|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 3. Церковное пение
В православном богослужении важная роль отводится пению — как хоровому, так и сольному. Все возгласы священника и диакона произносятся нараспев. Все отрывки из Евангелия, Апостола, Псалтири, других священных книг тоже читаются нараспев — на одном звуке или нескольких соседних звуках. В православной традиции, в отличие от католической и протестантской, вообще не бывает богослужений, которые совершались бы не нараспев. Порядок пения, принятый в Древней Церкви: 1. Пение было общенародное – пели все, собравшиеся на молитву. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Жены и мужи, старцы и юноши различны полом и возрастем, но не различных по отношению к пению, потому что Дух Святый, соединяя голоса каждого, из всех устрояет одну мелодию». В Апостольских постановлениях указывается еще более конкретно: «При общественном богослужении, на возглашение диакона народ... восклицает: Господи, помилуй!». 2. Пение одиночное – пел только один певец, а все прочие молча слушали. С этой целью была установлена особая степень «певцов» в клире. Такое пение было распространено у египетских пустынников. К четвертому веку христианской эры вполне сформировался свод церковных изменяемых песнопений на восемь гласов - Октоих, а также следующие формы церковного пения: 1. Ипофонное - когда певцы подпевают одному, более опытному певцу, повторяя за ним либо всю мелодическую строфу, либо её окончание, либо какое-то речение, например: «Аллилуиа». 2. Антифонное - когда учиненные певцы попеременно пропевают строки песнопения. 3. Симфонное (согласное) - когда все участники богослужения распевают песнопение одной, общей мелодией. Ко временам апостольским несомненно относятся песнопения: Слава, и ныне: (упоминается как общеупотребительное Тертулианом и св. Иринеем), Господи, помилуй (в постановлениях апостольских: “при общественном богослужении на возглашение диакона народ и прежде всех отроки восклицают “Господи, помилуй””), Отче наш: (пелось апостолами при совершении евхаристии и, наверняка, при всяком другом богослужении), Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: (помещается среди гимнов Литургии уже в "Постановлениях Апостольских"), Слава в вышних Богу: (употреблялось в древнейших христианских собраниях; если не при апостолах, то вскоре после них эту песнь распространили поясняющими предложениями так, что уже в начале III века она читается почти в том же составе, что великое славословие, и называется "утренней песнью"), гимны (песни) отцев (из Ветхого Завета), песнь Богородицы, ныне отпущаеши ("песнь вечерняя"). В IV веке Лаодикийским Собором (365) было установлено, чтобы вместо всего собрания пели только избранные, способные певцы (правило 15-е). С течением времени суждения отцов Церкви о богослужебном пении получили каноническое закрепление на вечные времена, 75-е правило VI Вселенского Собора (680—681) гласит: «Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения, не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви...». Первоначальное развитие русского церковно-певческого искусства происходило в постоянном взаимодействии византийского начала с исконно русской певческой природой; этот сплав и породил русский знаменный распев. Большинство напевов, известных нам, записаны в более позднее время, когда вполне установилась знаменная система. Это так называемые мелодии знаменного распева. Название это происходит от изображения мелодий знаками, называвшимися знаменами, крюками, столпами. Знаменный распев — коренной и древний уставный распев Осмогласие (греч. οκτωηχος, букв. - восьмигласие) - система музыкальной организации богослужебных песнопений по восьми гласам - различным ладово-мелодическим комплексам или наборам напевов (музыкальное понимание термина "глас" весьма различно в разных культурах и в разные исторические периоды). Есть основания полагать, что система гласов (сперва четырех, позднее восьми) начала формироваться в Византии в IV веке, оказав влияние на зарождение на Западе сначала амвросианского пения, а позднее - григорианского (по имени свт. Григория Двоеслова, принесшего эту византийскую традицию в Рим). Свое окончательное оформление система осмогласия получила трудами преп. Иоанна Дамаскина. Осмогласие представляет собой совокупность определенным образом соотнесённых друг с другом богослужебных текстов и напевов. Почти все (за редким исключением) богослужебные песнопения имеют указание на глас, которым они должны петься. Системе осмогласия строго подчинен один из богослужебных кругов - восьминедельный, тексты которого собраны в книге "Октоих" ("Осмогласник"); он начинается с Фоминой недели после Пасхи, после чего каждая седмица имеет свой глас, и круг повторяется несколько раз до следующего Великого поста. На Светлой седмице осмогласие представлено в уникальном «концентрированном» виде - каждый ее день из Октоиха берется воскресная служба очередного гласа (таким образом, с богослужебной точки зрения в пасхальной седмице нет понедельника, вторника и т.д., а есть только одни воскресенья!) Все другие песнопения (Минеи, Триоди и проч.) также относятся к тому или иному гласу, но уже исходя из иной логики, связанной со смыслом и характером текста (так, 1-й глас, которым поются каноны самых главных праздников - пасхальный и рождественский - очевидно, является самым радостным и торжественным, и т.п. Однако, всё это было основано на ладово-мелодических особенностях византийской церковной музыки, где и возникло осмогласие, а в иных певческих традициях ясно проследить такие музыкально-смысловые соответствия уже может быть затруднительно или невозможно). Распев — это форма вокальной музыки, нечто среднее между обычной речью и настоящей мелодией (в современном европейском понимании). Термин «Древние распевы» прилагается обычно к византийскому, русскому, григорианскому церковному пению, а также к другим национальным типам христианской литургической музыки. Все распевы берут начало в древнееврейском храмовом пении и других восточных прототипах, и сама форма распева до сих пор составляет характерную черту ряда восточных музыкальных культур. Распев почти всегда монодичен, т. е. исключает использование инструментов, и не имеет строгого метра. Ритм в нем определяется ритмом речи. В древнерусском монодическом (одноголосном) пении выделяется несколько распевов (роспевов): знаменный распев (с XI в.) со знаменной нотацией — основной в древнерусской церковной музыке, кондакарный (до XIV в.), путевой распев и демественный распев (конец XV — 1-я половина XVII вв.) со своими нотациями. С XVII в. распространяются киевский распев, болгарский и греческий. Некоторые создавались в центрах духовной культуры — в городах и монастырях: Новгородский, Усольский, Московский, Киево-Печерский, Троице-Сергиевой лавры и др. распевы. Певческое рукописи сохранили имена некоторых распевщиков-авторов песнопений XVII в.; среди них: Маркелл Безбородый, Савва и Василий Роговы, Фёдор Крестьянин. Многие распевы подчиняются системе осмогласия. Позднее (в XVII в.) мелодии знаменного и других распевов кладутся в основу многоголосия (строчное пение).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |