АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

По дисциплине «Краеведение Беларуси»

Читайте также:
  1. БИЛЕТЫ по дисциплине
  2. вопросов к контрольной работе по дисциплине «Управленческий консалтинг»
  3. График выполнения и сдачи заданий СРС по дисциплине
  4. График СРС и СРСП по дисциплине
  5. Данные о дисциплине: Дисциплина «История Казахстана»
  6. дисциплине «Строительные материалы».
  7. Для контрольной работы для студентов заочной формы обучения экономического факультета по дисциплине
  8. для подготовки к зачету по дисциплине
  9. для проведения тестирования по учебной дисциплине «Конституционное право» в 2011–2012 учебном году
  10. Домашнее задание по дисциплине «Политология»
  11. Задания для выполнения теоретической части контрольной работы ПО ДИСЦИПЛИНЕ «информационные технологии в менеджменте»
  12. зачета по учебной дисциплине
    1. Краеведение Беларуси. Цели, задачи и содержание.

Дайте определение понятия «краеведение Беларуси». Опишите значение краеведения. Охарактеризуйте цели и задачи краеведения. Поясните значимость изучения курса «Краеведение Беларуси».

Краеведение – это проводимое на научной основе изучение населением исторических, политических, социально-экономических, географических, культурных, природных и ряда других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определенной территории страны (села, города, района, области и т.д).

Краеведение всегда являлось первоосновой знаний и охватывало почти все сферы человеческой деятельности, служило прогрессу общества.

В современных условиях оно служит как бы ориентиром в воспитании исторической памяти народа, его национального самосознания. Любовь к Родине, стремление самоотверженно служить своему народу, сохранять его язык, культурное и историческое наследие, обычаи и традиции невозможно без детального изучения родного края. Курс «Краеведение Беларуси» является составной частью теоретической подготовки будущих специалистов экскурсоводов, туристических агентов.

Предусмотрено знакомство учащихся с памятниками археологии, истории и культуры Беларуси, народными традициями, праздниками, обычаями, обрядами, бытом, фольклором Беларуси.

Целью краеведения является бережное отношение к историческому и культурному наследию прошлого, потребность в сохранении и пропаганде памятников истории и культуры. Для этого используются документы архивов, материалы и документы экспедиций, музеев, краеведческая литература, воспоминания участников и очевидцев исторических событий, литературные источники.

Также цель краеведения заключается в систематизации и углублении имеющихся краеведческих знаний учащихся для самостоятельной экскурсионной работы.

Главная задача – это история исследований прошлого Беларуси.

Другой задачей является узнать глубже: кто были люди, занимавшиеся исследованием памятников древности, какая эпоха их порождала, чем они жили и что приводило их к подобной деятельности.

 

 

    1. Общая характеристика видов краеведения.

Перечислите виды краеведения. Выделите отличительные черты географического, литературного и исторического краеведения. Охарактеризуйте формы организации исторического краеведения. Поясните значимость изучения курса краеведения для получения будущей профессии.

Виды краеведения: географическое, литературное и историческое.

Географическое краеведение иногда называют малой географией. Оно является частью общего краеведения и изучает природу, население и экономику края в их тесной взаимосвязи. Также является важным фактором в развитии экономики и культуры отдельных районов страны. Краеведы активно работают над разгадкой тайн природы своего края, изучают естественные ресурсы и возможности их использования в хозяйстве, открывают месторождения полезных ископаемых, производят археологические и исторические розыски, занимаются этнографическими и другими исследованиями, ведут пропаганду знаний о своем крае.

Литературное краеведение является частью общего краеведения и изучает биографию и места связанные с жизнью и деятельностью литераторов, литературные произведения.

Одним из разделов общего краеведения является историческое краеведение, задача которого – познание тех или иных исторических явлений, событий, процессов, относящихся к различным этапам истории края, на основе письменных и вещественных источников, изучения жизни и деятельности выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

По формам организации историческое краеведение делится на государственное (научное), общественное и школьное.

В государственном краеведении изучение края находится в ведении исследовательских институтов, краеведческих музеев, библиотек. Музеи ведут большую работу по комплексному изучению своего края, снаряжают специальные экспедиции, отрабатывают разнообразный статистический материал, делают интересные и ценные открытия. Через всевозможные экспозиции, издания книг, брошюр, плакатов они популяризируют знания и о своем крае среди широких слоев населения.

В общественном – ведущая роль принадлежит местному населению: как краеведам- любителям, так и лицам, организуемым профсоюзными организациями, домами культуры, клубами. Это добровольные краеведческие общества, краеведческая работа туристов. Краеведы-любители часто являются первооткрывателями и проводниками для исследовательских экспедиций. Им хорошо известны «диковинки» местного края, они первые сигнализируют о них в научные и административные инстанции.

Школьное краеведение предусматривает всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой.

Все формы исторического краеведения находятся в тесной взаимосвязи (используют одни и те же и занимаются одними и теми же объектами изучения).

 

    1. Школьное краеведение.

Дайте определение понятия «школьное краеведение». Опишите цели и задачи школьного краеведения. Охарактеризуйте организационные формы краеведческой работы в школе. Поясните, к каким общеобразовательным дисциплинам школьное краеведение может привить интерес.

Школьное краеведение является одной из форм исторического краеведения.

Школьное краеведения – это всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой.

или

Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально - экономических и исторических условий родного края.

Цель: Расширять знания учащихся по краеведению, осветить историю Беларуси, познакомить с памятниками истории и культуры края, привить чувство ответственности и заботы за их судьбу, через местный исторический материал сделать знания учащихся более прочными и глубокими.

Задачи: Расширить и углубить знания учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ, физкультуре; сформировать знания, умения, навыки в краеведческой работе; содействовать гармоничному развитию личности учащегося; совершенствовать духовные и физические потребности; формировать жизненную самостоятельность и деловые качества; формирование гуманного отношения к окружающей среде; воспитание патриотизма, любви к родному краю; создать условия для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Организационные формы: Урочное и внеурочное

оба вида работы включают в себя следующие компоненты: обучающий, воспитывающий, развивающий, результативный.

Внеурочная-связана с экскурсиями, походами, экспедициями, которые позволяют реализовать аспекты нравственного воспитания, целенаправленного вовлечения школьников в различные сферы поисково-исследовательской и научной работы со здоровым отдыхом учащихся.

Основной задачей экскурсионно-туристской работы учителя со школьниками является изучение родного края. Эта форма внеклассной работы позволяет наглядно показать учащимся многое из того, о чем они узнали из учебников, рассказов учителя на уроке или о чем им еще предстоит узнать из школьного курса. Эта форма работы позволяет сочетать теоретические знания по истории с практикой личного участия школьников в учебных и научных исторических исследованиях.

Учебная программа: формы-урок,экскурсия,доп.занятия.

Внеклассная работа: формы-кружок,объединение, экскурсия, поход, экспедиция, вечера, конференции, олимпиады.

Интерес проявить может к истории, биологии, географии, литературе, физкультуре;

Пример! В МКП действуют научное общество учащихся, исторический кружок «Памяць» (руководитель Бычко), музей истории создания МКП. Многообразны и формы организации внеклассной работы- это экскурсии, вечера, олимпиады, конкурсы, викторины, конференции и др. Такие мероприятия способствуют сплочению учащихся, помогают преподавателю сблизиться, и сдружиться с ребятами, научить и донести до учащихся необходимые умения, знания, навыки в наиболее доступной форме, приобрести массу новых положительных эмоций и впечатлений.

  1. Археологические источники и пути их использование в краеведческой работе.

Дайте определение понятия «археология». Перечислите и охарактеризуйте основные археологические источники. Поясните, какова роль изучения археологических источников для краеведения.

Археология – это наука о древности, которая изучает прошлое путем раскопок

Объект ее изучения – вещественные памятники прошлого, т.е. все то, что, было произведено человеком в прошлом для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, показывают исторический процесс в целом в различных его проявлениях.

На территории Беларуси зарегистрировано около 6 тыс. крупных археологических памятников, включающих до 50 тыс. отдельных объектов.

К основным археологическим источникам относят:

- Поселения и жилища – прошли долгий путь развития от примитивных стоянок и шалашей до современных супергородов и небоскребов. Их развитие находилось в зависимости от развития производства, физико-географических условий, особенностей общего исторического процесса, этнической истории, характера общественных отношений.

Среди древних поселений выделяют 2 группы:

а) неукрепленные (открытые) – стоянки, стойбища, селища - были единственным типом поселения первобытного человека. Большинство их располагалось возле водоемов. С появлением укрепленных поселений они не прекратили своего существования, но их уже стали называть селищами.

б) укрепленные поселения называют городищами - Они устраивались на местах, имевших естественную защищенность, а укрепляли их валом и рвом.

- Города, феодальные замки, пограничные крепости, которые тоже относились к укрепленным типам поселений, состояли из нескольких частей. Непременной частью города был дединец, служивший военным, административным, политическим и религиозным центром. Города имели сложную внутреннюю планировку, систему улиц, кварталов, отдельных усадеб, площадей. Феодальные замки в отличие от городов имели небольшие размеры, представляя собой двор феодала, состоявший из жилых и хозяйственных построек, окруженных мощными укреплениями.

- Жилища - для археологии важен нижний слой жилищ.

- Погребения – По внешним признакам погребения делятся на курганные и грунтовые.

По обряду захоронения различают могилы с трупоположением (ингумация) и трупосожжением (кремация). Курганы – известны в народе как волотовки, капцы, шведские или французские могилы, но к последним курганы никакого отношения не имеют. Древнейшие курганы датируются рубежом 3 и 2 тысячелетий до н.э.

- Остатки древних производств = шахты, мастерские и др. (д.Бердыж, поселок Красносельский, Волковыский и Чечерский р-н).

- Остатки культовых сооружений, древних каналов, дорог, полей земледелия, пещеры со следами обитания в них людей, каменные изваяния, наскальные изображения, древние оборонительные сооружения: валы, рвы, крепостные стены и башни.

- Отдельная древняя вещь, орудия труда.

Для Беларуси ценность археологического материала особенно ценно, потому что письменные источники, в которых содержатся исторические сведения о жизни и деятельности наших предков, появляются сравнительно поздно. Особую ценность памятники представляют для изучения развития производства, успехов людей в совершенствовании орудий труда, технологии их изготовления и способов употребления.

 

5. Палеографические источники.

Дайте определение понятия «палеография». Перечислите и охарактеризуйте основные палеографические источники. Поясните, какова роль изучения палеографии для краеведения.

Палеография (от греч. палайос древний, графо – пишу) – наука, изучающая внешние признаки памятников письменности, графику, материал, орудия письма, бумажные водяные знаки, орнамент, украшения в их историческом развитии.

Палеографические источники:

- Печати – редчайшие находки на территории Восточной Европы, которые принадлежали женщинам княжеского звания. (12в.- печать святой Софии, найденная в 1962 при раскопках в Полоцке, принадлежала матери Ефросиньи Полоцкой). Древнейшим образцом восточнославянского кирилловского письма 10 в., является печать полоцкого князя Изяслава с надписью «Изас(лав)ос» русскими буквами. Две печати с надписями «Симеон «и «Дмитрий» - в Волковыске.

- Кресты с надписями (крест Ефросиньи Полоцкой, сделанный в 1161 Лазарем Богшей, который в 1941 году похитили фашисты и дальнейшая его судьба неизвестна)

- Борисовы камни, 4 огромных валуна с высеченными на них крестами и надписями одинакового содержания «Господи помози рабу своему Борису», лежали в русле р. З. Двины ниже Полоцка. Рогволодов камень – д. Дятловка Оршанский р-н.

- Пергамент и береста - первая единственная берестяная грамота на территории Беларуси была найдена в Витебске в 1959 г. рабочим Фроловым во время земляных работ в Витебске.

- Древние надписи, процарапанные остриями на стенах зданий, на бытовых предметах – граффити (надписи на стенах Киевской Софии, Полоцкой Софии, Спасской церкви в Полоцке).

- Сосуды – амфоры (корчаги), (Новогрудская амфора 12 в)

- Именные пряслица с надписями («Бабино праслень» из Витебска – 11в).

- Колокола (надписи на колоколах Нижней церкви в Гродно-12 в.).

О развитии письменности можно судить не только по отдельным эпиграфическим, письменным памятникам, но и по находкам орудий письма (писала). В задачу палеографического анализа входит изучение рукописного орнамента и миниатюр. Древнейший рукописный памятник «Туровское евангелие» 11 в. в своем первоначальном виде был богато украшен миниатюрами и заставками.

 

6. Основа нумизматических исследований на территории Беларуси.

Дайте определение понятия «нумизматика». Назовите, кто занимался собиранием монет на территории Беларуси. Охарактеризуйте развитие белорусской нумизматики как науки. Поясните, какова роль изучения нумизматики для краеведения.

В основе термина «нумизматика» (собрание, коллек­ция монет), возникшего в Византии, лежат греческое слово «номос» (право, закон, обычай, законное платеж­ное средство) и производное от него «номизма» (моне­та). Нумизматика — вспомогательная историческая дис­циплина, изучающая историю денежных систем и де­нежного обращения, техники монетных эмиссий (произ­водства), медальерного искусства. К отдельным разде­лам ее исследований относятся также домонетные средства платежа и рыночного обращения — товаро-деньги, бумажные деньги (бонистика), медали, ордена и значки (фалеристика).

Первым собирателем старинных монет в Белоруссии был Н. П. Румянцев, начало нумизматической деятель­ности которого относится к 20-м гг. XIX в. В 1831 г. коллекция, собранная им в Гомеле, поступает в Казен­ное ведомство (Петербург), а в 1861 г. перевезена в Москву, где легла в основу нумизматического собрания созданного здесь Румянцевского музея. Иван Ф. Паскевич, купивший в 1834 г. Гомель у Румян­цевых, составил здесь новую коллекцию из нескольких тысяч монет различных стран и эпох.

В Виленской губернии крупнейшим собирателем мо­нет в 40—60-х гг. был Е. П. Тышкевич. В 1854 г. он обратился к виленскому генерал-губернатору с предло­жением организовать исторический музей. 29 апреля 1855 г. в Вильно были учреждены Археологическая комиссия и «Музеум древностей». В 1858 г. нумизма­тическое собрание Виленского музея состояло из почти 3,5 тыс. монет, в 1879 г. — из более чем 4,6 тыс. монет и 1,2 тыс. медалей.

На Минщине в 70 — 80-х гг. активную работу по сбору старинных монет вел Г. X. Татур. На Гродненщине частное собирательство приобретает широкий размах в 80 — 90-х гг. Значительными нумизматическими собра­ниями обладали владелец имения Мир в новогрудском уезде П. Д. Святополк-Мирский и владелец имения Нача Лидского уезда В. Шукевич. На Витебщине крупными нумизматическими коллек­циями в 80-х гг. владел археолог М. Ф. Кустинский и др. На Могилевщине и Гомельщине много монет собрал в начале XX в. известный этнограф Е. Р. Романов.

С конца XIX в. решающая роль в деле регистрации и сбора монетных находок в на территории Беларуси переходит от частных коллекционеров к музеям. В 70—80-х гг. наиболее значительные нумизматические собрания принадлежат уже музеям, созданным при статистических комитетах пяти западных губерний—Виленской, Минской, Гродненской, Витебской и Могилевской. В различных городах на территории Беларуси создается, помимо организованных при статистических комитетах, еще целый ряд музеев.

После 1917 г. наступает новый этап в развитии бело­русской нумизматики. Создание Белгосмузея и его филиалы в Витебске, Гомеле и Могилеве. Наиболее богатыми и упорядоченными нумизматическими собраниями обладают Белорусский государственный музей и Нумизматический кабинет БГУ. Нумизматика Беларуси стала университетской дисциплиной.

Становлению нумизматики как науки предшествовал длительный т. д. период накопления фактического матери­ала. Первые сведения о коллекционировании монет от­носятся к античному времени; в Западной Европе оно получило распространение с XV в., в России — с конца XVII в. В XVIII в. оформились наиболее значительные мировые монетные собрания в Вене, Париже, Лондоне, Берлине, Петербурге. После этого нумизматика эволю­ционирует от простого, механического собирательства памятников денежного обращения и их общей класси­фикации к широкому историческому, экономическому, искусствоведческому, метрологическому и палеографи­ческому анализам с привлечением письменных, архео­логических и других источников.

 

7. Язык беларусов.

Дайте определение понятия «белорусский язык». Назовите и опишите основные этапы развития белорусского языка. Опишите основные этапы. Поясните, какова роль изучения белорусского языка для краеведения.

В жизни любого этноса язык играет важную роль. Белорусский язык- язык белорусского народа, который в основном проживает на территории РБ. Он принадлежит к индоевропейской языковой семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе. Современный белорусский язык представляет собой окончательно разработанный и нормированный язык, который обслуживает все формы деятельности людей - культурную и общественную жизнь. Это язык художественной литературы, научных и образовательных учреждений, средств массовой информации.

В развитии литературного (письменного) белорусского языка можно выделить несколько стадий. После распада Киевской Руси под напором монгольского нашествия западные земли древнерусского государства в конце 13 в. вошли в состав ВКЛ. Государственным языком в княжестве был старобелорусский (или «древнебелорусский») язык, развитие которого шло на протяжении 13-16 вв. Именно на нем велись дипломатическая и частная переписка, судоустройство, переводились литературные произведения. На старобелорусском возникло книгопечатание, основателем которого стал Ф. Скорина. С 16 в. старобелорусский постепенно уступает место польскому языку. В 17 в. окончательно заменен польским, который в 1696 г стал государственным. Белорусский язык был практически запрещен для употребления в официальных документах и в общении. Но он развивался в крестьянской среде, благодаря чему он просуществовал вплоть до к. 18 в.

Второй период в развитии белорусского литературного языка наступил после разделов Речи Посполитой. Этот период не был благоприятным для развития языка. Несмотря на это, в п.п. 19 вв. первые встал вопрос о самостоятельном белорусском языке, что явилось одним из фактором формирования белорусского этнического самосознания. Старобелорусский язык к тому времени сохранился только в устной форме.

У истоков белорусского литературного языка стояли представители местной интеллигенции. Несмотря на то, что они считали себя этническими поляками, они интересовались культурой и языком простого населения. Ян Чачот, А. Рыпинский, В. Сырокомля, В. Дунин-Марцинкевич и многие другие уроженцы Беларуси писали не только на польском, но и на местном языке, за которым еще в п.п.19 в. закрепилось название «белорусский».

Употребление белорусского языка значительно активизировалось в к. 19 в. Его начали использовать в литературной форме Ф. Богушевич, Э. Пашкевич, М. Богданович, Я. Колас, Я. Купала и многие другие, хотя их произведения не имели еще единых орфографических и грамматических форм. И следование особенностей белорусского языка впервые на научную основу поставил Е.Ф.Карский в своем 3-х томном труде «Белорусы» (1902-1922 гг.). В 1906г. в Петербурге основано белорусское издательское товарищество «Загляне сонца і у наша аконца» и первая легальная газета «Наша доля».

После событий революции белорусский язык стал государственным. Но в годы советской власти его развитие проходило в сложных условиях.(носителями белорусского языка выступало сельское население, сталинский режим способствовал вытеснению языка из государственных и общественных сфер жизни,)

Третий этап развития белорусского языка связан с событиями перестройки в СССР. В Беларуси развернулось движение за возрождение национальной культуры и языка. Белорусский язык стал использоваться в государственных структурах, учреждениях, правоохранительных органах и др. Но, несмотря на это, белорусский язык не стал языком большинства. В 1995 г. на Республиканском референдуме большинством голосов было призвано равенство белорусского и русского языков.

 

8. Музееведение.

Дайте определение понятия «музееведение» и «музей». Перечислите типы и профили музеев. Охарактеризуйте процесс комплектации основного и вспомогательного фондов музея. Поясните, какова роль музея в краеведении.

Материалы по истории родного края хранятся в государственных архивах и музеях. Существует целая научная дисциплина, Музееведение или музеология, которая изучает историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

Музей – (от греч. музеум – храм муз), научно-исследовательские или научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Типы музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные.
Профили музеев: Исторические, технические, сельскохозяйственные, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др. возникли в 15-16 вв.

Особое место в системе краеведческих исследований занимают историко-краеведческие музеи, создаваемые при дворцах и домах культуры, клубах, предприятиях, и других учреждениях по инициативе краеведов и при их непосредственном участии. К ним тесно примыкают историко-краеведческие музеи школ, колледжей. Все они создаются и работают на общественных началах, являются центрами, где концентрируются материалы, собранные краеведами. Их задача – собирать, хранить, изучать, и экспонировать памятники истории и культуры края в целях воспитания и образования учащейся молодежи и школьников.

Сложились следующие профили историко-краеведческих музеев: историко-революционные, боевой и трудовой славы, мемориальные, истории учебных заведений, промышленных предприятий, колхозов, совхозов. Чаще всего создаются музеи комплексного профиля, отражающие в своей экспозиции историю края, с древнейших времен до наших дней, его хозяйство, культуру, природные условия. В отдельных случаях выбирается более узкий профиль – археологический, этнографический, литературный, художественный.

Музей открывается при наличии собранных краеведами коллекций подлинных памятников истории и культуры, на основе которых создана экспозиция музея определенного профиля, актива, способного проводить воспитательную и культурно-просветительскую работу среди населения при помощи музейных экспонатов, помещения и минимально необходимого оборудования, обеспечивающего сохранность и условия для показа собранных коллекций. Основным признаком музея является наличие коллекций подлинных материалов, которые дают возможность с необходимой полнотой раскрыть события, факты, явления. Не все собранные материалы можно использовать в экспозиции музея, а только те, которые достаточно полно могут отразить основные вопросы темы.

В связи с этим необходимо различать основной и вспомогательный фонды музеев. К основным фондам относят:- вещественные памятники, памятники письменности, изобразительные материалы. Все они невозместимы при утере или порче.

Вспомогательный фонд образуется при создании музея и служит средством пояснения подлинных памятников или используется для их замены (диаграммы, схемы, диорамы, панорамы, муляжи и т. д.).

В феврале 2007 г. у нас в техникуме был открыт музей истории создания Минского техникума предпринимательства. Приказ об его открытии был издан директором техникума Борейко Г.С. Материалы музея рассказывают об истории создания техникума, его первых выпускниках, педагогах, о современной жизни учебного заведения. В 2008 г. выпускник программного отделения Каменко А.В. создал виртуальный музей МТП. Музеи учебных заведений отличаются от остальных музеев тем, что вся их деятельность включается в общий план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

 

9. Несвижская коллекция рода Радзивиллов.

Перечислите, что входило в состав несвижской коллекции Радзивиллов. Опишите историческое значение несвижской коллекции рода Радзивиллов. Охарактеризуйте роль несвижской коллекции рода Радзивиллов. Оцените значение коллекционерной деятельности Радзивиллов для краеведения.

В замке было собрано несколько великолепных коллекций – помимо архива Радзивиллов и их потрясающей и не имевшей аналогов по разнообразию библиотеки (более 20.000 томов), здесь находилась великолепная картинная галерея, отдельное место в которой занимали парадные портреты владельцев замка, коллекция оружия, а также коллекции охотничьих трофеев нумизматическая коллекция (около 13 000 экз.), золотая и серебряная посуда, драгоценности, слитки металлов, коллекция личных вещей (подарки римских пап, монархов и тысячи других вещей). Одно время при замке существовала даже оранжерея с редкими видами заморских растений. Но главной "изюминкой" собрания Радзивиллов была коллекция "12 апостолов". Это статуи двенадцати апостолов в человеческий рост из золота и серебра, усыпанные драгоценными камнями. Апостолы украшали Голубую залу в Несвижском замке.

Несвижская библиотека Радзивиллов стоит на первом месте среди наиболее известных книжных собраний Беларуси. Книжные сборы создавались и существовали и в других имениях и дворцах рода, но несвижская библиотека оставалась главной. Это книжное собрание, по сути, частная коллекция, частично выполняло функцию государственного книжного собрания в Великом княжестве Литовском. Основателем библиотеки Несвижского замка считается Николай Радзивилл Черный (1515-1565). Благодаря широким культурным связям, владелец комплектовал библиотеку рукописями и изданиями, привезёнными из Европы, книгами из типографий ВКЛ, в том числе и из собственных типографий в Несвиже и Бресте. Фонд библиотеки увеличил его сын Николай Христофор Радзивилл Сиротка, который во время своего нахождения заграницей присылал в Несвиж множество книг.

С самого начала существования библиотеки она не только пополнялась, но и несла определенные утраты. Это и жертвования и конфискаты и разграбления во время войн.

Сейчас части последнего Радзивилловского книгосбора хранятся в Минске в Национальной библиотеке Беларуси, в Центральной научной библиотеке Национальной Академии наук Беларуси, Президентской библиотеке, Национальном историческом архиве Республики Беларусь. Экземпляры с Радзивилловскими превененциями (экслибрисами, печатями, владельческими записями и др.) можно найти во многих хранилищах Европы – в Польше, Финляндии, Франции и т.п.

Коллекция имеет необычную судьбу.Коллекция вызывала зависть далеко за границами Речи Посполитой. Захватчики с удовольствием «обирали» Радзивиллов. Таким образом была вывезена коллекция доспехов в Америку. После распада РП многие вещи оказались во владении России, а большая часть библиотеки и архива были вывезены в качестве военной добычи. Воровали все, кто имел возможность. Наибольшая трагедия коллекции связана с периодом наполеоновской войны. Во время военных действий 1812 г. вывезено 13 возов радзивилловских сокровищ. Часть собрания в Эрмитаже, Успенском соборе в Москве. Наиболее ценные вещи найдены в оружейной палате в Кремле. Монеты и медали передали в Харьковский университет. Пропала коллекция драгоценных камней, колец, табакерок, а также гетманские булавы, гобелены и много других предметов.

 

10. Несвижский архив рода Радзивиллов.

Назовите дату создания Несвижского архива. Перечислите основные фонды архива.

Охарактеризуйте Несвижский архив Радзивиллов, его современное состояние.

Несвижский архив был создан в 1551 году по привилею польского короля и великого литовского князя Сигизмунда II Августа. Привилей разрешал князю Николаю Радзивиллу Черному создать государственный архив Великого княжества Литовского, что и было сделано.

В Несвижском архиве хранились жалованные грамоты великих князей Великого Княжества Литовского и привилеи королей Польши Радзивиллам на имения и староства, статуты и привилеи частновладельческих городов, имущественно-хозяйственные и финансовые документы Главного управле­ния имениями, ординаторских управлений, имений и фольварков Несвиж­ской. Клецкой, Мирской и Давид-Городокской ординаций, Койдановского и Слуцкого княжеств. Среди документов архива — переписка князей Ра-дзивиллов по служебным, военным и личным вопросам; биографические документы (родословные книги, генеалогические таблицы, брачные кон­тракты, дарственные, завещания и др.). Кроме документов, относящихся не­посредственно к роду Радзивиллов, в Несвижском архиве хранились также материалы родственных Радзивиллам родов — Завишей, Флемингов, Вит­генштейнов.

Несвижский архив состоял из двух частей: Витгенштейнов и Радзивил­лов.

Радзивиллы заботились о своем архиве. Любой документ посетитель найдет на том месте, какое этому документу назначено по описи.

Исторические катаклизмы XX в. трагически сказались на судьбе архи­ва. Единый некогда архивный комплекс оказался разделенным.

После октябрьской революции 1917 князья Радзивиллы вывезли часть документов Несвижского архива в Варшаву. В 1939 г. после воссоединения Западной Беларуси в едином государстве, Несвижский архив был перевезен в Минск и передан АН Беларуси. Всего из Несвижского архива было привезено около 30 тонн материалов, что в пересчете на погонные метры составляет около 100 метров.

Каталогов и описей материалов архива выявлено не было. Только в одном документе сохранилось описание материалов Несвижского архива- это архивные материалы ВКЛ ХУ1-ХУШ вв. и дипломатическая переписка князей Радзивиллов, архивные материалы духовных и религиозных организаций, в большин­стве своем находившихся на территориях и землях, принадлежавших Радзивиллам, разные хозяйственные материалы радзивилловских имений, экономий и предприятий, а также фамильный архив Радзивиллов. Однако не все материалы Несвижского архива хранились в Несвижском замке,основная часть архива (20 разделов из 30) осталась в Варшаве.

Начало Великой Отечественной войны и оккупация Минска не позволили решить вопрос о возвращении архива князей Радзивиллов из Варшавы, а также своевременно эвакуировать привезенные материалы Несвижского архива и они остались в Минске.

В годы ВОв гитлеровцы вывезли документальные материалы Несвиж­ского архива Радзивиллов. После окончания войны часть их была возвра­щена в Минск. Так единый некогда архивный комплекс оказался разде­ленным.

В настоящее время материалы Несвижского архива Радзивиллов нахо­дятся, кроме Национального исторического архива Беларуси, в ЦГИА Ук­раины (Киев), Государственном историческом архиве Литвы (Вильнюс), Главном архиве древних актов (Варшава), а также в архивах других стран.

Ведется работа по созданию виртуального архива Радзивиллов. Основ­ные исполнители: Беларусь, Польша, Литва, Украина.

Запланированы три этапа оцифрования: 1) научно-справочного аппарата, 2) наиболее часто используемых документов, 3) всех оставшихся источников.

Государствен­ная архивная служба Беларуси в этой работе опирается на поддержку Европейского фонда «Диалог» (Польша). Срок исполнения зависит от финансирования.

 

1. Музейные собрания Хрептовичей.

Назовите наиболее ярких представителей фамилии Хрептовичей. Опишите деятельность основных представителей рода. Охарактеризуйте процесс формирования библиотеки Хрептовичей. Поясните, какова роль библиотеки Хрептовичей в Щорсах для краеведения.

Род магнатов Хрептовичей (первое упоминание о нем относится к началу XV века). Славу роду принес граф Иоахим Литавор – депутат нескольких сеймов, маршалок главного трибунала Великого княжества Литовского и, наконец, последний его канцлер.

В родовом поместье, в Щорсах Новогрудского района граф открыл школу, построил униатскую церковь, большое помещение под рукописные, архивные материалы, под собрания книг. Как видный политический деятель своего времени, Иоахим Хрептович много поездил по свету. И отовсюду -- из Франции, Германии, Голландии, Польши, Литвы, Италии -- привозил книги, рукописи, документы, гравюры. Ибо всю свою жизнь посвятил высочайшей цели -- собрать невиданную по тем временам библиотеку.

Собранные им книги можно разделить на две линии направленности. Первая -- польская линия. Это сборники хроник польских летописей, исторические, философские, публицистические произведения XVIII века, первые польские книги светского характера XVI--XVII веков. Встречались гродненские и полоцкие издания. Вторую, западноевропейскую, линию представляют: произведения античных авторов, древнегреческих историков, философов, поэтов, драматургов, проза, ораторское мастерство, богословская литература, классическая французская литература. Среди них -- 3 инкунабулы, палеотипы, книги XV--XVIII веков из типографий Венеции, Базеля, Лейпцига. Почти на всех книгах проставлены экслибрисы графов Хрептовичей.

После смерти Иоахима Литавора собрание перешло к сыну -- Адаму Хрептовичу (политический деятель, филантроп, меценат, участник восстания Т.Костюшко в 1794 г.

Слава Щорсовской библиотеки, ее богатое разнообразное содержание привлекали многих известных людей. Здесь работали историки И.Лелевель, А.Ельский, поэт В.Сырокомля, астроном М.Почебут, профессор Виленского университета Ю.Ярошевич. Несколько раз приезжал Адам Мицкевич.

Когда началась первая мировая война, последний владелец поместья в Щорсах Константин Аполлинарьевич Хрептович-Бутенев, опасаясь за собранное, передал коллекцию на депозит (временное хранение) в библиотеку Киевского университета. С условием, выраженным в завещании, что как только откроется университет на родине (т.е. в Беларуси), библиотека будет возвращена. Предполагается, что было передано 7.000 томов. Это книги по различным вопросам истории, культуры, философии, экономики, сельского хозяйства, а также белорусские старопечатные книги, рукописи, письма монархов, географические карты, чертежи, рисунки и т.д. Хотя этнограф и историк А.Ельский, посещавший библиотеку ранее, называет цифру в 20.000 томов приблизительно. Воля завещателя не выполнена по сей день. Теперь фонд Хрептовича находится в библиотеке Академии наук Украины. Лишь только один экземпляр книги из библиотеки Хрептовичей недавно вернулся в Беларусь и находиться в Национальной библиотеке РБ.

 

2. Музейные собрания Тызенгаузов.

Назовите наиболее ярких представителей фамилии Тызенгаузов. Опишите деятельность основных представителей рода. Охарактеризуйте процесс формирования орнитологического музея и картинной галереи в Поставах. Поясните, какова роль музея и галереи в Поставах.

Наиболее яткими представителями фамилии Тызенгаузов являются Антоний и Константин. В 1720 г. местечко Поставы переходит во владение рода Тызенгаузов. Управляющий королевскими экономиями и староста гродненский Антоний Тызенгауз попытался перестроить Поставы в один из центров культурно – промышленного преобразования белорусского края. По его замыслу и при участии архитектора Джузеппе де Сакко полностью видоизменилась центральная часть местечка: на Рыночной площади появился ансамбль – крытый рынок, дома ремесленников, здание городской канцелярии и суда, школа, аустерия, заезжие дома, гостиница, аптека. Построил мануфактуры – полотняную, бумажную и мануфактуру поясов. До сегодняшнего дня сохранились ремесленные здания в стиле барокко, лечебница, здание бывшей гостиницы на центральной площади, дворец Тызенгауза.

Новый владелец Постав – Константин Тызенгауз превратил город в один из научных и культурных центров Беларуси. Во дворце был создан орнитологический музей, картинная галерея, значительная библиотека.

Константин серьёзно занимался научной деятельностью в области орнитологии, написал и издал книги «Основы орнитологии или Науки о птицах» и «Всеобщая орнитология, или описание птиц всех сторон света». Эти издания, которые Константин украшал рисунками собственноручно, и по сей день не потеряли своей важности.

В орнитологическом музее было представлено несколько тысяч видов птиц (коллекция насчитывала около 3 000 экземпляров) и яиц из Беларуси, Литвы, Украины и других стран. Каждое из яиц было описано и хранилось в специальных шкатулках под стеклом. Учёным была продумана система просушки сырого яйца и его транспортировки. В музее хранились яйца редчайших видов, таких, например, как белый журавль и павлин. Особенно многочисленной являлась коллекция голубиных яиц. При музее была библиотека, основу которой составляли книги по орнитологии, а также редкие памятники польской письменности, ценная коллекция гравюр и семейного архива, документы которого датировались ещё XIII веком.

Кроме увлечения орнитологией, известный учёный проявлял также интерес к живописи: к 1840 году дворец напоминал художественную галерею, которая по сведению современников насчитывала около 600 экспонатов. В Поставах находились оригиналы картин таких всемирно известных художников как Леонардо да Винчи, Питер Рубенс, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель. Кроме полотен западноевропейских мастеров во дворце были картины польских и белорусских живописцев: Я. Рустема, Ф. Смуглевича, Я. Дамеля, С. Чеховича. Здесь же можно было увидеть и портреты представителей рода Тызенгаузов.

 

3. Музейные собрания Чарторыйских.

Назовите наиболее ярких представителей рода Чарторыйских. Опишите политическую, просветительскую деятельность Чарторыйских библиотеки в Пулавах организованной Чарторыйскими. Поясните, какова роль музея и галереи в Пулавах.. Дайте краткую характеристику функционирования, историческую судьбу

Наиболее яркими представителями рода Чарторийских являются Адам Казимир Чарторы́йский и А́дам Е́жи (Юрий) Чарторы́йский.

Адам Казимир Чарторийский польский государственный деятель.Образование своё завершил за границею, путешествуя по Германии, Франции, Италии и Англии.Получив должность генерала земель подольских, играл немаловажную роль в политической жизни Речи Посполитой; был даже кандидатом на польский престол, от которого отказался в пользу своего двоюродного брата, Станислава Понятовского.Как комендант варшавского кадетского корпуса и член Эдукационной комиссии, оказал немаловажные услуги делу просвещения. Написал несколько литературных произведений, из которых некоторые были напечатаны, как, например, комедия «Пулавы».

Ежи (Юрий) Чарторийский — польский и российский государственный деятель, писатель, меценат; попечитель Виленского университета и Виленского учебного округа.

Попытался принять участие в восстании Костюшко, но был арестован. Екатерина II приказала конфисковать владения Чарторыйских, но в результате переговоров согласилась отказаться от этих планов, если молодые князья Адам и Константин вступят на русскую службу и переедут в Санкт-Петербург. В Петербурге Адам входил в ближайшее окружение императора Александра I. Павел I опасался того что Чарторыйский повлияет на наследника престола и поэтому удалил его из Санкт-Петербурга. В 1801 г. Чарторыйский возвращается в Петербург.Был министром иностранных дел в России в 1804—1806 годах. С 1803 попечитель Виленского учебного округа, главным учебным заведением которого и центром управления был императорский Виленский университет, расцвету которого содействовал князь Чарторыйский. Вследствие процесса по делу филоматов—филаретов ушёл в отставку.С началом польского восстания в ноябре 1830 года стал членом Административного совета, с декабря 1830 года председатель Временного правительства, затем до 1831 года председатель Национального правительства. С подавлением восстания эмигрировал.С 1833 года обосновался в Париже. Поддерживал антироссийскую политику западноевропейских держав и национально-освободительные движения, рассчитывая при их успехе на восстановление Польши. Во время Крымской войны покровительствовал польским военным формированиям в Турции. После заключения Парижского мира в марте 1856 года удалился от политической деятельности.

Чарторыйские не потеряли своего первенствующего положения и в дальнейшей истории Польши.

Чарторыйские не потеряли своего первенствующего положения и в дальнейшей истории Польши.Князья Чарторыйские обладали богатейшей библиотекой, которая была известна ещё в XVII в. и помещалась в Пулавах. Пополненная в начале XIX в. Адамом Ч., она вмещала до 15000 томов; затем число томов, касающихся Польши, возросло до 9000, а число рукописей до 1558. В 1824 г. сочинений общего содержания в ней было 22110, а посвящённых Польше — 16818. В 1831 г. библиотека, равно как и часть фамильного архива Ч., перешли в архив генерального штаба и Императорскую публичную библиотеку; немало из неё было перевезено в Париж и в Галицию.

Изабелла Чарторыйская основала первый в Польше музей (1801) — в Пулавах.

Два представителя рода были причислены к лику блаженных римским папой Иоанном Павлом II: Михаил и Август Чарторыйские.

 

4. Музейные собрания Чапских.

Назовите родовое поместье, где хранилась коллекция редких вещей, собранных представителями рода Чапских. Перечислите, какие материалы входили в состав коллекции. Охарактеризуйте историческую судьбу коллекции. Какова роль деятельности наиболее ярких представителей рода для краеведения Беларуси.

В родовым поместьем в Станьково представители нескольких поколений этого рода собирали коллекции редких вещей.

История коллекции графов Чапских очень интересна. Она создавалась в XIX – XX вв. несколькими поколениями этой семьи. Последний в роду, Эмерик Гуттен-Чапский, в 1976 г. прислал из Рима Национальному музею культуры и истории Беларуси карту «Литвания», которая датируется приблизительно 1745 г.

Его дед, тоже Эмерик, в свое время собрал в своем станьковском дворце знаменитую впоследствии коллекцию медалей, монет, картин, а также огромную библиотеку. Бо́льшая часть этого собрания была перевезена им в Краков и находится в Национальном художественном музее Польши.

Отец Карл был городским головой в Минске в течение одиннадцати лет. Он много сделал для упорядочения города и развития культуры. Благодаря его усилиям в Минске был пущен трамвай (конка), начала действовать телефонная станция, появилось электрическое освещение на улицах, заработал пивоваренный завод «Богемия» (его корпуса теперь использует пивзавод «Оливария»).

Музейные коллекции павильона - «скарбницы» включали: нумизматические сборы, исторические рисунки, гравюры, древние иконы, картины, портреты, старое оружие, посуду, ткани, предметы декоративно-прикладного искусства, археологические и геологические находки, книги и многое другое. основан музей, в котором были собраны коллекции – нумизматическая, археологическая, иконографическая, живописных картин, рисунков, гравюр, оружия декоративно-прикладного искусства.

В богатейшей библиотеке (около 20 тыс. томов) были редкие книги коллекции рукописей.

В 1894 г. часть коллекции перевезена в Краков, где составила основу музея имени Чапского. Э.Чапский является автором исследований по нумизматике «Каталог коллекций польских медалей и монет», «Удельные, великокняжеские и царские гроши Древней Руси».

Судьба семьи, их коллекций, библиотеки довольно драматична. После событий 1917 – 1920 гг. хозяева вынужденно покинули Станьково. Жили в Столбцах, Вильне, потом в лесничевке на Слонимщине, близ Сынковичей. В сентябре 1939 г. пришлось спешно оставлять и эти места. Эмерик успел захватить несколько наиболее ценных карт. И уже из Рима, где в эмиграции доживал свой век граф-коллекционер, была послана эта самая «Литвания». Говорят, Гуттен-Чапский хотел еще кое-что прислать, но к таким жестам в те времена относились подозрительно. И он по завещанию передал собрание из 772 разных карт и атласов (конца XV – середины XIX вв.) институту географии Польской академии наук.

Наша «Литвания» — это гравированная на меди карта, нарисованная от руки. Высокая степень информации – около 400 населенных пунктов. Государственные границы того времени, административно-территориальное деление, воеводства и поветы, города, местечки и некоторые села, большое количество белорусских рек, озер. Она дает целостное и компактное представление о нашем крае в XVIII в.

 

5. Развитие краеведения в н.19в.-Т. Нарбут, Н. Румянцев, Е.Канкрин, П.Кеппен.

Назовите условия, в которых развивалось краеведение в н.19 в. Перечислите основные направления в исследовании территории Беларуси. Охарактеризуйте основные достижения деятельности Т.Нарбута, Н.Румянцева, П. Кеппена, Е.Канкрина. Оценитероль исследований н. 19в. в развитии краеведения.

 

Возрастающий интерес к нашей истории в начале 19 в. отразился в ряде прави­тельственных распоряжений. 6 июля 1804 г. Синод издал указ о розыске русских летописей. 10 марта 1806 г. последовал указ Александра I об улучшении сохранности сокровищ мастерской и Оружей­ной Палаты.

В 1810 г. были предприняты первые исследования курганов Литвы и Беларуси с научной целью. Руководил этими работами Теодор Нарбут. (1784-1864 гг.) Нарбут родился в имении Шавры Лидского уезда (Вороновский район). Закончил петербургский кадетский корпус военных инженеров, занимаелся исследованиями Немана в группе гидрографа Энтельвейна. Участвовал в войне России и Пруссии против Франции, а затем в русско-шведской. В боях его контузило и был ранен. Строительство Бобруйской крепости - один из главных проектов его жизни. Во время возведения фортификационных сооружений увлекся раскопками. Еще одним стимулом в изучении прошлого стало знакомство с книгособирателем из Быхова, в собрании которого находилась уникальная рукопись 16в. Выйдя в отставку и поселившись в своем имении Шавры, всерьез занялся историческими исследованиями. Публикация «О курганах» положила начало научным работам. Правда, многие ученые обвиняли Нарбута в том, что он выдумывает первоисточники и много фантазирует, т.к. Нарбут специального образования не получил. Но все же его заслуги перед исторической наукой несомненны: он – автор десятитомной «Древней истории литовского народа»- первого фундаментального исследования о современной истории белорусского и литовского народов, о ВКЛ. Следует отметить, что Нарбут опубликовал «Хронику Быховца» и в Друскининкае основал водолечебницу.

Главная роль в исследовании археологических древностей Беларуси принадлежала графу Н. П. Румянцеву, коллекция древностей которого составила обширнейший (так называемый Румянцевский) музей и при нем громадную библиотеку.

Н. П. Румянцев был сыном знаменитого полководца П. А. Румянцева-Задунайского. Посвятил себя дипломатической карьере. Выйдя в отставку, он сколачивает вокруг себя кружок исследователей-энтузиастов. Последние 12 лет жизни Н. П. Румянцева были «самой блистательной эпохой изыскания наших древностей. Вся тогдашняя историческая деятельность сосредоточивалась около этого великого человека и патриота и жила более или менее значи­тельными его пожертвованиями». Сам граф уже давно занимался отечественной историей и даже издал по-французски «Краткий очерк русской истории». Открывать и исследовать древние памятники...— такова была задача кружка. Со смер­тью Н. П. Румянцева (1826 г.) кружок распался. Интересовался древней городской топогра­фией, монетами и вещами «первобытных времен», раскопками. Особый интерес проявлял к древностям Беларуси, где он имел свою сеть корреспондентов.

Исследованием Рогволодова камня занимался Егор Францевич Канкрин. Один из основателей Русского географического общест­ва, ученый-статистик, библиограф, академик. В 1821 г. П.Кеппен опять приезжает в Полоцк на средства Н.П.Румянцева. Здесь он осмотрел «дубовый крест, оправленный серебром около 1161 г. пожертвованный святой Ефросиньею. Дальше он описывает Ефросиньевскую церковь, делает заключения на время постройки церкви.Очень интересны заметки Кеппена о древнем Бельчицком монастыре в Полоцке.П.И.Кеппен в своих заметках о Полоцком княжестве приоткрывает первую страницу изучения древних памятников в Беларуси и в этом его основное значение.

 

16.Краеведческое наследие Зориана Даленги- Ходаковского.

Изложите краткие биографические данные З. Даленги- Ходаковского. Выделите основные направления его исследований. Охарактеризуйте краеведческие исследования З.Д.Ходаковского. Оцените роль Даленги- Ходаковского в развитии краеведения.

 

Основоположник славянской и белорусской фольклористики Зориан Яковлевич Даленга-Ходаковский родился в 1874г. В Логойском районе. Работал адвокатом в Минске, во многих книгосборах, изучал древние белорусские акты. За участие в восстании ученый вынужден был всю жизнь скрываться под псевдонимом и жить с выдуманной биографией. Ходаковский много путешествовал, собирал археологический материал, записывал обряды, песни и диалекты, исследовал городища.

Наиболее актуальна и в наше время работа ученого «Славянство и христианство» (1818), где впервые показана уникальность древнеславянской обрядовой культуры и место фольклора в ней в дохристианский период.

Большинство собранного ученым фольклорного материала находится в Украине, России и Польше и не опубликовано. Его исследования стали основой для определения прародины славян, славянского этногенеза.

Фольклорный материал Ходаковского параллельно со сбором серба Вука Караджича- первый и самый богатый сбор фольклора славянских народов по количеству записей и по объему охваченной территории, а работа ученого- начало систематизированной записи с научным исследованием фольклора славянских народов. Его исследования стали основой для определения прародины славян, славянского этногенеза.

Основная идея Ходаковского – славянские народы были детьми одной славянской колыбели. В своих трудах Ходаковский отмечает, что народ сохранил без изменений древние традиции, обряды предков, что на нашей земле существуют следы язычества, которыми не следует пренебрегать. Привел примеры празднования на территории Беларуси Радуницы, а на Виленщине Дзядов, как языческой традиции поминания предков.

Путешествуя по польским, украинским, белорусским и российским землям собрал информацию о названиях городищ, составил словарь.

З.Д.Ходаковский считал необходимым передавать названия так, как их употребляют местные жители, а не с ошибками, характерными для отечественных составителей географических карт..

З.Д.Ходаковский теоретически очертил границы расселения большинства славянских племен: кривичей, полоцких кривичей, древлян, лютичей, волынян, полян, дреговичей, радимичей и др.Происхождение славян выводил от названия «слава».

З.Д.Ходаковский был первым из современников, кто относил происхождение славянских народов к индоевропейцам, и предлагал искать корни своего языкового не на западе, а на востоке, в прошлом Индии. Это был смелый шаг вперед в научном подходе, который со временем становится значительным в исследованиях ученых санскрита.

З.Д.Ходаковский предлагал проводить археологические исследования древних захоронений, городищ, в которых находят при земляных работах остатки орудия и сожженные кости.

З.Д.Ходаковский проявил себя как блестящий исследователь- лингвист. Научное наследие З.Д.Ходаковского была фундаментом в изучении прошлого народов, что живут рядом с Беларусью. Исследовал в различных направлениях: этнографии, археологии, географии, языкознании, топонимики

 

17. Краеведческая деятельность Евстафия Тышкевича.

Изложите краткие биографические данные Евстафия Тышкевича и выделите основные направления исследований. Охарактеризуйте деятельности музея древностей в Вильно. Поясните, какова роль Тышкевича в развитии краеведения.

Евстафий Тышкевич - известный в мире этнограф и краевед, основоположник научной белорусской археологии, родился в Логойске. Получил начальное домашнее образование, затем Виленская и Минская гимназии, служил в сенате в Петербурге. Службу в столице совмещал с работой в императорской библиотеке, что дало яму возможность значительно восполнить знания в гуманитарных науках и найти новые материалы по истории Беларуси. Жил в Вильно и Харькове, где работал в канцеляриях генерал-губернаторов. В 1840 г. стал почетным куратором школ Борисовского уезда, затем - куратор Минской гимназии. Научную деятельность начал с раскопок курганов. Занимаясь систематическими раскопками курганов в окрестностях Логойска, Борисова, Минска, Друцка, Лиды, Крева, Мира, Гольшан, заложил основы белорусской научной археологии.

Работая в области археологии, этнографии, и краеведения, Тышкевич занимался и фольклором.Итогом его деятельности на Борисовщине стал фундаментальный труд «Апісанне Барысаўскага павета…»..

Тышкевич знал о состоянии науки за рубежом. В Вильно, после закрытия университета, научного центра вообще не было. Это подтолкнуло его на создание там научного товарищества, общедоступного музея, публичной библиотеки. Идея создания музея стала целью его жизни. Первый из них был открыт в 1842 г. В Логойске, в родовом имении, на основе семейных собраний и вещей, найденных во время раскопок курганов. Много сил ушло на создание музея в Вильно, который был торжественно открыт на новый 1856 год в здании Виленского университета. Там же была создана Археологическая комиссия, главой которой единогласно выбрали Евстафия Тышкевича. Музей насчитывал 10 тыс. экземпляров. Евстафий, перевез в Вильно личную коллекцию, которая и составила основу музея. Музей занимал три зала на трёх этажах центрального здания бывшего Виленского университета. Помимо коллекции Тышкевича, в него вошли остатки минералогического, нумизматического, зоологического и орнитологического кабинетов бывшего университета. После закрытия музея, часть коллекций была вывезена в Москву, другая хранилась в помещении гимназии и затем использовалась в экспозиции музея при Виленской публичной библиотеке... Но целые собрания раритетов под предлогом "подозрительных" были под проверочный шумок просто..растащены...
Такое отношение к главному смыслу твоего существования на земле трудно было пережить. Но Евстафий смог это пережить. И даже дождался пересмотра решения муравьевской комиссии и возвращения из Москвы в Вильно части музейных экспонатов.
Но мудрый граф понимал, что главного уже не вернешь. В Вильно возвратилось лишь 206 единиц хранения. Многое осталось в Москве,но большая часть была бесследно утеряна.
Евстафий не смог до конца оправиться от главной потери всей жизни. В августе 1873 года Евстафий умер на руках у своей сестры Павлины в Вильно.Похоронен на Литературной горке кладбища Роса.

 

18. Беларусь в рисунках Наполеона Орды.

Изложите краткие биографические данные о художнике Наполеоне Орде и выделите характерные черты рисунков Н.Орды. Дайте характеристику исторической ценности его зарисовок памятников архитектуры и приведите их примеры. Проанализируйте значение зарисовок и акварелей Н. Орды для краеведения.

Наполеон Орда (1807-1883) – композитор, пианист, педагог, писатель, художник, деятельность которого связана с Беларусью и Польшей. Родился в д. Вороцевичи, в семье инженера-фортификата. Закончил Свислочскую гимназию и поступил в Виленский университет, из которого исключен за участие в тайном студенческом товариществе «Заряне». Участник восстания 1830-1831 гг.

Жил в эмиграции в Австрии, Швейцарии, Италии, Франции, где усовершенствовал мастерство игры на фортепиано у Ф.Шопена.

В 1856 г. вернулся на родину в Вороцевичи, жил в Гродно, часто путешествовал по Беларуси и Литве. Как результат этих путешествий известен своими зарисовками архитектурных памятников и мест, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых людей на территории Беларуси, Украины, Польши, Литвы. Эти рисунки он делал карандашом, акварелью, сепией. Его пейзажи отличаются поэтичностью и романтической возвышенностью. Архитектурные зарисовки отмечаются строгой документальностью, поэтому имеют большую ценность для истории архитектуры. Только на Беларуси им сделано больше чем 200 таких рисунков. В этой серии рисунки белорусских городов Гродно, Витебска, Полоцка, Минска, Могилева, Новогрудка, Пинска, Несвижа и др.

Историческую ценность имеют зарисовки памятников, которые не сохранились до наших дней или частично разрушены или перестроены: замки в Крево, Гольшаны, Мир), Новогрудке и др., поместий и дворцови т.д. Среди его зарисовок памятники культовой архитектуры: Борисоглебская церковь в Гродно и Новогрудке, Софийский собор и Спасо-_Ефросиньевская церковь в Полоцке, монастыри базилианский в Жировичах и др.

Каждый рисунок Наполеон Орда сопровождал комментариями и в левом нижнем углу надписью «Срисовано с натуры». Большое количество рисунков Н. Орды сохраняется в Национальном музее в Кракове. Эти рисунки были переданы после смерти племянницей Орды – около тысячи рисунков и акварелей. Многие свои работы художник роздал друзьям и знакомым. Только в 1977 Краковский музей издал фундаментальную (без малого 1000 репродукций) работу «Каталог рисунков архитектурных. Рисунки Наполеона Орды». Это пейзажи путешествий по Франции, Испании, Португалии, Нидерландах и родных мест.

В 1997 г. в Иваново открыт памятник Наполеону Орде. В 2001 г. издан альбом литографий «Беларусь в рисунках Наполеона Орды» и набор открыток. В 2007 г. его имя внесено в памятный календарь ЮНЕСКО. В честь него названы музыкальная школа и улица. Наследие Наполеона Орды составляют около 2 т. рисунков, на которых за 27 лет путешествий были запечатлены с натуры памятники истории и культуры Беларуси, Литвы, Польши, Украины.

 

19. А. Киркор «Живописная Россия».

Изложите краткие биографические данные А. Киркора. Дайте краткую характеристику содержания работы «Живописная Россия». Проанализируйте значение краеведческих исследований А. Киркора.

Родился в 1819 г. в Могилевской губернии и принадлежал к роду старинной, осевшей здесь татарской шляхты, корни которой уходили в 16 в. Киркор окончил Могилевскую гимназию, затем поступает в Виленский Дворянский институт, который и заканчивает

А. Киркор вплотную занялся белорусской (литовской) историей и краеведением. Редактируя «Памятные книжки» губернии (1850-1854), он поместил там обширнейшие материалы по истории и статистике края, уделяя особое внимание белорусским уездам: Лидскому, Ошмянскому и Виленскому. В 1856 г. открыт Виленский музей и при нем Временная археологическая комиссия, где Киркор становится хранителем музея и секретарем комиссии.Родившись в Беларуси, зная хорошо народ, Киркор мечтал о возрождении белорусского языка, культуры и литературы.Много времени Киркор уделял археологии, в частности раскопкам – им было раскопано свыше тысячи курганов, вещи из которых он передал в Виленский музей. Много курганов было раскопано вместе с братьями Тышкевичами на Логойщине.

А.Киркор в конце восстания 1863-64был разорен, был разгромлен Виленский музей и археологическая комиссия (1865).Киркор вывез свою типографию в Петербург, где рассчитывал заняться издательским делом. 27 ноября 1868 г. под редакцией Киркора выходит газета «Новое Время», Газета была задумана оригинально и с большой пользой для «Западно-русского края», но расходы превысили доходы с нее. Конец ученого трагичен. Оторванный от родины, в полном одиночестве, ежедневно борясь с нищетой и всегда на пороге голода, он – член Краковской академии - издавал одну работу за другой, причем большая часть их была посвящена Беларуси.

Наиболее крупными были белорусский том в издании «Живописная Россия»(1882) и две книги по истории современной русской и славянской литературы.

А.Киркор последние годы часто болел и жил в большой бедности. Умер в 1886 г. Свои сборники и рукописи он завещал краковскому Национальному музею.

В сер.70-х гг. Киркор приступает к созданию фундаментального труда, посвященного этнографии, истории и культуре Беларуси. Эта работа стала основой третьего тома знаменитого многотомного издания «Живописная Россия», указанный том был издан в 1882 году. Труд А.Киркора «Живописная Россия» представляет проникновенный рассказ о Беларуси – ее народе, памятниках и истории. Киркор описывает Литовское полесье, объединяя этим понятием современные ему губернии: Ковенскую, Виленскую, Гродненскую; и Белорусское полесье в которое входили губернии: Минская, Могилевская, Витебская и Смоленская.

Литовское полесье представлено в жанре очерков, в которых описывались первобытные времена, природа. Также народности, которые проживали на территории Литовского полесья и их жизнь. Это и евреи, татары, поляки, цыгане. Киркор уделяет внимание и литовскому языку и мифологии. Останавливается на обрядности народов Литовского Полесья, отмечая, что обряды сватовства, свадьбы схожи между собой у литовцев и белорусов. Отдельные очерки посвящены городу Вильно и городским поселениям в Литве.

Белорусское полесье также представлено в виде очерков: первобытное время, следы язычества в праздниках, обрядах, песнях. Описывает народную жизнь, природу.

Все очерки сопровождаются графическими рисунками художников.

 

20. П. Шпилевский «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю».

Изложите краткие биографические данные П. Шпилевского.Дайте краткую характеристику содержания работы «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю». Проанализируйте значение его краеведческих исследований.

Шпилевский Павел Михайлович (1823-1861), Барон Икс – белорусский этнограф, писатель, публицист и театральный критик.

Родился в деревне Шипиловичи, Бобруйского уезда, Минской губернии в семье православного священника.Белорусский язык был для него родным, народные легенды, поверья, песни – первыми впечатлениями детства.

Отказался от церковной карьеры. Преподавал. Постоянный сотрудник ряда петербургских периодических изданий. Писал журналистские обзоры, музыкальные и театральные рецензии. Имел репутацию тонкого ценителя и знатока театра. Пробовал силы в литературе.Шпилевский еще в ранней юности увлекся изучением народного быта. Собирал образцы устного народного творчества, изучал историю белорусского края.

Павел Шпилевский стал первым русско-белорусским писателем, громко заговорившим на страни­цах русской печати от имени белорусов.

Особое место в творческом наследии Шпилевского занимает серия очерков «Путешествие по Полесью и белорусскому краю», опублико­ванная в «Современнике» в 1853—1855 годах. Именно эта работа стала визитной карточкой писателя, принесла ему известность в литературных кругах.

Форма путевых записок позволила соединить красочные описания пейзажей, бытовые зарисовки с научными рассуждениями, экскурсы в историю с лирически­ми монологами.он описывал историю,культуру,быт,род занятий,ярмарки,архитектуру городов,описывал местечки,описывал белопусского крестьянина,писал свои рассуждения о тех или иных событиях и мн.др.

Писатель принял участие в таком важном и необходимом этапе формирования национальной культуры, как осознание, изучение и освоение народных традиций.

Он стремился привлечь внимание к Беларуси.«Путешествие по Полесью и белорусскому краю» давно стало настольной книгой для многих поколений белорусоведов. «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» переиздана, и нынешний читатель знакомится на языке оригинала.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.044 сек.)