АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие сознания

Читайте также:
  1. I. Развитие аналитических техник
  2. II. Развитие политической рекламы и PR.
  3. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  4. IV. Коммуникативное развитие
  5. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  6. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  7. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница
  8. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 12 страница
  9. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 13 страница
  10. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 14 страница
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 2 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 3 страница

Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но самый мозг человека и вообще его природные особенности — продукт исторического развития. В процессе становления человека отчетливо выступает основной закон исторического развития человеческого сознания. Основной закон биологического развития организмов, определяющий развитие психики у животных, заключается в положе­нии об единстве строения и функции. На основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается, функцио­нируя; его психика формируется в процессе его жизнедеятельности. Основной закон исторического развитии психики, сознания человека заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; порождая в своей деятельности — практической и теоретической - предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу. Основной прин­цип развития — единство строения и функции — получает примени­тельно к историческому развитию психики свое классическое выра­жение в одном из основных положений марксизма: труд создал самого человека; он создал и его сознание. (...) В процессе

созидания культуры духовные способности человека, его сознание не только проявлялись, но и формировались. Необходимые для созда­ния человеческой — материальной и духовной — культуры высшие формы человеческого сознания в процессе ее созидания и развива­лись; будучи предпосылкой специфически человеческих форм трудовой деятельности, сознание является и ее продуктом. (...)

Становление человеческого сознания и всех специфических особенностей человеческой психики, как и становление человека в целом, было длительным процессом, органически связанным с раз­витием трудовой деятельности. Возникновение трудовой деятель­ности, основанной на употреблении орудий и первоначальном разделении труда, коренным образом изменило отношение человека к природе. <...>.

В трудовом действии, поскольку оно направляется на производст­во предмета, а не непосредственно на удовлетворение потребности, расчленяется, с одной стороны, предмет, который является целью действия, с другой — побуждение. Это последнее перестает действо­вать как непосредственная природная сила. Из предмета и побужде­ния начинает выделяться отношение субъекта к окружающему и к собственной деятельности2. Выделение этого отношения происхо­дит в процессе длительного исторического развития. Разделение

2 Сравнение позиции С. Л. Рубинштейна с позицией другого известного психолога — Д. Н. Узнадзе по вопросу о формиро­вании потребности как отвлеченной от непосредственных побуждений индивида позволяет лучше понять сложный диа­лектический процесс ее формирования. Отношение субъекта к действительности, появляющееся в результате отрыва от собственных побуждений. Д. Н. Узнадзе называл объекти­вацией и связывал ее с переключением собственной потреб­ности на детерминацию потребностями других людей. Он также связывает способность руководствоваться логикой объекта с абстрагированием от его значимости для удовле­творения собственной потребности. «Совершенно естествен­но, — пишет но этому поводу Д, Н. Узнадзе,— что, направ­ляй свою деятельность на явления и вещи, объективиро­ванные мною, и получаю возможность при манипуляции с ними руководствоваться не какой-нибудь из практически важных для меня особенностей, а рядом объективных дан­ных их свойств» (Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. С. 192).

Сначала, на первом уровне, происходит абстрагирова­ние непосредственных потребностей индивида и закладыва­ется возможность руководствоваться в своих действиях по­требностями других людей, Однако сказанное не означает, что при этом личность не руководствуется собственными потребностями, интересами и т. д., что происходит полное абстрагирование от собственных потребностей. Сознатель­ность, (или осознанность) личностных потребностей пред­полагает возможность их постоянного соотнесения с интере­сами общества и других людей и степень согласования, соединения личных и общественных потребностей. — Примеч. сост.

труда с необходимостью приводит к тому, что деятельность чело­века непосредственно направляется на удовлетворение не собствен­ных потребностей, а общественных; для того чтобы были удовлетворе­ны его потребности, человек должен сделать прямой целью своих действий удовлетворение общественных потребностей. Таким обра­зом, цели человеческой деятельности отвлекаются от непосредствен­ной связи с его потребностями и благодаря этому впервые могут быть осознаны как таковые. Деятельность человека становится сознательной деятельностью. В ходе ее и формируется и проявляет­ся сознание человека, как отражение независимого от него объекта и отношение к нему субъекта.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)