АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСТАНОВКИ НА ЛЕЧЕНИЕ И ТРЕЗВУЮ ЖИЗНЬ

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I Распад аустенита в изотермических условиях
  3. I. Порядок медицинского отбора и направления на санаторно-курортное лечение взрослых больных (кроме больных туберкулезом)
  4. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  5. I. Психологические условия эффективности боевой подготовки.
  6. I. Структурные принципы
  7. II. Принципы процесса
  8. II. Принципы средневековой философии.
  9. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИ
  10. II.4. Принципы монархического строя
  11. III. Принципы конечного результата
  12. III. Принципы конечного результата.

 

Природа противоречия. Существует противоречие: лечение алкоголизма необходимо проводить безотлагательно даже без желания, а то и без ведома пациента. Иначе он просто погибнет, предварительно разрушив свою семью, «изломав» жизнь жене, своим детям и доведя до инфаркта или других болезней своих родителей. В лучшем случае он инвалидизируется или погибнет сам, а в худшем — пострадают один или несколько человек из его окружения. Можно даже сказать, что лечение больных алкоголизмом следует проводить по жизненным показаниям. В то же время противоалкогольное лечение должно быть добровольным, в соответствии с действующим законодательством. Противоалкогольное лечение не является наказанием для больного, и он должен сознательно согласиться на это. Мероприятия по подавлению болезненного влечения к алкоголю будут эффективны только у больного с установкой на лечение и трезвость, только если у него есть желание лечиться и жить трезво. В противном случае их результат будет отрицательным или краткосрочным.

Отсутствие у больного желания лечиться вовсе не является основанием для отказа ему в специальной медицинской помощи. Можно ли проводить противоалкогольное лечение без желания пациента, но в то же время ненасильственно? Можно ли избежать в этом вопросе конфликта с законом? Оказывается можно! Для этого существуют много разных способов. В этом издании вниманию читателей будет предложено только два из них, самых простых среди прочих, но достаточно действенных для широкого применения в практике.

Способ первый — если у пациента нет желания «лечиться» и жить трезво, значит, прежде чем его «лечить», нужно сформировать у него такое желание. Это делает врач под видом 3-часовой консультации в кабинете.

Способ второй — пациент вообще не нужен. Если у химически зависимого нет желания «лечиться» и жить трезво, то врач формирует такое желание заочно, влияя на больного через созависимых членов семьи, родных и близких. Речь идет о коррекции созависимых отношений. После относительно короткого психотерапевтического вмешательства созависимые исправят свое поведение таким образом, что у пациента появится стремление к трезвости, выраженное на уровне поступков. А как именно все это делается — об этом говорится в последующих главах.

Противоречие основано на разных семантических значениях слов «алкоголизм» и «лечение» для больного, его родных и близких и для врача. Когда врач и больной беседуют об алкоголизме и лечении, они говорят о разных вещах. Больной использует бытовое значение этих слов. Например, «алкоголизм» для него — это может быть болезнь человека с красным носом, пьющего одеколон и обитающего на помойке, или «алкоголизм — это когда вещи пропивают из дома», или «алкоголизм — это когда мочатся в постель», или «алкоголизм — это когда запои и нигде не работает» и т.д. и т.п.

Нередко ему удается ввести в заблуждение своих родных и близких. Они тоже «обманываются» в происходящем и обращаются к врачу с просьбой:

—Мой муж (сын), конечно же, не алкоголик, но вы его полечите.

—Позвольте, но от чего же его лечить, если у него нет никакой болезни?.

Родные и близкие пациента склонны винить в происходящем химически зависимого и не желают признавать своей роли в картине болезни, не хотят брать ответственность за происходящее в семье на свои плечи. Созависимая жена говорит: «Мой муж пьет, вот вы его и лечите». Созависимые или вообще отрицают болезнь у близкого человека, или считают болезнь проблемой близкого человека, а никак не проблемой семьи и тем более не своей проблемой.

Разница семантических значений слов «алкоголизм» и «лечение» для врача и больного. Когда речь заходит о лечении алкоголизма, больной имеет в виду какие-то официальные действия: укладывание на кушетку, применение лекарств (таблеток, «уколов»), «кодирования» или гипноза; использование врачом каких-то малопонятных манипуляций — разведения пассов, надувания щек, «шевеления усами» и т.п. Говоря о противоалкогольном лечении больной алкоголизмом и созависимые подразумевают лекарственные или психические методы воздействия для отрезвления зависимого от алкоголя человека. Иными словами, больной принимает одну из запущенных форм болезни за всю болезнь, а один из этапов лечения — за все лечение. Впрочем, как и созависимые, которые склонны видеть в малой части болезни всю болезнь, а в малой части лечения — все лечение.

В свою очередь врач использует медицинские значения этих слов, т.е. алкоголизм рассматривается как вариант химической зависимости. А химическая зависимость — это семейное заболевание, дисфункция семьи. Из этого следует, что система наркологической помощи должна предусматривать не только лече­ние зависимости от алкоголя, наркотиков, но и лечение созависимости. Помощь необходима как больному, так и другим его родственникам [11, с. 288].

Лечение врач рассматривает как применение медицинских средств для прекращения болезни, в том числе таких средств, как коррекция созависимости у родных и близких, рекомендации приемов семейной психотерапии родственникам и другим созависимым для эффективного влияния на больного, на что не требуется желания и согласия пациента, а также использование таких средств, как психотерапевтическая беседа, разговорная психотерапия для формирования мотивации к трезвой жизни — на что согласие пациента легко может быть получено. А если так, то врач, прежде чем снимать влечение к алкоголю, т.е. проводить «лечение» как его понимает больной, должен сфор­мировать у него согласие на лечение, установку на трезвость, иначе говоря, выполнить работу, которую сам больной лечением не считает и на выполнение которой готов согласиться.

Больной алкоголизмом отказывается от медицинской помощи не только потому, что его сознание искажено алкоголем, и он в силу своего болезненного состояния просто не способен принять правильное решение, но и потому, что его родственники не предпринимают достаточно действенных и эффективных мер для его отрезвления. Их сознание также иллюзорно и не менее искажено, чем сознание больного. Но они, в отличие от химически зависимого, готовы принять помощь врача и выполнить (если не полностью, то хотя бы частично) его рекомендации. Именно они должны стать «инструментом в руках врача» для влияния на больного, хотя бы на первом этапе.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)