АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Создание русского государства. Крещение Руси

Читайте также:
  1. I. Стилистические нормы современного русского литературного языка
  2. А президент Мубарак уперся. И уходить не захотел. Хотя расчет США был на обычную реакцию свергаемого главы государства. Восьмидесятидвухлетний старик оказался упрямым.
  3. Аграрная политика современного государства. Защита прав сельскохозяйственного производителя в Украине.
  4. Армия как институт государства. Правовой статус военнослужащих.
  5. Б) механизмом управления деятельностью государства.
  6. Бюджетная политика государства.
  7. В нашем доме пожар? Создание театра медиа в период информационных войн
  8. В четвертых, функция обеспечивается общественной поддержкой и властной силой государства.
  9. В) Требования к уровню и характеру подготовки учителей (литературы / русского языка и литературы) в нормативных документах.
  10. Виды и инструменты внешнеторговой политики государства.
  11. Внешние функции государства. Их виды и характеристика в различных типах государства.
  12. Внешняя политика СССР в 1945-1885гг: изменения на международной арене, создание мировой социалистической системы, этапы холодной войны.

 

Русское язычество находилось на низшей ступени своего развития, на переходе от непосредственного поклонения силам природы (светилам небесным, матери сырой земле, зеленой дубраве) к олицетворениям этих сил в личностях. Уже в это время заповедал Иисус Христос своим ученикам — апостолам (Мф. 18, 19): “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и св. Духа”. И св. апостолы понесли во все концы тогдашнего мира Слово Божие.

Древнейшие записи и предания повествуют, что апостольское слово проникало и на территорию нашей Родины:

1) Больше всего следов раннего христианства мы можем видеть в Закавказье. Предания говорят о проповеди Слова Божия уже в начале 1 века апостолами из числа 12-ти (в т.ч. Андреем Первозванным) и из числа семидесяти на территории нынешней Армении. Очень рано, уже в 1 в. по Р. Хр., христианство проникает в Грузию. В IV в. значительная часть обитателей нынешних Армении, Грузии и Западного Азербайджана были обращены в христианство бессмертными трудами св. Нины и ее учениками и продолжателями.

2) Ап. Андрей Первозванный проповедовал среди обитателей многочисленных греческих колоний в Крыму, внедрившихся в этом районе за V-VII веков до Р. Х. Сосланный в Крым в 94 г. муж апостольский, римский еп. Климент уже нашел там до двух тысяч христиан в одном только городе Херсонесе.

3) Тот же ап. Андрей Первозванный, по преданию, пошел из Крыма к северу, поднялся вверх по Днепру. Предание рассказывает, что ап. водрузил Крест на склоне горы, где позже вырос Киев, и предсказал славное будущее этому месту (“на этих горах воссияет благодать Божия, имеет быть на них построен великий город и Бог воздвигнет на них многие церкви ”).

В VI-VII вв. восточные славяне были связаны со многими другими народами и странами, что также способствовало распространению христианства:

- Как известно, в эти века через восточно-славянские земли пролегала магистраль мирового значения -”великий водный путь из Варяг в Греки”, соединявший Балтийское (Варяжское) море с Черным (Русским) через р. Неву, Ладожское озеро, р. Волхов, озеро Ильмень, р. Ловать, верховье Западной Двины и р. Днепр до его устья. Эта столбовая водная дорога была одним из важнейших средств взаимного сближения славянских племен. По ней же шли торговые караваны из стран Северной Европы и, в частности. Скандинавского полуострова в Византию и другие страны Ближнего Востока.

-Восточные славяне совершали и вооруженные набеги на крымские колонии, и на берега Малой Азии; неоднократной жертвой набегов была и столица Византии Константинополь (Царьград ). Мирные и военные встречи с Византией очень способствовали продвижению христианства в восточно-славянские земли. Немало славян и ославянившихся варягов, побывавших либо в плену, либо на военной наемной службе у византийцев, могло возвращаться оттуда христианами. Среди славян на их родине распространителями христианства могли быть пленные византийские христиане-воины.

- С начала IX в. св. вера могла частично проникать к нам со стороны Скандинавии, ибо у норманов (варягов) массовое распространение христианства началось несколько ранее, чем на Руси.

Луч веры Христовой проникал в восточно-славянские поселения за многие и многие годы до массового крещения Руси. До князя Владимира, ещё в 955 году в Константинополе состоялось крещение княгини Ольги, в котором она приняла имя Елена. Именно, княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги - великий князь Киевский Святослав Игоревич. Легенда гласит, что Ольга, прибыв ко двору византийского императора Константина VII Багрянородного, попросила о крещении. Когда император объявил о намерении взять красавицу в жены, Ольга воспротивилась - христианский император не должен подавать дурной пример, взяв в жены язычницу. А когда Константин и патриарх Феофилакт лично крестили княгиню, та объявила, что не может выйти замуж за своего крестного отца. Так Константин VII Багрянородный остался ни с чем.

Крещение князя Владимира (978-1015) и киевлян в 988 г. - это начало Русской Церкви. Князь Владимир рос в обстановке двойственного воспитательного влияния. От бабки своей Ольги он унаследовал ее христианскую настроенность и опыт державной деятельности, от отца — его прямой, открытый нрав, решительность в действиях и несгибаемую волю к честному одолению своих врагов.

Вся деятельность Владимира показывает, что он ко времени своего вступления в великокняжение отдавал себе отчет не только в истине Христовой веры, но и в благодатном воздействии христианства на укрепление в народе общерусского сознания, на усиление общерусской государственно-великокняжеской власти.

Величайшая историческая заслуга Владимира перед Церковью и народами Руси — не в его личном крещении, а в том, что он приобщил к христианству широкие массы русского народа и создал условия для полной победы св. веры на всей территории нашей необъятной Родины.

Широко известно предание об “испытании вер” Владимиром. Вкратце его содержание сводится к следующему: в 986 г. к Владимиру приходили с предложением своих вер посланцы мусульман (с Волги), иудеев (из Крыма), Римского папы и византийских греков.

Владимир сразу отверг предложения мусульманства, противного ему обрядом обрезания и запрещением винопития и употребления свинины; отклонил иудейство, сочтя рассеяние иудеев по всему миру знамением возмездия Бога за грехи этого народа; отрицательно отнесся к “латинской воре”, заметив, что прежние поколения русских христиан и св. кн. Ольга отвергали “римские” особенности обрядов и обычаев. Более всего его убедили впечатляющие речи византийского грека.

Однако Владимир и ему заявил о своем намерении подождать и подумать прежде, чем решиться на принятие христианства. В следующем 987 г. Владимир снарядил 10 “добрых и смышленых мужей”, послав их в разные страны для ознакомления с перечисленными выше верами на местах.

Послы (по-древнерусски “слы”) возвратились, неотразимо очарованные византийским храмом и богослужебным великолепием, с весьма холодными впечатлениями от других вер. Владимир окончательно склонился к христианству. В 988 г. Владимир во главе войска идет походом на крымские владения Византии. Поход носил карательный характер. Дело в том, что в соответствии с греко-русским договором (подписанным еще при Игоре) о взаимной помощи Владимир помог византийским императорам Василию и Константину преодолеть серьезную угрозу их власти со стороны одного из своих полководцев. В награду греки обещали многое; в числе обещаний был и брак Владимира с сестрой императоров Анной. Однако греки столь упорно оттягивали обещанное, что Владимир решился на названный поход. Русские овладели крупнейшим крымским форпостом Византии, городом Корсунь (Херсонес). Произошло это после долгой осады. Время шло, проходили целые месяцы, а город и не думал сдаваться, тогда иссякло терпение у киевского князя. Он уже был готов идти на непокорный Херсонес штурмом, когда в его лагерь прилетела стрела с запиской от Анастасия – исполнил своё обещание священник. Чтобы не допустить кровопролития, поведал о слабом месте города. Владимиру надлежало отмерять от ворот города 135 шагов в юго-восточном направлении, к камню, под которым проходил единственный водовод осаждённых. Осаждающие отвели воду в сторону и город, оказавшись в безнадёжном положении, был вынужден сдаться. Херсонеситы просили князя сохранить им жизни, свободу и имущество, на что великодушный Владимир Святославович ответил согласием.

Владимир с достоинством заставил византийцев быть верными своему слову. Анна с большой свитой и сонмом духовенства была привезена в Корсунь. Там в торжественной обстановке было совершено христианское бракосочетание Владимира с Анной и одновременно крещение дружины Владимира. Вполне вероятно, что Владимир при совершении брака произнес исповедание святой веры, что потом могло быть летописцами сочтено за факт крещения его. В Киев Владимир возвратился в 988 г. с большим числом священников и первым киевским митрополитом Михаилом (болгарин по происхождению), поставленным для Руси Константинопольским патриархом. По приезде в Киев митрополит, все вновь прибывшие и бывшие здесь ранее священники, при непосредственном личном участии кн. Владимира, развернули широкую проповедническую деятельность: массовые и групповые проповеди, широко применялись индивидуальные беседы, беседы велись в отдельных домах; после того, как под здание святого дела был подведен могучий фундамент, приступили к истреблению языческих идолов; со дня на день увеличивалось количество христиан; наконец, последовал указ о явке всех некрещеных русских киевлян на р. Почайну и совершился великий исторический акт. Христианство волей Божией становилось государственной религией Киевской Руси (988 год). Крещение князя Владимира и киевлян это начало Русской Церкви.

Устройство Русской Церкви после крещения Руси. Законы церковного управления. Русская Церковь была устроена в виде особой митрополии Константинопольского патриарха. Русские митрополиты избирались из греков и посвящались в Греции патриархом, с согласия императоров Византии.

Первые епархии на Руси. Первое разделение Русской Церкви на епархии было произведено в 992 г. митр. Леонтием. Всех епархий тогда было шесть: в Киеве, Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимир-Волынске и Белгороде. Зависимость епископов от митрополита была не велика, ограничиваясь почти одним только поставлением их на епархии.

В Киевский же период оформились и законы церковного управления:

1) Основанием для внутреннего церковного управления служил Номоканон Иоанна Схоластика (VI в.) и патр. Фотия (IX в.).

2) Русские церковные правила:

А) Церковное правило митрополита Иоанна II в ответ на вопросы Иакова черноризца, с ХIII века постоянно вносившиеся в наши Кормчие. Б) “ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ” святого Владимира. В) Церковный устав” великого князя Ярослава Мудрого.

Первые храмы. Первым строителем церквей является св. Владимир, повелевавший “рубить церкви по градам”. В Киеве им была поставлена церковь св. Василия (своего ангела), вторую — каменную — во имя Успения Пр. Девы Марии построил на месте убиения варягов Феодора и Иоанна, украсил ее серебром и золотом и назначил на содержание ее десятину своих доходов, от чего и получила название Десятинной. Усердными строителями храмов были и дети Владимира — Мстислав и Ярослав. Последний построил богатую Киевскую Софию, сохранившуюся до настоящего времени, затем церковь Благовещения на Златых вратах Киева. Сын его Владимир построил Софию Новгородскую.

Церковный устав. Первый определенный устав введен был преп. Феодосием в монастыре Печерском — это был устав Студийский (составлен в Студийском византийском монастыре в начале IX века преподобным Феодором Студитом). Отсюда он распространился повсюду и сделался надолго господствующим в Русской Церкви.

Иноческая жизнь. Первые монастыри на Руси. Монастыри стали появляться у нас с самого начала христианства. Самый известный Киево-Печерский, основанный свв. Антонием и Феодосием. В Киеве к концу ХII в. было не менее 17 монастырей. По неполным данным, в Смоленске было 5 монастырей, в Переяславе (Южном) и Чернигове по 4; в Галицком княжестве — 3. В Новгороде было до 20 монастырей. Из лесных обителей особенно почетную известность получили: Антониев монастырь, основанный в XI в. преп. Антонием Римлянином, Хутинский монастырь, построенный преп. Варлаамом в конце ХII в. в 10 верстах от Новгорода.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)