|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ШАРТРСКИЙ СОБОР
Целью приезда Роберта Лэнгдона в Париж было чтение лекции о языческом символизме, нашедшем отражение в конструкции Шартрского собора. Шартрский собор находится на территории департамента Эр-и-Луар, к югу от столицы Франции. Шартр начиная с VI века всегда был важным религиозным центром. В IX веке он стал центром культа Мадонны, что неудивительно, поскольку главный собор этого города носит имя Святой Девы Марии, богородицы. В XI столетии на месте церкви вырос собор в традиционном романском стиле, почти полностью уничтоженный пожаром в самом начале XII века. Именно поэтому в 1145 году было начато возведение более внушительного и крупного собора, который впоследствии превратился в величественное готическое сооружение, которое сохранилось и до наших дней. Пожар 1194 года стал причиной очередной реконструкции собора, которая была завершена в 1225 году. Шартрский собор явился предтечей многих готических соборов Франции той эпохи. Его украшают характерные для этого стиля башенки, шпили, стрельчатые арки, пересекающиеся контрфорсы, берущие на себя вес крыши, а также превосходные витражные окна. Впервые готическая архитектура создала светлое, внушающее благоговейный ужас огромное внутреннее пространство, позволившее зодчим совместить божественную геометрию и символы, известные в те далекие времена лишь немногим посвященным. Появление новой готической архитектуры удивительным образом совпадает с периодом после второго крестового похода в середине XII века и потому расценивается многими как свидетельство возвращения крестоносцев, принесших новые идеи и архитектурные веяния с экзотического Востока. Другим это представляется результатом тайных геометрических и архитектурных изысканий, сделанных тамплиерами в Иерусалиме. Каково бы ни было происхождение западноевропейской готики, ее величие усиливалось религиозной и светской живописью и символизмом, которым готика в буквальном смысле пронизана, будь то скульптурные и резные, деревянные изображения и картины. Помимо очевидного, зримого своего назначения в роли произведений изобразительного искусства и архитектуры, композиции и элементы декора таили в себе некий скрытый смысл и тайное знание. Воздвигнутый в честь Девы Марии собор как бы воплощает в своих конструкивных особенностях женскую сущность. Арочный вход и окно-розетка уподоблены строению женского тела, словно приглашая посетителя войти внутрь. Под сводами храма находится огромное количество женских скульптурных и живописных изображений. Статую царицы Савской почему-то украшает борода. На витражных окнах можно увидеть самое древнее изображение Марии Магдалины. Здесь показана ее жизнь во Франции, куда она перебралась после того, как Иисус принял смерть на кресте. В 1200 году на полу собора было выложено мозаичное изображение лабиринта в виде четырех соединенных между собой квадратов с семью резкими поворотами в каждом. В центре его находилась роза, символизировавшая просветление и женское начало. Напольный лабиринт, по которому проходили предававшиеся благочестивым молитвам богомольцы, являет собой еще один символ женского тела, часто использовавшийся в ту давнюю пору. В соборе также находится гематрия (gematria) — древнееврейское шифрованное письмо, которым пользовались для записи ритуальных религиозных фраз. В гематрии каждой букве соответствовало свое число, чтобы слова могли быть уравнены с композицией и фразы эквивалентной ценности могли быть произнесены с той целью, чтобы они имели такое же значение. Подобные зашифрованные символы расположены во многих уголках собора наряду со ссылками на Ковчег завета Господня. См. также: Культ богини, Мария Магдалина.
ПОЯС СМИРЕНИЯ
Такую повязку носил на чреслах Сайлас, монах-альбинос, герой романа «Код да Винчи». Пояс смирения — это цепочка с шипами, которую носили на верхней части бедра несколько часов в день члены «Опус Деи», именуемые служащими-нумерариями. Не многие из них признавались в том, что носят его, поскольку это наиболее суровый и жестокий способ укрощения плоти. Такой пояс оставлял на теле болезненные отметины, однако для того, чтобы носивший его терпел такие мучения, что и Сайлас, он должен был быть очень плотно затянут. См. также: «Опус Деи».
ПАПА КЛИМЕНТ V
Имя папы Климента V появляется на страницах «Кода да Винчи» в связи с катастрофой, постигшей орден тамплиеров. Этот военно-религиозный орден утратил доверие после того, как расположенное в Святой земле королевство крестоносцев оказалось в руках тех, кого католическая церковь называла неверными. Присутствуя при разговорах Роберта Лэнг-дона и Ли Тибинга, Софи Неве узнает о том, что папа осудил религиозные ритуалы тамплиеров, в том числе и, судя по всему, поклонение Бафомету. Папа Климент V, он же Бертран де Гут, родился в 1264 году в Гаскони, на юге современной Франции. Он был епископом Бордо, затем стал капелланом папы Бонифация VIII, вступившего в конфликт с королем Франции Филиппом IV. Филипп IV оспорил «Unam Sanctam», папскую буллу, изданную Бонифацием, закреплявшую вер-ховную власть папы. Один из придворных короля продержал Бонифация три дня под арестом, что якобы ускорило кончину понтифика. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что в 1305 году, после своего избрания главой Святого престола, — а надо сказать, что на торжественной церемонии присутствовал также и Филипп IV, — папа Климент V предпочел проводить политику сотрудничества с французским монархом. Он отозвал буллу «Unam Sanctam», которая показалась оскорбительной королю Филиппу, и согласился на проведение суда, на котором против его предшественника Бонифация было выдвинуто обвинение в ереси. Климент не нашел в себе мужества честно выразить личное мнение относительно невиновности Бонифация и затянул суд почти на два года. Подобная затяжка не устроила Филиппа, и он отказался доводить суд до конца. Далее Филипп IV решил покончить с тамплиерами, которые сосредоточили в своих руках огромные богатства. Рыцарей Храма обвинили в ереси, содомии и прочих грехах. Папа Климент поддержал короля в намерении подвергнуть орден суровым репрессиям. Кульминацией гонений на братство «Бедных рыцарей Христовых» стала пятница 13 октября 1307 года, когда по всей Франции произошли массовые аресты тамплиеров. В числе арестованных был и Великий магистр ордена Жак де Моле. Под пытками у тамплиеров вырвали признания в ереси, и в 1312 году Климент окончательно разгромил орден тамплиеров папской буллой «Vox in Excelso». Собственность тамплиеров передали другому военно-религиозному ордену — госпитальерам. Жак де Моле также под пыткой признался в вьшвинутых против него обвинениях, однако позднее отрекся от своих признаний и в 1314 году был сожжен на костре. Молва гласит, что во время казни он пророчески заявил, что Климент V и Филипп IV умрут в один год, что оказалось правдой. В 1309 году средоточие папской власти переместилось из Рима в Авиньон. Этот период, получивший название Авиньонского папства, продолжался почти семьдесят лет. Политическая обстановка в Италии, где не утихала вражда соперничающих политических группировок, во время правления Климента значительно ухудшилась, и папское войско вступило в вооруженный конфликт с Венецией. Климент V скончался в апреле 1314 года, оставшись в истории слабым понтификом, послушно выполнявшим прихоти короля Филиппа IV. См. также: Бафомет, Тамплиеры.
«ЛЕСТЕРСКИЙ КОДЕКС»
«Лестерский кодекс» — это тетрадь с записями, сделанными Леонардо да Винчи в Милане в период между 1506 и 1510 годами. Для заметок великий живописец использовал сепию, которой писал на 18 двойных листах дорогой бумаги с полотняной отделкой. Каждый из них был сложен таким образом, что в конечном счете получилось 72 страницы. В некоторых местах текста Леонардо адресуется к будущему «читателю». Особенность «Лестерского кодекса» состоит в том, что он представляет собой записи научного характера и математические выкладки великого художника эпохи Возрождения, записанные таким образом, что их можно прочитать только при помощи зеркала. К этому методу вынужден был прибегнуть герой романа «Код да Винчи» Жак Соньер, чтобы зашифровать сообщение о том, где находится криптекс номер один. Текст сопровождают многочисленные рисунки. Наблюдения Леонардо охватывают самые разнообразные темы — от астрономии до свойств минералов, воды, воздуха и небесного света. «Лестерский кодекс», названный так по фамилии английского семейства, купившего его в 1717 году, сейчас является собственностью Билла Гейтса, основателя фирмы «Майкрософт» и самого богатого человека в мире. В настоящее время «Лестерский кодекс» экспонируется в Музее искусств города Сиэтла, США. См. также: Леонардо да Винчи.
ЖЕРОМ КОАЛЕ
Лейтенант полиции Жером Колле, помощник капитана Безу Фаша. Он принимает активное участие в событиях, стремительно развивающихся на страницах «Кода да Винчи» и происходящих на территории всей Франции. Его фамилия — Collet — означает воротник или аркан и на профессиональном полицейском жаргоне означает «быть пойманным полицией». См. также: Безу Фат.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |