АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И христианском нравственном законе

Читайте также:
  1. II. Возникновение родительской власти над детьми: внебрачными, узаконенными и усыновленными
  2. В Законе (п.2 ст.1) указаны организационно-правовые формы юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами.
  3. І. Дискримінацію традиційних сімей та узаконення гомосексуалізму, інших збочень
  4. Как прекратить узаконенное разрушение жизни и научиться беречь её?
  5. Момент возникновения дохода теперь закреплен в законе
  6. Отцовская власть, эмансипация узаконение усыновление
  7. Презумпция невиновности и обязательность доказывания в нравственном аспекте.
  8. Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

Нравственность есть факт общечеловеческий и принадлежит всему роду человеческому. Учение о нравственности есть не только у христиан, но и у язычников, поэтому кроме нравственного богословия существует и нравственная философия. Обе эти науки занимаются одним и тем же предметом – исследуют законы и правила нравственной жизни. Различие же их в том, что они исходят из разных начал и потому идут в разном направлении.

Нравственное богословие берёт свое начало в Священном Писании и показывает его соответствие общечеловеческим нравственным потребностям. Нравственная философия основана на человеческих предположениях, ищет искомое силами и средствами человеческого разума, поэтому легко уходит в ложное направление. В нравственном богословии личность Иисуса Христа Спасителя – совершенное изображение добродетели, а нравственная философия не дает образца. Нравственное богословие указывает источник исполнения нравственных требований в воле Божьей. Нравственная философия не дает сил и средств, которые побуждают человека последовать истине. Человеческий разум слаб, чтобы побудить человека подчиниться требованиям нравственного закона. В целом светская нравственность не в состоянии решить вопроса о происхождении зла и победе над ним.

Христианство есть домостроительство (созидание) спасения каждого человека в Господе Иисусе Христе. Человек, ищущий спасения, должен знать, что от него требует христианская вера, как жить и действовать христианину. Христианская нравственность – жизнь во Христе по закону Божию, глубоко сознательное и свободное осуществление человеком в своей жизни заповедей Христа.

У человека высшее благо состоит в общении с Богом.Благоугождая Богу, человек находится в состоянии богосыновства и принадлежит к царству Божию, в этом и состоит высшее назначениечеловека и самое основное его благо. Счастье, доставляемое человеку этим благом есть, конечно, внутреннее, духовное, есть «правда и мир и радость о Духе Святом» (Рим.14:17). Мы имеем неложное свидетельство Священного Писания, что людям благочестивым и исполняющим заповеди Божии все благопоспешествует и в земной жизни. Господь Спаситель сказал: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» – все потребное для жизни (Мф.6:33). «Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим.4:8). Таким образом, благо есть результат нравственности.

Вера в личного Бога или религия составляет основание нравственности. Тем не менее, религия и нравственность составляют две особые области и не должны отождествляться. В религии сильнее выражается зависимость человека от Бога, в нравственности больше места для самоопределения человека. Предмет христианского нравоучения составляет то, что Бог сделал для спасения человека и то, что должен сделать сам человек для своего спасения.

Главный источник христианской нравственности – Священное Писание, затем учение Святых Отцов Церкви. Священное Писание, по слову апостола: «Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 2:16); оно может умудрить человека на пути спасения. Сам Иисус Христос свидетельствует: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Святой Ипполит пишет: «Как тот, кто хочет изучить мудрость мира, не может иначе достигнуть сего, как изучением философов, так если хотим изучать благочестие, достойное Бога, не иначе, как из божественных писаний должны изучать его».

Знание христианского нравоучения приобретается через чтение и слушание слова Божия, святоотеческих писаний, житий святых, бесед и поучений с церковного амвона и в общении с христианами.

Нравственное богословие – это наука, излагающая учение о нравственной жизни человека, какой она должна быть по закону Божию, открытому в слове Божием и раскрытому в учении православной Церкви; это наука о нравственном Божием законе и проистекающих из него обязанностях христианина, о нравственной жизни и частных добродетелях христианина, о нарушениях закона и о грехе.

Нравственный закон– это основанное на нравственном чувстве сознание того, что должно и чего не должно делать. Ветхозаветный нравственный закон или Моисеев Закон – это данные Богом через Моисея еврейскому народу заповеди и повеления. Ветхий Завет содержит:

1. Закон нравственный – отношение человека к Богу и ближнему.

2. Закон обрядовый – о скинии, священных лицах и жертвах.

3. Закон гражданский – правила общественной и семейной жизни.

В Пятикнижии насчитывается 248 повелений и 265 запрещений.

Кратко ветхий Завет записан в десяти заповедях, данных Моисею на Синаи и написанных на двух каменных скрижалях; четыре заповеди – обязанности человека к Богу, шесть заповедей – обязанности человека к ближним.

Под новозаветным евангельским нравственным законом понимаются те истины и правила, которые возвестил людям Сам Господь Иисус Христос и проповедали святые апостолы. Сущность новозаветного нравственного закона Господь выразил в двух главных заповедях:

– в заповеди о самоотвержении: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24);

– в заповеди о любви к Богу и ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим… Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-40).

Отличие Новозаветного закона от Ветхого состоит в следующем:

1. Новый Завет требует не только внешних дел, но главным образом внутреннего строя жизни.

2. В Новом Завете побуждения к исполнению иные – высшие, побуждают искать «Царства Божия и правды Его».

3. Господь не только сообщил Закон, но и дал силы к его исполнению; живым примером, открывшейся благодатью, учреждением Церкви с ее таинствами.

Начало христианской нравственности заключается в любви, и апостол Павел в первом послании к Коринфянам, вслед за Христом, говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:4-8).

Закон евангельский и ветхозаветный имеют между собою тесную связь. Спаситель сказал, что Он пришел «не нарушить», но «исполнить», то есть восполнить недостающее, незавершенное (Мф. 5: 17-18). Ветхозаветный закон Моисеев был законом внешних дел, законом буквы, Спаситель же требует от людей чистоты внутренних помыслов, нравственного настроения, сердечного расположения. В восполнение десяти ветхозаветных заповедей Господь Иисус Христос дал учение о Блаженствах.

Действия, не согласные с нравственным законом Божиим, совершаемые по побуждениям, противоположным Христианской любви, называются безнравственными. Нравственная жизнь христианина есть произведение двух действующих сил: главной – благодати и вторичной – содействующей человеческой свободы… Если свободные наши действия согласны с нравственным законом Божиим и совершаются по истинно-нравственным побуждениям любви к Богу и ближним, то называется нравственно-добрыми, добродетельными. Священное Писание и Церковь выделяют главные добродетели: веру, надежду и любовь к Богу, из которых происходят и развиваются все другие христианские добродетели, такие как: молитва, воздержание, смирение, кротость и др. Г.И. Шиманский пишет: «Добродетель есть

а) всеобъемлющее стремление нашего духа к добру или настроение христиански действующего духа,

б) одновременно она есть доброе расположение или навык (в душе и теле) к добру и, наконец,

в) каждое отдельное доброе дело (как следствие первых двух)».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)