АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

По дисциплине «Экскурсоведение»

Читайте также:
  1. БИЛЕТЫ по дисциплине
  2. вопросов к контрольной работе по дисциплине «Управленческий консалтинг»
  3. График выполнения и сдачи заданий СРС по дисциплине
  4. График СРС и СРСП по дисциплине
  5. Данные о дисциплине: Дисциплина «История Казахстана»
  6. дисциплине «Строительные материалы».
  7. Для контрольной работы для студентов заочной формы обучения экономического факультета по дисциплине
  8. для подготовки к зачету по дисциплине
  9. для проведения тестирования по учебной дисциплине «Конституционное право» в 2011–2012 учебном году
  10. Домашнее задание по дисциплине «Политология»
  11. Задания для выполнения теоретической части контрольной работы ПО ДИСЦИПЛИНЕ «информационные технологии в менеджменте»
  12. зачета по учебной дисциплине

 

1. История становления экскурсионной деятельности в Республике Беларусь.

Основные этапы развития экскурсионной деятельности:

1) дореволюционный (конец XIX в. - до 1917 г.) - за­рождение экскурсионной деятельности. Первые описания путешествий по Беларуси были опубликованы в 1853-1856 гг. в журнале “Современник” известным белорусским публицистом и этнографом П.М. Шпилевским. Он провел исследования географического, филологического, этнографического характера, а результат изложил доступным для читательского восприятия языком. Беларусь в его описании – край богатой истории, талантливого народа, самобытной мифологии. Такие труды П.М. Шпилевского, как ”Поездка в западные губернии”, "Западнорусские очерки", "Белоруссия в характеристи­ческих описаниях и фантастических ее сказках" и особенно "Пу­тешествие по Полесью и белорусскому краю" известны многим поколениям белорусов.

Идея первых организованных поездок во время летних каникул при­надлежала учителям гимназий Витебска. В 1860-е гг. они вместе с учащимися старших классов отправлялись в туристические по­ездки но Западной Двине.

2) советский (с 1917 по 1945 г.). Если до Октябрьской революции путешествия, туризм как вид отдыха были доступны лишь представителям имущих клас­сов, то после 1917 г. характер туристического движения изме­нился коренным образом, в него включились широкие массы трудящихся. Центрами туристической работы стали фабрич­но-заводские клубы. В 1931 г. в Минске сформировалось Оргбюро Бело­русского общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), а на периферии (в Витебске, Бобруйске, Орше, Жлобине) открыва­лись районные бюро. Вопросы туризма и отдыха освещались в книгах и журналах ("Асвета", "Камунистычнае выхаванне"), велось составление экскурсионного путеводителя по БССР. В 1936 г. в Минске открылась Детская туристская станция, а после войны - Республиканская детская туристско-экскурсионная станция, а также областные в Могилеве (1946), Витебске и Гродно (1951), Бресте (1953), Гомеле (1957).

3) Современный. Как это ни парадоксально, Беларусь довоенная считалась бес­перспективной для туризма. Начиная с 1951 г. ситуация измени­лась. Например, "Беларустурист" — одна из старейших туристичес­ких организаций — ведет отсчет своей деятельности с 23 июня 1951 г. Экскурсионные бюро создавались в Могилеве, Гродно, Гомеле, Витебске, Барановичах. И в каждом из них в первую очередь разрабатывалась обзорная экскурсия но городу, готовились и проводились также исторические, архи­тектурно-градостроительные, природоведческие, производствен­ные, музейные экскурсии. Основным направлением республи­канских бюро путешествий и экскурсий, была воен­но-историческая тематика. При этом осуществлялся дифференцированный подход к аудитории (школьники, колхозники, молодежь и т.д.). Традиционными стано­вились "поезда дружбы", перемещавшиеся между республика­ми. Аренда теплоходов позволила совершать водные путешест­вия по Днепру, Сожу, Волге. Было освоено более 90 маршру­тов. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. развернулась подготовка кадров с высшим образованием. В 1975 г. 2000 экс­курсоводов проводили экскурсии по 900 темам. К 1987 г. в системе туристическо-экскурсионных орга­низаций Беларуси было разработано и проводилось примерно 1,5 тыс. экскурсий. Для подготовки экскурсоводов при Минском бюро путешест­вий и экскурсий были созданы специальные курсы повышение квалификации.

С началом перестройки повсеместное введение хозрас­чета обернулось кризисом экскурсионного дела. Люди перестали ездить на экскурсии. Большинство бюро прекратили занимать­ся экскурсионной деятельностью, за несколько лет экскурсионное обслуживание пришло к полному забвению. Турфирмы занялись шоп-турами. К началу 1990-х гг. в бюро практически не осталось методистов и экскурсоводов.

1991 год стал переломным этапом в развитии экскурсионного дела в Республике Беларусь. С обретением государственной независимости и переходом на совершенно иные принципы государственного устройства, старые подходы к экскурсионному делу стали неприемлемыми. Те огромные масштабы экскурсионной деятельности, которые были в СССР, исчезли в одночасье. Появилась проблема организации собственной экскурсионной программы в Республике Беларусь. А это требовало квалифицированных кадров на уровне отдельного государства. Другой проблемой развития экскурсионного дела стала проблема финансирования экскурсионной деятельности. Огромную роль в развитии экскурсионного дела периода становления государственной независимости Республики Беларусь сыграло географическое положение нашего государства. Открытие границ и возможность путешествовать благоприятно отразились на географии экскурсионных маршрутов в Республике Беларусь. Обязательным пунктом пребывания наших граждан стало посещение соседних стран Литвы и Польши.

Однако нарастание социально-экономического кризиса отрицательно сказалось на развитии экскурсионного дела в Республике Беларусь. Наметился отток квалифицированных экскурсоводов в другие сферы деятельности, почти полностью прекратилась методическая работа в экскурсионном бюро, оказались невостребованными многие тематические экскурсии, начался процесс дисквалификации экскурсоводов, ввиду отсутствия единого координационного экскурсионного центра, а также из-за отсутствия какого-либо правового оформления данного вида деятельности. Всё это привело к резкому снижению качества того небольшого количества экскурсий, которые ещё проводились в республике.

По мере становления рыночных отношений стихийное развитие туризма постепенно начало приобретать определённые отраслевые признаки. Прежде всего, началось формирование нормативно-правовой базы туризма. Появились нормативные документы, которые регулировали туристическую деятельность в РБ. В 1995 г. было сформировано Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, благодаря которому восстановилась управляемость туристическим сектором страны со стороны го­сударства. Туризм стал деятельностью, подлежащей лицензиро­ванию, что должно было повы­сить качество туристических услуг, уровень туристического и экскурсионного обслуживания.

23 сентября 1996 г. была организована Белорусская ассо­циация экскурсоводов и гидов-переводчиков. Это добровольная организация, некоммерческое юридическое лицо. Заседания проводятся раз в месяц, членских взносов нет. Цель - разработка концепции и стратегии туристическо-экскурсионной деятельности в Республике Беларусь, создание банка данных экскурсионных объектов и маршрутов, разработка и проведение экскурсий.

В настоящее время действует Положение «О порядке и условиях проведения профессиональной аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков». УП «Национальное агентство по туризму» согласно приказу МСиТ РБ от 17.08.2007 года № 802 «О проведении профессиональной аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков» назначено аттестующим органом.

 

 

2. Сущность, признаки и функции экскурсий.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия). Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.»3. В современном значении сущность экскурсии - это индивидуальное или в составе группы посещение достопримечательных мест с учебными, познавательными или иными целями.

Согласно последней редакции Закона РБ «О туризме», экскурсия - туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 часов, посещение физическими лицами, в том числе туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий.

Общими признаками для всех экскурсий являются: а) протяженность по времени проведения; б) наличие экскурсантов (группы или индивидуалов); в) наличие экскурсовода, проводящего экскурсию; г) наглядность, зрительное восприятие; д) передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту; е) целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы; ж) активная деятельность участников (наблюдение, изучение объектов).

Любая экскурсия построена на следующих принципах: научность (информация о явлениях и событиях дается с позиций объективной оценки и научного стиля изложения материала), идейность, правдивость, связь теории с практикой, доходчивость, убедительность.

С учетом идейно-политической направленности функциями экскурсий являются: информационная, воспитательная, обеспечивающая содержательность отдыха, общеобразовательная, расширяющая культурный и специальный (технический) кругозор, формирующая интересы человека, экономическая, специализированная (подготовка и переподготовка кадров).

Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы. В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Экскурсия – целенаправленный процесс познания окружающей действительности, построенный на заранее подобранных объектах, проходящий под руководством экскурсовода в соответствии с темой в естественно воссозданных условиях. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом, подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.

3. Классификация экскурсий.

Классификация экскурсий – это распределение экскурсий по однородным группам в соответствии с присущими этим группам признаками (параметрами). Каждая группа экскурсий имеет присущие ей компоненты, специ­фику и особенности. Группы делятся на подгруппы и да­лее на классы. Классификация способствует выделению основных черт экскурсий, опреде­ляющих характер их разработки, составления и проведения.

Параметры, положенные в основу классификации экскурсий - содержание, тематика, состав и количество участников, место проведения, форма проведения, способ передвижения, продолжительность, цикличность.

По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (многоплановые, затрагивающие несколько тем) и тематические. В свою очередь тематические экскурсии подразделяются на несколько групп, каждая из которых далее классифицируется на подгруппы: природоведческие, экологические, исторические, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, производственные.

По составу и количеству участников экскурсии подразде­ляются на индивидуальные, для местного населения, приез­жих туристов, взрослых и школьников, городских и сельских жителей и т. д.

Особенности восприятия экскурсионного материала каж­дой из указанных групп требуют внесения изменений в со­держание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, заго­родные, производственные, музейные, в пути следования (дорожный обзор), комплексные (соче­тающие элементы нескольких).

По способу передвижения — пешеходные и с использова­нием различных видов транспорта.

Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо кото­рых следует группа.

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

— экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10—20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;

— экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

— экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

— экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с про­слушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

— экскурсия-спектакль.

По цикличности проведения экскурсии подразделяются на единичные (охватывающие одну тему) и тематические (объединенные общим названием).

Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. ча­са (45 мин) до суток.

Краткосрочные туры (от 1 до 3—4 дней) называют мар­шрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.

 

 

4. Этапы и ступени подготовки новой экскурсии.

К процессу разработки новой экскурсии относятся следующие этапы:

1) выбор темы экскурсии;

2) определение её цели и задач;

3) подбор литературных источников;

4) определение и изучение других источников информации;

5) ознакомление с экспозициями и фондами музеев;

6) отбор и изучение экскур­сионных объектов;

7) разработка маршрута экскурсии;

8) объезд (обход) маршрута;

9) создание контрольного текста экскурсии;

10) отбор дополнительного наглядного ма­териала;

11) выбор методических приёмов;

12) составление технологической карты экскурсии;

13) формирование индивидуального текста;

14) получение заключения о тексте и технологической карте экскурсии;

15) проведение пробной экскурсии;

16) утвержде­ние экскурсии.

 

Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:

Ø Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

Ø Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

Ø Заключительная ступень – прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

  1. Выбор и обоснование темы экскурсии. Определение её цели и задач.

Тема экскурсии - это главная мысль экскурсии, предмет экскурсионного показа и рассказа, стержень, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определен­ную тему. На выбор темы влияет потенциальный спрос на те или иные виды экскурсии. Часто тема подсказывается заказом фирмы.

Тему экскурсии не следует отождествлять с ее названием (заголовком). В зависимости от состава экскурсионной группы и задач одна и та же экскурсия может иметь несколько названий. Это ее имя, а при выборе имени желательно учесть ряд рекомендаций:

• избегать всякого рода штампов, обезличивающих тему;

• не использовать аббревиатуры и сокращения по слогам;

• не применять иностранные слова, которые могут вызвать

двусмысленные ассоциации.

Общие требования к названию экскурсии:

• индивидуальность;

• точность;

• образность;

• легкость в запоминании и воспроизведении;

• благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций;

• содержательный смысл.

Полное удовлетворение этих требований — сложная задача, поэтому разработчику экскурсии необходим творческий подход к поиску заголовка темы.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.

Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д.

Цель носит общий характер, а задачи конкретны и локальны. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы. В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскры­вается тема (первая задача), услышать об этих объектах не­обходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного на­блюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).

6. Подбор и изучение источников информации при подготовке новой экскурсии.

В процессе подготовки материалов по теме экскурсии начинается с тщательного подбора литературных источников. При этом изучению подлежат следующие литературные источники: указы Президента, Законы и др. нормативно-правовые документы, а также специальная, научная, учебная, справочная, краеведческая и художественная литература. Кроме того, осуществляется подбор статей, опубликованных в периодической печати.

Работа по подбору литературных источников заканчивается составлением списка. При значительном количестве отобранных изданий список можно разделить на две части: основная литература и дополнительная.

Кроме литературных изданий для подготовки экскурсии большое значение имеют другие источники информации:

- экспонаты экспозиций и фондов музеев;

- материалы государственных и личных архивов;

- фотодокументы;

- звуко- и видеозаписи воспоминаний участников и очевидцев исторических событий;

- научно-популярные, хронико-документальные, учебные и художественные видео- и кинофильмы.

Этот этап заканчивается составлением перечня источников материалов по теме экскурсии с указанием местонахождения и названия материалов.

При изучении любого источника информации по теме экскурсии рекомендуется использовать следующие виды записей:

· Конспект – краткое логическое изложение произведения, включающее следующие элементы: план прочитанного, тезисы, фактический материал. Различают следующие виды конспектов: свободный, тематический, хронологический, комбинированный.

· Тезис – краткая запись документа (произведения) в целом или отдельных его частей, как правило, словами конспектирующего. Иногда тезисы могут составляться в виде ответов на вопросы.

· Цитата – точная выдержка (выписка) из произведения (документа). Обычно делается на отдельных карточках, где кроме самой цитаты ещё указываются: фамилия автора, название произведения, место его издания, издательство, год издания. Том, раздел, страница, название и местонахождение библиотеки, архива, музея, где хранится произведение (документ).

· Выписка – краткая запись наиболее важных положений, примеров, фактов, формулировок. Выписку делают после прочтения всего документа, когда уже сложилось общее впечатление.

 

  1. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Экскурсионный объект – это предмет, по ко­торому можно судить о характерных чертах (особенностях) определенной эпохи, о развитии общества в тот или иной период, о природе стра­ны, состоянии ее науки, культуры, искусства. В качестве экскурсионных объектов могут выступать: памятные места, связанные с историческими событиями; здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), здания культурного назначения и другие постройки. Природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.; экспозиции государственных и народных музеев картинных галерей, постоянных и временных выставок; памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.; памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парко­вое и др. искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

· по содержанию – одноплановые (растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);

· по функциональному назначению – основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами;

· по степени сохранности – полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов. Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Рекомендовано включать в обзорную экскурсию 15-20 объектов, а в тематическую – 5-10.

Существует методика балльной оценки объектов на основе определённых критериев, применение которой позволяет отобрать необходимые экскурсионные объекты в оптимальном количестве. Экскурсионный потенциал объекта показа при применении этой методики оценивается в баллах с использованием набора наиболее существенных критериев: познавательной ценности, известности, экзотичности, выразительности.

По познавательной ценности объекты можно отнести к памятникам международного (3 балла), национального (2 балла) и местного (1 балл) значения.

По известности объекты также можно разделить на три группы: а) имеющие мировую известность, широко описанные в туристско-краеведческой литературе, отмеченные на туристских картах, схемах, путеводителях (3 балла); б) известные в республике, отмеченные на туристских и краеведческих учебных картах (2 балла); в) известные узкому кругу лиц — специалистам, местным жителям, описанные лишь в специальной литературе (1 балл).

Экзотичность экскурсионного объекта определяется частотой встречаемости подобных объектов, наличием аналогов в местах постоянного проживания туристов. В зависимости от количества лиц, для которых данный объект представляется экзотичным, оценка может изменяться от 1 до 3 баллов:

3 балла — если объект экзотичен для иностранных туристов;

2 балла — если объект экзотичен для населения республики;

1 балл — если объект экзотичен для небольших групп населения.

Выразительность оценивается через масштабность объекта и фон, его окружающий. Масштабность оценивается от 1 (мемориальная доска) до 3 баллов в зависимости от размеров объекта и возможности его осмотра. Оценка фона определяется в 3 балла, если фон с объектом составляют единый ансамбль (дворцово-парковые ансамбли), в 2 балла, если фон подчеркивает, выделяет объект, и в 1 балл, если фон не имеет значения для осмотра объекта (здание с мемориальной доской).

Также критериями отбора могут выступать: сохранность объекта, информативность, доступность. В современных условиях развития экскурсионного дела в Республике Беларусь целесообразно учитывать также такие критерии, как устойчивость к нагрузкам и емкость.

 

Собранная информация об экскурсионных объектах оформляется в виде карточки форматом 11 х 15 см. Карточка (паспорт) объекта включает сведения, разносторонне характеризующие экскурсионный объект. Ее реквизитами являются:

• наименования объекта: а) первоначальное; б) современное; в) бытующее "в народе";

• перечень событий, связанных с объектом (указываются даты этих событий);

• местонахождение объекта;

• почтовый адрес;

• принадлежность территории, на которой он расположен (предприятие, колхозное или другое хозяйство и пр.);

• описание объекта (дата сооружения, материал изготовления, стиль (архитектурный, художественный), характеристика, текст мемориальной надписи);

• данные об авторах объекта;

• сохранность объекта (дата реставрации, реконструкции, прогнозируемые изменения);

• отметка об охране объекта (на кого возложена, когда, чьим решением);

• безопасно ли его посещение;

• перечень экскурсий, в которых объект используется;

• источники сведений об объекте (литературные, архивные и другие);

• фотографии или другой иллюстративный материал;

• дата составления карточки, фамилия составителя.

В зависимости от вида экскурсии возможно дополнение паспорта другими сведениями.

Составление карточек (паспортов) объектов завершает этап отбора.

 

8. Разработка маршрута экскурсии. Объезд (обход) маршрута.

Маршрут экскурсии - это тщательно разработанный путь перемещения экскурсионной группы, связанный с процессом последовательного показа объектов и рассказа о них. Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Экскурсионные маршруты могут разрабаты­ваться по следующим принципам:

♦ хронологическому - показ объекта сопро­вождается рассказом о его возникновении;

♦ тематическому - изложение материала в соответствии с темой. Данный принцип просле­живается в большинстве экскурсий, особенно исторической тематики и литературно-биогра­фических;

♦ комплексному - тематико-хронологическому.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, «Руины стреляют», «Экскурсия по Верхнему городу» и др.).

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Маршрут строится с учетом следующих требований:

– показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых «петель»;

– наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);

– переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;

– наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.

- безопасность экскурсантов.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:

1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;

2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;

3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;

4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;

5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;

6) вы­брать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы.

 

9. Составление экскурсионных текстов. Отличия между контрольным и индивидуальным текстами экскурсии.

 

Существует два вида экскурсионных текстов. Один из них, первичный по времени создания, составляется творческой группой при разработке новой темы экскурсии. Он носит название «контрольный текст». Основа рассказа на экскурсии – индивидуальный текст.

Требования к экскурсионным текстам: полное раскрытие темы; краткость изложения; достоверность фактического материала; чёткость формулировок; информационность; чистота литературного языка.

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности, с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся. В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии. Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов.

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст. У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. В индивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ, пригодный для использования в ходе проведения экскурсии.

По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный) совпадают. Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов в выводах, которые делают по отдельным подтемам и по теме в целом. Однако при равном содержании экскурсоводы могут использовать разные обороты речи, могут излагать рекомендуемые факты, цифры и примеры в иной последовательности. Индивидуальность экскурсии состоит и в том, что у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различная степень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приемы показа и формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах.

 

10. Формирование «портфеля экскурсовода». Условия отбора наглядных пособий, требования к их внешнему виду и оформлению.

«Портфель экскурсовода» - комплект дополнительных наглядных пособий, включающий в себя набор наглядных материалов, используемых в ходе экскурсии, чтобы максимально дополнить или восстановить недостающие звенья зрительного ряда. «Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может возникнуть также задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним. Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

Классификация наглядных пособий: естественные (срезы деревье, насекомые, семена), изобразительные (художественные: картины, рисунки, открытки; условно-схематические: схемы, таблицы; условно-географические: исторические и географические карты; фотографии, копии документов), технические: экранные: кино- и видеофильмы; звуковые: магнитофонные записи и т.д.)

Требования к внешнему виду: формат 18х24 или 24х30, ясность и четкость изображения, хорошее цветовое решение, выразительность, практичность и простота оформления.

К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Каждый экспонат – фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа – имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии. Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание. Например, для трёхчасовой экскурсии рекомендуется использовать не более 15 наглядных пособий.

Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем рекомендации по использованию материалов «портфеля» включают в методическую разработку. Демонстрацию наглядных пособий сопровождают наглядные жесты. Недопустимо, чтобы экскурсовод сам рассматривал пособие при его показе, - может сложиться впечатление, что он плохо знаком с материалом. Нельзя держать руку с пособиями на уровне груди. Она должна быть высоко поднята (приблизительно на уровень головы), что не только улучшает обзор, но и подчеркнёт уверенность экскурсовода. Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления. Демонстрируя наглядные пособия, экскурсовод обычно комментирует их. Приготовленные по теме наглядные пособия не нужно показывать раньше, чем это следует по ходу изложения.

 

 

11. Составление технологической карты экскурсии.

Технологическая карта экскурсии – это её основной документ, в котором излагаются цель, задачи, маршрут и объекты показа экскурсии, ее продолжительность, содержатся организацион­ные и методические указания. Объем этого документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

К составлению технологической карты предъявляются следующие требования:

· обеспечение полного раскрытия темы;

· выбор наиболее эффективных методических приёмов;

· четкость рекомендаций по организационным вопросам;

· дифференцированность подхода к обслуживанию экскурсантов;

· обязательное соблюдение структуры экскурсии (втсупление, основная часть, заключение);

· логичность;

· рациональное соотношение общего и локального материала;

· отражение принципа построения маршрута.

Эффективность технологической карты зависит от правильного заполнения всех семи граф.

В графе «Участки (этапы) перемещения по маршруту экскурсии» называется пункт сбора экскурсантов, где будет озвучено вступление. Следующим – отрезок маршрута, на котором освещается первая подтема экскурсии. Далее перечисляются по порядку участки между другими объектами показа.

В графе «Места остановок» называются те точки маршрута, где предусмотрены остановки, выход из автобуса или предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов, или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии.

В графе «Объекты показа» перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

Графа «Продолжительность осмотра». Графа для указания времени, необходимого для: а) показа объекта и рассказа о нём; б) самостоятельного осмотра объекта экскурсантами; в) продвижения к следующей остановке экскурсии. Сумма времени, указанная в графе, равна общей продолжительности экскурсии

Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы (не больше 5), излагаемые при раскрытии подтемы.

В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиеничес­ких требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей с целью обеспечения их безопасности.

Графа «Методические указания» формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются указания по использованию методических приемов. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов «портфеля экскурсовода», включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, «После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом».)

 

 

12. Заключительная ступень подготовки новой экскурсии: рецензирование документов, приём (сдача) и утверждение экскурсии.

Обязательный этап создания новой экскурсии – заключение о тексте и технологической карте экскурсии. Заключение представляет собой оценку основных документов экскурсии, компетентное мнение о правильности составления этих документов, об их содержании, о возможности проведения качественной экскурсии на основе данного текста и технологической карты экскурсии. Заключение в форме письменного отзыва о контрольном тексте и технологической карте экскурсии даёт специалист, который не является участником творческой группы по разработке новой темы экскурсии. Письменному отзыву может предшествовать рецензирование технологической карты экскурсии, также как и контрольного текста, специалистами данной отрасли знаний, научными работниками или методистами других научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений.

Рецензия, в зависимости от поставленной перед рецензентом задачи, представляет собой отзыв, оценку документа в целом или его определённой части – подтемы, одного из экскурсионных объектов.

При положительной оценке контрольного текста и технологической карты экскурсии, наличии хорошо укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута, назначается дата приёма (сдачи) новой экскурсии.

Сдача новой экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его болезни или наличии других уважительных причин экскурсию сдаёт один из членов группы.

Процесс сдачи новой экскурсии носит деловой характер. Не допускается подмена серьёзного обсуждения прослушанной экскурсии общими рассуждениями и лестными отзывами в адрес её создателей. Именно этот этап подготовки новой экскурсии даёт возможность обнаружить и своевременно устранить недостатки в содержании экскурсии, отборе экскурсионных объектов и использовании методических приёмов проведения экскурсии.

Приём (сдача) экскурсии проводится в форме товарищеской дискуссии, открытого обмена мнениями, выявления и обсуждения недочётов. Основой для обсуждения экскурсии служит общепринятая схема анализа экскурсии.

По итогам заключительного прослушивания при положительном мнении участников приёма новой экскурсии издаётся приказ (распоряжение) о приёме новой экскурсии. Этот документ является актом утверждения экскурсии.

Если по каким-либо причинам экскурсия не принимается участниками прослушивания, то авторам даётся определенное время на исправление выявленных недостатков.

После приёма экскурсии к её проведению считается допущенным руководитель творческой группы или тот её участник, который сдавал экскурсию. Остальные члены творческой группы должны проводить пробные экскурсии в установленном порядке каждый в отдельности. Однако, учитывая их активное участие в разработке данной темы, экскурсия может быть принята не на маршруте, а в ходе собеседования в учебной аудитории.

13. Сущность и требования методики проведения экскурсии.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний.

Одной из важнейших составляющих частей экскурсионной методики является методика проведения экскурсии. Методика проведения экскурсии – сумма определённых действий экскурсовода по раскрытию темы экскурсии, логическому и последовательному изложению материала, эффективному использованию зрительных и словесных доказательств на пути достижения поставленной цели. Методика проведения экскурсии (как часть экскурсионной методики) предполагает изучение, систематизацию, формулировку, разъяснение методических приемов в процессе познания окружающей действительности. Она наиболее глубоко разработана. Эта методика делится на две части: методику показа и методику рассказа. В методике показа могут быть выделены в качестве самостоятельных частей следующие методики: использования «портфеля экскурсовода»; использования технических средств наглядности; наблюдения; изучения и исследования объектов.

Методика предъявляет четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию. При проведении экскурсии необходимо соб­людать следующие требования экскурсионной методики: первичность показа над рассказом; сочетание рассказа с показом; выбор наиболее эффективных методических приемов; обеспече­ние непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний; обеспечение внимания к теме на всем протяжении экскурсии.

Одно из требований методики проведения экскурсии – обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, т. е. воздействие экскурсионного материала на экскурсантов в течение всех 180 минут, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия на автобусе). Все время ведения экскурсии (180 минут) заполнено суммой показа, рассказа и пауз между подтемами и основными вопросами темы.

Соблюдение требований методики помогает экскурсоводу донести до аудитории знания в форме, отличной от лекции, беседы, а также обеспечить устойчивый интерес к теме на протяжении всей экскурсии.

Пути совершенствования методики проведения экскурсии:

1) целенаправленно изучать, формулировать и разъяснять методические приёмы, при помощи которых экскурсоводы осуществляют свою деятельность.

2) Обобщать опыт проведения экскурсий, разрабатывать и предлагать такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

 

 

14. Показ, как основной элемент экскурсии. Методические приёмы экскурсионного показа.

Показ в экскурсии это – целенаправленный про­цесс изучения объектов и извлечение из них зрительной информации, сопровождаемый ана­лизом и квалифицированными пояснениями экс­курсовода. Показ – двусторонний процесс, объединяющий действия экскурсовода с деятельностью экскурсантов. Его составляющими являются: выбор месторасположения группы; расстановка экскурсантов; последовательность показа; протяженность показа во времени; приемы показа; средства показа.

Особенности показа: активность показа, логическая последовательность показа, главенствующее значение показа, сюжетность показа, парадоксальность показа.

Задачи показа на экскурсии состоят в следующем:

1) показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами;

2) показать объекты, которых уже нет (сохранились толь­ко на фотографии или рисунке);

3) показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;

4) показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте;

5) показать объект таким, каким он был в период описы­ваемого события.

Научить экскурсанта правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать - одна из основных задач показа.

Эффективный показ экскурсионных объектов требует опре­деленных условий:

а) правильно выбранные точки показа;

6) время, более выгодное для показа;

в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объек­тов, далеких от темы;

г) использование движения экскурсантов в качестве ме­тодического приема при показе объектов;

д) умения и навыки экскурсовода;

е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.

Существуют особые условия показа архитектурных объ­ектов. Например, показывая архитектурный памятник, не следует подходить к нему с фасада, так как восприятие па­мятника экскурсантами будет плоскостным и живописным, а не архитектурным.

Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:

1) на ходу автобуса из окон при скорости 40—60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации или методического приема справки;

2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения ав­тобуса(до 20 км/ч) при следовании мимо зрительных объектов. Это дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объ­ектами;

3) наблюдение объектов при остановке автобуса без вы­хода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобу­са. Происходит более глубокое знакомство с объектом, па­мятными местами. Возможность использования методиче­ских приемов показа ограничена;

4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходит более глубокий показ. Используются методиче­ские приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта.

Методические приемы показа:

Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Экскурсионный (зрительный) анализ. Предполагает детальное изучение экскурсионного объекта или осмотр его отдельных деталей с целью более глубокого изучения. Разновидности: искусствоведческий анализ, исторический анализ, естественнонаучный анализ.

Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Сущность этого приема заключается
в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания и другие события. Сюда же относят места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте. Если здание превратилось в руины, на помощь приходят наглядные пособия «портфеля экскурсовода».

Прием локализации событий - т. е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность приковать взгляды экскурсантов к данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие.

Прием зрительного сравнения. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты. Одна из задач данного методического приема – выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость.

Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Показывая здание, памятное место, экскурсовод идет путем объединения различных сторон, деталей свойств в единое целое. Например, прием интеграции может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов. На заключительном этапе показа группа наблюдает ансамбль как единство нескольких зданий.

Прием зрительной аналогии построен на сравнении: а) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта; б) наблю­даемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее. Задача экскурсовода, использующего этот прием при показе объекта, – привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде аналогичного объекта, который они видели на прежних экскурсиях. При этом у каждого экскурсанта может быть своя аналогия.

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект. Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями.

Методический прием движения: движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения, в ряде случаев используют замедленное движение на автобусе вокруг комплекса объектов.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует прочитывать ее вслух. Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т. е. объект, о котором идет речь, не сохранился

 

 

15. Рассказ в экскурсии. Методические приёмы экскурсионного рассказа.

Рассказ в экскурсии — услов­но принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсо­вод дает группе.

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: а) ком­ментирует, поясняет, дополняет увиденное; б) реконстру­ирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.

Основные требования к рассказу: тематичность, конкрет­ность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

Основная особенность рассказа состоит в том, что он носит харак­тер монолога. В то же время нужно отметить, что отдельные экскурсоводы делают попытки превратить часть экскурсии в открытый и скрытый диалог.

В практике можно обнаружить шесть особенностей рас­сказа:

1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы.

Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии. Например, рассказ, подготовленный для экскур­сии с детьми, нельзя без изменения использовать на экскур­сиях для взрослых.

2. Подчиненность рассказа показу. Рассказ экскурсовода не может быть абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и поясняет то, что видят экскурсанты, направлен на зрительное воссоздание картины, которая по замыслу авторов экскурсии должна возникнуть перед мыс­ленным взором экскурсантов.

3. Использование в рассказе зрительных доказательств. Осо­бенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный ряд. Экс­курсовод так строит показ, чтобы «заговорил» сам объект, чтобы экскурсанты увидели то, о чем он рассказывает. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памят­ника.

4. Адресность рассказа, т. е. привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа экс­курсовода состоит в том, что, рассказывая, экскурсовод име­ет в виду конкретный объект — здание, архитектурный ан­самбль, памятник природы.

5. Конкретность экскурсионного рассказа. Конкретность — это не только формулировка темы, но и сами по себе при­водимые факты, их толкование. Конкретность требует, что­бы на экскурсии преподносился не материал вообще, а ма­териал, раскрывающий конкретную тему.

6. Утверждающий характер рассказа. Рассказывая об исто­рическом событии, экскурсовод с максимальной убедитель­ностью утверждает, что оно происходило именно так, имен­но на этом месте, что его участниками были называемые им лица, а не кто-нибудь иной.

Необходимо иметь в виду и такую особенность рассказа, как наличие в нем подтекста. Подтекст — это внутренний, добавочный (скрытый в речи) смысл текста, рассказа экс­курсовода. Подтекст находит выражение в чувствах экскур­совода, эмоциональной насыщенности его рассказа, в жес­тах и мимике, в тональности речи. Суть подтекста — отно­шение экскурсовода к предмету разговора, оценка опреде­ленного факта или какой-то детали в излагаемом материале.

Схема взаимодействия показа и рассказа в ходе экскурсии:

1) Показ и рассказ одновременно.

2) Рассказ без показа (дорожный обзор: например, перечисляются статистические данные).

3) Показ без рассказа (самостоятельное изучение объектов в присутствии экскурсовода).

4) Отсутствуют и показ, и рассказ (экскурсанты закрепляют увиденное и услышанное).

Методические приемы рассказа:

Прием экскурсионной справки: Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др. При осмотре дополнительных объектов этот прием используется самостоятельно, когда изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство группы с объектом.

Прием описания предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности. Прием описания относится не только к объектам (архитектурным памятникам), но и к историческим событиям. В отличие от описания объектов описание исторических событий носит образный характер. Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и «действующих» в экскурсии лиц. В отличие от приема описания прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. Прием описания касается лишь внешних сторон объекта, не давая характеристик его внутренних, не видимых для глаза свойств и качеств. При использовании же приема характеристики дается оценка качественных сторон объекта, таких как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность, сохранность, и др.

Прием объяснения – форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Экскурсовод поясняет смысл изображенного художником в картине и т.д. Особенность приема - рассказ об объекте носит доказательный характер.

Прием комментирования. Иногда комментарий используется в экскурсиях на архитектурные темы в виде критических замечаний о внешнем виде здания, его конструкции, особенностях инженерных сооружений и т. п. Прием комментирования широко используется при показе экспозиций музеев и выставок в качестве пояснений к экспонатам.

Прием репортажа - это краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами которых являются экскурсанты. Рассказ при этом идет об объекте, попавшем в поле их зрения (например, о движущемся конвейере, где происходит сборка автомобилей). Этот прием эффективен лишь тогда, когда объект показывается в развитии, он помогает увидеть, как изменяется объект в ходе наблюдения и рождается нечто новое. Сложность использования такого приема состоит в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, он не входит целиком в индивидуальный текст экскурсовода, а носит характер импровизации.

Прием цитирования. В тексте экскурсии в виде цитат используются отрывки из художественных произведений (проза, стихи).

Прием вопросов-ответов. В ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии.

Прием заданий находит выражение в его обращении к экскурсантам: «Подумайте, почему этот памятник так назван? Вспомните, на что похоже это здание? Когда экскурсовод дает подобные задания, он не предполагает, что участники их тут же выполнят. Прием направляет внимание экскурсантов на конкретное здание, определенную часть здания, на те детали, понимание которых важно для усвоения рассматриваемых вопросов. Задача этого приема – заинтересовать экскурсантов, заставить их активизировать свою мыслительную деятельность.

Прием словесного (литературного) монтажа. Использование экскурсоводом литературного монтажа основано на «преобразовании» одного вида искусства (словесного) в другой вид (изобразительный). Поэтому для литературного монтажа нужно подбирать такие отрывки из художественных произведений, которые позволят экскурсантам «увидеть» картину событий, почувствовать их динамику.

 

16. Особые методические приемы проведения экскурсий.

Основная задача применения особых приёмов проведения экскурсий – способствовать более эффективному и качественному проведению запланированной экскурсии.

- Движение. Наибольшую эффективность дает использование приема движения в тех случаях, когда по замыслу авторов экскурсии ее участники должны ощутить динамику конкретного события. Экскурсовод во время показа (например, поля, где проходило сражение) предлагает участникам самим проделать путь, которым следовали герои события.

- Встреча с участниками (очевидцами) событий – усиливают впечатление, если они тщательно подготовлены и организованы. Встречи заранее согласовываются, чтобы избежать повтора информации в рассказе экскурсовода и обеспечить соответствие теме.

- Методические приёмы активизации познавательной деятельности и внимания экскурсантов:

1) Приём отступления, основной задачей которого является – снять усталость.

2) Приём дискуссионной ситуации.

3) Приём заданий – отличный способ активного включения экскурсантов в непосредственное изучение характерных особенностей объекта.

4) Приём вопросов-ответов.

5) Приём новизны материала

6) Приём исследования. Например, определение глубины колодца.

- Элементы ритуала – возможность вжиться в обстановку, чтобы испытать эмоциональное воздействие. От экскурсовода требуется продуманная организация и точность исполнения. Особое место занимают элементы ритуала при посещении воинских кладбищ, братских могил, а также монументов, где зажжен Вечный Огонь. Здесь необходимо соблюдать определенный порядок осмотра и рассказа. В таких моментах особенно возрастает роль экскурсовода как воспитателя и организатора. Следует заранее предупредить группу как вести себя у Вечного Огня (особенно если это дети или подростки): соблюдать тишину, не курить, почтить память героев минутой молчания, если позволяют погодные условия, то следует снять головные уборы (мужчины). У братских могил, или, например, в Хатыни у Вечного Огня, отвести группу на некоторое расстояние и рассказывать, не повышая голоса.

- Приёмы демонстрации наглядных пособий.

1) Иллюстрационный.

2) Комментирующий.

3) Приём контраста.

- Использование технических средств наглядности.

 

17. Внеречевые средства общения в экскурсионной работе. Классификация жестов.

К внеречевым средствам общения в процессе экскурсии можно отнести: жест, улыбку, позу, походку, мимику, движение тела.

Главная особенность жеста в экскурсии состоит в том, что он связан не столько с рассказом, сколько с показом объекта, являясь составной частью наглядности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.063 сек.)