|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отличие церковного искусства от искусства светскогоГлавным отличием церковного искусства от искусства светского и нерелигиозного есть вектор его направленности. Если определять искусство как искание красоты, то искусство светское круг своих поисков ограничивает сотворенным миром, непостоянным, невечным, а потому не имеющим идеал совершенства. В связи с недостижимостью идеала в контексте тварности светское искусство обречено на несовершенство и неудовлетворенность творческого поиска, направленного на несовершенные цели. Церковное искусство свой вектор направляет к исканию иной Красоты, несотворенной, а потому вечной, идеальной и неразрушимой. Очень замечательно охарактеризовал церковное искусство прот.Алексей Остапов: «Красота храма, богослужения – это красота церковная, особенная, говорящая о спасительном и благодатном, красота преображающая. Это отблеск высочайшей и совершеннейшей Красоты Бога». Христианское церковное искусство имеет ряд черт, отличающих его от искусства мирского или светского. Прежде всего, оно бифункционально: наряду с эстетической функцией, оно служит средством богопознания. Христианское искусство, достигшее своего расцвета в эпоху европейского средневековья, характеризуется целым комплексом художественных особенностей. Прежде всего, это искусство является тотально символичным – то есть несет скрытый смысл, ведь божественную сущность способен передать только символ. Церковное искусство канонично – т.е. следует установленным образцам. Так, иконопись, – один из самых ярких видов церковного искусства, определяется иконографическим каноном. В центре церковного творчества (идет ли речь об иконописи или гимнографии) Бог, Христос, Богородица, святые. В иконописи «сбывается» в первую очередь не личность автора иконописца, но личность Христа или святых, являющих Христа. Именно их имя ставится на иконе, а не имя написавшего икону. В светском же искусстве, идет ли речь о пейзаже или портрете, в первую очередь ставится имя автора (на книге стихов Пушкина мы так и пишем: «А.С. Пушкин», а под картиной Леонардо: «Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем»). Однако при всем различии церковного и светского творчества, в обоих случаях в центре «личность». Искусство не ставит для мастера никаких рамок. Он вполне свободен в решении поставленной задачи. Он произвольно разрабатывает темы и светские, и религиозные. Следовательно, подлинным и действительным содержанием картины, как искусства мирского, является настроение автора, его неповторимая индивидуальность, его душа. Даже приемы и манеры письма у каждого мастера свои. На всем печать личности мастера. Так и говорят о том или ином художнике: «У него свое лицо». В искусстве картины это самое ценное. Однако иконопись тоже является творчеством, и в ней по-своему сбывается и творческая личность иконописца, ведь мы же отличаем иконы преп. Андрея Рублева от икон Феофана Грека. Конечно, в иконах в первую очередь сбывается Лицо Богочеловека Христа. Но и личность иконописца в случае подлинного творчества некоторым образом реализуется в том же Лице Божием. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |