|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Поместный Собор РПЦ 1917-1918 годов и восстановление патриаршества29 апреля 1917 года Синод принял решение о подготовке к Поместному Собору. При Синоде был образован Предсоборный Совет, в который вошли 62 члена – архиереи, священники, учёные богословы из мирян, известные церковно-общественные деятели. Он обсудил программу предстоящего Собора, используя материалы Предсоборного присутствия 1905-1906 гг. и Предсоборного совещания 1912-1914 г.г. Поместный Собор открылся 15 (28) августа 1917 года в Успенском соборе в день его храмового праздника. Первая сессия собора приняла ряд нормативно-правовых документов для устроения церковной жизни в новых условиях: Определение о правовом положении Церкви в государстве, которое, в частности, предусматривало: первенствующее публично-правовое положение Православной Церкви в Российском государстве; независимость Церкви от государства — при условии согласования церковного и светского законоуложений; обязательность православного исповедания для главы государства, министра исповеданий и министра народного просвещения. Были утверждены Положения о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете как высших органах управления в период между созывами поместных соборов. Вторая сессия открылась 20 января (2 февраля) 1918 года и закончилась в апреле. Особенно остро обсуждался вопрос о восстановлении патриаршества. Были и сторонники, и противники. Аргументы противников патриаршества: Князь А.Г. Чаадаев: «коллегия» имеет преимущества, соединяет в себе различные дарования и таланты, в отличие от единоличной власти. Пртотоиерей Н.В. Цветков: патриарх – это лишнее звено между Христом и верующим народом. Рубцов В.Г. патриаршество нелиберально, несовременно. «Нам нужно уравняться с народами Еврорпы... Не будем возвращать деспотизм, не повторим XVII века…» Сторонники восстановления патриаршества: Сперанский И.Н. показал глубокую внутреннюю связь между существованием первосвятительского престола и духовным ликом допетровской Руси «Пока у нас на Святой Руси был верховный пастырь…наша Православная церковь была совестью государства…» Архимандрит Илларион (Троицкий): «Орёл петровского, на западный образец, устроенного самодержавия выклевал… русское православное сердце (патриарха – С.К.)… Поместный Собор Церкви Российской от Бога данной ему властью поставит снова московского патриарха на его законное неотъемлемое место». 28 октября (10 ноября) Поместный Собор большинством голосов вынес историческое постановление: «В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая - принадлежит Поместному Собору, периодически, в определённые сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. Восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется патриархом. Патриарх является первым между равными ему епископами. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчётен Собору». Избрание состоялось 5 (18) ноября В храме Христа Спасителя. По окончании Божественной литургии священномученник Владимир Киевский вынес ковчежец с жребиями на амвон. По результатам первого тура в ковчежце было три записки с именами архиепископа Харьковского Антония, архиепископа Новгородского Арсения и митрополита Московского Тихона, - как говорили о них в народе –«самого умного, самого строгого и и самого доброго из иерархов Русской Церкви». Владимир благословил кочежцем народ и снял печати. Из алтаря вышел старец иеросхимонах Зосимовой пустыни преподобный Алексий. Помолившись, он вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту. Святитель прочитал громко: «Тихон, митрополит Московский – аксиос!» Ликующее тысячеустное «аксиос!» сотрясло огромный переполненный храм. В глазах молящихся стояли слёзы радости. По отпусте знаменитый на всю Россию протодиакон Успенского Собора Константин Розанов возгласил многолетие» Господину нашему высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону, избранному и наречённому в патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России». Интронизация патриарха состоялась 21 ноября (4 декабря) в праздник Введения в Успенском Соборе Кремля. Поместный Собор1917-1918 г.г. имел эпохальное значение. Он упразднил канонически ущербную синодальную систему церковного управления и восстановил патриаршество. Собор провёл рубеж между двумя периодами русской церковной истории. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |