АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Христианская семья

Читайте также:
  1. V. ГОСУДАРСТВО, СЕМЬЯ, ВОСПИТАНИЕ
  2. Глава 3. Война и моя семья.
  3. Городская консультация «Семья и брак».
  4. Какие доказательства у нас есть о том, как каждый из этих факторов влияет на детей в разведенных семьях?
  5. Молодая семья – объект молодежной политики
  6. Негармоничная семья как психогенный фактор
  7. Представления о будущем у воспитанников детских домов и детей, воспитывающихся в семьях
  8. Римская семья. Агнатское и когнатское родство.
  9. С психофизическими нарушениями и их семьям
  10. Своя военно-прокурорская семья – 2
  11. СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ И СЕМЬЯ
  12. Семья и болезнь

Огромное значение в жизни каждого человека имеет семья. В отличие от устоявшихся представлений о равенстве полов, православная нравственность её рассматривает как «малую Церковь». Первое место в семейной иерархии принадлежит мужу, второе – жене, третье – детям. «Жены, повинуетесь своим мужьям, как Господу, ибо муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:22-24).

Муж олицетворяет Божественную власть в семье. Божественная власть – это власть любви. «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5:25). Под властью над женой понимается не произвол, а взятие на себя принятия и реализации самых трудных решений, ответственность за жену и других членов семьи.

Второе место в семейной иерархии принадлежит жене. Семейное служение жены – послушание. Женская эмоциональность поддерживает жизненный огонь семейного очага. В ответственной власти мужа жена должна находить сдерживающее начало. В этом смысл заповеди апостола: «Жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33). «Муж – голова семьи, жена – сердце», – говорит профессор богословия А.И. Осипов. «Вопрос о формальном главенстве становится острым только в несостоявшейся семье, где воля мужа и жены противопоставлены. В христианской семье муж и жена имеют одно хотение и одну волю. «Когда корабль нашего семейного счастья дал крен, начинать надо с самого главного – мы должны молиться Богу, молиться Богородице, просить святых покровителей нашего брака о помощи. Господь обязательно поможет, потому что мы молимся о самой главной христианской добродетели – о любви, о мире и сами не сидим, сложа руки»,– пишет священник Павел Гумеров.

Неизреченное снисхождение Бога до последних пределов человеческого падения, до самой смерти, снисхождение, открывающее людям путь восхождения - безграничные горизонты соединения твари с Божеством, - и есть самая сущность христианства. Искупительный подвиг Христа, а в более широком смысле - Воплощение Слова, связывается с конечной целью, поставленной перед тварью, а именно: соединение человека с Богом. Если это соединение осуществлено в Божественном Лице Сына - Бога, ставшего человеком, то нужно, чтобы оно осуществилось и в каждой человеческой личности и каждый из нас стал богом по Благодати, или "причастником Божеского естества", по выражению св. апостола Петра (2Пет. 1:4).

Соединение с Богом - вот главное назначение для каждого человека. Спаситель мира Христос, открывший это назначение, сказал: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48). В этой истине христианства заключено признание и оправдание бесконечного достоинства каждой человеческой личности. В своем стремлении развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы, освободить душу от страстей, раскрыть образ Божий в растущем человеке православие не уходит от мира, но возвышается над миром. Жажда вечной жизни и порыв к преображению обычной жизни, порождаемые христианством, ставят нелегкую задачу воспитать ребенка в христианском духе для земной жизни и в то же время не остановить движение души ребенка к вечной жизни.

История человечества, в том числе и история еврейского народа, со времени Моисея вплоть до Рождества Христова представляют собой цепь величайших чудес и знамений, богоявлений и богооткровений, пророков и других посланников Божиих, действующих именем и силою Господа. Одним из важнейших средств воспитания людей был нравственный закон, данный Господом через Моисея и изложенный в десяти заповедях.

Исторически воспитание в еврейском народе было строго согласовано с Божественным Откровением, где человек понимался как носитель "образа Божия" и одновременно "семени греха". Ветхозаветное воспитание было одновременно и обучением, они взаимопроникали друг в друга. Родители воспитывали ребенка в Боге и для Бога. Основной принцип воспитания формулировался так: " Начало премудрости - страх Господень " (Пс. 110:10). Воспитание должно было через изучение Божественного Откровения определить обязанности человека, чтобы он стремился быть святым, как свят Господь. С другой стороны, в процессе воспитания необходимо было отсекать в детях те греховные наклонности, которые проявляются в человеке с ранних лет.

Воспитание у евреев было исключительно семейным. Главным предметом отцовских попечений было возбуждение в детях религиозного чувства и приучение их к религиозным обычаям и праздникам. Семейные отношения уподоблялись отношению Бога к своему народу, поэтому от детей требовалось почтение к родителям. "П очитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20: 12). Эта заповедь с раннего возраста запечатлевалась в душе ребенка. В его сознании родители занимали место, подобное тому, какое Бог занимает перед всем народом. Почтительность к родителям сливалась с благоговением и страхом перед Богом: " Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные и сожрут птенцы орлиные! " (Прит. 30:17). Произнесший хулу на отца или мать всенародно подвергался проклятию и осуждался на смертную казнь (Исх. 21:17). Такая же участь постигала и того, кто осмеливался ударить отца или мать (Исх. 21, 15). Почтение и страх детей перед родителями переносились и на отношения младших к старшим. С предписанием почитать родителей тесно связывалось другое предписание: " Пред лицем седого вставай и почитай лице старца" (Лев. 19:32).

Иисус Христос, Бог и вместе совершеннейший человек, стоит во главе всего созданного Им нового христианского времени. Он даровал и вечный идеал для воспитания: каждый христианин должен, с учетом врожденных способностей, стараться уподобиться Христу, то есть победить в себе своекорыстную природу и образовать из себя свободную личность, стоящую в сознательных и разумных отношениях к Богу, людям и природе.

В отношении детей Он требует высокого уважения и признания их личного достоинства. " Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И обняв их, возложил руки на них и благословил их" (Мк. 10:15-16). И Он сказал: " Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море" (Мк. 9:42). Дети с их преданностью и покорностью, с их беспритязательной простотой, с их чистосердечием и любовью, с их откровенной прямотой и восприимчивостью ко всему прекрасному и божественному являются в глазах Христа образцом высочайшего совершенства, какого может достигнуть взрослый человек только сознательно, тогда как дети обладают этим совершенством бессознательно. Поэтому Он взывает к Своим ученикам, чтобы они опять сделались, как дети, освободились от всякого тщеславия и честолюбия. На вопрос о том, кто будет из них больший в царстве Божием, Он отвечает: " Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном " (Мф. 18:4).

Родителям Христос проповедует о преданной любви в деле воспитания своих детей и указывает на отца, который даже блудного сына по его возвращении принимает радостно в свои объятия. Но в то же время, остерегая от такой любви к детям, которая ради них пренебрегает высшей целью, Он напоминает: " Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф. 10:37). Христос признает важность телесно-духовного воспитания детей, однако воспитание духа в Его глазах выше и важнее развития тела и приобретения земных сокровищ, ибо " какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф. 16:26). " Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут; Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф. 6:19-21). " Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (земное) приложится вам" (Мф. 6:33). " Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе " (Рим. 14:17).

На этих основаниях установил Христос вечно истинное понятие о воспитании. Воспитание человека, по духу Евангелия, есть его возвышение из низменности и чувственности к Божественному совершенству.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)