальной культуры, их виды и функции.
  9. Археологические данные в изучении первобытной истории.
  10. Афиши первой Республики (1793)
  11. Афиши первой Республики (1793)
  12. Билет 6. Период Кофун в японской истории.

 

1.Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: Софийский собор г. Полоцк

 

 

Есть в белорусском зодчестве уникальный памятник, который за многовековую историю своего существования трижды открывал пути развития архитектурно-художественной школы Беларуси. Это Софийский собор в Полоцке. Многократно сожженный, уничтоженный он как волшебная птица Феникс, каждый раз возрождался, возникал из небытия еще более величественный и светлый.

Первое летописное упоминание о Софийском соборе приводится в «Житии Ефросиньи Полоцкой» в связи с событиями 12 века. Время постройки храма в письменных источниках точно не обозначено. Исследователи относят время возведения собора к периоду княжения в Полоцке Всеслава Брячиславича (средина 11 века (до 1066г.) или между 1050-1055гг.).

В «Слове о полку Игореве» автор пишет о Всеславе Чародее «Тому в Полотске позвониша заутреннюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Киеве звон слыша».

Полоцкая София до нашего времени дошла только в отдельных фрагментах: от храма 11 века сохранились остатки апсид высотой до 9м, фрагменты стен и сводов.

Археологические раскопки и летописи дали возможность реконструировать его первоначальную объемно-пространственную структуру. Это был большой 5-тинефный трехапсидный крестово-купольный храм, почти квадратный в плане, который имел ширину (с севера на юг) 26,4 м, столько же и в длину без апсид, а с апсидами – 31,5м.

Особенностью полоцкой Софийского собора по сравнению с киевским и новгородским было наличие дополнительной пары столпов на восток от подкупольного квадрата, в результате чего северный и южный фасады полоцкой Софии были расчленены не на 4, а на 5 частей и приобрели определенную симметрию, подчеркнутую боковыми входами. Вместе с традиционной для христианских храмов продольной симметрии по оси восток-запад поперечная придавала внешней структуре храма большую центричность. Возможно. так проявила себя идея создания на уровне подкупольного квадрата равноконечного греческого креста, что позднее проявлялось при строительстве православных храмов. В католических храмах асимметричное расположение трансепта придавало верхнему сечению здания форму латинского креста. Дополнительная пара столпов создавала перед апсидой дополнительное пространство(вим) и в результате удлинялся центральный неф. Это приближало собор к базиликам, характерным для романской архитектуры, в отличие от интерьеров киевской и новгородской Софий, которые были развиты в ширину.

Ряд отличий наблюдается и в строительной технике. Если в киевском соборе преобладает кладка из плинфы, а в новгородском из натурального камня, то стены полоцкой Софии выложены в смешанной технике. Камень чередовался с плинфой (кладка со скрытым рядом). На фундаменте имена зодчих - Давид, Тома, Микула, Петр.

Входные порталы находились в центре южного, северного и западного фасадов, в восточной части располагались апсиды и алтарь. Внутри храм был расписан фресками, от которых сохранились немногочисленные фрагменты, пол выложен керамическими майоликовыми плитками разных цветов. Внешний декор ограничен 2 рядами плоских ниш, которые чередовались с большими оконными проёмами.

В 14-16вв. белорусское зодчество приобрело оборонительный характер. В центре детинца древнего Полоцка, который превратился в Верхний замок, стоял Софийский собор, который по свидетельству исторических источников не раз являлся последним оборонительным пунктом города. Здание собора на протяжении 16-18вв. неоднократно горело и перестраивалось. Вид его на то время известен по рисунку С.Похоловицкого

«Осада Полоцка войсками Стефана Батория 11-30 августа 1579г.» и плану Полоцка 1707г. Объемно-пространственная композиция полоцкой Софии этого времени соответствует архитектуре известных оборонительных белорусских церквей белорусской готики в Сынковичах и Мурованке, и особенно пятибашневой церкви в Супросли, заложенной в 1503г. М.Ткачев датирует перестройку полоцкого Софийского собора в оборонительный в 1494-1501гг.

В конце 16 века Софийский собор в Полоцке перешел к униатам. В 1607 году здание потерпело от пожара и до 1618г. было отстроено.

Каким стал обновленный собор после пожара 1643г. неизвестно, но на плане 1707г. София снова представлена 5-тибашневым оборонительным храмом. Во время Северной войны с 1705 по 1710 гг. город занимали русские войска и по указу Петра 1-го Софийский собор превратился в склад боеприпасов. 1 мая 1710 года неожиданно взорвался порох и храм почти полностью был разрушен.

В 1738 году по инициативе архибискупа полоцкого Флориана Гробницкого началось восстановление униатского Софийского собора с учетом остатков древнего православного храма, но на основе новой эстетической и идеологической концепции. Здание приобрело форму трехнефной одноапсидной двухбашневой базилики, характерной для белорусского барокко 17-18вв. как униатский собор он был переориентирован алтарем на север. В результате длина древней Софии стала шириной новой Софии.. Симметрично трем восточным апсидам православного храма были возведены западная группа апсид. Которые вместе стали выполнять функцию невысокого трансепта. Средние апсиды (высотой около 9м) получили граненое купольное завершение (с фонариками). Особое внимание уделено главному южному фасаду. Он имеет не плоскостную, а пространственную структуру с двумя пятиярусными башнями по бокам и углубленными простенками между связками слоистых пилястр. Три верхние башни резко сужаются вверх по размерам, что создает впечатление космической устремленности храма. Фигурные очертания фронтонов создают на фоне неба ажурный узорчатый рисунок.

Имя автора проекта точно не известно, но вероятно, что София 18-го века произведение известного мастера виленского барокко И.Х Глаубица. В 1860-х годах художник Д.Струков обнаружил наличие останков первоначальной постройки.Многочисленные архитектурно-археологические исследования были проведены в 20-м веке и их результаты представлены в экспозиции музея, находящегося в соборе. В 1970-х годах Софийский собор был обновлен белорусскими архитекторами и снова стал духовным центром и символом одного из древнейших городов Беларуси.

 

Как известно, в настоящем произведении архитектуры должны соединяться три основные критерии – полезность, прочность и красота. На ранних этапах строительства человека интересовали только полезность и прочность. И только с появлением общественных зданий начинается новый этап зодчества. Общественные здания в своем функциональном предназначении, художественном образе и прогрессивных конструкциях воплощают идеологическую программу современного им общества. Для нашей страны этот этап начался с принятия христианства более тысячи лет тому назад и со строительством первых культовых сооружений по византийскому образцу. На то время церковь являлась почти что единственным хранителем традиций античной культуры, письменности и художественных ремесел. В культовых зданиях кроме религиозных ритуалов, проводились и гражданские, например присяга, проводились собрания, хранились ценности, собиралась библиотека, переписывались книги, велись летописи. В архитектуре церквей кроме символического сакрального содержания были заложены идеи патриотизма и могущества державы. Особенно ярко эти черты воплотились в трех Софийских соборах, возведенных в 11 веке в Киеве, Новгороде и Полоцке. Известно, что в главном храме полоцкой земли принимали послов, провозглашали войну или мир, тут находились государственная казна и архив. Но не менее значительным является и то, что Софийским собором в Полоцке было положено начало каменному монументальному зодчеству на наших землях.

 

2. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: Спасо-Ефросиньевская церковь г. Полоцк.

 

После завершения Софийского собора монументальное каменное зодчество на территории Беларуси замирает. Возобновляется оно лишь в XII в. со строительства храмов на Полоцкой земле. В 50-х годах XII века полоцким архитектором и монахом Иоанном была возведена каменная Спасо-Преображенская церковь Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке – замечательный памятник зодчества, дошедший до наших дней с позднейшими перестройками. Создание Спасо-Преображенской церкви неразрывно связано с именем княжны Предславы (около 1102 — 1173), дочери полоцкого князя Георгия Всеславича, которая в 12-летнем возрасте приняла постриг под именем Евфросиньи. Она была праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и внучкой Всеслава Чародея. «Житие преподобной Евфросиньи Полоцкой» рассказывает о многих чудесных событиях, сопровождавших основание монастыря и строительство церкви: Евфросинье трижды являлся ангел, который указал ей место будущего монастыря. Такое же откровение получил и полоцкий епископ Илья, благословивший Евфросинью на создание женской обители. Небесный глас, повелевающий начать строительства храма, слышал во сне архитектор Иоанн. С самого начала своего создания храм оказывается под покровительством небесных сил. Возможно, поэтому, художественное и конструктивное решение этой небольшой трёхнефной одноглавой церкви прежде всего направлено на создание динамичного, устремлённого ввысь, к небу и Богу, образа, логично завершаемого золотым куполом, напоминающей пламя свечи. Ныне известно 10 зданий полоцкой школы зодчества. Сохранилась только Спасовская церковь. Мы видим, что она была сформирована на основе конструкции византийского крестово-купольного плана и получила особенности под влиянием романских традиций архитектуры Центральной и Южной Европы
Конструкция церкви имеет ряд интересных особенностей: боковые нефы завершаются полукруглыми апсидами-нишами, спрятанными в толще восточной стены, и поэтому снаружи незаметны. В западной стене церкви располагается лестница на хоры, где находятся два небольших угловых помещения, которые, согласно преданию, служили кельями для преподобной Евфросиньи и её сестры Евпраксии. Вскоре после постройки Спасо-Преображенская церковь была расписана фресками, хорошо сохранившимися до наших дней. Фреска стала основным средством украшения храма. Самые древние находились в Софийском соборе Полоцка. После взрыва во времена Северной войны остались только фрагменты орнаментальной росписи. Лучше сохранились в Спасовской церкви в Полоцке. Большинство изображений написано по византийским канонам (фронтальность изображения, плоскостность, статичность, «греческий» тип лица).. Белорусская живопись с первых шагов отличается самобытностью, о чем свидетельствуют фрески Спасо-Ефросиньевского монастыря. В отдельных фресках наблюдается отступление от византийского стиля в бок романской динамики, профильности Сила красок фресковых росписей в полутемном помещении храма лишала конструкционную основу храма материальности, что подчеркивало нереальный, символический смысл архитектурного пространства. Центральное место в росписях древних храмов занимал образ Христа Спасителя, размещенный на главном куполе, который объединял живописную роспись в единый ансамбль. Воплощение церкви земной – образ Божией Матери, находился в апсиде. Ниже располагались земные избранники – отцы церкви, мученики, святые.

Сюжетные канонические изображения только формировались, поэтому часть персонажей обозначается как «неизвестные» святые. Среди древних фресок особенно выделяются изображения святых в нижних частях столбов храма. Обращенные непосредственно к верующим, они удивительно естественны, открыты и индивидуальны. Возможно, именно поэтому одну из них многие считают портретом Евфросиньи Полоцкой.

В 1886 году весь храм был заново расписан масляными красками. Новые росписи лишь приблизительно следовали системе росписей древних. О существовании старых фресок стало известно лишь в 20-х годах ХХ в., а в начале 90-х годов ХХ в. в храме началось планомерное и систематическое раскрытие и реставрация живописи XII в.
Предположительно художники, работавшие над созданием росписей Спасо-Преображенской церкви, составляли смешанную артель, в которую входили и полоцкие мастера, возглавляемые византийским живописцем. В это время в храмах стали создавать иконописные ансамбли. Полоцкие князья привозят в 12 в. на белорусскую землю образцы византийской станковой живописи. Ефросинья обратилась к византийскому императору Мануилу Комнину и к патриарху константинопольскому Луке с просьбой прислать для обители одну из величайших святынь – икону Божией Матери Эфесскую, написанную по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой. В 1162 г. икона прибыла на Русь. Ее везли через Корсунь (Херсонес), где по просьбе жителей она пробыла около года, получив название Корсунской, и, наконец, прибыла в Полоцк.

В Спасо-Преображенский храм Ефросинья пожертвовала напрестольный крест.

На склоне лет, предчувствуя кончину, Ефросинья совершила паломничество в Иерусалим. Она скончалась 24 мая 1173 г. В 1187г. султан Саладин завоевал Иерусалим и потребовал от христиан в 50-дневный срок покинуть город. Монахи забрали мощи святой и привезли в Киев. В Киево-Печерской лавре они находились до 1910г, а затем были возвращены в Полоцк. Но в 1922г. по постановлению народного комиссариата юстиции рака с мощами святой была вскрыта и отправлена на атеистическую выставку в Москву, затем в Витебск в краеведческий музей в качестве экспоната. Во время немецкой оккупации верующие перенесли мощи святой в Свято-Покровскую церковь в Витебске, а 23 октября 1943 г. мощи Ефросиньи возвратились в Полоцк.

Но в 1960г. обитель была закрыта. Но к 1990г. монастырь стал восстанавливаться.

 

3. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: церковь св. Бориса и Глеба (Каложская) г. Гродно.

 

Борисоглебская, или Коложская, церковь — уникальный архитектурный памятник представляет гродненскую школу зодчества второй половины XII в. и еще раз подтверждает самобытность белорусского народа. По своей планировочной схеме памятник близок к греческой архитектурной школе. Композиция здания, его конструкция и декоративное убранство родственны Нижней церкви в Гродно (середина XII в.). Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства.

Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью: ее своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853 г.

Церковь была построена, видимо, в княжение Бориса и Глеба Всеволодковичей (первый умер до 1166, второй — в 1170) в княжеском детинце и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. После разрушительного пожара 1184 года, который уничтожил соборную церковь древнего Городена, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. То же посвящение Борису и Глебу имела древнейшая церковь Новогрудка, вероятно, строившаяся в одно время с Коложской.

Здание относится к шестистолпным, трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана (13Х25 м). Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич. В алтарной части под толстым слоем штукатурки были выявлены в 1870 г. во время ремонтных работ фресковые росписи XII в. Фрагменты этих фресок зарисованы художников В. Грязновым.


Внутреннее убранство церкви ― майоликовый пол из плиток желтого, зеленого и коричневого цвета, а также замурованные в стену голосники (глиняные сосуды, горловины которых выходят наружу) ― не имеет аналогов в Восточной Европе.

 

Наибольший интерес представляют фасады церкви: они расчленены вертикальными тягами-лопатками ступенчатого профиля. Поверхность стен декорирована вставками необработанных и полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски. Майолика и камни — определенной симметрии, но не строгой, благодаря этому фасады приобрели еще большую живописность: они как бы инкрустированы драгоценными камнями. Борисоглебская церковь вместе с комплексом памятников на Замковой горе в Гродно объявлены историко-археологическими заповедниками.

 

До сегодняшнего дня Борисоглебская церковь ― действующий храм, здесь совершаются службы, таинства крещения и обряды венчания.

5. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Каменецкая башня.

Уникальным памятником оборонного зодчества второй по­ловины XIII в. является каменная башня, которая сохрани­лась до нашего времени в г. п. Каменец Брестской области.

Каменецкая башня (каменецкий столп) стоит на высоком песчаном пригорке, на левом берегу реки Лесной. История башни тесно связана с городом Каменец, который возник как пограничный опорный пункт. Здесь войска князя Владимира Васильковича не раз вступали в битву с отрядами литовского князя Тройдена. В 1276 г. После очередного примерения с Тройденом Владимир Василькович решил заложить град на реке Лесной. Для этого сюда был послан известный «градоруб» Алекса, срубивший немало «градов» ещё при отце Владимира Васильковича. Через некоторое время при участии местных жителей в Каменце соорудили «столп камен высотою 17 саженей, подобен удивлению всем зрящим на нь».

Точная дата возведения этого памятника древней архитектуры неизвестна. Исходя из сведений, приведенных в Ипатьевской летаписи, его «помуровали» между 1276 и 1288 г.

Толщина стен этого 30-метрового «столпа» достигает 2,5 м., внешний диаметр – 13,5 м. Башня возведена на мощном фундаменте (высота фундамента составляет около 2,3 м, а его внешний метр — около 16 м). Она сложена из брусчатого кирпича тёмно-красного и желтоватого колеров с чрезвычайно xopoшей перевязью швов. Величественная, монументальная башня вверху несколько более узкая, она не имеет ни вертикальных, ни горизонтальных членений. Ствол ее сложен с легким наклоном к вертикальной оси.

В стенах башни прорезаны бойницы. В первом ярусе иx две во втором и третьем — по три, а в четвертом — две бойницы и один большой стрельчатый проем. Когда-то он выходил на балкон, устроенный на консольных балках. Бойницы четырех нижних ярусов узкие, щелевидные, они расширяются внутрь и завершаются полуциркульными арками. Пятый ярус имеет четыре бойницы. Форма их стрельчатая, но арки скруглённые и имеют незначительную стрелу подъема. Бойницы пятого яруса, в отличие от остальных, расширяются не только вовнутрь, но и вовне.

Между этими бойницами расположены четыре плоские ниши с полуциркульным завершением. Фотоснимки Каменецкой башни конца XIX — начала XX в., на которых видны эти ниши со следами древней побеленной штукатурки, свидетельствуют о том, что ниши сначала штукатурили, а потом белили. Это и давало строгому и величественному сооружению скромную броскую красоту. Над пятым ярусом башни сохранились остатки кирпичного купольного свода, который существовал ещё в середине XIX в.

С третьего яруса начинается кирпичная лестница, которую освещают два узких окошка. Она находится в толще стены и выходит на самый верх башни, на боевую площадку, прикрытую 14 зубцами. Каждый зубец имеет сквозное отверстие, которое по форме и размерам равно «тычку» или «ложку» кирпича. Отверстия, скорее всего, служили защитникам башни в качестве наблюдательных щелей во время интенсивного и жестокого обстрела.

Теперь Каменецкая башня стала филиалом Брестского об­ластного краеведческого музея, местом проведения многочис­ленных туристических экскурсий.

Что касается названия «белая вежа», которое прочно закре­пилось за Каменецкой башней, то оно ошибочное. Это название возникло в XIX в. благодаря местным краеведам, которые пола­гали, что башню в древности белили. На самом деле впервые ее побелили в начале 50-х гг. XX в.

 

 

6.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

замок Ильиничей г. Мир.

 

5.Определите дату сооружения, местонахождение памятника, источник сведений о памятнике (летописи, архивные данные, устные предания, легенды и т.д.), время перестройки его сохранность и состояние на сегодняшний день.

Раскройте сущность понятий: замок, ренессанс, готика, башня, машикули, арка, ниша.

Показать влияние западноевропейских и местных строительных традиций на возведение и перестройку Мирского замка и его отличительные архитектурные особенности.

Охарактеризовать необычность, художественную, познавательную ценность памятника: связь с конкретными историческими событиями, деятельностью известных исторических личностей. Объяснить, почему данный памятник может быть избран в качестве экскурсионного объекта. Оценить воспитательную, историческую, культурную значимость памятника.

 

7.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры костёл св. Франциска Ксаверия (фарный), г. Гродно.

 

 

В 1678 году на месте сожженного во время войны деревянного костела Петра и Павла (был построен в 1585-1586гг) по фундации мстиславского каштеляна Самуэля Лозы и его жены Констанции началось строительство иезуитского каменного храма, освящение которого произошло во имя святого Франтишка Ксаверия в 1705 году. На освящении присутствовали король Август 2-й и русский царь Петр 1-й. В 1725г. на башню-звонницу костела были перенесены часы, которые находились ранее на башне коллегиума и выполняли роль городских. Иезуитский комплекс стал формироваться в Гродно еще в 1622 году. Костел вошел в комплекс, который включал в себя помимо иезуитского коллегиума библиотеку, типографию, аптеку, жилые и хозяйственные постройки. Все вместе они создавали замкнутый внутренний двор и были соединены с костелом коридором. В 18 веке монастырь занимал целый квартал, в центре которого находился достроенный в 17-18 вв. коллегиум. В 1773 году монастырь закрыли, а костел с 1783г. стал фарным. В1794 году католики Гродно приняли присягу на верность российской императрице Екатерине 2-й. В 1885 году, благодаря местным зодчим, костел был спасен от пожара.

Костел святого Франтишка Ксаверия –памятник архитектуры и декоративно-монументального искусства барокко и рококо.

Архитектурно-эстетические ценность храма отмечена уже в 1763 году в одной из Хроник: «Святыня среди найславнейших освещенных построек Королевства почти самая отличная». Костел построен согласно канона 2-башневой 3-нефной купольной базилики (высота 53,6, размеры 30 на 60м). По бокам полуциркульной апсиды расположены 2 часовни – Св. архангела Михаила и Матери Божьей Студенческой. Главный архитектурный акцент храма на фронтальном фасаде, который господствует в силуэте исторической застройки площади города. Его плоскость расчленена на 3 яруса сплошными поясами антаблементов, а горизонтальную симметрию распределяют на три части арочные оконные проемы и удвоенные коринфские пилястры. Характерную для иезуитов светскость храму придает оркестровый балкон в центре фасада над входным порталом.

В 1744г. кузнец Я. Бирша сделал для главного входа кованые двери. В 1750-1752 гг. зодчий К.Бурман надстроил легкие ажурные башни. На 1 ярусе в арочных нишах расположены скульптурные изображения апостолов Петра и Павла, святого Франтишка Ксаверия (скульптор Г.Гис, 1768г.). Перед входом в начале 20 века построена широкая 2-маршевая лестница с поставленной на ее парапет скульптурой Христа с крестом.

Пышный и торжественный интерьер храма насыщен архитектурной пластикой(пилястры, раскрепованные антаблементы, ажурное сплетение крестовых сводов). Высокохудожественный ансамбль интерьера формируют 13 алтарей (12 деревянных, 1 стуковый), 2 чугунные жирондоли (литье 18 века), 4 деревянные исповедальни, амвон,памятник А.Тызенгаузу, деревянная скамья 17 века, орган 18 века.

Доминантой интерьера является главный алтарь (высота 21 метр), сделанный в 1736-1737гг. Яном Шмидтом (Польша) с 6-ю подмастерьями и учениками. В 1752 году алтарь был тонирован под бело-голубой мрамор, в 1900г. под темный мрамор.

В 1-м ярусе вокруг фигуры Франтишка Ксаверия расположены 10 скульптурных изображений апостолов, 4-х отцов церкви, св.Самуила и св.Констанции – небесных покровителей мужа и жены Мстиславских, которые оплатили стоимость алтаря. В центре 2-го яруса скульптура Христа, а вокруг четыре евангелиста и шесть святителей. На 3-м ярусе скульптурная композиция, которая символизирут победу добра над злом. В конце 19 века графиня М.Пшездецкая паставила в костеле памятник своему предку А.Тызенгаузу в виде классического обелиска с изображением преклоненной в скорби женщины и барельефом А.Тызенгауза(скульптор Т.Дукас).

 

 

8.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Дворцово – парковый ансамбль Радзивиллов, г.Несвиж.

 

Полным ходом идет реконструкция дворцово-замкового комплекса Радзивиллов XVI—XVIII вв.

Выдающимся памятником архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс с большими водоемами и парковыми массивами. В его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных исторических эпох.

На месте деревянного укрепления середины XVI в. был заложен каменный замок. Сооружение его на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони — автор ряда построек в городе.

На гравюре Т. Маковского 1613 г. показаны земляные в каменные укрепления: насыпные валы, бастионы и ров, заполненный водой. Через ров со стороны входа в замок был подъемный мост. Попасть же из города к замковому комплексу можно было только по разборному деревянному мосту (в XIX в. он заменен дамбой). Таким образом, при необходимости замок получал островное положение. Вал высотой до 20 м и другие фортификационные устройства, водные преграды превращали замок в неприступную крепость.

За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор. Центральный корпус, поставленный напротив въездных ворот, занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам (сохранились с незначительными изменениями до сегодняшних дней). Слева от него трехэтажный казарменный корпус с высокой дозорной башней, а справа — двухэтажное хозяйственное здание. Разобщенные корпуса в последующие века перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор.

Центральный корпус, перестроенный в XVIII в., выделяется своим архитектурно-художественным решением. Фасад его пластичен благодаря применению пилястр, рельефной декорации, скульптурных заставок. Особенно обильна лепка высокого фронтона с гербом. В это же время с тыльной стороны корпуса появляется двухэтажная пристройка с террасой и башенками.

Башня с аркой въезда в замок вынесена вперед к мосту через ров в виде парадной брамы, характерной для белорусского зодчества. Арка переходит в тоннель со сводами, который прорезает насыпной вал и выходит во двор напротив центрального корпуса. Такой прием создал интересную глубинную перспективу. Живописный вид открывается на дворцово-замковый комплекс с дальних точек обзора: сложное сооружение со стройными башнями и башенками, поставленное на высокий земляной стилобат среди воды и зелени парка.

Романтическая привлекательность архитектурных форм замка была использована во второй половине XIX в. мастерами-садоводами в качестве видовых акцентов при разбивке парка. Территория парка сейчас складывается из пяти частей: Замковый участок, Старый парк, Японский парк, Новый парк и Английский парк общей площадью свыше 90 га. Художественную ценность составляют разнообразные зеленые насаждения, искусно подобранные и размещенные.

Другой несвижский парк "Альба", расположенный на южной окраине города, более старый и создан с комплексом построек как летняя резиденция Радзивиллов. Здесь были эрмитаж, дворец и так называемая консоляция (утешение), мореходное и артиллерийское училище, шпалерная мануфактура, своеобразный зверинец-заповедник и др.

Обширная парковая территория (около 200 га) с системой водоемов складывалась из пейзажной и регулярной части. Этот интерьерный по составу парковый комплекс был уникальным для Беларуси. Его остатки — аллеи, каналы, зеленый массив деревьев местных пород и экзотических — удивляют размахом создателей этого романтического парка.

Архивные и литературные источники сохранили некоторые сведения о былых интерьерах замка. Согласно инвентарю 1658 г. в корпусах комплекса было 12 залов (Королевский, Гетманский, Мраморный и др.) и множество других помещений, богато украшенных резьбой по дереву, лепкой, росписью, нарядными каминами. Коллекция портретов несвижской галереи насчитывала около тысячи полотен. Среди них портреты Ивана Грозного, Витовта, Ягайло. Богатой была дворцовая библиотека (20 тысяч томов), размещенная в зале с бюстами древних философов. Бюсты эти были выполнены из фаянса на радзивилловской мануфактуре в Свержене, В библиотеке хранились редкие рукописи и старопечатные издания, а в архиве — множество исторических актов, грамот, писем, в том числе письма Петра I, Людовика XV, Людовика XVI, Карла XII, Богдана Хмельницкого. В одном из этих залов был целый арсенал рыцарских доспехов, маршальских жезлов. В Гетманском зале находилась большая коллекция слуцких поясов.

В ночь с 24 на 25 декабря 2002 года дворец горел. Сейчас реставрируется.

 

9. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: Церковь св. Михаила Архангела, д. Сынковичи.

 

Сынковичская церковь напоминает в плане немного в вытянутый четырехугольник размером 17,5х13м с трехнефным членением. Все нефы имеют почти одинаковую ширину (4 м). Толщина стен достигает 1,5 м. Высокая двухскатная крыша придает зданию стройность и легкость.

Четыре башни, которые находятся на углах здания, различаются размерами и архитектурными формами. Две западные башни стоят на квадратных фундаментах, с трех сторон и подпирают контрфорсы. Верхняя часть башен — восьмигранник с тремя ярусами бойниц. Две восточные башни имеют ци­линдрическую форму, здесь также есть бойницы.

В башнях находятся лестницы, которые когда-то вели к бой­ницам, размещенным во фронтоне. Верхняя часть стен, кроме восточной, охвачена мощной аркатурой. Она держится на ступенчатых встроенных кронштейнах. В промежутках между арками находятся округлые бойницы. Над ними сделаны наблю­дательные отверстия. Это позволяло защитникам храма следить за действиями противника и вести огонь на большие рас­стояния. Бойницы Сынковичской церкви в первую очередь был сделаны для целей обороны. Кроме того, они являются важ­ным элементом и средством украшения здания.

Особенно укреплена западная стена церкви. В щите фрон­тона устроены бойницы. В верхней части использован «фо­нарик» — своеобразный и редкий архитектурный элемент, который выполнял роль наблюдательного пункта. Система и планировка оборонительных приспособлений Сынкович­ской церкви такие же, как и у других памятников замковой архитектуры того времени. Здесь прослеживаются элементы романской и готической архитектуры: неглубокие, разнооб­разные по форме и размерам оштукатуренные и побеленные ниши в щите фронтона, похожие на ниши Мирского замка. Они снимают впечатление тяжеловесности и массивности и придают зданию определенную яркость и легкость. На вос­точных башнях и алтарных апсидах приблизительно на вы­соте 3 м находится декоративный поясок в виде плоской рельефной аркатуры из полуциркульных арок романского типа, которые опираются на маленькие кронштейны. Это украшение органично сочетается с арочным поясом бойниц. Высокая конусоподобная крыша над алтарными апсидами соответствует форме восточного фронтона. Явными элемен­тами готики являются стрельчатые арки оконных проемов с железными решетками, звездчатые своды правой апсиды хра­ма и высокая двускатная крыша.

Отмечаются небольшая перекошенность плана здания, не­которая искривленность оси апсид по отношению к нефам. Ви­димо, храм возводили местные мастера, которые для разбивки плана пользовались простыми, не очень точными измеритель­ными инструментами. Однако это не помешало им создать блестящий памятник архитектуры той эпохи. Определяя значение Сынковичского храма в истории белорусского оборонительного зодчества необходимо отметить, что по своим архитектурным качествам он является памятником мирового значения. Здание на удивление гармонично вобрало в себя черты поздней готики, а так же традиционные формы и решения внутренней планировки древних храмов эпохи Киевской Руси.

Такое соединение архитектурных стилей и форм объясняется тем, что Беларусь (в частности её западные земли) была своеобразным рубежом, который разделял две культуры, два стиля – готический (западный) и русско-византийский (восточный). Культуры и стили взаимообогощали друг друга. Благодаря прочной связи с народным зодчеством, богатым строи­тельными традициями, наличию высококвалифицированных кадров белорусская архитектура того времени не только сохра­нила свое национальное лицо, но и заметно обогатилась за счет русской и западноевропейской культур. Такой синтез спо­собствовал возникновению и становлению самобытных черт белорусской готики, которая нашла свое воплощение как в граж­данском, так и в культовом строительстве.

Сынковичская церковь — одно из звеньев в цепи укреп­ленных пятибашенных храмов. Начало этому процессу было положено на рубеже XV и XVI вв. Полоцкой Софией. На примере Сынковичского храма можно проследить, как по­степенно упрощалась система обороны в таких постройках. В «Акте визитации Сынковичского храма за 1760 г.» отме­чено, что посредине крыши церкви находился башнеобраз­ный «купол с железным крестом». Имел ли он в процессе обороны какое-то применение или нет — сказать сегодня с уверенность нельзя. Но стилистическая взаимосвязь здания с Софийским собором в Полоцке и Супрасльским храмом очевидна. Интересно, что этот купол сохранился до конца XVIII в. Исчез он, видимо, во время одного из ремонтов здания.

Существуют сведения о том, что в каждой угловой башне был склеп. В 1760 г. здесь уже был каменный бабинец. В спе­циальной литературе между тем указывалось, что бабинец воз­вели между 1841 и 1881 гг. во время одного из ремонтов. Сви­детельство «акта визитации» за 1760 г. не противоречит наше­му предположению, что бабинец был возведен если не одно­временно с храмом, то во всяком случае не позднее XVI в. Это подтверждает и техника его строительства.

Наконец, этот документ позволяет ответить на очень важ­ный вопрос о времени возведения Сынковичского храма. Ра­нее считалось, что он был построен в конце XV — начале XVI в. В документе 1760 г. говорится о том, что здание было заложе­но в период царствования королевы Боны, т. е. между 1518 и 1556 гг. Таким образом, Сынковичский храм, выдающийся ар­хитектурный памятник Беларуси, был возведен в середине XVI в.

Внешний вид храма с течением времени почти не изменил­ся. Только исчез купол ив 1891 г. перед входом была постро­ена каменная колокольня.

 

 

  1. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: Костёл Божьего тела г. Несвиж.

 

 

Даты строительства, обновления: 1587—93 гг. / 1705 г.

Стиль: раннее барокко

Костел Божьего Тела — первая постройка в стиле барокко на территории Речи Посполитой.

«Поклонись храму твоему в страхе твоем» — гласит латинская надпись над входом в несвижский фарный костел. Ему более четырех столетий, и за все это время он ни разу не закрывался и не перестраивался. Костел построен в 1593 году для католического ордена иезуитов по приказанию и на средства владельца города Миколая Криштофа Радзивилла Сиротки.

Несвижский костел — своеобразный памятник роду Радзивиллов. Обращают на себя особое внимание боковые алтари. Наклонившиеся, будто падающие их колонны символизируют пошатнувшуюся веру Радзивиллов. Но колонны не упадут — их поддерживают ангелы. Так и орден иезуитов поддержал Миколая Криштофа Радзивилла Сиротку, вернув его из протестантизма в лоно католической церкви. Есть в костеле и памятник самому Радзивиллу Сиротке. На барельефе из розового камня Сиротка изображен в одежде пилигрима с посохом, широкополой шляпе за плечами. Рыцарское вооружение лежит, небрежно отброшенное, сзади. Под барельефом — длинная латинская эпитафия, которая гласит, что пред Господом никто не рыцарь, а лишь странник-пилигрим.

В другом боковом алтаре есть мраморная скульптура молодой женщины, которая сидит на крышке гроба. Это Мария, по легенде, ее похоронили заживо — в состоянии летаргического сна.

В подземелье под костелом, в крипте — родовой усыпальнице — в 78 гробах-саркофагах покоятся забальзамированные тела Радзивиллов многих поколений. Первым был здесь похоронен сам Сиротка в 1616 году. Последнее захоронение датируется 1936 годом. Существует множество легенд о покоящихся здесь людях. Каждый из саркофагов обвит проволокой, скрепленной радзивилловскими печатями. Но, видно, для призраков это не помеха…

Фарный (бывший иезуитский) костел в Несвиже — архитектурный памятник раннего барокко — также построен Яном Марией Бернардони в 1584—1593 гг. Прототипом его является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 г. зодчими Виньолой и Портой. Костел был построен в комплексе с иезуитским коллегиумом (существовал до 1826 г.).

Фарный костел — трехнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые вефи, расчлененные на квадраты,- крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа.

Главный фасад костела имеет двухъярусную композицию, где хорошо выражены вертикальные горизонтальные членения. Первые представлены пилястрами, вторые — развитыми поясами карнизов. Обращают на себя внимание характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами. Интерьер храма отличается торжественностью и пышностью. В его украшении больше использована живопись и резьба, чем средства архитектурной пластики. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства, реставрированная художником Хески в 1752—1754 гг. Тогда же художником была написана и картина "Тайная вечеря" для главного алтаря костела.

Храм является родовой усыпальницей князей Радзивиллов.

 

 

  1. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

замок Гедимина, г.Лида

 

Дата строительства, обновления: 1323—25 гг. / конец XX в

Стиль: готика, романский

Крепость была построена в 1323—1325 гг. князем Гедимином и на протяжении нескольких столетий оставалась мощной цитаделью на западных землях Беларуси.

Многочисленные осады, которые выдерживала крепость, привели к повреждению стен, разрушению башен и полному уничтожению ее застройки внутри.

Крепость заложена на насыпном холме высотой 5—6 м в окружении рва и водоемов. Ее план в виде прямоугольника, близкого к квадрату, имеет площадь около 0,6 га. Толщина стен у основания достигает 2 м при высоте более 12 м. Верхняя часть стен, углы и обрамления проемов облицованы кирпичом, основной массив крепости сложен из крупных камней-валунов.

Две башни, прямоугольные в основании, располагались в углах по диагонали, выдаваясь во двор. Их верхние этажи были приспособлены под жилье. На территории крепости в прошлом находились православная церковь (в 1533 г. перенесена в город), жилые и хозяйственные постройки. В архитектуре сооружения наряду с готикой встречаются формы романского зодчества, что было обычным для ранних произведений монументального строительства на белорусской земле.

Ныне Лидский замок находится в стадии реставрации. Археологическими раскопками выявлены его внутренняя планировка, фрагменты башен, уточнены многие архитектурно-планировочные, конструктивные и отчасти художественные характеристики, что используется при восстановлении памятника.

 

 

  1. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: костёл бернардинцев, д. Будслав.

 

Дата строительства, обновления: 1633—43, 1767—83 гг.

Стиль: барокко

В Будславе - деревне Мядельского района на реке Сервечь (в 56 км от Мяделя) находится памятник архитектуры позднего барокко — бернардинский костел.

В 1633 году при настоятеле виленского монастыря бернардинцев Флориане Колецком в Буде началось строительство каменного костела во имя Посещения Марии, завершенное через 10 лет. Архитектором его был немец-униат Андрей Кромер, фундаторами ¾ Флориан Колецкий (на возведение святыни он пожертвовал все богатейшее состояние своего отца), полоцкий воевода, гетман Януш Кишка и др.

Правда, существует легенда, передаваемая будславцами из поколения в поколение, согласно которой католический костел в Будской пуще возник в связи с чудесным явлением здесь в 1588 году Пресвятой Девы Марии, описанным в хронике бернардинского летописца Томаша Дыгоня.

Позже, уже в 1613 году, появилась тут и чудотворная икона Богоматери. Первым владельцем этого образа был минский воевода Ян Пац. Перейдя из кальвинизма в католичество, он совершил паломничество в Рим, где из рук папы Римского Климента VІІІ в 1600 году получил эту икону, написанную двумя годами ранее. После смерти Яна Паца икона досталась капеллану его виленского дворца Исааку Солокаю, который пожертвовал икону будским монахам в тогда еще деревянный костел.

В 1767—1783 годах в связи с увеличением численности прибывавших в Будслав паломников отцы-бернардинцы разворачивают здесь грандиозное строительство нового костела. Причем здание старого храма, в котором все это время находилась чудотворная икона, сохраняется: его просто «вставляют» в стены новостроящейся святыни. Этот «старый» Будский костел существует здесь и поныне. Его более позднее название — каплица Святой Барбары. Новый костел, переориентированный алтарем на запад, превзошел по площади старый в восемь раз (!) и был освящен во имя Вознесения Наисвятейшей Девы Марии.

Бернардинский костел. (арх. К. Пенс), построен в 1783 г. с использованием отдельных частей постройки середины XVII в. Своеобразна композиция здания: при компактном построении большей части плана в нем сильно растянут средний неф. Трансепт устроен вблизи от входа, вдали от алтаря, что мало типично для построек этого типа. Апсида в обычном представлении отсутствует, и алтарь размещен в глубине нефа.

Храм занимает промежуточное положение между бескупольными и купольными базиликами. Пересечение трансепта со средним нефом отмечено куполом, скрытым внутри крыши.

Архитектура двухбашенного фасада представляет собой лес пилястр, полуколонн и сложных раскреповок по вертикали и горизонтали. Особенно насыщена центральная часть, утратившая обычное впечатление щита с фронтоном и превратившаяся в скульптурный массив с фигурным гребнем. Убранство костела как снаружи, так и внутри типично для архитектуры позднего барокко: пластика форм достигла в нем наивысшего развития.

В костеле хранится написанная в 1598 г. икона, подаренная папой римским Климентом XVIII. Интересна роспись интерьера — на самом деле некоторых колонн нет — это объемная живопись. В ча­совне св. Варвары, созданной на основе храма 1643 г., сохранился уникальный деревянный алтарь (1643—47 гг.).

Официальное возрождение будславской святыни началось только в 1992 году, когда по просьбе Казимира Свёнтека (тогда еще архиепископа Беларуси — кардинальское звание будет дано ему Папой Римским Иоанном Павлом ІІ двумя годами позже, в 1994 гожу) белорусские власти согласились с тем, чтобы верующие по договоренности с руководством своих предприятий имели возможность посещать богослужения в Будславе 2 июля.

Павел II в 1994 году присвоил костелу в Будславе титул "базилика малая". (В данном случае имеется в виду не тип архитектурной постройки, а особый ранг храма, подчеркивающий его большое значение для христианства. Базилики бывают великие и малые. При этом первые, называемые еще патриаршими, находятся в непосредственной юрисдикции Папы римского. Великих базилик только пять — четыре в Риме и одна в Иерусалиме. Титул же малой базилики (basiliсa minoris) присваивается Ватиканом отдельным храмам и подчеркивает их особую связь со святым престолом. После кафедральных соборов, они являются важнейшими храмами в своих епархиях. — прим. В. Богданова).

  1. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: собор Святого Духа (монастырь бернардинок)

 

Собор построен в 1633гг. -1642.гг. в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок. В это же время с северной стороны собора был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в обитель первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители возвели монастырь на том месте, где до начала 17 века находился монастырь во имя святых Космы и Дамиана. На протяжении 18-19вв. храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик.

В 1852г. католический монастырь был закрыт, его насельницы переведены в Несвиж, а храм передан в ведение Православной Церкви и освящен во имя святых Кирилла и Мефодия. Церковь была предназначена не только для прихожан, но и для студентов Минской духовной семинарии, которые после своего переезда из Слуцка временно размещались в келиях бывшей бернардинской обители.

17 января 1870г. здесь был открыт мужской православный монастырь, который стал именоваться Свято-Духовым. Братию составили монахи Слуцкой Свято-Троицкой обители. В Минск были перевезены библиотека, ризница и другое монастырское имущество. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870г. 1 ноября 1870г. был освящен правый придел храма в честь святых Кирилла и Мефодия.

В соборе хранились многие святыни, среди которых – икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей мощей; прижизненный портрет Тихона Задонского, 4 серебряных креста с мощами святых. На главном престоле Свято-Духова храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий Монастырь.

В иконостасе собора есть целый ряд замечательных икон московской академической школы. Но самая ценная реликвия – чудотворная икона Богоматери, именуемая Минской. По преданию, этот образ был написан самим евангелистом Лукой. Киевский князь Владимир, креститель Руси, привез список с этой иконы из Византии в 989 году и установил в киевской церкви. В ХV веке на Киев напали крымские татары, образ бросили в Днепр. Вопреки всем законам физики, чудесным образом икона поплыла не вниз по течению, а вверх, и 26 августа 1500 года минчане увидели на Свислочи необыкновенное сияние и обнаружили у берега икону. С тех пор 26 августа отмечается как праздник иконы Минской Богоматери. Она считается покровительницей города. Недаром изображение Богоматери появилось на гербе Минска. Чудотворная икона установлена в торце левого нефа кафедрального собора.

В соборе в специальной раке хранятся мощи блаженной Софии Слуцкой, защитницы православия на белорусских землях. Над ракой находится ее образ. Праведная София была последней представительницей славного рода князей Слуцких, потомков великого князя Ольгерда.

После Октябрьской революции монастырь был закрыт, богослужения в храме прекратились. В церкви был устроен спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам криптовая часть храма использовалась в конце 20-х – начале 30-хгг. Как пересыльная тюрьма для содержания «раскулаченных» крестьян.

Богослужения возобновились в 1943 году. В 1986 году на башнях были установлены колокола, фронтон украсила мозаика. На фронтоне дано изображение Богоматери. Во времена сооружений барочных храмов на их фронтонах живопись не предполагалась.

До середины ХХ века кафедральный собор Святого Духа, бывший костел бернардинок, со всех сторон окружали старинные кварталы. Реконструкции послевоенных десятилетий оголили холм перед храмом. Недавно он был благоустроен, здесь появились смотровые площадки и фонари напротив собора. К сожалению, фонари изготовлены в стиле классицизма, в то время как собор представляет пример архитектуры барокко.

 

 

  1. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: Костел св. Сымона и Алены (Красный костел) г. Минск.

 

Костел Святых Симеона и Елены (1905 – 1910, арх. В. Маркони, Г. Пояздерский) – памятник монументальной архитектуры начала ХХ в. Он успел побывать и Государственным польским театром БССР, и киностудией, и Домом кино. Сегодня он возвращен верующим. Из наиболее чтимых святынь костела – копия Туринской плащеницы, переданная в дар (2002) Туринским кафедральным собором (там находится саван, хранящий отпечатки тела Иисуса Христа).

Здание костела входит в архитектурный ансамбль площади. Красный костел – так минчане часто его называют – строился по инициативе Эдварда Войниловича и его жены. Семья потеряла своих детей: сначала 12-летнего сына Сымона, а через несколько лет 19-летнюю дочь Елену. Чтобы увековечить память детей, они жертвуют свое состояние на строительство костела в Минске, заранее оговаривая с городскими властями, что костел будет назван в честь Святых Симеона и Елены. Большая башня символизирует родительскую скорбь, две другие – память о рано ушедших детях. А внутри храма, слева от главного входа, белоснежный бюст Эдварда Войниловича – последнего потомка старинного белорусского шляхетского рода, крупнейшего помещика Случчины. В начале ХХ в. он активно участвовал в белорусском движении Возрождения, поддерживал создание Белорусской Народной Республики.

В композиции объемов храма, декоративном оформлении используются такие мотивы романской архитектуры как уравновешенность, спокойная сила величественных форм. Есть детали и приемы готики в декоре и в отдельных частях здания: общий вертикализм, большое круглое окно, фигурный кирпич. Над входом на фронтоне костела – герб города Минска: Богоматерь в окружении ангелов.

Перед входом в костел установлена бронзовая скульптура Архангела Михаила (1996, скульпт. И. Голубев), который издавна считается святым покровителем Беларуси. Архангел Михаил с распростертыми крыльями пронзает копьем крылатого змея, символизирующего силы тьмы. Скульптура была установлена в связи с началом работы в Минске римско-католического Синода (1996).

В десятке метров слева от Архангела у Красного костела установлена мемориальная композиция «Колокол Нагасаки». Центром композиции является колокол – точная копия колокола «Ангел», чудом уцелевшего в атомной бомбардировке (9 авг. 1945 г.). Копия колокола – дар японского народа народу Беларуси. Мемориальная композиция – это своего рода памятник жертвам Хиросимы, Нагасаки, Чернобыля… Со времени открытия (2000) каждое воскресенье в 12 часов колокола трех городов звучат одновременно, как напоминание о жертвах атома и о жизни как великом даре Божьем…

Недалеко от Красного костела – справа от него, уже за пределами ограды, в угловой ее части – памятный знак на месте гибели Владимира Омельянюка (1917 – 1942) – редактора первого номера подпольной газеты «Звязда», одного из создателей подпольной типографии в годы фашистской оккупации Минска. Монумент выполнен в виде подхваченных ветром листовок со следами пуль.

Рядом с костелом – бывшие доходные дома начала ХХ в. в модном тогда стиле модерн. Подобными домиками был застроен до войны отрезок нынешнего проспекта почти до самого моста через Свислочь. Костел и дома образуют живописный ансамбль, удачно вписывающийся в архитектурный ансамбль площади Независимости.

Площадь в 1930-е годы имела статус центра города, в 1950-е у нее появился идеологический дублер – Центральная площадь, ныне Октябрьская.

 

 

15. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: костел Матери Божьей д. Солы

 

(Сморгонский р-н, Гродненская обл.)

 

Памятник архитектуры модерна.

Построен в 1926-1936гг. Архитектор Адам Дубанович

 

Здание высотой 35 метров имеет ассиметричную многоплановую объемно-пространственную композицию. Объем нефа накрыт двухскатной крышей с вальмой над алтарной частью. К нефу присоединен трансепт и полуциркульная апсида с коническим покрытием. Пристройки сакристий невысокие и имеют криволинейные парапеты. Своеобразие постройке придают галереи-аркады. Входной тамбур полукруглый в плане.

Вертикальная доминанта здания – боковая двухъярусная башня-звонница с фигурным завершением. Двухъярусная 8-гранная башенка надстроена над средокрестием храма. Фасады декорированы фигурными щитами с волютами, ступенчатыми контрфорсами. Над входом хоры на двух колонах

В оформлении интерьера использована фресковая роспись.

 

Интересна судьба этого здания. Первый деревянный храм был основан до 1598г., когда Солы принадлежили Радзивиллам. Второй возведен после 1612г. благодаря фундации полоцкого воеводы Я.Кишки и его жены Кристины из Друцких-Соколинских. В 1632 году местечко продано Понятовским. В 1656 г. во время войны РП с Россией был сожжен и отстроен в 1699г. Это был деревянный двухбашенный на каменно-кирпичном фудаменте. Сгорел во время восстания Т.Костюшки вместе со всем местечком Солы. Снова отстроен и сгорел во время войны с Наполеоном. В 1853г. был освящен новый костел в честь Найсвятейшей Девы Марии Руженцовой. Это был деревянный двухбашенный храм. Сгорел во время первой мировой войны в 1915г. Во время закладки фундамента строители нашли клад, который состоял из ценной бронзовой жирандоли с византийским орлом и культовыми предметами. Эти ценности были спрятаны в 17 веке. С согласия курии эти находки были проданы краковскому антиквару, а полученные деньги пошли на строительства храма. Художественное оформление и роспись костела выполнил известный художник Петр Сергиевич.

Это один из последних памятников «историзма» на Беларуси. Тем более, что стиль модерн вообще был слабо распространен на белорусских землях. Это памятник необычен также тем, что вобрал в себя черты барокко, необарокко, готики с асимметрично-плавной трактовкой этих направлений зодчества. В итоге получился непохожий на другие ансамбль, который состоит из самых разнообразных форм. Костел можно ёмко охарактеризовать одним словом – разный. Он действительно встает перед нами разным, в зависимости от того, с какой стороны к нему подойти. Своеобразие придают галереи -аркады и вертикальная доминанта костела башня-звонница. Создается впечатление, что асимметрия форм и линий символизирует долгую и сложную судьбу этого храма.

 

 

16.Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: Маломожейковской церкви в д.Мурованка.

Храм оборонительного типа, который известен как Маломажейковский («Мурованка»), находится на южной окраине по­селка Скрибовцы Щучинского района Гродненской области, в 3 км от деревни Маломажейково. Из-за отсутствия письмен­ных источников и неточного датирования существовавших до­кументов, в которых упоминалось поселение Мажейковщина, исследователи сделали ошибочный вывод о том, что эта укрепленная церковь была заложена в 1407 г. Более того, необыч­ная форма здания, наличие высоких стройных башен дали им основание высказать предположение, что примером при строи­тельстве Сынковичской и Маломажейковской церквей послу­жили мусульманские минареты.

Анализ исторических документов, сделанный Н. Иодковским в 1915 г., показал, что дата 1407 г. была фальсифициро­вана еще в 1648 г. Детальное изучение памятника, искусство­ведческий анализ характерных черт и особенностей его архи­тектурных форм и деталей позволяют определить наиболее ве­роятное время возведения «Мурованки». Это первая половина XVI в. Судя по всему, церковь была построена между 1516 и 1542 гг. Она представляет собой четырехстолпное одноэтаж­ное строение размером около 15 х 13,5 м с высокой двускат­ной крышей. Толщина стен достигает 2 м. На каждом углу стоят цилиндрические оборонительные башни. В отличие от Сынковичской церкви, где башни являются самостоятельны­ми строениями, присоединенными к основному объему, в Маломажейковском храме они органически связаны с корпусом. Впечатление такое, будто стены храма постепенно перераста­ют в цилиндрические башни. Это создает эффект компактнос­ти и единства плана.

Две западные башни небольшие по размерам (диаметр их около 4,5 м, толщина стен достигает 1,8 м, а первоначальная высота равнялась 14 м). Восточные башни меньше (диаметр 3 м, толщина около 1 м). Когда-то в башнях были винтовые лестницы, которые вели к обоим ярусам бойниц, а также к бойницам боевой галереи фронтона. Каждая бойница имела вид постепенно сужающегося к середине проема, перекрытого округлой аркой. Ранее в северной и южной стенах было по семь бойниц, затем их осталось только шесть (по три с каждой стороны). В щите западного фронтона было два яруса бойниц (в нижнем ярусе — четыре бойницы, в верхнем — три), в щите восточного фронтона также были бойницы для стрельбы из ручного огнестрельного оружия. Этим «Мурованка» отличает­ся от Сынковичской церкви.

Западный фронтон возвышался над крышей и был своеоб­разным декоративным щитом, разделенным по горизонтали на две части. Внизу находились три ниши сложной конструкции, в каждой из которых было еще две ниши меньшего размера. В верхней части сделана большая ниша с двойной аркой. Не­смотря на очевидную простоту, такой декор гармонично рас­членяет поверхность щита и придает ему неповторимое изя­щество. Этому способствуют и вид фронтона с его крутыми скатами. Щит фронтона находится между более низкими угло­выми башнями, что значительно усиливает вертикальность за­падного фасада. Фасад оформлен по принципу постепенного нарастания декоративности. Восточный фронтон также имеет свои отличительные черты. Его вертикальные линии находят­ся в полном созвучии с неглубокими арками ниш, которые размещены в щите фронтона. Подобно западному фронтону, восточный разделяется на две части горизонтальной полосой. В нижней находятся две пары ниш, в верхней — три ниши, которые позднее были переделаны в обычные окна.

Стены Маломажейковской церкви украшены декоративны­ми элементами. Преимущественно это неглубокие ниши раз­личных форм. Они яркими пятнами выделяются на фоне кир­пичной кладки и снижают впечатление массивности здания. Своеобразными элементами архитектуры храма являются спа­ренные полуциркульные ниши, а также круглое окно в центре западной стены, как в памятниках романской и готической ар­хитектуры. Богато украшены боковые фасады, алтарная апси­да и башни. Внизу через все здания проходит лента традици­онного поребрика — ряд кирпичей, положенных на угол.

Вход в западной стене раньше был закрыт железными дверями и имел оборонительную решетку, которая опуска­лась сверху на цепях через специальный проем. В середине «Мурованки» единственная апсида занимает всю ширину храма и воспринимается как органическое продолжение зала. Четыре колонны разделяют помещение на три почти оди­наковых по высоте нефа, средний из которых достигает в высоту 12 м.При возведении Маломажейковской церкви по сравнению с Сынковичской был сделан еще один шаг к готике. Особенно выразительно это проявилось во внутренней конструкции. Зда­ние перекрыто сложными звездчатыми сводами с резко про­филированными нервюрами. Система сводов здесь более раз­вита и свидетельствует об усовершенствовании приемов готи­ческого строительства, умелом использовании его богатых де­коративных возможностей. Несмотря на общее сходство с Сын­ковичской церковью, Маломажейковская имеет и свои отли­чия — симметричный и правильный план, более богатое внеш­нее оформление и более слабую систему бойниц.

В 1656 г. (во время войны 1654—1667 гг. между Речью Посполитой и Русским царством) «Мурованка» была сильно по­вреждена. Ее удалось восстановить только через несколько лет. В 1706 г. войска Карла XII по приказу короля подвергли цер­ковь обстрелу. После этих событий Маломажейковская цер­ковь пришла в запустение, ее обновили только в 1822 г. После ремонта 1871 — 1872 гг. вид здания изменился. Западные баш­ни были приподняты, и в одной из них сделали колокольню. В восточных башнях лестниц не стало. В несколько измененном виде фасад «Мурованки» сохранился до наших дней.

 

17.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Залесский дворец М.Огинского.

 

Имение Залесье, где прожил двадцать своих лучших лет создатель прославленного полонеза «Прощание с Родиной» Михал Клеофас Огинский находится в Сморгонском р-не Гродненской области. Это памятник дворцово-парковой архитектуры 18-19вв. Принадлежал роду Огинских.В комплекс входили 2 части – старая усадьба 1-й половины 18 века в стиле барокко(не сохранилась) и новый дворцово-парковый ансамль в стиле классицизма, возведенный в начале 19 века.

Корни генеалогического древа Огинских – старая восходят к белорусскому шляхтичу Дмитрию Глушонку, который около 1500 года получил от великого князя литовского Александра имение Огинты под Ковно. Его наследники стали писаться Огинскими.

В 21 год избранный в сейм Речи Посполитой, Михал Клеофас позже получает назначение посланником в Гаагу, затем посещает Лондон, в конце 1792 года Огинский оказывается в Санкт-Петербурге, где был представлен императрице Екатерине ІІ. Под его музыку танцевали тогда на балах Северной Пальмиры. Михалу Клеофасу была предложена служба в правительстве и пост казначея Литвы.

Но он играет важную роль в восстании 1794 года. После поражения восстания началось изгнание. Возвращение на родину оказалось возможным лишь после вступления на престол Александра І, даровавшего Огинскому прощение его «революционных грехов». Так появилось в его биографии Залесье.

Залесье перешло к Михалу Клеофасу в 1802 году от его родного дяди ¾ графа Франтишека Ксавера Огинского.

Михал Клеофас энергично взялся за переустройство усадьбы. Произведенные им перемены особенно ярко проявились в создании нового дворцово-паркового ансамбля.

Старый просторный деревянный господский дом в стиле барокко с во французском вкусе парком, расположился вместе с хозяйственными постройками и плодовым садом по одну сторону от широкой липовой аллеи ¾ центральной оси преображенного дворцово-паркового ансамбля.

С противоположной стороны от этой аллеи разместился, романтический английский парк с Г-образным каменным дворцом, увенчанным башенкой с часами, ¾ его фасадов коснулась уже кисть классицизма. К флигелю дворца примыкали две оранжереи, где выращивали экзотические фрукты. На берегу пруда с островом, к которому был переброшен мостик, стояла водяная мельница ¾ одновременно утилитарный и сентиментальный элемент композиции. На аллею выходила своим боковым фасадом каплица, служившая силуэтным акцентом усадьбы. За рекой, цепко взятый в крепкую деревянную ограду, находился зверинец с дикими животными.

Прямой потомок Михала Клеофаса, автор книги об Огинском Анджей Залуский, «жизнь в Залесье... своей размеренностью напоминала жизнь Версаля, судя по описаниям герцога Сен-Симона. Утро отводилось серьезным занятиям: учебе, формальным встречам для обсуждения политических вопросов, деловым беседам, переписке, работе над мемуарами. Обед всегда и для всех был в час дня. Еда и вина были особенно изысканными, и стоило только кому-то из гостей мимоходом заметить, что он кушал за границей гусиный паштет из Страсбурга и тот ему понравился, как этот деликатес уже подавали на стол…»

В 1822 году Михал Клеофас Огинский навсегда покинул свои «Северные Афины», как окрестили Залесье поэты и музыканты. Во Флоренции он поселился в центре города.

Его навещает Адам Мицкевич. 15 октября 1833 года стало его последним днем. В храме-пантеоне Санта Кроче (Святого Креста), где погребены увенчанные всемирной славой Микеланджело, Галилео Галилей, Николо Макиавелли покоится и прах Огинского.

 

 

18. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

дворцово-парковый ансамбль Румянцева-Паскевича в Гомеле.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.047 сек.)